|
стало известно, что очень мало тренеров правильно контролируют и регулируют свой режим труда и отдыха в период соревнований. Многие из них во время и после соревнований чувствуют огромную усталость, раздражительность, снижение работоспособности, и только предельное напряжение силы воли дает им возможность управлять действиями спортсмена. В этот период многие тренеры жалуются на головные боли различной локализации, боли в области сердца, бессонницу, конфликты с окружающими, снижение веса.
Нами установлено, что частота сердечных сокращений, электрокожное сопротивление и активность амилазы слюны у тренеров в конце рабочего дня и особенно в дни соревнований достоверно изменяются по сравнению с исходными данными.
В связи со сказанным весьма актуальными являются поиск и внедрение в трудовой процесс тренеров методов психопрофилактики и психогигиены, позволяющие за малый промежуток времени в любых условиях соревнований снять нервно-эмоциональную напряжен ность, ускорить восстановление работоспособности, увеличить творческое долголетие.
Для решения этих задач нами применялся один из методов психической саморегуляции, наиболее доступный для самостоятельного — аутогенная тренировка (AT).
Первоначальное обучение тренера AT проводится специалистом-психологом в период учебно-тренировочных сборов. Работа психолога с тренером подразделяется на три этапа.
Первый этап (подготовительный) включает: а) изучение индивидуальных особенностей; б) определение некоторых психофизиологических показателей как в период учебно-тренировочных занятий, так и в период соревнований; в) формирование способности к самоконтролю состояния в любых условиях спортивной деятельности.
На втором этапе проводятся вводная беседа и обучение AT. Необходимо, чтобы в этот период у занимающихся формировалась уверенность в эффективности данного метода.
Для ускорения процесса обучения перед каждым занятием ставятся задачи с учетом установленных ошибок, а также применяются подготовительные упражнения, направленные на развитие ощущения, контраста между напряжением и расслаблением. При этом выполнение упражнений происходит с активным сосредоточением внимания. Например, на вдохе производится мысленное проговаривание «мышцы напряжены» с одновременным плавным напряжением мышечных групп, на выдохе — «мышцы расслаблены» с резким их расслаблением. На первых занятиях тренеры обучаются успокаивающему варианту AT. У них формируется способность к волевому сосредо-
|
|
точению внимания, отчетливому чувству тяжести, тепла, расслабленности в мышцах и активизации.
Многие тренеры считают, что если не наступает сон во время занятий, значит данный метод им не подходит. Такая точка зрения неверна. Необходимо стремиться к тому, чтобы при обучении занимающиеся не ставили себе самоцелью сон (за исключением варианта AT при борьбе с бессонницей), а сознательно подходили к процессу обучения и выполнению запланированных задач.
По мере овладения формулами AT тренерам даются домашние задания с обязательной постановкой задач под контролем специалиста-психолога. При самостоятельном обучении тренер должен уметь мысленно расслабляться вечером перед сном, утром при пробуждении и в процессе трудового дня (во время перерывов и после работы). При обучении AT также рекомендуется самовнушенный отдых в условиях спортивной деятельности (не обращая внимания на раздражители — шум, яркий свет и др.).
При обучении AT и ее проведении важным условием являются: учет возрастных и индивидуальных особенностей; систематичность; последовательность; непрерывность; наглядность; доступность; интерес к занятиям; прочность усвоения знаний, умений и навыков.
Эффективность обучения и расслабления контролируется при помощи бесед, схем самоотчета на основе показателей изменения психологических, физиологических и биохимических данных.
На третьем (заключительном) этапе осуществляются: а) анализ анкет самоотчета; б) изучение эффективности AT в период соревнований; в) заключительная беседа.
Тренеры, овладевшие AT, применяют ее в период соревнований по следующей предлагаемой схеме:
1. Настрой на предстоящий отдых, удобная поза для регуляции дыхания.
2. Чувство тяжести, тепла, расслабленности в мышцах рук, ног, таза, всего туловища, шеи, лица.
3. Регуляция деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
4. Общее чувство тяжести, тепла, расслабленность, спокойствие, отдых.
Применение тренером в период соревнований AT по данной схеме приводит к нормализации его психического состояния. Отмечаются улучшение работоспособности, самочувствия, сна, снижение нервно-эмоциональной напряженности, усталости, раздражительности. Использование AT позволяет повысить эффективность деятельности тренеров в процессе соревнований. |
|