Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

С чем это связано? Дело в том, что лица с подвижностью процесса возбуждения более решительны (И. П. Петяйкин, 1975), у них выше возбудимость установки (Н. Е. Высотская, 1975). Они реальнее оценивают свои силы. Положительную роль в ряде случаев играет и инертность возбуждения вследствие большей выносливости (М. И. Ильина, 1975) за счет более длительного сохранения очага возбуждения. При' этом атлеты проявляют большую настойчивость, упорство. Для лиц с преобладанием возбуждения по внешнему балансу характерна большая решительность и смелость (Н. Д. Скрябин, 1972; И. П. Петяйкин, 1975), у них отмечается положительная корреляционная связь с агрессивностью (В. А. Сальников, 1980). У спортсменов, отличающихся уравновешенностью нервных процессов, лучше концентрация внимания. Длительное преобладание возбуждения по внутреннему балансу связано, очевидно, с большей двигательной активностью (Е. П. Ильин, 1974). Лица с высоким психомоторным тонусом лучше контролируют ранее автоматизированный навык в напряженных условиях соревнования, более уверены в себе, у них выявлена положительная связь с эмоциональной лабильностью. Вероятно, отмеченные связи и являются теми факторами, которые способствуют реализации прогнозируемого результата в соревновании. Из свойств нейродинамики, которые в меньшей степени способствуют реализации поставленной цели, необходимо отметить силу нервной системы по возбуждению, инертность торможения, преобладание торможения по обоим балансам, а также низкий психомоторный тонус и агрессивность. В частности, лица, обладающие большой силой нервной системы по возбуждению, в большинстве случаев действуют рискованно. Выбрав решение, они, как правило, не испытывают колебаний и сомнений. Такие спортсмены чаще планируют показать высокий результат, но обычно не достигают поставленной цели. Инертность процессов торможения входит в типологический комплекс

 

боязливости (Е. П. Ильин, 1976). Лица с преобладанием торможения по внешнему балансу чаще характеризуются сдержанностью, малой решительностью, но лучше концентрируют внимание. Низкий же уровень психомоторного тонуса связан с пониженной готовностью к действию, и спортсмены, пытаясь компенсировать это, начинают соревнования с более высокого веса.

Сказанное не означает, что наличие у тяжелоатлетов того или иного свойства, не способствующего успешному выступлению, может ставить под сомнение успешность соревновательной деятельности вообще. Имеющиеся к настоящему времени данные показывают, что свойства могут быть связаны друг с другом по принципу содействия и взаимодополнения (В. В. Белоус, 1981), а это может существенно компенсировать негативные стороны их проявления.

На основании рассмотренного можно сделать следующие выводы: успешность соревновательной деятельности тяжелоатлетов в определенной мере зависит от типологических особенностей проявления свойств нервной системы и психомоторных показателей личности. При этом успешной реализации поставленной цели способствуют такие свойства, как подвижность процесса возбуждения, преобладание возбуждения и уравновешенности по внешнему и внутреннему балансам, высокий психомоторный тонус и высокая агрессивность, в меньшей степени этому способствуют инертность процесса торможения, преобладание торможения, низкий психомоторный тонус и низкая агрессивность.

Знание индивидуальных особенностей поведения тяжелоатлетов в условиях соревновательной деятельности с учетом нейродинамики позволит более целесообразно проводить подготовку к предстоящим соревнованиям, объективно составлять программу выступления, добиваться максимальной реализации функциональных возможностей.

 

 

К ВОПРОСУ О РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕНЕРА

   
А. А. Сеймук, В. Г. Подтергеря,
Днепропетровск
 

Достижение высоких спортивных результатов в современных условиях соревнований невозможно без эффективной деятельности тренера. Во время ответственных соревнований, которые длятся от 3 до 10 дней, тренер должен за минимальный промежуток времени принять оптимальное решение относительно деятельности атлета, вести подсчет количества подходов к соревновательному весу, наблю-

 

дать за состоянием, поведением как своих учеников, так и соперников, анализировать и регулировать выполнение упражнений и психическое состояние спортсменов и т. д. Эта работа осуществляется в экстремальных условиях и требует от тренера высокой ответственности, максимального напряжения физических и психических сил.

Из педагогических наблюдений и бесед

Library   47   Up


Contents

 

Home
 

стало известно, что очень мало тренеров правильно контролируют и регулируют свой режим труда и отдыха в период соревнований. Многие из них во время и после соревнований чувствуют огромную усталость, раздражительность, снижение работоспособности, и только предельное напряжение силы воли дает им возможность управлять действиями спортсмена. В этот период многие тренеры жалуются на головные боли различной локализации, боли в области сердца, бессонницу, конфликты с окружающими, снижение веса.

Нами установлено, что частота сердечных сокращений, электрокожное сопротивление и активность амилазы слюны у тренеров в конце рабочего дня и особенно в дни соревнований достоверно изменяются по сравнению с исходными данными.

В связи со сказанным весьма актуальными являются поиск и внедрение в трудовой процесс тренеров методов психопрофилактики и психогигиены, позволяющие за малый промежуток времени в любых условиях соревнований снять нервно-эмоциональную напряжен­ ность, ускорить восстановление работоспособности, увеличить творческое долголетие.

Для решения этих задач нами применялся один из методов психической саморегуляции, наиболее доступный для самостоятельного — аутогенная тренировка (AT).

Первоначальное обучение тренера AT проводится специалистом-психологом в период учебно-тренировочных сборов. Работа психолога с тренером подразделяется на три этапа.

Первый этап (подготовительный) включает: а)    изучение индивидуальных особенностей; б)   определение некоторых психофизиологических показателей как в период учебно-тренировочных занятий, так и в период соревнований; в) формирование способности к самоконтролю состояния в любых условиях спортивной деятельности.

На втором этапе проводятся вводная беседа и обучение AT. Необходимо, чтобы в этот период у занимающихся формировалась уверенность в эффективности данного метода.

Для ускорения процесса обучения перед каждым занятием ставятся задачи с учетом установленных ошибок, а также применяются подготовительные упражнения, направленные на развитие ощущения, контраста между напряжением и расслаблением. При этом выполнение упражнений происходит с активным сосредоточением внимания. Например, на вдохе производится мысленное проговаривание «мышцы напряжены» с одновременным плавным напряжением мышечных групп, на выдохе — «мышцы расслаблены» с резким их расслаблением. На первых занятиях тренеры обучаются успокаивающему варианту AT. У них формируется способность к волевому сосредо-

 

точению внимания, отчетливому чувству тяжести, тепла, расслабленности в мышцах и активизации.

Многие тренеры считают, что если не наступает сон во время занятий, значит данный метод им не подходит. Такая точка зрения неверна. Необходимо стремиться к тому, чтобы при обучении занимающиеся не ставили себе самоцелью сон (за исключением варианта AT при борьбе с бессонницей), а сознательно подходили к процессу обучения и выполнению запланированных задач.

По мере овладения формулами AT тренерам даются домашние задания с обязательной постановкой задач под контролем специалиста-психолога. При самостоятельном обучении тренер должен уметь мысленно расслабляться вечером перед сном, утром при пробуждении и в процессе трудового дня (во время перерывов и после работы). При обучении AT также рекомендуется самовнушенный отдых в условиях спортивной деятельности (не обращая внимания на раздражители — шум, яркий свет и др.).

При обучении AT и ее проведении важным условием являются: учет возрастных и индивидуальных особенностей; систематичность; последовательность; непрерывность; наглядность; доступность; интерес к занятиям; прочность усвоения знаний, умений и навыков.

Эффективность обучения и расслабления контролируется при помощи бесед, схем самоотчета на основе показателей изменения психологических, физиологических и биохимических данных.

На третьем (заключительном) этапе осуществляются: а) анализ анкет самоотчета; б) изучение эффективности AT в период соревнований; в) заключительная беседа.

Тренеры, овладевшие AT, применяют ее в период соревнований по следующей предлагаемой схеме:

1.  Настрой на предстоящий отдых, удобная поза для регуляции дыхания.

2.  Чувство тяжести, тепла, расслабленности в мышцах рук, ног, таза, всего туловища, шеи, лица.

3.  Регуляция деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

4.  Общее чувство тяжести, тепла, расслабленность, спокойствие, отдых.

Применение тренером в период соревнований AT по данной схеме приводит к нормализации его психического состояния. Отмечаются улучшение работоспособности, самочувствия, сна, снижение нервно-эмоциональной напряженности, усталости, раздражительности. Использование AT позволяет повысить эффективность деятельности тренеров в процессе соревнований.

 
Library   48   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало