Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Для тяжелоатлетов совершенствование силы мышц-сгибателей кисти является весьма важным, так как это — слабое звено при подъеме штанги. Однако в возрасте после 22 лет здесь, как правило, достигается незначительный эффект (не более 2 кг за год). Преимущество в темпах развития этого качества у тяжелоатлетов перед их сверстниками было достигнуто в период полового созревания (прирост за год составлял в среднем 6,6 кг; в других группах — в среднем 4,5 кг). Затем (17 — 20 лет) средние приросты за год почти сравнялись (3,0, 2,7, 2,5 кг).

Это говорит о том, что современная методика подготовки тяжелоатлетов не влияет су­ щественно на совершенствование силы мышц-сгибателей кисти. Нужно уделять постоянное внимание специальному развитию этого качества. На начальном этапе подготовки целесообразно применять лазанья по канату, вводить упражнения в висе на гимнастической стенке, на перекладине, на кольцах, упражнения в жонглировании гирь и другие упражнения, направленные на укрепление мышц предплечий. На всех этапах подготовки при первых подходах в штанге необходимо обязательно выполнять простой захват, затем в «замок» и лишь потом, когда силы захвата окажется недостаточно, использовать подвязки (лямки). Хорошим упражнением для совершенствования силы мышц кисти может служить подтягивание штанги простым захватом стоя и лежа лицом вниз на скамейке.

Многолетняя динамика изменения становой силы представлена в таблице 5. Согласно полученным данным легкоатлеты и нетренированные их сверстники могут и в дальнейшем рассчитывать на значительный прогресс в совершенствовании силовых качеств мышц спины как в естественных условиях, так и особенно при применении отягощений. Видимо, это относится и к другим крупным мышцам нижних конечностей.

Проведенные исследования многолетней (в

 

возрастной период от 12 до 22 лет) возрастной динамики показателей собственно силовых и скоростно-силовых качеств подтверждают данные многих авторов, показавших, что у подростков, систематически занимающихся спортом, развитие физических качеств происходит более гармонично и на более высоком уровне (М. В. Антропова, 1964; С. С. Грошенков, С. В. Возняк, 1966; Р. Е. Мотылянская, Л. И. Стогова, Ф. А. Иорданская, 1967; М. В. Антропова, Г. П. Сальникова, 1967; В. И. Филин, 1974, и др.).

Под влиянием спортивных занятий биологические закономерности развития физических качеств не изменяются (В. П. Филин, 1974). Активное педагогическое воздействие способствует их развитию на более высоком, уровне, чем это наблюдается у лиц, не занимающихся спортом.

Исследования подтверждают пользу занятий тяжелой атлетикой начиная с подросткового возраста (с 12 лет).

Результаты сравнительного исследования динамики изменения мышечной силы у тяжелоатлетов, легкоатлетов и их сверстников, не занимающихся спортом, убедительно свидетельствуют о преимуществах занятий тяжелой атлетикой для развития собственно силовых и скоростно-силовых качеств (показателей кистевой и становой динамометрии и прыжков в длину с места).

Для повышения эффективности скоростно-силовой подготовленности, менее подверженной совершенствованию в зрелом возрасте, тяжелоатлетам, особенно в первоначальной подготовке, рекомендуется в качестве дополнительного средства использовать бег на средние дистанции. Существенное внимание следует обращать на более интенсивную тренировку, направленную на совершенствование силы сгибателей кистей рук как одного из слабых звеньев в кинематической структуре движений тяжелоатлетов и в их силовой подготовке.

 
 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКОЙ

   
В. Ф. Дроздов, заслуженный тренер БССР,
Н. Я. Петров, мастер спорта СССР, кандидат биологических наук, Минск
 

В статье рассматриваются данные контроля физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студентов, занимающихся тяжелой атлетикой.

Исследования проводились на базе Минского радиотехнического института в течение учебного года. Под наблюдением находились студенты трех учебных групп первого года обучения, проходящие курс физического вос-

 

питания по специализации «Тяжелая атлетика». Количество учебных часов соответствовало программе физического воспитания студентов высших учебных заведений и составляло 140 ч в год. Занятия проводились 2 раза в неделю по 2 академических часа каждое. Примерно 50% всего времени отводилось на общую физическую подготовку и виды спорта, входящие в программу комплекса

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

ГТО. Занятия проходили как в виде отдельных уроков (легкая атлетика, лыжи), так и параллельно с занятиями тяжелой атлетикой. Включались разнообразные прыжковые и гимнастические упражнения, упражнения на гибкость и координацию, метания, бег на короткие дистанции и др.

Тяжелой атлетикой студенты занимались во второй части занятий (в форме урока). Они изучали и совершенствовали технику классических упражнений. Широко использовались вспомогательные упражнения со штангой и другими снарядами для воспитания силы, быстроты, укрепления мышц ног, спины, рук, брюшного пресса. Учебная группа разбивалась на 4 отделения по 4 — 5 человек.

Подготовительная часть урока, длившаяся 15 — 20 мин, включала общеразвивающие упражнения без предметов, с гантелями, дисками от штанги, гимнастическими палками, набивными мячами. Было составлено 5 комплексов разминки по 15 упражнений в каждом. Урок начинался новым комплексом. От занятия к занятию увеличивались темп и количество повторений.

Основная часть урока состояла из 3 — 4 упражнений со штангой. Как правило, она начиналась с изучения и совершенствования техники одного из классических упражнений. Изучение техники рывка и толчка проводи-

 

лось по существующим методическим указаниям для начинающих штангистов. После выполнения классических упражнений следовали упражнения на воспитание силы, быстроты, укрепление мышц ног, спины. Один раз в две недели включались приседания с весом 70 — 80 кг на максимально возможное количество раз, т. е. выполнялась предельная нагрузка при частоте сердечных сокращений 180 — 200 уд/мин.

Заключительная часть урока состояла из упражнений на осанку и висов на гимнастической лестнице, заканчивалась кратким разбором занятий. Каждый студент получал соответствующее задание на дом.

Началу занятий предшествовал тщательный медицинский контроль. Специального отбора по морфологическим и физическим показателям в группах не проводилось, все студенты были по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе. Под наблюдением находились 60 студентов в возрасте от 17 до 19 лет.

В качестве контроля за влиянием таких занятий на организм занимающихся студентов использовались: антропометрия, контрольные нормативы, комплекс функциональных проб, в процессе выполнения которого непрерывно регистрировалась телеэлектрокардиограмма (ТЭКГ). Кроме того, у всех обследованных в

 

Таблица 1

Средние данные антропометрических измерений студентов до и после эксперимента

Исследуемые характеристики

Начало учебного года

Конец учебного года

X

m

X

m

1 Рост, см

174,7

0,71

5,06

175,5

0,72

5,18

2. Вес, кг

66,1

0,70

4,97

68,27

0,74

5,25

3. Спирометрия, см3

4580,0

77,92

555,6

4872,0

74,32

530,66

4. Становая сила, кг

136,5

2,45

17,5

146,1

2,15

15,36

5. Сила правой кисти, кг

44,7

0,77

5,48

47,0

0,85

6,06

6. Окружность грудной клетки в покое, см

89,20

0,62

4,40

91,86

0,54

3,86

7. Экскурсия грудной клетки, см

7,9

0,41

2,96

9,3

0,28

2,03

8. Окружность плеча:

правого

27,2

0,31

2,21

28,6

0,30

2,13

левого

28,6

0,31

2,21

28,1

0,29

2,10

9. Окружность правого бедра (верхней трети)

53,1

0,58

4,13

54,0

0,58

4,17

10. Окружность голени:

правой

35,4

0,34

2,46

36,7

0,26

1,87

левой

35,4

0,25

1,83

36,8

0,26

1,83

11. Задержка дыхания на вдохе, с

71,3

1,55

11,11

71,7

2,43

17,37

12. Пульс, уд/мин

70,5

1,09

7,83

67,5

0,65

4,46

13. Артериальное давление, мм рт. ст.:

систолич.

123,2

1,10

7,86

121,0

0,71

5,10

диастолич.

71,5

1,06

7,60

69,7

1,07

7,66

пульсовое

50,0

1,10

7,86

50,8

0,96

6,85

Library   38   Up


Contents

 

Home
 

начале и конце учебного года регистрировались ЭКГ в 12 общепринятых отведениях. Антропометрические и контрольные нормативы определялись в начале и в конце учебного года (полученные данные обработаны методом вариационной статистики). Результаты измерений представлены в табл. 1, 2, 3.

Таблица 1 содержит средние данные антропометрических измерений в начале и конце учебного года. При сравнении исходных показателей с показателями в конце учебного года видна положительная динамика всех параметров. Ни в одном случае при повторных измерениях не было установлено уменьшение изучаемых признаков. Самые большие изменения произошли со становой силой и собственным весом. Достоверность увеличения этих характеристик подтверждается вычислением критерия Стьюдента (t). Так, для становой силы и веса он равен соответственно 2,90 и 2,00. Следовательно, достоверность увеличения этих результатов выше 95%.

Для более полной характеристики произошедших изменений физического развития произведен расчет некоторых индексов (табл. 2).

Сопоставление результатов исходного изме-

 

рения с результатами, полученными после года занятий, убедительно свидетельствует об улучшении физического развития студентов и о хорошей пропорциональности их телосложения. При оценке антропометрических данных учитывалось не только влияние силовых упражнений на организм юношей, но и совершенствование их организма, характерное для 17 — 19-летнего возраста. Поэтому выявленная положительная динамика антропометрических показателей не рассматривалась как безоговорочный факт положительного влияния исключительно силовых упражнений на организм юношей. Более правильно в данном случае ограничиться лишь констатацией того, что силовые упражнения не оказали отрицательного влияния на возрастную динамику физического развития обследованных студентов.

Уровень физического развития сопоставлялся с физическими качествами, определяемыми методом контрольных нормативов. В табл. 3 представлены результаты контрольных нормативов в начале и конце учебного года. Они достаточно объективно отражают улучшение физической подготовленности обследованных студентов. Особенно досто-

 

Таблица 2

Средние данные показателей физического развития студентов в начале и конце учебного года

Исследуемые характеристики

В начале года

В конце года

min max

min max

1. Индекс Кетле, г/см

2. Индекс Эрисмана, см

3. Индекс мышечного развития, кг/м3

4. Поверхность тела, м2

5. Должная спирометрия, см3

371,1

3,43

12,6

 1,69

4311,9

327,1 — 471,1

11,5 — (+12,5)

 10,0 — 15,6

1,58 — 2,0

3375 — 5000

387,2

3,52

12,7

1,72

4439,3

330,7 — 495,0

11,0 — (+11,3)

10,8 — 15,2

1,58 — 1,10

3525 — 5250

Таблица 3

Средние данные результатов выполнения контрольных нормативов студентами в начале

и конце учебного года

Исследуемые характеристики

Начало учебного года

Конец учебного года

т

т

1. Бег 30 м, с

4,8

0,04

0,28

4,37

0,03

0,24

2. Бег 100 м, с

14,1

0,09

0,66

13,7

0,06

0,44

3. Прыжок в длину с места, м

2 20

0,02

0 04

2,40

0,02

0,04

4. Пятерной прыжок в длину с места, м

11,07

0,23

0,4

11,86

0,45

0,77

5. Бросок ядра через голову, м

6,60

0,18

1,27

7,11

0,17

1,23

6. Приседание со штангой на плечах весом 80% от собственного, колич. раз

12,70

0,53

3,78

16,0

0,59

4,22

7. Жим сидя со штангой весом 50% от собственного, колич. раз

12,0

0,51

3,65

15,0

0,69

4,94

 

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

верно (более 99%) улучшились результаты в беге на 30 м и пятерном прыжке в длину с места.

Методом корреляционного анализа выявлена зависимость между весом и становой силой (r = 0,767), становой силой и броском ядра через голову (r = 0,515), бегом на 100 м и пятерным прыжком в . длину с места (r = 0,450). Известно, что бросок ядра через голову назад, бег на 100 м и пятерной прыжок в длину с места осуществляются при участии большой группы мышц, в основном мышц ног и спины. Улучшение результатов при выполнении этих упражнений, а также тесная корреляционная связь их со становой силой и весом свидетельствуют о том, что у обследованных студентов увеличение веса произошло в основном за счет мышечной массы.

При индивидуальном анализе антропометрических измерений и результатов контрольных нормативов в начале года выявлена большая вариабельность изучаемых, показателей. В конце года отмечалось сглаживание индивидуальных различий, при этом наибольшие положительные сдвиги отмечены у студентов со слабым исходным физическим развитием.

Как уже указывалось выше, ЭКГ регистрировались в начале и конце учебного года (при необходимости — по нескольку раз в году). Исходные ЭКГ обследованных студентов находились в пределах нормы. Ритм сердца был правильным синусовым в пределах от 54 до 90 уд/1 мин. Угол а комплексов QRS находился в пределах от — 45° до +84°. Электрическая позиция сердца была полувертикальной. Ни в одном случае не было отклонений электрической оси сердца влево и вправо, горизонтальной или вертикальной позиции сердца, а также существенных отклонений в амплитуде зубцов и интервалов ЭКГ.

При обработке ЭКГ, записанных в конце

 

учебного года, производился целенаправленный поиск гипертрофии и перегрузки желудочков. В качестве критериев гипертрофии желудочков использовались общепринятые клинические электрокардиографические параметры, используемые для этих целей.

Из большого количества электрокардиографических признаков гипертрофии левого и правого желудочков не было обнаружено их сочетания. Часто отмечалось увеличение амплитуды зубца R в грудных отведениях. Эти изменения рассматривались как характерные для данного возраста. Тщательный анализ ЭКГ в конце учебного года позволил сделать вывод, что занятия силовыми упражнениями в объеме учебной программы вуза не вызывают гипертрофию левого и правого желудочков.

Перегрузка желудочков оценивалась по инверсии зубца Т, смещению интервала ST — и резкому удлинению времени возникновения внутреннего отклонения в отведениях V1V2 для правого и V5V6 — для левого желудочков. Эти электрокардиографические симптомы перегрузки желудочков не выявлены ни у одного из 60 обследованных студентов.

Результаты проведенных исследований позволяют говорить о возможности сочетания занятий тяжелой атлетикой с обязательной программой физического воспитания студентов в вузах.

Исследования показали, что регулярные занятия студентов тяжелой атлетикой способствуют улучшению физического развития и физической подготовки студентов, совершенствованию функционального состояния сердечнососудистой системы, повышению работоспособности.

Таким образом, занятия тяжелой атлетикой могут быть рекомендованы для групп общей физической подготовки в гуманитарных и технических вузах.

 

 

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ НАДЕЖНОСТЬ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

   
М. С. Гисин, С. И. Целиков, С. В. Степанова, М. Б. Васильев, Москва
 

Круг вопросов, связанных с надежностью выступления тяжелоатлетов на соревнованиях, исследован недостаточно детально. В последние годы появились работы, относящиеся к данной проблеме. В частности, в исследовании М. В. Стародубцева (1979 г.) проблема повышения надежности рассматривается с точки зрения оптимизации выбора начальных весов на соревнованиях с учетом уровня тренировочных весов, зафиксированных спортсменом при подготовке к данному соревнова-

 

нию; в работе В. С. Копысова, С. И. Леликова, М. С. Гисина (1981 г.) прослеживается связь между количеством успешно реализованных подходов к околопредельным весам в рывковых и толчковых упражнениях при подготовке к ответственным соревнованиям и количеством удачных попуток у тяжелоатлетов в соревнованиях. Анализ факторов, влияющих на надежность выступления спортсменов на соревнованиях, показывает, что для ее адекватной оценки следует учитывать количество

Library   40   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало