|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
начале и конце учебного года регистрировались ЭКГ в 12 общепринятых отведениях. Антропометрические и контрольные нормативы определялись в начале и в конце учебного года (полученные данные обработаны методом вариационной статистики). Результаты измерений представлены в табл. 1, 2, 3. Таблица 1 содержит средние данные антропометрических измерений в начале и конце учебного года. При сравнении исходных показателей с показателями в конце учебного года видна положительная динамика всех параметров. Ни в одном случае при повторных измерениях не было установлено уменьшение изучаемых признаков. Самые большие изменения произошли со становой силой и собственным весом. Достоверность увеличения этих характеристик подтверждается вычислением критерия Стьюдента (t). Так, для становой силы и веса он равен соответственно 2,90 и 2,00. Следовательно, достоверность увеличения этих результатов выше 95%. Для более полной характеристики произошедших изменений физического развития произведен расчет некоторых индексов (табл. 2). Сопоставление результатов исходного изме- |
рения с результатами, полученными после года занятий, убедительно свидетельствует об улучшении физического развития студентов и о хорошей пропорциональности их телосложения. При оценке антропометрических данных учитывалось не только влияние силовых упражнений на организм юношей, но и совершенствование их организма, характерное для 17 — 19-летнего возраста. Поэтому выявленная положительная динамика антропометрических показателей не рассматривалась как безоговорочный факт положительного влияния исключительно силовых упражнений на организм юношей. Более правильно в данном случае ограничиться лишь констатацией того, что силовые упражнения не оказали отрицательного влияния на возрастную динамику физического развития обследованных студентов. Уровень физического развития сопоставлялся с физическими качествами, определяемыми методом контрольных нормативов. В табл. 3 представлены результаты контрольных нормативов в начале и конце учебного года. Они достаточно объективно отражают улучшение физической подготовленности обследованных студентов. Особенно досто- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2 Средние данные показателей физического развития студентов в начале и конце учебного года
Таблица 3 Средние данные результатов выполнения контрольных нормативов студентами в начале и конце учебного года
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
39 |
|
||||
верно (более 99%) улучшились результаты в беге на 30 м и пятерном прыжке в длину с места. Методом корреляционного анализа выявлена зависимость между весом и становой силой (r = 0,767), становой силой и броском ядра через голову (r = 0,515), бегом на 100 м и пятерным прыжком в . длину с места (r = 0,450). Известно, что бросок ядра через голову назад, бег на 100 м и пятерной прыжок в длину с места осуществляются при участии большой группы мышц, в основном мышц ног и спины. Улучшение результатов при выполнении этих упражнений, а также тесная корреляционная связь их со становой силой и весом свидетельствуют о том, что у обследованных студентов увеличение веса произошло в основном за счет мышечной массы. При индивидуальном анализе антропометрических измерений и результатов контрольных нормативов в начале года выявлена большая вариабельность изучаемых, показателей. В конце года отмечалось сглаживание индивидуальных различий, при этом наибольшие положительные сдвиги отмечены у студентов со слабым исходным физическим развитием. Как уже указывалось выше, ЭКГ регистрировались в начале и конце учебного года (при необходимости — по нескольку раз в году). Исходные ЭКГ обследованных студентов находились в пределах нормы. Ритм сердца был правильным синусовым в пределах от 54 до 90 уд/1 мин. Угол а комплексов QRS находился в пределах от — 45° до +84°. Электрическая позиция сердца была полувертикальной. Ни в одном случае не было отклонений электрической оси сердца влево и вправо, горизонтальной или вертикальной позиции сердца, а также существенных отклонений в амплитуде зубцов и интервалов ЭКГ. При обработке ЭКГ, записанных в конце |
учебного года, производился целенаправленный поиск гипертрофии и перегрузки желудочков. В качестве критериев гипертрофии желудочков использовались общепринятые клинические электрокардиографические параметры, используемые для этих целей. Из большого количества электрокардиографических признаков гипертрофии левого и правого желудочков не было обнаружено их сочетания. Часто отмечалось увеличение амплитуды зубца R в грудных отведениях. Эти изменения рассматривались как характерные для данного возраста. Тщательный анализ ЭКГ в конце учебного года позволил сделать вывод, что занятия силовыми упражнениями в объеме учебной программы вуза не вызывают гипертрофию левого и правого желудочков. Перегрузка желудочков оценивалась по инверсии зубца Т, смещению интервала ST — и резкому удлинению времени возникновения внутреннего отклонения в отведениях V1 — V2 для правого и V5 — V6 — для левого желудочков. Эти электрокардиографические симптомы перегрузки желудочков не выявлены ни у одного из 60 обследованных студентов. Результаты проведенных исследований позволяют говорить о возможности сочетания занятий тяжелой атлетикой с обязательной программой физического воспитания студентов в вузах. Исследования показали, что регулярные занятия студентов тяжелой атлетикой способствуют улучшению физического развития и физической подготовки студентов, совершенствованию функционального состояния сердечнососудистой системы, повышению работоспособности. Таким образом, занятия тяжелой атлетикой могут быть рекомендованы для групп общей физической подготовки в гуманитарных и технических вузах. |
|||
НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ НАДЕЖНОСТЬ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ |
||||
М. С. Гисин, С. И. Целиков, С. В. Степанова, М. Б. Васильев, Москва |
||||
Круг вопросов, связанных с надежностью выступления тяжелоатлетов на соревнованиях, исследован недостаточно детально. В последние годы появились работы, относящиеся к данной проблеме. В частности, в исследовании М. В. Стародубцева (1979 г.) проблема повышения надежности рассматривается с точки зрения оптимизации выбора начальных весов на соревнованиях с учетом уровня тренировочных весов, зафиксированных спортсменом при подготовке к данному соревнова- |
нию; в работе В. С. Копысова, С. И. Леликова, М. С. Гисина (1981 г.) прослеживается связь между количеством успешно реализованных подходов к околопредельным весам в рывковых и толчковых упражнениях при подготовке к ответственным соревнованиям и количеством удачных попуток у тяжелоатлетов в соревнованиях. Анализ факторов, влияющих на надежность выступления спортсменов на соревнованиях, показывает, что для ее адекватной оценки следует учитывать количество |
|||
40 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |