Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

НАУКА ПРАКТИКЕ


ПРИМЕР МОДЕЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

   
М. П. Михайлюк, кандидат педагогических наук, доцент,
П. П. Башкиров, Львов
 

В тяжелой атлетике проделана значительная работа в направлении поиска наиболее эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки спортсменов, определяющих их успех в соревнованиях. Однако некоторые требования, предъявляемые к процессу управления скоростно-силовой подготовкой, до настоящего времени четко не определены. В практике еще имеет место необоснованное развитие отдельных групп мышц, неравномерное наращивание скоростно-силового потенциала. Такое негармоничное развитие сдерживает рост спортивных результатов.

На важность моделирования с целью управления процессом подготовки спортсменов неоднократно указывали А. А. Новиков, В. В. Кузнецов, Б. Н. Шустин (1976), А. А. Гужаловский, А. В. Алабин (1980), О. Г. Олешко, П. М. Мироненко (1980) и др.

К сожалению, использование рекомендаций по моделированию в практике спортивной работы затруднено, во-первых, в связи с большим количеством показателей, а во-вторых, в связи с необходимостью применения сложной и не всегда доступной аппаратуры.

В осуществленной нами работе решались следующие задачи: получение количественных показателей скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов в соревновательном периоде; выявление корреляционной взаимосвязи полученных показателей и спортивных результатов; разработка модельной характеристики с целью управления тренированностью тяжелоатлетов.

В исследовании, которое проходило в соревновательном периоде подготовки спортсменов, участвовало 25 мастеров спорта СССР, представителей легкой весовой категории. Оценка уровня скоростно-силовой подготовленности проводилась по разработанным нами контрольным упражнениям, не требующим для измерения сложной аппаратуры и приспособлений. Определение степени значимости выбранных нами упражнений сводилось к установлению корреляционной зависимости между рывком с полуподседом, подъемом штанги на грудь с полуподседом, приседанием со штангой на плечах, прыжками с места в длину и высоту и классическим рывком, а также подъемом штанги на грудь с полуподседом, швун-

 

том толчковым, приседанием со штангой на плечах, прыжками с места в длину и высоту и толчком классическим. Определялось процентное соотношение соревновательных и контрольных упражнений.

В результате исследования была выявлена значительная взаимосвязь рывка с полуподседом и рывка классического (r = 0,81). Это подтверждает сходство контрольного упражнения по координационной структуре и характеру мышечной работы с рывком классическим. Такое соответствие способствует одновременному развитию скоростно-силовых качеств и совершенствованию спортивной техники.

Корреляционная зависимость результатов в рывке от результатов в подъеме штанги на грудь с полуподседом и приседаниях со штангой на плечах составляет соответственно 0,56 и 0,54. Это средняя корреляционная зависимость. Прыжковые упражнения — прыжок с места в длину и прыжок с места в высоту имеют слабую корреляционную связь с рывком классическим — соответственно 0,49 и 0,44. Очевидно, эти упражнения не могут служить основным средством скоростно-силовой подготовки для мастеров спорта весовой категории 67,5 кг.

Корреляционная зависимость результатов в толчке от результатов в швунге толчковом, подъеме штанги на грудь с полуподседом, приседаниях со штангой на плечах — соответственно 0,88, 0,83, 0,82. Это высокая корреляционная зависимость. Как показывает практический опыт, названные упражнения являются основными в спортивной подготовке тяжелоатлетов. Между прыжковыми упражнениями: прыжком в длину и прыжком в высоту с места и толчком классическим отмечается умеренная связь — соответственно 0,58 и 0,53.

Итак, наиболее значимым упражнением для рывка является рывок с полуподседом; менее значимыми упражнениями — подъем штанги на грудь с полуподседом, приседания со штангой на плечах; для толчка более значимыми — швунг толчковый, подъем штанги на грудь с полуподседом, приседания со штангой на плечах; менее значимыми — прыжковые упражнения (прыжок в длину и высоту с места).

Установлено, что для достижения, например, результата в классическом рывке 125 кг спортсмену необходимо показать в рывке с полу-

Library   28   Up


Contents

 

Home
 

подседом 87±5,2%; в подъеме штанги на грудь с полуподседом — 111±11,2%; в приседании со штангой на плечах — 166±7,1 %; в толчке 155 кг необходимо показать результат в швунге толчковом, подъеме штанги на грудь с полуподседом и приседании со штангой на плечах, равный соответственно 86±4,6%, 89±3,4% и 134±6,5%.

Определение оптимального процентного отношения контрольных упражнений к классическому рывку и толчку позволяет целенаправленно планировать развитие скоростно-силовых качеств, вносить коррективы в процесс тренировки, а следовательно, более эффективно вести подготовку спортсменов.

Представленное графическое изображение модели (рисунок) является своего рода эталоном скоростно-силовой подготовленности мастеров спорта весовой категории 67,5 кг для достижения спортивного результата 280 кг в сумме двоеборья. Невыполнение показателей, предусмотренных моделью, характеризует несовершенство отдельных сторон скоростно-силовой подготовленности и может служить сигналом для коррекции плана тренировки спортсмена.

 

 

Модель скоростно-силовой подготовленности мастеров спорта по тяжелой атлетике весовой категории 67,5 кг, необходимой для достижения спортивного результата 280 кг в сумме двоеборья

   

 

ПОКАЗАТЕЛИ СОСТАВА ТЕЛА И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СИЛЬНЕЙШИХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ СССР

   


С. В. Степанова, ВНИИФК,
А. Ф. Синяков, О. Н. Белина, ГЦОЛИФК
 

В настоящее время в тяжелоатлетическом спорте наряду с изучением физической работоспособности спортсменов немалое внимание уделяется изучению морфофункциональных по-

 

казателей, поскольку они в значительной мере влияют на результат тяжелоатлета.

Наше исследование посвящено в большой мере изучению показателей состава тела у

Library   29   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало