В тяжелой атлетике проделана значительная работа в направлении поиска наиболее эффективных средств и методов скоростно-силовой подготовки спортсменов, определяющих их успех в соревнованиях. Однако некоторые требования, предъявляемые к процессу управления скоростно-силовой подготовкой, до настоящего времени четко не определены. В практике еще имеет место необоснованное развитие отдельных групп мышц, неравномерное наращивание скоростно-силового потенциала. Такое негармоничное развитие сдерживает рост спортивных результатов.
На важность моделирования с целью управления процессом подготовки спортсменов неоднократно указывали А. А. Новиков, В. В. Кузнецов, Б. Н. Шустин (1976), А. А. Гужаловский, А. В. Алабин (1980), О. Г. Олешко, П. М. Мироненко (1980) и др.
К сожалению, использование рекомендаций по моделированию в практике спортивной работы затруднено, во-первых, в связи с большим количеством показателей, а во-вторых, в связи с необходимостью применения сложной и не всегда доступной аппаратуры.
В осуществленной нами работе решались следующие задачи: получение количественных показателей скоростно-силовой подготовленности тяжелоатлетов в соревновательном периоде; выявление корреляционной взаимосвязи полученных показателей и спортивных результатов; разработка модельной характеристики с целью управления тренированностью тяжелоатлетов.
В исследовании, которое проходило в соревновательном периоде подготовки спортсменов, участвовало 25 мастеров спорта СССР, представителей легкой весовой категории. Оценка уровня скоростно-силовой подготовленности проводилась по разработанным нами контрольным упражнениям, не требующим для измерения сложной аппаратуры и приспособлений. Определение степени значимости выбранных нами упражнений сводилось к установлению корреляционной зависимости между рывком с полуподседом, подъемом штанги на грудь с полуподседом, приседанием со штангой на плечах, прыжками с места в длину и высоту и классическим рывком, а также подъемом штанги на грудь с полуподседом, швун-
|
|
том толчковым, приседанием со штангой на плечах, прыжками с места в длину и высоту и толчком классическим. Определялось процентное соотношение соревновательных и контрольных упражнений. В результате исследования была выявлена значительная взаимосвязь рывка с полуподседом и рывка классического (r
= 0,81). Это подтверждает сходство контрольного упражнения по координационной структуре и характеру мышечной работы с рывком классическим. Такое соответствие способствует одновременному развитию скоростно-силовых качеств и совершенствованию спортивной техники.
Корреляционная зависимость результатов в рывке от результатов в подъеме штанги на грудь с полуподседом и приседаниях со штангой на плечах составляет соответственно 0,56 и 0,54. Это средняя корреляционная зависимость. Прыжковые упражнения — прыжок с места в длину и прыжок с места в высоту имеют слабую корреляционную связь с рывком классическим — соответственно 0,49 и 0,44. Очевидно, эти упражнения не могут служить основным средством скоростно-силовой подготовки для мастеров спорта весовой категории 67,5 кг.
Корреляционная зависимость результатов в толчке от результатов в швунге толчковом, подъеме штанги на грудь с полуподседом, приседаниях со штангой на плечах — соответственно 0,88, 0,83, 0,82. Это высокая корреляционная зависимость. Как показывает практический опыт, названные упражнения являются основными в спортивной подготовке тяжелоатлетов. Между прыжковыми упражнениями: прыжком в длину и прыжком в высоту с места и толчком классическим отмечается умеренная связь — соответственно 0,58 и 0,53.
Итак, наиболее значимым упражнением для рывка является рывок с полуподседом; менее значимыми упражнениями — подъем штанги на грудь с полуподседом, приседания со штангой на плечах; для толчка более значимыми — швунг толчковый, подъем штанги на грудь с полуподседом, приседания со штангой на плечах; менее значимыми — прыжковые упражнения (прыжок в длину и высоту с места).
Установлено, что для достижения, например, результата в классическом рывке 125 кг спортсмену необходимо показать в рывке с полу- |