Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ВНИМАНИЕ ПОСЛЕСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ ЭТАПУ ПОДГОТОВКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ

   
С. Г. Филановский, кандидат педагогических наук, доцент, Ленинградский электротехнический институт связи им. проф. М. А. Бонч-Бруевича,
Л. П. Аникин, мастер спорта СССР, Ленинград
 

Послесоревновательный этап спортивной тренировки тяжелоатлетов до сих пор мало освещен в научно-методической литературе. Между тем вопрос о том, что делать спортсмену сразу по окончании соревнований и в последующие недели, на наш взгляд, заслуживает серьезного внимания.

В спортивной практике известно немало случаев неправильной подготовки спортсменов в период непосредственно после участия в состязаниях, что порой приводит к срывам в учебно-тренировочной и воспитательной работе и даже может нанести ущерб здоровью спортсменов. Этот вопрос может быть решен с позиций круглогодичной подготовки, научно-обоснованной ее периодизации.

Задачу данной статьи авторы видят в том, чтобы заострить внимание специалистов на важности затронутой темы и на необходимости ее последующей разработки. Нами предпринята попытка определения основных направлений исследования по данной проблеме.

Как известно, соревнования являются кульминационной частью тренировочного процесса. Естественно поэтому, что все связанное с подготовкой к соревнованиям и участием в лих возбуждает у спортсменов соответствующие эмоции. Серьезное значение здесь имеет интеллектуальная мотивация выступления спортсмена' (выполнение норм мастера спорта, включение в сборную команду, стремление оправдать доверие общественности, установление рекорда и т. д.).

Многочисленными исследованиями в области физиологии и психологии установлено, что экстремальные условия, в частности соревновательная обстановка, вызывают у спортсменов мощную стрессовую реакцию организма.

Эмоциональное напряжение на соревнованиях способствует повышению работоспособности и достижению высоких спортивных результатов. Однако эмоциональный стресс может и ухудшить работоспособность и привести спортсмена к неудаче (такой стресс многими авторами обозначается как дисстресс).

Можно предположить, что как при позитивном стрессе, так и при дисстрессе спортсмен нуждается после соревнований в серьезном внимании тренера и врача, направленном на приведение психофизиологического состояния к норме. В этом мы видим главную задачу под-

 

готовки спортсмена на послесоревновательном этапе. Для ее решения необходимо использовать различные средства восстановления работоспособности спортсмена, разумеется, с учетом индивидуальности и обстоятельств.

Этап послесоревновательной тренировки начинается сразу по окончании соревнований. Воздействие тренера на спортсмена может идти в следующих направлениях: 1) психологическом, 2) медико-биологическом, 3) организационно-методическом, 4) педагогическом. Последовательность или параллельность мероприятий в этих направлениях определяется конкретной обстановкой.

В зависимости от поведения спортсмена в ходе соревнований, достигнутого спортсменом результата, особенно в случае неудачного выступления, тренер определяет линию своего поведения .по отношению к спортсмену, тематику бесед,, их тон, количество, продолжительность и место. Линия поведения тренера при этом может быть «жесткой» или «мягкой», но в любом случае должна быть доброжелательной. При удачном выступлении спортсмена следует иногда предостеречь его от переоценки успеха, при неудаче спортсмена важно ободрить его, морально поддержать, указать на возможность реабилитации на следующих соревнованиях и т. д. В ряде случаев нужно рекомендовать меры психологической разгрузки, отвлечения, восстановления работоспособности посредством аутогенного управления эмоциями. В связи с этим особое значение приобретает изучение тренерами вопросов психогигиены и психопрофилактики. Необходимо также изучить вопрос об использовании соответствующих психофармакологических препаратов (транквилизаторов, антидепрессантов и т. п.), с помощью которых осуществляется направленное воздействие на нервную систему с целью снятия или уменьшения возбуждения. К применению этих препаратов следует относиться с осторожностью и предлагать их спортсменам только по согласованию с врачом.

Значительная часть восстановительных средств, которые можно рекомендовать на послесоревновательном этапе, относится к традиционным: душ, баня, активный отдых, общий и локальный массаж, а также сравнительно недавно разработанные методики при-

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

менения низкочастотного пневмовибромассажа, ультразвуковых и аэроионизационных раздражителей.

Вое шире используются продукты питания повышенной биологической ценности (белковое печенье «Олимп», углеводно-минеральный напиток и другие).

Перечисленные средства иногда применяются на предсоревновательном этапе, а на послесоревновательном зачастую не предусматриваются. С этим согласиться нельзя, так как ни для кого не является секретом значительность энерготрат и изменения минерального обмена в организме атлета в ходе соревнований, особенно у спортсменов, искусственно уменьшавших собственный вес перед соревнованиями («сгонщиков»).

В плане организационно-методическом нам представляется целесообразным изучить вопрос о предоставлении спортсмену после соревнований на какой-то определенный краткосрочный период полного отдыха в соответствующих условиях, позволяющих провести медицинский осмотр, использовать лечебные процедуры, массаж, баню и другие средства направленного восстановления. При этом необходимо учитывать ранг соревнований (главные, отборочные, контрольные и др.), а также

 

возраст атлетов (взрослые, юниоры, юноши). Впечатления тренера и спортсменов о соревнованиях вообще и конкретных результатах выступления, а также данные самоконтроля спортсменов в дни соревнований и отдыха должны быть занесены в дневник.

В педагогическом отношении необходимо соблюдать постепенность вхождения спортсмена в тренировочный процесс. В зависимости от напряженности прошедших соревнований и календарных сроков предстоящих соревнований должна быть определена продолжительность такого «вхождения», которая, по нашим наблюдениям, может быть до 2 недель, На этом этапе возможно исключение классических упражнений. В учебный материал занятий включаются специально-вспомогательные упражнения с возрастающим объемом. Широко используются общеразвивающие специально-вспомогательные упражнения и упражнения из других видов спорта. Переход к выполнению нагрузок повышенных объемов и интенсивности следует осуществлять только после получения объективной и субъективной информации о достаточном восстановлении работоспособности и желании спортсмена тренироваться.

 

 

ПАРАМЕТРЫ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИИ, ВОЗРАСТА И МАСТЕРСТВА

   


В. Ф. Кузьмин, Р. А. Роман, кандидат
педагогических наук, МГУ,
Е. Е. Рысин, ЦСК ДСО профсоюзов
 

Нами была поставлена задача выяснить содержание современных тренировочных нагрузок, используемых тяжелоатлетами различных весовых категорий, возраста и мастерства и с различным стажем тренировки. С этой целью у 75 тяжелоатлетов — членов сборной взрослой и молодежной команд ДСО профсоюзов, успешно выступающих в соревнованиях, исследовалась 2-месячная тренировка при подготовке к соревнованиям. Первый месяц условно был принят нами как подготовительный, второй как соревновательный период подготовки. Месячная нагрузка включала четыре недельных цикла. Таким образом было исследовано содержание нагрузки за 28 дней подготовительного и за, 28 дней соревновательного периодов. На 57-й день атлеты выступали в соревнованиях. Все упражнения были разбиты на 14 групп. Отдельно выделялось классическое упражнение. Рывковые упражнения были разделены на рывок классический и другие рывковые упражнения. Количество подъемов в толчке определялось отдельно в под-

 

нимании на грудь и в поднимании от груди. В первом случае изучались параметры классического подъема на грудь и параметры других подъемов, во втором — параметры классического толчка от груди и других подъемов от груди. Далее следовали: тяга рывковая, тяга толчковая, наклоны стоя, наклоны лежа, жимы стоя, лежа, приседания (отдельно со штангой на спине и груди и отдельно все другие приседания). Вес отягощения выражался в процентах от предельного в рывке и толчке. К классическому рывку были отнесены все рывковые упражнения и тяга рывковая. Остальные упражнения были отнесены к результату в толчке. За 100%-ный предельный результат в рывке и толчке брался лучший результат, показанный до исследуемого периода на тренировках или соревнованиях. Если за первый месячный цикл атлет в ходе тренировок улучшал свои достижения, то за 100%-ный результат в соревновательном месяце брался этот результат. Тренировочные веса штанги были разбиты на 14 зон (клас-

Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало