|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примеры записи завершающих ударов с задней линии
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
45 |
|
||||
В табл. 2 в качестве примера приведены фрагменты записи матча Д. Ломанова с Г. Дзелде, сделанной во время финала всесоюзного турнира в Тбилиси. Запись в первой строке означает, что Ломаное подал косую подачу навылет и выиграл первое очко. При розыгрыше второго очка (2-я строка) он ошибся при первой подаче (не попал в квадрат), вторую подал косо. Дзелде принял ее ударом слева. Очко выиграл Дзелде укороченным ударом сле- |
ва. В ходе розыгрыша очка было выполнено пять ударов. Рассмотренная система автоматизированного анализа соревновательной деятельности внедряется в систему спортивного обеспечения, разрабатываемую ВНИПИ «Спорт». Но она может использоваться и всеми заинтересованными лицами и организациями при наличии ЭВМ с текстовым редактором, объемом памяти не менее 128 килобайт и транслятором с языка фортран. |
|||
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДАЧИ И МЕТОДИКА ЕЕ ОЦЕНКИ В ежегоднике «Теннис-86» была опубликована статья Ю. Жемчужникова «Подача: резервы качества». В ней автор анализировал критерии эффективности и результативности подачи в соревновательной деятельности, предложил систему упражнений по повышению эффективности попаданий подачи. В нынешнем ежегоднике Ю. Жемчужников совместно с кандидатом наук А. Заком продолжают разговор о важнейших показателях эффективности подачи и предлагают методику ее оценки. |
||||
При анализе и оценке эффективности подачи теннисиста в настоящее время стабильность и результативная активность рассматриваются как главные (модельные) характеристики. Стабильность подачи (С) характеризует ее успешность и выражается отношением числа успешно поданных подач (первых, вторых) к общему их числу (соответственно первых или вторых). Результативная активность (РА) определяет действенность подачи и выражается отношением числа подач (первых или вторых), непосредственно приведших к выигрышу очка (мгновенный выигрыш подачи — МВП), к общему числу подач (соответственно первых или вторых). |
Используют еще один, обобщающий — комплексный показатель эффективности подачи (КПЭ), который выражают суммой показателей стабильности и результативной активностью (КПЭ = С + РА). Стабильность и результативная активность подачи — показатели не только взаимосвязанные, но и в определенной степени находящиеся в противоречии. При повышении активности (усиление удара и тем более ориентация на прямой выигрыш очка) возрастает риск ошибки, что потенциально влияет на снижение показателей стабильности. Это подтверждают записи соревновательной деятельности советских и зарубежных теннисистов (таблица 1). |
|||
46 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕННИСИСТОВ»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассмотрим, какую же выходную информацию можно получить при обработке в компьютере входной информации, приведенной на стр. 44 — 45. В качестве примера такой выходной информации рассмотрим один из типовых отчетов, выдававшихся компьютером сразу после матча на теннисном турнире в г. Юрмале (стр. 107 — 109). На 1-й странице отчета представлена статистическая информация об игровых действиях обоих теннисистов в течение матча, что позволяет определить их сильные и слабые стороны, понять основные причины победы или поражения одного из соперников. Информация, показанная в отчете, дает возможность определить наиболее и наименее надежные игровые действия каждого из соперников (в данном случае Вайды), определить основные типы ошибок и манеру игры в зависимости от ситуации в матче, составить представление о психологической напряженности поединка. |
Очевидно, что не вся представленная информация необходима. Ее содержание определяется требованиями пользователей. Дальнейшее совершенствование программы, кроме приведен ной информации, позволяет определить еще целый ряд дополнительных показателей игры, а также регистрировать темп матча (уд/мин), строить графические зависимости приведенных показателей от различных факторов игры. При этом вид и объем входной информации остаются те же самые. Результаты автоматизированного анализа заносятся в память компьютера и образуют так называемый банк данных об индивидуальных особенностях игры теннисистов. Таким образом, могут быть созданы банки данных не только советских, но и зарубежных игроков, что поможет проводить целенаправленную подготовку сборной СССР к международным соревнованиям. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИР. ОБРАБОТКИ СТАТ. ДАННЫХ
Статистические данные
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
107 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
108 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИР. ОБРАБОТКИ СТАТ. ДАННЫХ
Тактико-психологический анализ матча
Оценка общей напряженности матча
Тактико-технические показатели
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
109 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИР. ОБРАБОТКИ СТАТ. ДАННЫХ
Тактико-психологический анализ матча
Ошибки в матче
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
110 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |