|
||||||||||||||||||||||
Таблица 2
Показатели результативности подачи зарубежных теннисистов
|
||||||||||||||||||||||
пографии попаданий подачи дал, как нам представляется, уникальный материал, позволяющий выявить совершенно определенно особенности и закономерности распределения попадания подачи у группы зарубежных теннисистов и сравнить эти данные с показателями советских теннисистов. |
В связи с этим представляет интерес общая картина топографии попаданий подачи по дальности у полуфиналистов и финалистов Уимблдонского турнира 1985 г. и участников матча «Америка — Европа» (табл. 3). |
|||||||||||||||||||||
Топография попаданий подачи по дальности зарубежных теннисистов
|
||||||||||||||||||||||
Абсолютное большинство подач (включая первую и вторую подачи) у представленных в таблице теннисистов ложится в первый метр от линии хавкорта, что хотя и косвенно, но свидетельствует о достаточной силе как первой, так и второй подач и впрямую — о стабильности подачи по дальности (глубине). Сопоставление приведенных данных с аналогичными характеристиками подачи советских теннисистов говорит не в пользу последних (табл.4). Как видно из приведенных при- |
меров, у советских теннисистов 35% подач ложится во второй по глубине метр; весьма заметны попадания подачи и в третий метр (7%). Не нужно иметь богатого воображения, чтобы представить, какова же действенность, результативность и мощь этих «укороченных» подач. Что же касается топографии попаданий подач по направлению, то она в еще большей степени свидетельствует о серьезном отставании в этом компоненте техники наших теннисистов. |
|||||||||||||||||||||
39 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Топография попаданий подачи по дальности советских теннисистов
Таблица 5
Топография попаданий подачи по направлению
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наибольшему обстрелу у зарубежных теннисистов подвергаются крайние метры полей подачи (углы полей, 77%). В средние метры направляется 23% всех подач. Для большей наглядности приведем конкретные примеры. В финальном поединке Уимблдона-85 Б. Бек- |
кер 82% подач направил в крайние метры полей подачи и только 18% подач им было послано в средние метры (рис. 1). А вот уникальные данные записи топографии попаданий подачи А. Метревели во встрече с Б. Иовановичем (1968 г., Кубок Дэвиса, матч СССР — Югославия, рис. 2). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
40 |
|
||||
Рис. 1. Топография попаданий подачи Б. Беккера
Рис. 2. Топография попаданий подачи А. Метревели
Принципиальное совпадение общих показателей топографии попаданий подачи этих теннисистов на первый взгляд поразительно. Ведь время, разделяющее эти два матча, составляет не просто 18 лет, а 18 лет бурного развития тенниса в мире. Если же еще учесть, что эти матчи прохо- |
дили на площадках с различным покрытием (грунтовые площадки Москвы и травяные — Уимблдона), то близость данных, которые мы привели, следует считать не случайностью, а закономерностью и свидетельством высокого класса игры А. Метревели. Анализ топографии попаданий подачи сильнейших зарубежных теннисистов подтверждает наличие такой закономерности (табл. 5). Как видим, картина топографии попаданий по направлению (пласировка) у советских теннисистов обратная: большинство подач (от 54% До 72%) направляется в середину полей подачи. Таким образом, представленные данные, характеризующие различные стороны результативности и эффективности подачи, свидетельствуют о том, что по всем перечисленным показателям советские теннисисты уступают своим зарубежным оппонентам, а именно: обстрелу подачей подвергается центральная часть полей подачи (середина, 56%), наиболее выгодные с точки зрения эффективности и результативности зоны, прилегающие к боковым и центральной линиям, используются в неоправданно малой степени (44%), что приводит к ограниченности направлений и пласировки; большое число подач «ложится» во второй по глубине метр полей подачи (35%), значительны попадания и в третий метр (подача короткая и слабосильная); из общего значительного числа ошибок на первой подаче около 2/3 приходится на ошибки в сетку. Нередки грубые ошибки («за») с отрывом по дальности в 2 — 4 м; ярко выражены значительные по площади зоны разброса мест попаданий, кучность и точность попаданий выражены слабо. Перечисленные недостатки говорят о том, что совершенствованию точности попаданий тренеры и спортсмены не уделяют специального внимания. Это подтверждается и низкими результатами членов юношеской сборной команды страны при выполнении различных упражнений на точность. В то же время результаты педагогического эксперимента со спортсменами-перворазрядниками (мишенный метод), направленного на развитие точности попаданий, показали, что в трехмесячный срок можно добиться |
|||
41 |
|
||||
Рис. 3. Размещение мишеней при отработке косонаправленной подачи
значительного возрастания стабильности попаданий подачи (до 80%), точности (до 60%) и соответственно резкого снижения числа ошибок. С учетом изложенного нами предлагаются упражнения и методические рекомендации, направленные на повышение результативности и эффективности подачи ведущих советских теннисистов. Основным условием успешного применения предлагаемых упражнений является постоянное и широкое использование фактора цели (мишенный метод). Как было установлено при изучении топографии попаданий в условиях соревновательной деятельности, наиболее важными участками полей подачи являются зоны их углов, где и следует размещать мишени (по две в каждом поле). Для отработки косо-направленной подачи нужно обозначить еще по одной мишени в каждом поле (рис. 3). Упражнения 1. Выполнить 20 подач в мишень 1 первого поля. 2. То же в мишень 2 первого поля. 3. То же в мишень 3 второго поля. 4. То же в мишень 4 второго поля. 5. Выполнить 20 подач, попеременно направляемых в мишени 1 и 2 первого поля. |
6. То же в мишени 3 и 4 второго поля. 7. Выполнить 20 подач в мишень 5 первого поля. 8. То же в мишень 6 второго поля. 9. Выполнить 20 подач, попеременно направляемых в мишени 1 и 5 первого поля. 10. То же в мишени 4 и 6 второго поля. 11. Выполнить 20 подач, попеременно направляемых в мишени 2 и 5 первого поля. 12. То же в мишени 3 и 6 второго поля. Предлагаемые упражнения универсальны. С одной стороны, они дают ярко выраженный тренирующий эффект, с другой — часть из них может служить хорошими контрольными тестами по оценке достигнутого результата (например, упражнения 1, 2, 3, 4, 5, 6). Непременным условием успешного выполнения всех упражнений является постановка задачи по регламенту силы удара (выполнять упражнения с силой удара, обеспечивающей мгновенный выигрыш подачи). Важное условие успешности работы по предлагаемой программе — учет результатов выполнения упражнений и соответствующая информация теннисиста (срочная информация). Надежное совершенствование подачи, как и любого другого технического приема, осуществимо только в условиях специально организованного педагогического контроля. Принципиальное значение его неоспоримо, ибо всякий процесс воспитания есть в конечном счете процесс управления в соответствии с поставленными конкретными задачами. Однако подлинное управление возможно при разработанной системе заданий, которая дополняется повседневным качественным и количественным учетом выполняемой работы. В этом случае педагогический процесс будет действительно управлять. Помимо этого, такой процесс станет в полном смысле слова целенаправленным, а обучение и совершенствование при всем различии путей и методов предполагает целенаправленность деятельности педагога и ученика. Регистрация результатов выполнения упражнений. Результаты попыток в каждой серии заносятся тренером на масштабный трафарет теннисного корта, что позволяет оперативно рассчитать процент успешных попада- |
|||
42 |
|
||||
|
||||
Учимся правильно подавать мяч
ний в поле подачи и мишень, количество и характер ошибок (процентное соотношение ошибок в сетку и «за»), соотношение процента попаданий и числа ошибок, общую картину кучности и разбросов в попаданиях и, наконец, динамику изменений этих показателей во времени. В каждой тренировке необходимо выполнять по предлагаемым упражнениям не менее 100 — 120 подач. При затрате на одну подачу 30 секунд на 120 подач потребуется 1 час. При работе над подачей по предлагаемым упражнениям в 4 тренировочных занятиях в неделю в течение 3 месяцев необходимо выполнить объем в 5700 подач, что составит 48 часов.
Примерные варианты использования предлагаемых упражнений в недельном цикле
1-я тренировка 20 подач в мишень 1 (две серии), всего 40 подач. 20 подач в мишень 2 (две серии), всего 40 подач. 20 подач попеременно в мишени 1 и 2 (две серии), всего 40 подач. |
2-я тренировка 20 подач в мишень 3 (две серии), всего 40 подач. 20 подач в мишень 4 (две серии), всего 40 подач. 20 подач попеременно в мишени 3 и 4 (две серии), всего 40 подач.
3-я тренировка 20 подач в мишень 1 20 подач в мишень 2 20 подач в мишень 5 20 подач попеременно в мишени 1 и 2 20 подач попеременно в мишени 2 и 5 20 подач попеременно в мишени 1 и 5
4-я тренировка 20 подач в мишень 3 20 подач в мишень 4 20 подач в мишень 6 20 подач попеременно в мишени 3 и 4 20 подач попеременно в мишени 3 и 6 20 подач попеременно в мишени 4 и 6 В последующем недельном цикле распределение упражнений в каждой тренировке остается таким же, но работа над подачей осуществляется не с первого, а со второго поля подачи.
Примечание. Размеры мишеней 1x1 м. Каждая мишень, в свою очередь, |
|||
43 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
разделена двумя взаимно перпендикулярными осями на четыре малые мишени, размером каждая 50x50 см. Наиболее значимыми для попаданий являются малые мишени, непосредственно прилегающие к боковым и центральным линиям. Размеры мишеней 5 и 6 по длине 1 м, по ширине 50 см.
Модельные уровни основных
Модельные уровни топографии попаданий подачи по направлению в условиях соревнований 1. Попадания в четыре угловые зоны вторых полей подачи — 70%. 2. Попадания в четыре метра (средние) вторых полей подачи — 30%. |
Модельные уровни топографии попаданий подачи по дальности в условиях соревнований 1. Попадания в первый метр от линии хавкорта — 80%. 2. Попадания во второй метр от линии хавкорта — 20%. При совершенствовании результативности и эффективности попаданий подачи с использованием мишенного метода решаются следующие задачи: 1. Развитие точности попаданий в одну мишень (метод повторения). 2. Развитие сложной точности в направлениях удара (попадание поочередно в две мишени в упражнениях типа «влево-право») — метод контрастных заданий. 3. Развитие сложной точности в дальности подачи (точность в стандартной дальности и в упражнениях типа «длинно-коротко») с использованием двух и более мишеней. 4. Развитие сложной точности в силе удара (подачи) в упражнениях типа «сильно-средне», «средне-сильно» и других вариантов с попаданием в соответствующие мишени при решении всех перечисленных задач. В заключение подчеркнем, что без постоянного и широкого использования в тренировке фактора цели (работы по мишеням) совершенствование результативности и эффективности попаданий подачи практически невозможно. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЗВЕСИВ ВСЕ «ЗА» И «ПРОТИВ»... Подготовка к соревнованиям — важный этап на пути достижения высоких спортивных результатов. Именно здесь закладывается фундамент будущих успехов, проверяется стратегия и тактика предстоящих поединков. Мелочей в таком деле не бывает. Здесь важно все: от ведения ежедневных записей в дневнике тренировок до программирования действий будущих соперников. О том, как готовиться к соревнованиям, каким вопросам уделять первостепенное внимание, рассказывается в американском журнале «Теннис Мэгэзин» на примере опыта работы знаменитого австралийского тренера Гарри Гопмана и чемпиона Уимблдонского турнира 1975 г., бывшего капитана сборной команды США в розыгрыше Кубка Дэвиса Артура Эша. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы побеждать в соревнованиях, к ним необходимо, как известно, серьезно готовиться. Однако многие теннисисты, в том числе и весьма опытные, нередко забывают об этой |
истине. Они считают, что для достижения успеха вполне достаточно одного технического мастерства. Недооценивают порой и психологическую подготовку, пренебрегают возможно- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
44 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |