Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

как в распоряжении тренирующихся находится большое количество мячей и, как только один мяч выходит из игры, и нее незамедлительно ударом с руки вводится другой.

Советские специалисты — автор этих строк и заслуженный тренер СССР Э. Крее — представили на обсуждение конференции материалы по разработке модельных характеристик перспективного теннисиста с помощью системно-структурных подходов и предложения по способам оценки эффективности соревновательной деятельности в зависимости от уровня ситуационной психологической напряженности. Участники конференции явно заинтересовались специальной записью действий, которая позволяет определить, как изменяется число неоправданных ошибок в различных по напряженности игровых ситуациях. В частности, с помощью такой записи удалось выявить характерную для А. Чеснокова и Л. Савченко динамику показателей эффективности соревно-

 

вательной деятельности. Выяснилось, что стабильность соревновательной деятельности Чеснокова, характеризуемая числом неоправданных ошибок, возрастает по мере повышения ситуационной психологической напряженности. Это весьма положительный факт. Не случайно спортсмен одержал немало заслуженных побед в играх с сильными зарубежными соперниками, когда напряженность борьбы достигала наивысшего накала. У Савченко во многих матчах с сильными зарубежными соперниками, игра, как известно, не отличалась необходимой стабильностью. При розыгрыше прежде всего ключевых очков она, к сожалению, допускала наибольшее число ошибок.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что изучение материалов Всемирной научно-методической конференции по теннису позволит расширить творческий кругозор наших тренеров и спортсменов.

 

 

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА
Конференция специалистов по теннису социалистических стран

   
А. П. Скородумова, кандидат
педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

В декабре 1985 г. Таллин гостеприимно принимал участников научно-методической конференции специалистов по теннису социалистических стран — Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Польши, Румынии, Чехословакии и Советского Союза.

Открывая конференцию, председатель Госкомспорта Эстонской ССР М. Марк отметил эффективность научной работы, которую проводят совместно специалисты социалистических стран.

С особым интересом были встречены сообщения представителей ЧССР, чьи спортсмены добились за последние годы крупных успехов на международной спортивной арене.

В. Цлесак, капитан сборной команды ЧССР на Кубке Валерно, посвятил свое сообщение сравнительной характеристике техники тактических действий юных теннисистов Европы и Америки. Он отметил, что юноши-европейцы предпочитают вести игру на «медленных» кортах с розыгрышем

 

очка на задней линии, используя при этом крученые улары по отскочившему мячу. Они мало практикуют выходы к сетке, предпочитают набирать очки, используя активную игру с задней линии. Таким образом, игра юношей-европейцев носит активный наступательный характер с задней линии.

Южноамериканские юноши также ведут игру с задней линии, еще больше используя крученые мячи. Игру южноамериканцев отличают хорошая координация ног, искусно выполняемые обводящие удары и использование малейших неточностей в игре соперников. Они хорошо играют на грунтовых кортах, но игра на «быстром» покрытии для них проблема. Таким образом, южноамериканские юноши играют в основном в защитном стиле с задней линии.

Юноши США выступают на «медленных» покрытиях менее удачно. Однако, отметил далее докладчик, ведущие юные теннисисты США за-

Library   22   Up


Contents

 

Home
 

метно отличаются по стилю игры от мастеров старшего поколения. Они хорошо подают и играют с лёта, как и представители старшего поколения, но значительно лучше последних играют с задней линии. Их удары с задней линии отличаются хорошим вращением, мощностью, надежностью и стабильностью; в этом они похожи на шведов. Удары справа с задней линии выполняются восточной или полувосточной хваткой, слева — двумя руками. Нет проблем и при приеме подачи: прием подачи отличается атакующим характером.

Таким образом, игру юношей США отличает ныне универсализм.

Отвечая на вопросы, Цлесак рассказал, что чехословацкие юноши тренируются не менее 800 часов в год, уделяя при этом большое внимание воспитанию физических качеств и совершенствованию технико-тактических действий. Далее он отметил, что все тренеры ведут не только запись тренировочной работы своих учеников, но и запись их соревновательной деятельности, включая хронометрирование.

Особое внимание акцентируется на стабильности и эффективности подачи, вынужденных и неоправданных ошибках.

В. Шафаржик посвятил свое выступление проблеме отбора. Он отметил, что на первых порах молодые теннисисты нередко прогрессируют в своем мастерстве не столько благодаря таланту, сколько лучшим условиям тренировки, помощи со стороны более квалифицированных тренеров и т. д.

Этот тезис Шафаржик проиллюстрировал на примере классификации десяти лучших мальчиков 12-летнего возраста. Мальчик, занимавший в классификации 12-летних первое место, перейдя в возрастную группу 14-летних, был вторым, в группе 16-летних — пятнадцатым, а став взрослым, занимал в классификации скромное тринадцатое место. Примерно то же самое случилось и с другими юношами, которые в 12-летнем возрасте также занимали высокие места в классификационном списке. Некоторые из них впоследствии вообще прекратили занятия теннисом.

Многие из нынешних фаворитов отнюдь не блистали успехами в детском возрасте. Так, например, Мечир в 12-летнем возрасте занимал в классификации 47-е место, в 14-летнем —

 

72-е, а в 21 год вошел в число 20 сильнейших ракеток мира. Таким образом, место в классификации, по мнению Шафаржика, лишь один из критериев, которым необходимо руководствоваться при отборе. В связи с этим в Чехословакии ныне ведется поиск других, наиболее информативных критериев отбора. В результате проведенных исследований чехословацкие специалисты пришли к выводу, что при отборе в 12 — 14-летнем возрасте особое внимание следует обращать на:

интерес, проявляемый ребенком к занятиям теннисом;

быстроту обучаемости;

способность принимать правильные решения в ходе матча;

физическую выносливость и психологическую устойчивость;

способность к быстрому восстановлению.

Необходимо также учитывать и другие факторы — отдаленность местожительства от клуба, интерес родителей к теннису, успеваемость в школе и т. д.

Отвечая на вопросы, Шафаржик отметил, что, по его мнению, начинать заниматься теннисом следует в возрасте 6 — 7 лет. В 12-летнем возрасте целесообразно тренироваться 400 часов в год, в 14-летнем — примерно 500 — 600 часов, а в 16-летнем — 700 — 800 часов.

Доктор И. Гём остановился в своем сообщении на вопросах ранней специализации в теннисе. Данная проблема, по его мнению, весьма актуальна, поскольку теннис является одним из наиболее распространенных видов спорта в мире, а также видом спорта, где возраст чемпионов снижается.

С 1982 года Международная федерация тенниса (ИТФ) проводит первенство мира среди детей в возрасте до 12 лет. В этом возрасте успехов добиваются в основном спортсмены, допускающие в игре меньше ошибок. Такой тактики они придерживаются и в дальнейшем, что в конечном итоге не может не сказаться на стиле их игры. Стремясь к большим успехам в теннисе, некоторые дети «забрасывают» учебу в школе. Участие детей с раннего возраста в чрезмерном числе соревнований нередко подвергает их травмам, которые со временем становятся хроническими.

Медицинский контроль за здо-

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

ровьем теннисистов оставляет, к сожалению, желать лучшего.

ИТФ призывает национальные федерации тенниса укреплять связи со спортивными врачами, тренерами, родителями, проводить семинары для спортсменов и тренеров по проблемам режима тренировки, осуществлять специальный медицинский контроль в течение года. ИТФ также приняла решение об отмене первенства для детей в возрасте до 12 лет и запретила детям до 14 лет принимать участие в международных соревнованиях. Для детей в возрасте до 12 лет разрешено проводить лишь национальные соревнования. При этом после 14 лет можно участвовать не более чем в восьми соревнованиях в течение года, с 15 лет — в двенадцати, после 16 лет участие в соревнованиях не ограничено.

Далее Гём рассказал о том, что в 1978 — 1982 гг. в ФРГ приглашенные из университета специалисты — Физиологи, антропологи, психологи проводили совместно с педагогами отбор и обследование талантливой молодежи. Результаты обследования показали, что только 25% детей были без ортопедических отклонений. Среди них был и Б. Беккер. Его отличали неуемное стремление к победе, способность к быстрому обучению. По данным тестирования, он постоянно улучшал результаты в спринте, в координационных и скоростно-силовых упражнениях и метаниях.

Для тестирования в ФРГ используют такие тесты: трехкратное пробегание пяти 4-метровых отрезков, расположенных веером; имитация игры с лёта с доставанием набивного мяча в течение одной минуты (число раз); пробегание пяти 4-метровых отрезков, расположенных веером, в течение 3 минут (число раз). Специальная ловкость оценивается по умению теннисиста подбивать мяч либо струнной поверхностью ракетки, либо ее ребром. Технику оценивают 3 тренера-эксперта. Исследуется также мотивация, внимание, состояние кардиореспираторной системы. С целью прогнозирования роста спортсменов обследуют медики, психологи, антропологи, ортопеды.

При отборе исследуются быстрота, ловкость, чувство мяча, мотивация, сила воли, выносливость в стрессе, самостоятельность, психологическая устойчивость. В ФРГ счита-

 

ют, что высоких спортивных достижений можно достичь лишь при тесном сотрудничестве тренера, врача и научных работников. Победа Беккера тому подтверждение.

В ежегодниках «Теннис» за 1980 и 1981 гг. уже описывалось характерное содержание недельных циклов тренировки в подготовительном периоде для отобранного контингента спортсменов. Специалисты ЧССР не одобряют рьяного стремления родителей и тренеров к ранней специализации, поскольку такая специализация может впоследствии отрицательно сказаться на результатах и здоровье спортсменов. Не поощряется и участие детей в многочисленных соревнованиях и их «перескакивания» с одного турнира на другой. Поэтому в Чехословакии число турниров для каждого возраста сейчас ограничено: до 9 лет ребенок может участвовать не более чем в восьми турнирах, в 10 лет — не более чем в двенадцати, в 12 — не более чем в пятнадцати. Детей до 12 лет будут продолжать классифицировать, хотя это не считается обязательным.

При отборе из теннисной школы в молодежный центр учитываются результаты тестов, при этом результаты, показанные в соревнованиях, не переоцениваются. В теннисные же школы набирают детей до 9 — 10-летнего возраста, считая этот возраст самым поздним для начала занятий теннисом. При отборе проводится педагогическое тестирование: «веер», бег 30 м, метание теннисного мяча, определяется способность имитировать движения демонстратора. В дальнейшем отбор усложняется: к тестам физической подготовки добавляется медицинский контроль, определение психических особенностей.

Представитель Кубы М. Осорио посвятил свое выступление проблемам выносливости. Определив выносливость как способность спортсмена выполнять работу за счет аэробных и анаэробных источников энергии, докладчик отметил, что выносливость можно разделить на три типа: общую, специальную и соревновательную. При этом общая выносливость является как бы фундаментом специальной или соревновательной выносливости. Для развития общей выносливости 15 — 18-летние теннисисты бегают 3 — 4 раза в неделю, следуя широко известным рекомендациям К. Купера. Воспита-

 
Library   24   Up


Contents

 

Home
 

ние специальной выносливости возможно при выполнении нагрузок, близких к соревновательным. Однако даже ежедневная тренировка не способна обеспечить все условия для воспитания специальной выносливости. Необходимо также участие в соревнованиях, эффект которых зависит от числа соревнований, интервалов между ними и соотношения между тренировочными и соревновательными нагрузками.

Один из основных показателей выносливости — максимальное потребление кислорода (МПК). Проведенные исследования, отметил докладчик, показывают, что МПК коррелирует с достигнутым результатом в теннисе. Это, естественно, не означает, что теннисист, имеющий показатель 60 мл/кг/мин, выигрывает теннисный мяч у игрока с показателем 70 мл/кг/мин. Однако теннисист, имеющий 70 мл/кг/мин, как правило, способен выдержать участие в большем числе турниров подряд (к такому же выводу пришел и автор этих заметок после обследования ведущих теннисистов СССР в 1965 — 1968 гг. — А. Метревели, Т. Лейуса, В. Егорова и других, а также румынского теннисиста И. Нэстасе; результаты обследования опубликованы в 1968 г.). Были приведены значения МПК у ведущих теннисистов Кубы.

Другим важным вопросом является психическая выносливость, которая выражается в способности психофизической системы спортсмена выдерживать большие нагрузки во время тренировок и соревнований, сохраняя при этом стабильность результатов.

Специалист из Румынии С. Георгеску отметил в своем выступлении, что игровые модели спортсменов на травяных и земляных кортах различны. Спортсменов, добивающихся высоких результатов на земляных площадках, отличает высокая точность ударов с задней линии.

Игроки, предпочитающие играть на траве, ведут активную игру у сетки. У них время реакции на 30 — 40% меньше, чем у спортсменов, ведущих игру с задней линии. Однако манера игры у теннисистов-сеточников также различна. Так, Д. Коннорс выход к сетке готовит заранее, Д. Макинрой же при этом больше импровизирует. Он обладает качествами, которые трудно воспитывать, они скорее всего врожденные — анти-

 

ципация (умение выждать подходящий момент), чувство мяча и ракетки и другие.

Представитель Венгрии И. Келемен становился на вопросах физической подготовки теннисистов, которой они уделяют немалое внимание. В тренировках применяется много беговых упражнений: 100 м пробегают по 30 — 40 раз, 400 м — 10 раз (делая до 40 ускорений), на 200 м делают 20 ускорений, на 100 м — 10. Бегают и короткие отрезки.

Большое место отводится прыжковым упражнениям: на одной или двух ногах на месте, в длину, прыжкам «кенгуру». Прыжки выполняют и со штангой, а также различные динамические упражнения с 10-килограммовым весом, отжимания, выжимания штанги весом 60 кг в положении лежа и на спине. Каждую неделю 2 — 3 раза бегают кроссы, постепенно увеличивая дистанцию, женщины до 6 км, мужчины — 8 — 10 км. Много играют в баскетбол. Работают и в тренажерных залах. Докладчик отметил, что физической подготовке уделяют большое внимание и в США. Так, в известной теннисной академии Н. Болитьери игроки тренируются ежедневно по 7 часов. Из них 4 — 5 часов — теннисные тренировки и по одному часу — бег и физическая подготовка.

Представитель ГДР Д. Банце считает опережающий удар в теннисе, его силу и точность наиболее эффективным средством в техническом арсенале современного теннисиста. Затем он кратко остановился на трех аспектах. Во-первых, максимального результата можно достичь в условиях хорошей материальной базы, современной методики подготовки, правильного сочетания нагрузок и отдыха. Во-вторых, в определенные периоды тренировки необходимо учитывать пожелания самого спортсмена; в противном случае тренер подавляет его личность. И, наконец, третий аспект — это методика тренировки, в которой еще есть немало спорных моментов, которые тренер и его ученик должны решать совместно.

Психологическим фактором,

обусловливающим спортивную форму теннисистов, был посвящен доклад представительницы Польши Б. Драч, которая рассказала о результатах, полученных при обследовании 15 — 16-летних и 17 — 18-летних теннисис-

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

тов с использованием опросника Кеттеля. У 15 — 16-летних не было установлено явных отклонений: для них характерны эмоциональная устойчивость, добросовестность, независимость мышления, вдумчивость, сильная воля, самостоятельность, уверенность в себе.

У 17 — 18-летних выявлены склонность к неврозам, недостаточная психологическая устойчивость, скромность, стыдливость, консервативный характер. Исследуя объем и интенсивность внимания, быстроту и точность восприятия у этих же групп теннисистов, удалось выявить, что лучшие результаты показали 15 — 16-летние теннисисты, худшие — 17 — 18-летние. При исследовании эффективности игровой деятельности на 10-й минуте вводился словесный стимул. При этом было установлено, что вне зависимости от свойств нервной системы, занимающиеся к 11-й минуте повышали темп игры, к 12-й — снижали.

Болгарский специалист А. Пенчев рассказал об опыте применения аудиоассоциативной методики при обучении игре в теннис. Курс обучения состоит из 30 уроков. Каждый урок записан на отдельную кассету, продолжительность звучания — один час. В течение нескольких минут идет рассказ о задачах урока и объяснение того, что предстоит выполнять. 40 мин отводится для практического выполнения, которое ведется под музыку. Самое важное при таком способе обучения — подбор музыки. Одновременно обучается тысяча человек на 12 кортах, среди них люди разных возрастов. При этом можно вести и отбор наиболее. способных обучающихся.

Из советских специалистов на конференции выступили доцент ГДОИФКа Г. Иванова, заслуженный тренер СССР Э. Крее (Таллин), государственный тренер по теннису Госкомспорта СССР В. Янчук, кандидат педагогических наук Т. Иванова (ГЦОЛИФК) и автор этих строк.

Доклад Г. Ивановой был посвящен проблемам биомеханики. В нем рассматривались следующие вопросы.

1. Перспективная техника спортсмена и ее биомеханическая трактовка. Здесь особое место занимает определение биомеханических закономерностей выполнения ударных действий, рассмотрение ведущих элементов техники, типа «основных опор-

 

ных точек»,* среди которых самой существенной является фаза взаимодействия ракетки с мячом. Параметры удара:

время контакта в пределах 7 мс, т. е. 0,007 с;

совместное перемещение ракетки и мяча в пространстве в направлении будущего удара — до 0,15 м. Вовремя этого перемещения происходит обмен энергией между ракеткой и мячом.

Живая система, управляющая ракеткой, путем предварительной программы мышечной активности создает определенный встречный ударный импульс при заранее организованной жесткости ударной цепи. Динамическая жесткость суставов в момент приема мяча, по данным и публикациям зарубежных авторов, более чем на порядок, т. е. в десять раз, выше предельной статической жесткости. Мышцы работают коротко и очень интенсивно, что видно из ЭМГ. Жесткий хват дает добавку скорости мяча до 20%, особенно при нецентральном ударе.

2. Физические качества, необходимые теннисисту. Кривые скоростей у ведущих игроков имеют вполне определенную, близкую к идеальной в физическом смысле, кривую при условии оптимизации скорости биты ракетки.

Эта кривая показывает, что увеличить скорость ракетки к моменту удара можно только путем увеличения скоростных свойств мышц.

В связи с изложенным встает вопрос об отборе детей для игры в быстрый теннис по скоростно-силовым качествам. Кривые скоростей звеньев достигают максимума за 80 — 40 мс, считая от опоры к ракетке.

3. Удары при высоком темпе игры. Выполняются они преимущественно в безопорном положении. Впервые это было замечено Г. Ивановой при анализе видеозаписи матча Т. Лейус — А. Метревели. Еще в конце 60-х гг. Метревели выполнял 64% ударов, не касаясь опоры. Еще ярче проявляется эта тенденция в игре

 


* «Основными опорными точками» называют элементы движения и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения этого движения. — Прим. автора.

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
 

современных теннисистов. Например, калининградец А. Волков, один из кандидатов в олимпийскую сборную команду страны, более 80% ударов выполняет без опоры. Безопорность удара имеет большие преимущества: повышается надежность ударов при отражении быстро летящего мяча, так как легче программируется встречный, противодействующий импульс. За счет прыжка вперед навстречу мячу можно увеличить абсолютную скорость ракетки, а следовательно, и скорость полета мяча. Т. Иванова сделала доклад на тему: «Индивидуализация подготовки теннисистов на основе учета особенностей их психики». Она сообщила о том, что комплексное исследование широкого контингента теннисистов различного возраста и уровня подготовленности, включая членов сборной команды страны, позволило выявить

 

наиболее значимые показатели специальных качеств, а также свойств личности и систему их оценки.

Для использования в практике работы со спортсменами разработана «индивидуальная карта» относительной оценки качеств и свойств личности, наглядно отражающая особенности спортсмена. Диапазон баллов: от 10 до 7 — высокие результаты; от 7 до 4 — средние, от 4 до 1 — низкие. На примерах анализа индивидуальных особенностей, отображенных в «картах» ведущих советских теннисистов, наглядно видны не только сильные стороны спортсменов, но и их недостатки.

Разработаны практические рекомендации для развития специальных качеств и свойств личности, к которым относятся сенсомоторные реакции, кинестезические ощущения, дифференцировка мышечных усилий, ус-

 

Фамилия

Результат

Ноа 6 : 4

6 : 4

6 : 1

Пугаев

1-я подача (%)

59%

55%

Ошибки

Выиграл

Ошибки

Выиграл

Подача

2

24

3

26

Задняя линия

Всего

Из них
обводка

Всего

Из них
обводка

Всего

Из них
обводка

Всего

Из них
обводка

Прием справа

Прием слева

............................
............................

Игра у сетки справа

слева

............................
............................

Library   27   Up


Contents

 

Home
 

тойчивость и интенсивность внимания, оперативное мышление, скорость приема и обработки информации, интересы, тип нервной системы, эмоциональная устойчивость и др. Показаны периоды, наиболее благоприятные для их развития.

Форма занятий может быть разнообразной: в основном это игровые упражнения на площадке, у тренировочной стенки, подвижные и спортивные игры. При этом важна их интенсивность и приближенность к соревновательным условиям.

Опыт индивидуализации спортивной подготовки на основе учета особенностей развития специальных качеств и свойств личности теннисистов показал эффективность предложенного подхода и разработанных практических рекомендаций.

Э. Крее ознакомил присутствовавших на конференции с записью встречи Я. Ноа — К. Пугаев (матч Кубка Дэвиса СССР — Франция, 1983 г.). С этой целью он использовал специально разработанную им форму (см. стр. 28).

Подобная запись дает возможность получить оперативную информацию о выполнениии основных технических приемов сразу по окончании встречи.

В. Янчук в своем выступлении рассмотрел состав и структуру движений теннисиста по площадке в процессе «элементарного цикла игры» и, в частности, способ выполнения старта, названного динамическим стартом («разножкой»).

Суть «разножки» состоит в том, что за долю секунды до удара соперника спортсмен делает небольшой прыжок вверх (подскок). К моменту приземления ему становится ясным направление предстоящего старта к мячу.

Докладчик выделил следующие фазы динамического старта:

1. Фаза опоры включает подготовку игрока к предварительному подскоку вверх и толчок; время взаимодействия с опорой колеблется в пределах 0,11 — 0,21 с и зависит от квалификации спортсменов и особенностей игровой ситуации.

 

2. Безопорная фаза или фаза полета; время полета колеблется в пределах 0,08 — 0,20 с.

3. Фаза амортизации включает приземление игрока последовательно на обе ноги, расставленные в стороны (с небольшим сдвигом по времени 0,04 — 0,10 с), и амортизацию. Время колеблется в пределах 0,09 — 0,18 с.

4. Фаза стартового толчка включает в себя толчок дальней по отношению к мячу ногой до ее отрыва от земли и начало толчка ближней к мячу ногой; время колеблется в пределах 0,11 — 0,22 с. Результаты исследований позволяют разработать методику формирования и совершенствования техники передвижений теннисистов.

Выступление автора этих строк было посвящено вопросам нагрузки, под которой понимается прибавочное функционирование организма, вызванное выполнением тренировочных упражнений, по отношению к уровню покоя. Было отмечено, что нагрузка характеризуется специфичностью, т.е. сходством с соревновательным действием, направленностью, координационной сложностью и величиной. Более подробно докладчик остановился на проблеме величины нагрузки, в которой выделяются внешняя и внутренняя стороны

Внутренняя сторона нагрузки характеризуется сдвигами, происходящими в организме спортсмена — ЧСС, показателями крови, газообмена и т. д.; внешняя — объемом и интенсивностью. Объем может быть выражен в часах, числе раз, в метрах и т. д.

Интенсивность выражается в темпе, скорости и т. д.

Более подробно об этой проблеме можно прочесть в книге А. П. Скородумовой «Современный теннис: основы тренировки» (ФиС, 1984).

Подводя итоги конференции доктор Гём сказал: «У нас состоялся откровенный плодотворный обмен мнениями по проблемам, имеющим прежде всего практическое значение. В этом я вижу главный итог нашей работы».

 
Library   28   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало