Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


ДОСТИЖЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА — В ПРАКТИКУ!

 

   
С. П. Белиц-Гейман, профессор,
председатель научно-методического
совета Федерации тенниса СССР
 

Теннисист часами играет против машины-катапульты с программным управлением, которая по заданию тренера имитирует игру будущего соперника его подопечного в соревнованиях...

В теннисном центре олимпийской подготовки проводятся регулярные тренировки на различных по быстроте отскока мяча площадках. У спортсменов развиваются способности быстро приспосабливаться к игре в различных условиях: на привычных для нас «медленных» глинопесчаных площадках, на «сверхбыстрых» — с твердым, глянцевидным пластиковым покрытием, на так называемых «среднебыстрых» — пластиковых площадках с шероховатой, тормозящей отскок мяча поверхностью и на «быстрых» — искусственно-травяных, где «траву» заменяет особый пластик, который по своим качествам как две капли воды похож на травяной газон знаменитого центрального корта Уимблдона.

Закончился матч теннисистов в крупных международных соревнованиях и уже спустя пять минут в пресс-центре вывешена «Карта статистического анализа игры», которую выдает электронно-вычислительная машина.

Что это? Мечты или реальность? Скажем сразу: реальность жизни современного мирового тенниса, которая стала возможной благодаря новейшим достижениям научно-технического прогресса.

Об этих и многих других технических новинках и шла в первую очередь речь на Всемирной научно-методической конференции по теннису, которая состоялась в начале 1986 г. в США и проводилась под эгидой Международной федерации тенниса (ИТФ). Нынешняя конференция была четвертой по счету. Автору этих строк довелось быть участником всех этих авторитетных форумов, и поэтому он может проследить за «динамикой» развития творческих поисков специа-

 

листов многих стран за последние годы.

Все более широкое использование достижений научно-технического прогресса в различных областях развитии тенниса, повышение уровня научных исследований, усиливающееся взаимодействие теории с практикой — вот, пожалуй, главные особенности этой «динамики».

Не случайно на последней конференции единодушно подчеркивалось; современный тренер, а тем более тренер будущего, это педагог-мыслитель, педагог — ученый-экспериментатор. Сейчас назрел вопрос о специальной разработке и осуществлении научной подготовки теннисистов, нацеленных на достижение высоких спортивных результатов. Все больше становится очевидным, что сам спортсмен должен быть активным участником творческого, научно обоснованного процесса подготовки, обязан овладеть необходимым минимумом научных знаний. Об оригинальном опыте научной подготовки спортсменов, в том числе и победителя Уимблдонского турнира 1985 г. Б. Беккера, рассказал главный тренер Федерации тенниса ФРГ Р. Шенборн.

Какие же проблемы больше всего интересуют и волнуют специалистов в настоящее время? Таких проблем шесть: 1. Модель теннисиста будущего и способы отбора перспективного контингента детей применительно к такой модели. 2. Способы регистрации, оценки и оптимизации соревновательной деятельности. 3. Анализ, обоснование, начальная подготовка и совершенствование спортивной техники. 4. Психологическая и физическая подготовка к активной, наступательной игре. 5. Структура и многолетнее планирование подготовки. 6. Специальные технические средства, используемые при начальном обучении и спортивном совершенствовании.

Людям свойственно сравнивать то, к чему они стремятся, с тем, что уже

Library   15   Up


Contents

 

Home
 

удалось им достигнуть. Если говорить о передовой модели соревновательной деятельности и рассматривать эту модель с позиций стратегического ориентира, то, по единодушному мнению специалистов — участников конференции, в последние годы мировой теннис сделал заметный шаг вперед.

Автору этих строк довелось после конференции быть свидетелем заключительного соревнования серии «Гран-при», так называемого турнира «Мастере», в котором выступают 16 сильнейших теннисистов мира, а до конференции — очевидцем чемпионата Европы среди подростков. Это дало возможность достаточно убедительно сопоставить мнения специалистов с реальной игрой лучших представителей современного тенниса. Вывод из этого сопоставления один: атлетическая универсальная игра «всеобъемлющей активности», основанная на творческом сочетании нападения с искусной защитой, использовании мощных, точных и разнообразных ударов, берется на вооружение все

 

большим числом ведущих спортсменов мира — как взрослыми, так и юными.

Содержательным в этом отношении был в первую очередь доклад Д. ван дер Мейера — руководителя одного из главных теннисных центров США. Он привел обобщающие статистические данные специальных записей игр, проведенных в 1985 г. группой специалистов на крупнейших международных соревнованиях взрослых и юных теннисистов. Методологическую основу этих записей составили предложения советских специалистов по анализу и оценке соревновательной деятельности, выдвинутые на одной из предшествующих конференций. Суть этих предложений заключается в том, что оценивать эффективность соревновательной деятельности в целом следует в первую очередь по числу выигранных очков своими активными ударами и по числу очков, проигранных за счет собственных неоправданных ошибок (см. табл. 1 и 2).

 

Таблица 1

Средние общие показатели по основным характеристикам
соревновательной деятельности десяти сильнейших теннисистов
мира различных возрастных групп за 1985 г.

Возрастные группы

Характеристики соревновательной деятельности

% очков, выигранных собственными активными ударами

% очков, проигранных за счет собственных неоправданных ошибок

Мужчины

37,4

14,9

Юноши 17 — 18 лет

36,3

16,1

Юноши 15 — 16 лет

32,1

19,6

Мальчики не старше 14 лет

22,0

15,9

Женщины

32,2

18,7

Девушки 17 — 18 лет

25,8

21,7

Девушки 15 — 16 лет

26,7

24.4

Девочки не старше 14 лет

26,5

26,7

О чем говорят данные этих двух таблиц? В первую очередь о том, что игра представителей всех возрастных групп носит ярко выраженный активный характер, причем возглавляющие список сильнейших Д. Макинрой и М. Навратилова отличаются самыми высокими показателями на этот счет.

 

Как считают специалисты, за всю историю мирового тенниса еще не было спортсменки со столь активной и одновременно мощной игрой, как у М. Навратиловой. Причем для нее весьма характерно, как показывают данные табл. 2, и наименьшее число собственных неоправданных ошибок.

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

Средние индивидуальные показатели по основным характеристикам
соревновательной деятельности отдельных сильнейших
теннисистов мира в 1985 г.

Теннисисты

Xарактеристики соревновательной деятельности

% очков, выигранных собственными активными ударами

% очков, проигранных за счет собственных неоправданных ошибок

Д. Макинрой (США)

40,1

15,8

И. Лендл (Чехословакия)

35,5

15,9

М. Виландер (Швеция)

29,1

11,1

Б. Беккер (ФРГ)

39,2

16,5

М. Навратилова (США)

40,7

14,3

К. Эверт-Ллойд (США)

30,5

15,5

X. Мандликова (Чехословакия)

37,5

21,3

X. Сукова (Чехословакия)

35,9

18,8

 

 

Примечательно также, что на высокий уровень активности действий теннисисты выходят в 14-летнем возрасте. Так, на чемпионате Европы внимание специалистов привлек рослый

14-летний швед Ю. Стенберг. Он стал

чемпионом континента в одиночном и парном разрядах, не уступив соперни-

кам ни одного сета. Не случайно в прессе Стенберга назвали «игроком-катапультой». Когда наблюдаешь за его игрой, то создается впечатление, что Стенберг жаждет при каждом ударе «убить» мяч. Его пушечная подача, постоянная нацеленность на мощнейшие удары по восходящему мячу восхищают. Хорошее впечатление на чемпионате произвели наши девочки Наталья Зверева из Минска и Тамара Чернышева из Симферополя — воспитанницы тренеров-отцов. По сравнению с нашими участницами этих соревнований прошлых лет они

сделали явный шаг вперед в активизации игры. И не случайно подруги стали чемпионками Европы в паре, а в одиночном разряде Н. Зверева лишь в финале уступила первое место; большего ей, к сожалению, помешала достичь неожиданно полученная травма. Эти юные теннисистки первыми из наших спортсменов завоевали право выступать и на чемпионате мира среди девочек.

Представили интерес и высказывания Д. ван дер Мейера по вопросу отбора детей, которые реально способ-

 

ны стать хорошими игроками. «Моторная одаренность», быстрота реакции и ловкость, активные черты характера — смелость, «игровая агрессивность» и стремление быть первым — вот, по мнению этого специалиста, главные качества, которые должны выявляться и оцениваться при подборе перспективного контингента.

Ван дер Мейер рассказал также об опыте использования комплекса новых специальны* приборов, названных «тренажерами внимания и реакций». Вот короткое описание некоторых из них.

Первый из тренажеров представляет небольшой экран, на котором в разных местах и в самой различной последовательности вспыхивает и быстро исчезает различное число цифр — от двух до восьми. Задача теннисиста заключается в том, чтобы успеть запомнить как можно большее их число (после того как попытка выполнена, на экране для контроля выполнения задания воспроизводятся и «застывают» путем нажатия кнопки только что «пропавшие» цифры).

Второй тренажер имеет большой экран (1,5x1 м) и на нем стационарно размечена теннисная площадка. С одной ее стороны — противоположной по отношению к тренирующемуся — быстро «бежит» стрелка, обозначающая направление полета мяча соперника. Задача теннисиста — успеть «отразить» мяч с помощью быст-

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

64734-8.jpg

 

Участники конференции во время практических занятий

 

ро перемещающейся по экрану маленькой «ракетки». Эта условная ракетка соединена специальным приспособлением с обычной ракеткой для мини-тенниса, и движения последней воспроизводятся на экране.

Третий тренажер — «пистолет», выстреливающий в различных направлениях мягкий поролоновый мячик, который соединен с дулом тонким эластичным резиновым шнуром. Сокращение шнура после «выстрела» быстро возвращает мяч в исходное положение. Упражняющийся должен успеть произвести удар по мячу обычной ракеткой или ракеткой для мини-тенниса.

Как утверждал докладчик, первый опыт использования этих тренажерных устройств в подготовке юных теннисистов дал положительные результаты. Заслуживают внимания данные проведенных контрольных испытаний с помощью этих приборов, в которых участвовали теннисисты различного уровня подготовленности, в том числе и сильнейшие теннисисты мира. Выявилось, что, как правило, те, кто отличается более высоким спортивным мастерством, по-

 

казывают лучшие результаты в упражнениях на тренажерах.

Большой интерес вызвал доклад представителя Федерации тенниса ФРГ, посвященный подготовке Б. Беккера. О так называемом «феномене Бориса Беккера» пишут сейчас много. В чем секрет успехов этого спортсмена? Ведь за всю многолетнюю историю мирового тенниса еще никому в 17-летнем возрасте не удавалось стать победителем Уимблдона среди взрослых. И вдруг спортсмен, который не был даже среди «сеяных», сумел сделать это.

Вот основные факты и главные выводы из доклада специалиста ФРГ. Неожиданная победа Б. Беккера не случайность, а закономерный результат планомерной, четко организованной и научно обоснованной подготовки. «У успеха много отцов» — этой поговоркой докладчик подчеркнул, что судьба спортсмена определилась усилиями многих специалистов, как практиков, так и теоретиков.

Беккер вырос в семье любителей тенниса и впервые начал гонять мячик маленькой ракеткой в возрасте двух лет, регулярно же начал заниматься настоящим теннисом в 6-лет-нем возрасте. Перед авторитетной «комиссией по отбору талантов» Федерации тенниса ФРГ Беккер впервые

Library   18   Up


Contents

 

Home
  64734-9.jpg  

Наташа Зверева (Минск) и Тамара Чернышева (Симферополь) — чемпионки мира среди девочек в парном разряде

 

предстал, когда ему исполнилось 8 лет. Тогда специалисты во время контрольных испытаний обратили внимание на его незаурядную ловкость, хорошее чувство мяча и исключительную волю к победе. «Приговор» комиссии оказался суровым: способности к теннису проявились пока еще недостаточно, мальчика можно включить лишь в «региональную группу талантов», и занятия с ним следует вести личному тренеру по индивидуальной программе, которая в ближайшие годы должна окончательно выявить его реальные возможности (несколько других юных теннисистов, как наиболее талантливых, комиссия включила в «государственную группу талантов»).

За два последующих года юный спортсмен, как утверждал докладчик, сделал «гигантский шаг вперед». Контрольные испытания в главном селекционном центре в Ганновере показали, что ему удалось значительно

 

улучшить спортивную технику и физическую подготовленность, а также достигнуть высокого уровня мотивации, которая проявляется в первую очередь в неуклонной нацеленности на достижение высших спортивных результатов. Это и послужило основанием для перевода его в «государственную группу талантов». С тех пор, т. е. с возраста 10 лет, его тренировка стала проводиться под централизованным руководством. Беккер стал постоянным участником «научно-тренировочных сборов» (именно так выразился западногерманский специалист), которые регулярно проводились под руководством ведущих тренеров при непосредственном участии видных ученых.

И все же, как указал докладчик, специалисты не могли выделить Беккера как самого перспективного. Спортсмен входил в группу, где двадцать отобранных ребят считались равными по возможностям. Однако в одном все единодушно отдавали пальму первенства Беккеру — в отменных бойцовских качествах, жажде спортивной борьбы и достижения победы, в неуклонном стремлении быть первым и только первым. Именно это и

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

сыграло решающую роль в его дальнейших успехах.

Последующие достижения Беккера специалисты во многом объясняют его остроатакующим и одновременно универсальным стилем игры, хорошо гармонирующим с его активным характером, редкой целеустремленностью.

Об исключительно активной тактике Беккера свидетельствуют данные специальной записи действий в его победном финале Уимблдона против Д. Карена (США) — 6 : 3, 6 : 7, 7 : 6, 6 : 4. Беккер 24 подачи выиграл, как говорится, начисто — соперник не сумел даже коснуться мяча. Он осуществил 110 выходов к сетке и 76 из них завершил в свою пользу. В общей сложности Беккер выиграл 127 очков активными ударами (41% всех разыгранных очков) и допустил 37 неоправданных ошибок (12% всех разыгранных очков). Особое внимание следует обратить на последние два показателя.

Как свидетельствуют данные анализа соревновательной деятельности, проведенного на крупнейших международных соревнованиях за последние 5 лет, ни одному из теннисистов не удавалось прежде в финальных матчах 41% всех разыгранных очков набирать активными ударами при столь небольшом числе неоправданных ошибок (12% всех разыгранных очков). В заключительной части доклада на основе анализа спортивного пути Беккера был сделан следующий примечательный вывод: 17 — 18-летний возраст можно вполне реально рассматривать как наиболее благоприятный для достижения первых высоких результатов. Специалистам целесообразно, основываясь на данных науки, планировать спортивную подготовку на десятилетний период в расчете на то, что дети начинают серьезно заниматься теннисом в 7 — 8 лет. Была подчеркнута и такая мысль: весь процесс многолетней подготовки должен иметь четко выраженную перспективную направленность и спортивные результаты в возрасте 11 — 12 лет не следует рассматривать в качестве главного критерия перспективности юных теннисистов (об этом как раз свидетельствует опыт подготовки Беккера).

Видное место на конференции заняли проблемы психологической подготовки. Они касались как теоретических вопросов, так и чисто практиче-

 

ских, которые непосредственно связаны с управлением действиями спортсмена. К числу последних следует отнести оригинальные приемы аутогенных воздействий на состояние и действия теннисиста в условиях соревнований и в период подготовки к ним. Так, видный американский специалист в области спортивной психологии Д. Лоер предложил конкретные «приемы программирования внутренней речи теннисиста с целью оптимизации его психического состояния и повышения эффективности действий». Он привел данные двух экспериментов. В первом участвовали только сильнейшие игроки мира, во втором — перспективные юные теннисисты.

В первом эксперименте каждый теннисист выполнял две серии по 30 подач. При одной серии подач содержание «внутренней речи» теннисиста перед ударом заранее не обусловливалось. При другой серии перед каждой подачей спортсмен несколько раз про себя должен повторять мобилизующий самоприказ: «Я подам не напрягаясь сильно и точно!» Оказалось, что при второй («запрограммированной») серии точностные и скоростные характеристики подачи заметно улучшились у всех без исключения 20 спортсменов, участвовавших в эксперименте. Причем каждый из спортсменов заранее не знал, в чем конкретно будет заключаться его психологическое задание.

Во втором эксперименте теннисисты перед каждым ударом во время тренировки давали себе с помощью «внутренней речи» строгий самоприказ: «Бей сильно и свободно!» Как утверждал докладчик, с помощью такого методического приема удалось заметно усилить удары юных игроков. Одновременно Д. Лоер подчеркнул важную общую особенность использования этих и других близких к ним методических приемов психологического саморегулирования. Все они должны содержать установку не только на конечный высокий результат удара, но и на обеспечение свободы движений. Такой подход вызван тем, что при односторонней установке только на силу удара возникает часто сопутствующая ей крайне нежелательная реакция — напряженность в движениях.

Американский специалист поделился и опытом использования приемов аутогенных воздействий с целью так называемого «оперативного вос-

 
Library   20   Up


Contents

 

Home
 

становления». Первыми «опытными кроликами» психолога были такие выдающиеся теннисисты, как Б. Кинг и А. Эш. В свое время специалисты, да и рядовые зрители, обратили внимание на то, как необычно эти спортсмены ведут себя во время короткого отдыха, сидя у судейской вышки перед сменой сторон. Они в совсем расслабленной полулежачей позе, с закрытыми глазами, казалось, на несколько минут погружались в дремоту к отрешались от напряженной спортивной борьбы. Оказывается, в соответствии с заданием психолога в эти несколько минут спортсмены старались как можно больше расслабиться и мысленно глубоко погрузиться в мир приятного, успокаивающего воображения. Они должны были сначала мысленно представить себе, что расслабленно плывут на спине в бассейне с теплой водой, а затем погрузить себя в мир какого-либо очень приятного, успокаивающего жизненного эпизода.

Такое, даже самое кратковременное отрешение от игры, по заявлению самих спортсменов, позволяло им лучше восстанавливать «психическую свежесть» в процессе самых напряженных матчей. Докладчик привел такой примечательный факт: в год, когда А. Эш начал использовать приемы психической саморегуляции, он впервые стал победителем самого продолжительного соревнования — мирового чемпионата, состоявшего тогда из 12 следующих один за другим международных турниров с участием всех сильнейших игроков мира, а также занял 1-е место в Уимблдонском турнире.

Директор Нью-Йоркской теннисной академии А. Атчисон — руководитель программы подготовки теннисистов США (именно такая должность имеется в структуре Федерации тенниса США) ознакомил участников конференции с некоторыми новыми подходами к комплектованию групп перспективных теннисистов, тренировка которых осуществляется под контролем специалистов национальной Федерации. При Федерации действует с 1984 г. группа «главных экспертов-селекционеров», занимающихся, как гласит специальная инструкция, поиском юных талантов и многолетним перспективным программированием их тренировки. Ежегодно эта группа проводит региональные и центральные контрольные просмотры, а также «се-

 

лекционные соревнования». Вот главные критерии отбора в центральную группу талантов: хорошая постановка техники и склонность к активной игре, наличие комплекса «физических качеств пантеры», бойцовский характер, желание родителей, чтобы их ребенок стал выдающимся теннисистом, и их активная помощь в решении этой задачи.

В «селекционных соревнованиях» оценивается не только спортивный результат, но и соответствие тактики, как выразился докладчик, «прогрессивным стандартам». В работе с юными талантами специальное внимание обращается на интеллектуальную подготовку. Примечателен в этом отношении такой пример. В теннисных центрах создаются «шахматные комнаты». Именно там, с игры в шахматы, начинаются, как рассказал докладчик, занятия с теннисистами. С их помощью осуществляется своеобразная «умственная разминка», воспитывается способность к концентрации внимания, тактическое мышление.

А. Атчисон и руководитель Флоридской теннисной академии Р. Ари провели для участников конференции показательную тренировку с группой отобранных в «центральную группу талантов». Демонстрировались игровые упражнения, которые можно назвать «сплавом спортивной техники и физической подготовки». Такие упражнения характерны тем, что при их выполнении удары выполняются в очень быстром темпе, в сложных и разнообразных условиях, требующих быстроты маневренных передвижений, прыгучести.

Вот только один из примеров таких упражнений. «Сеточник» действует против трех условных соперников. Один из них располагается у середины задней линии, двое других — у середины внешних линий «коридоров». «Сеточника» беспрерывно «обстреливают» обводящими ударами — прямыми и очень косыми, а периодически и неожиданной свечой. Он же должен, как заправский вратарь, ударами в стремительных бросках и прыжках защищать огромные «ворота» в ширину площадки. Примечательно, что расположение двух условных соперников за боковыми границами «коридоров» позволяет «сеточнику» тренировать острые косые удары и получать на них острые ответы. Такое упражнение носит практически беспрерывный — поточный характер, так

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

как в распоряжении тренирующихся находится большое количество мячей и, как только один мяч выходит из игры, и нее незамедлительно ударом с руки вводится другой.

Советские специалисты — автор этих строк и заслуженный тренер СССР Э. Крее — представили на обсуждение конференции материалы по разработке модельных характеристик перспективного теннисиста с помощью системно-структурных подходов и предложения по способам оценки эффективности соревновательной деятельности в зависимости от уровня ситуационной психологической напряженности. Участники конференции явно заинтересовались специальной записью действий, которая позволяет определить, как изменяется число неоправданных ошибок в различных по напряженности игровых ситуациях. В частности, с помощью такой записи удалось выявить характерную для А. Чеснокова и Л. Савченко динамику показателей эффективности соревно-

 

вательной деятельности. Выяснилось, что стабильность соревновательной деятельности Чеснокова, характеризуемая числом неоправданных ошибок, возрастает по мере повышения ситуационной психологической напряженности. Это весьма положительный факт. Не случайно спортсмен одержал немало заслуженных побед в играх с сильными зарубежными соперниками, когда напряженность борьбы достигала наивысшего накала. У Савченко во многих матчах с сильными зарубежными соперниками, игра, как известно, не отличалась необходимой стабильностью. При розыгрыше прежде всего ключевых очков она, к сожалению, допускала наибольшее число ошибок.

В заключение хотелось бы выразить надежду на то, что изучение материалов Всемирной научно-методической конференции по теннису позволит расширить творческий кругозор наших тренеров и спортсменов.

 

 

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАСТЕРСТВА
Конференция специалистов по теннису социалистических стран

   
А. П. Скородумова, кандидат
педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

В декабре 1985 г. Таллин гостеприимно принимал участников научно-методической конференции специалистов по теннису социалистических стран — Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Польши, Румынии, Чехословакии и Советского Союза.

Открывая конференцию, председатель Госкомспорта Эстонской ССР М. Марк отметил эффективность научной работы, которую проводят совместно специалисты социалистических стран.

С особым интересом были встречены сообщения представителей ЧССР, чьи спортсмены добились за последние годы крупных успехов на международной спортивной арене.

В. Цлесак, капитан сборной команды ЧССР на Кубке Валерно, посвятил свое сообщение сравнительной характеристике техники тактических действий юных теннисистов Европы и Америки. Он отметил, что юноши-европейцы предпочитают вести игру на «медленных» кортах с розыгрышем

 

очка на задней линии, используя при этом крученые улары по отскочившему мячу. Они мало практикуют выходы к сетке, предпочитают набирать очки, используя активную игру с задней линии. Таким образом, игра юношей-европейцев носит активный наступательный характер с задней линии.

Южноамериканские юноши также ведут игру с задней линии, еще больше используя крученые мячи. Игру южноамериканцев отличают хорошая координация ног, искусно выполняемые обводящие удары и использование малейших неточностей в игре соперников. Они хорошо играют на грунтовых кортах, но игра на «быстром» покрытии для них проблема. Таким образом, южноамериканские юноши играют в основном в защитном стиле с задней линии.

Юноши США выступают на «медленных» покрытиях менее удачно. Однако, отметил далее докладчик, ведущие юные теннисисты США за-

Library   22   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало