Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

необходимых условий для их освоения. Вторая — запоздалое внимание к сильным ударам.

Теннисные педагоги нередко рассуждают так: пусть ребята сначала хорошо научатся мягким ударам, а потом уж практикуются в их усилении. Подобного рода намерения обычно не дают желаемого результата. Попытки «перенастроить» мягкие удары на мощные дают очень малую «силовую надбавку», которой далеко не хватает для придания им подлинно высокой пробивной способности. И тормоз здесь ясен: формирование привычки в очень малой степени использовать скоростно-силовые возможности при ударных движениях.

Акцент на раннем освоении сильных ударов — веление времени. Изучение последнего опыта деятельности ведущих зарубежных тренеров показывает, что именно этот акцент привел к значительному повышению мощности ударов у новых поколений молодых игроков различных стран.

А как же относиться тогда к развитию точности ударов? Ведь не исключено, что развитие их силы будет происходить в ущерб их точности. Во-первых, такой «ущербности» можно избежать, а во-вторых, не следует забывать об одной из главных задач — необходимости

 

в конечном итоге достижения высокой точности в первую очередь при сильных ударах. А эта задача вполне осуществима, если и в этом случае идти «параллельным путем»: одновременно развивать и точность ударов, и их силу. Здесь большую помощь может оказать так называемый мишенный метод совершенствования точности, который, к сожалению, еще не занял должного места в тренировке наших теннисистов. Круговые и прямоугольные «лежачие» переносные мишени из тонкого пластика, «стоячие» мишени в виде различных фигурок, «сетки-ловушки», прикрепленные к тросу обычной поперечной теннисной сетки, разноцветная разметка мишеней на поверхности пластиковых площадок — вот далеко не полный перечень «снайперских новшеств», которые все шире и шире используются не только в тренировке сильнейших игроков мира, но и в работе с совсем молодыми спортсменами.

Весь опыт развития мирового тенниса последних лет подтверждает перспективность курса на вооружение юных теннисистов разнообразной техникой и освоение передовых моделей активной и разнообразной игры. Одним из подтверждений данному выводу и могут служить итоги последних чемпионатов Европы и мира среди подростков.

 

 

ГДЕ ИСКАТЬ РЕЗЕРВЫ?

   
Г. К. Жуков, старший тренер Спорткомитета РСФСР
 

Когда обсуждаются проблемы юношеского тенниса, то, как правило, в качестве основных причин, тормозящих рост мастерства юных теннисистов, называются нехватка летних и зимних кортов, недостаточное количество и низкое качество выпускаемого инвентаря. Отрицать негативное влияние этих факторов на уровень подготовленности спортсменов бессмысленно. Однако искать корень зла и объяснять все беды юношеского тенниса именно этими обстоятельствами было бы не совсем правильно.

Давайте поставим вопрос несколько иначе: насколько эффективно используются для подготовки спортсменов те возможности, которыми мы располагаем? Для ответа давайте рассмотрим, к примеру, нынешний календарь теннисных соревнований. По данным Всесоюзной классификационной комиссии Федерации тенниса СССР, в сезоне 1983/84 г. в стране было проведено 337 соревнований. В это число вошли все официальные соревнования, проводившиеся Спорткомитетом СССР, спорткомитетами союзных республик, ДСО и местными спортивными организациями. Согласитесь, цифра внушительная. Возможностей у наших теннисистов было, как говорится, хоть отбавляй. Что же происходило на этих соревнованиях и

 

насколько они оказались эффективны? Чтобы легче разобраться в этом вопросе, будем придерживаться той точки зрения, что соревнования — это не только проверка технической и тактической готовности спортсменов в «боевых» условиях, не только борьба за медали и призовые места. Соревнования — мощный рычаг, которым можно воздействовать на содержание подготовки спортсменов на местах, направляя ее в нужное русло. Соревновательные нагрузки и содержание игры — вот те параметры, по которым можно ориентировать тренировочный процесс теннисистов. Логическую цепочку рассуждений построим следующим образом: допуск спортсменов к олимпийскому теннисному турниру 1988 г. будет осуществляться на основе набранных очков, т. е. в основную сетку соревнований попадут лишь те спортсмены, кто успешно выступал в отборочных турнирах. В свою очередь, для того чтобы попасть в соревнования, дающие зачетные очки, необходимо пройти сквозь сито ряда отборочных состязаний. Соревновательные нагрузки в этих состязаниях крайне высокие: спортсмены играют в день по 2 одиночные встречи и нередко проводят на корте по 6—7 ч.

Турниры, дающие зачетные олимпийские очки, зачастую объединены в серии и длятся бо-

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

лее месяца. Следует также отметить, что даже в первых кругах соревнований нередко встречаются равные по силам соперники и встречи между ними проходят в напряженной бескомпромиссной борьбе.

Что касается содержания игры, то здесь все ясно — это атлетичный скоростной теннис, требующий от спортсменов умения мощно и стабильно подавать и вести активную, наступательную игру по всей площадке.

Следовательно, проводимые в стране соревнования должны нацеливать теннисистов на высокие ежедневные соревновательные нагрузки, на формирование «соревновательной выносливости», освоение активной, наступательной игры по всей площадке.

Отвечает ли этим задачам нынешний календарь?

Увы... Нет.

Начнем с того, что тренеры на местах не имеют сводного календаря соревнований, проводимых местными спортивными организациями. Поэтому говорить о планировании соревновательного режима спортсменов можно весьма условно.

Формирование состава участников турниров происходит в большинстве случаев бесконтрольно. Здесь действует нередко принцип «ты — мне, я — тебе», когда различные организации обмениваются приглашениями на проводимые ими турниры. К чему это приводит — известно. Состав участников соревнований комплектуется из спортсменов различного уровня подготовки. Такой принцип комплектования наносит ущерб как сильнейшим, так и относительно слабым участникам: сильнейшие проводят в лучшем случае один или два матча с равными по силам соперниками, а менее подготовленные теннисисты уже после двух проведенных встреч оказываются в роли болельщиков. При таком порядке возможность соревноваться нередко получают не достойные спортсмены, а те, чьи тренеры проявили лучшие организаторские способности.

На многих юношеских соревнованиях спортсмены не получают солидной соревновательной нагрузки: как правило, турниры даже в летнее время проводятся по усовершенствованной олимпийской системе, по которой теннисисты играют за один турнир 4—5 одиночных встреч. По 2 одиночные встречи в день проводятся лишь в случаях, когда дождь «крадет» игровые дни.

Таким образом, возможности календаря соревнований влиять на содержание и направленность подготовки спортсменов на местах за-

 

частую используются вхолостую: теннисисты не получают высокой соревновательной нагрузки, редко встречаются с равными по силам соперниками, приучаются вести игру лишь в расчете на ошибку соперника.

Можно ли как-то повлиять на сложившееся положение?

Конечно. И делать это нужно, возможно, быстрее. Уже сейчас накоплен положительный опыт, распространение которого может принести значительный эффект. Думается, что подготовка сводного календаря теннисных соревнований не составит большого труда. Такой календарь позволит тренерам четко планировать соревновательный режим своих воспитанников, а следовательно, и весь процесс подготовки в целом.

Чтобы дать юным теннисистам возможность чаще встречаться с равными по силам соперниками, достаточно воспользоваться опытом проведения таких соревнований, как чемпионаты страны, турниры сильнейших мастеров страны, допуск на которые осуществляется в зависимости от места, занимаемого спортсменом в классификации. Может оказаться полезным и опыт проведения соревнований по настольному теннису, где сложилась стройная система организации соревнований «по силам».

Необходимо более широко использовать круговую систему проведения соревнований, что позволит значительно увеличить соревновательную нагрузку спортсменов в каждом соревновании.

Что же касается содержания игры, то здесь можно использовать опыт проведения турнира «Олимпийские надежды России». В 1984 г. в Адлере проводился такой турнир (для спортсменов 1973 — 1976 гг. рожд.) по усовершенствованным правилам, стимулирующим активную, наступательную игру по всей площадке: чисто выигранный мяч любым ударом оценивался в 30 очков. По мнению тренеров, наблюдавших за играми адлерского турнира, проведение соревнований по таким правилам является хорошим стимулом для освоения активной манеры игры.

В этой статье я не собираюсь детально освещать всю «технологию» совершенствования календаря теннисных соревнований, приведения его в соответствие с теми задачами, которые стоят перед юными теннисистами в новом олимпийском четырехлетии. Здесь я сделал лишь попытку показать наиболее существенные его недостатки и наметить некоторые возможности их устранения.

 
Library   40   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало