Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ДЕТСКИЙ ТЕННИС


ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ — ШИРОКИМ ФРОНТОМ

   
С. П. Белиц-Гейман, профессор, председатель Научно-методического совета Федерации тенниса СССР
 

Всемирные научно-методические конференции, чемпионаты Европы и мира среди подростков... Что общего между этими ежегодными событиями в мировом теннисе? На первый взгляд связь здесь может показаться отдаленной. Однако не будем спешить с выводами.

Разнообразна тематика докладов и методических занятий на этих конференциях. И все же одна тема вот уже многие годы не сходит с повестки дня — модель игры чемпиона будущего. Вокруг нее обычно больше всего разгорается споров, и как бы через ее призму рассматривают подавляющее большинство ключевых методических вопросов (например, методику обучения спортивной техники, методику специальной физической подготовки). Повышенный интерес к этой теме понятен, как говорится, на все сто процентов. Ведь от того, каким видится чемпион будущего, зависят, причем самым существенным образом, пути развития юношеского тенниса, магистральные направления педагогической деятельности тренеров и самосовершенствование спортсменов.

Вспомним такое простое, но очень емкое по смыслу утверждение, что любая методика — это практически всегда ответы на два вопроса: чему учить и как учить. Чему учить в теннисе? В первую очередь перспективной модели игры. Несмотря на обилие точек зрения в деталях, фактически все ведущие специалисты по теннису в мире, традиционно участвующие во всемирных международных конференциях, единодушны в главном: основные черты характера тенниса будущего — это высочайший уровень атлетизма и игрового творчества, всеобъемлющая активность и универсальность действий, сочетание высокой точности и мощи ударов, умение тонко варьировать технику и тактику в зависимости от особенностей поверхностных покрытий площадок.

Насколько жизненно данное мнение, получает ли оно развитие в спортивно-педагогической практике, служит ли оно целевым ориентиром в деятельности тренеров различных стран? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прежде всего познакомиться с «готовой продукцией» — игрой лучших юных представителей мирового тенниса, выяснить, насколько в их плоть и кровь входят перечисленные перспективные черты данного вида спорта. Словом, получается так, что конференции и крупнейшие международные соревнования подростков — это словно звенья одной цепи, один звенья цепи составля-

 

ют теорию, целевые установки, другие — их реализацию в практике.

Автору этих строк в последние годы довелось быть участником всемирных конференций и живым свидетелем многих из перечисленных выше соревнований. Поэтому он взял на себя смелость попытаться оценить в статье, насколько игра лучших самых молодых представителей зарубежного и отечественного тенниса соответствует перспективным тенденциям развития тенниса.

...Чемпионат мира 1984 г. среди подростков в США.

Соревнования проходят на очень «быстрых» площадках из упругого пластика в двух возрастных группах: 11 — 12 и 13 — 14 лет. К чемпионату допущены только те, кто вошел в заветные «восьмерки» сильнейших в первенствах континентов. Позади неделя напряженнейших схваток. И вот чемпионы мира на пьедестале почета. Им вручают золотые медали и памятные кубки. Победители из разных стран — Югославии, США, Аргентины и Франции. В игре каждого юного чемпиона немало индивидуального, в том числе и в особенностях техники. Однако есть и главное, что сближает их. Это сразу бросается в глаза: хорошо поставленная техника, атакующая и одновременно комбинационная направленность игры, смелые действия, хорошая физическая подготовленность.

Посмотрели бы вы на 12-летнюю югославку М. Селес. Эта малютка играет по-шахматному. При малейшей возможности старается создать матовую ситуацию — острыми ударами поставить соперницу в безвыходное положение. Один из ее главных козырей — неожиданные укороченные удары. Причем она их очень тонко маскирует с помощью подготовительных движений под сильные нападающие удары. Против нее активно действовала в финале американка К. Канингем. Однако югославка явно превосходила ее в точности.

В финальном матче мальчиков, выступавших в младшей возрастной группе, встретились два американца. Их отличает хорошее выполнение подачи и ударов с лёта. Они уверенно чувствуют себя в любой точке площадки и широко используют в своей тактике выходы к сетке. Чемпион мира М. Чанг в быстротечном матче (он победил со счетом 6 : 0, 6 : 1) одной только сильной подачей набрал 16 очков и допустил всего 8 невынужденных ошибок.

Игру 14-летних чемпионов — аргентинца

Library   34   Up


Contents

 

Home
 

Ф. Девина и француженки Э. Дерли — можно уверенно охарактеризовать как дальнейший шаг в активизации тактики по сравнению с действиями победителей в самой младшей возрастной группе. Аргентинец явно сложившийся игрок. По его внешнему атлетическому виду, уверенности в игре и тактической мудрости не скажешь, что ему всего 14 лет. Он выступает на международной спортивной арене с 11-летнего возраста, и за его плечами немало побед. Девин уже не раз становился победителем не только первенств Южной Америки, но и открытых чемпионатов США и Австралии. Если об этом спортсмене говорить коротко, он — живое воплощение очень активной игры.

Хорошее впечатление производит своей универсальной, расчетливой, острой игрой француженка Э. Дерли. Тренер сборной команды Франции Ж. Лотт считает свою подопечную выразительницей нового направления во французском теннисе. Выступая на заключительной пресс-конференции, где подводились итоги чемпионата, он назвал это направление «антиженским», подчеркнув, что при соответствующей всесторонней подготовке женщины могут играть очень активно — по-мужски.

На этой конференции, которая фактически превратилась в обсуждение проблем будущего юношеского тенниса, выступило немало специалистов с мировым именем.

Наиболее примечательными применительно к теме данной статьи были, на мой взгляд, мысли бывшего победителя Уимблдонского турнира С. Смита, возглавляющего сейчас один из главных национальных теннисных центров США.

Приведу дословно ту часть его выступления, которая касалась оценки игры американских подростков:

«Американская школа тенниса давно отличается ультра активной игрой. Среди женщин самой яркой ее представительницей была Б.-Д. Кинг. Именно ею поставлен мировой рекорд по числу побед в одиночном и парных разрядах в крупнейших международных соревнованиях. Однако американская школа долгое время была приспособлена главным образом к сражениям на «быстрых» площадках. Длительный, напряженный обмен мощными ударами с задней линии — необходимый современный элемент игры на «медленных» площадках — для большинства американцев все равно что прием горьких пилюль. Не случайно за последние десятилетия никому из американцев-мужчин так и не удалось стать победителем открытого чемпионата Франции — самого крупного в мире турнира на мягких глинопесчаных площадках. Я рад отметить, что самое юное поколение американских теннисистов, судя по итогам чемпионата, берет на вооружение универсальную тактику. А это, я надеюсь, залог их будущих успехов в соревнованиях на самых различных кортах».

 

В дни, когда я работал над этой статьей, проходил финал розыгрыша Кубка Дэвиса, где встретились команды США и Швеции. Его результат — хорошее подкрепление оценки С. Смита американской школе тенниса. Жаркое «сражение» между этими командами началось еще до выхода игроков на площадку. В соответствии с положением о розыгрыше Кубка выбор площадок принадлежал шведам. И они сразу предложили мягкие грунтовые корты. Их расчет был ясен: такие площадки снизят пробивную способность мощных ударов американцев, ограничат их возможности осуществлять быстрое нападение у сетки. И, хотя за американскую команду выступили две первые ракетки мира — Дж. Макинрой и Дж. Коннорс, шведы одержали уверенную победу, в том числе и в парной встрече, где их противником был общепризнанный в мире дуэт Дж. Макинрой — П. Флеминг.

Надо отдать должное капитану — тренеру американской команды, в свое время одному из сильнейших игроков мира А. Эшу, за объективную, самокритичную и одновременно примечательную для выбора дальнейшего направления курса подготовки молодежи оценку причин поражения своей команды. Выступая на пресс-конференции, он сказал: «Мы стали жертвой мягких площадок. Шведы превосходили нас в комбинационной игре у задней линии и особенно в контратаке, когда наши теннисисты рвались к сетке».

Однако вернемся к пресс-конференции, которая состоялась во время чемпионата мира среди подростков. На ней поделился опытом работы с юными теннисистами Н. Болитьери, возглавляющий ныне в США одну из теннисных академий в штате Флорида (такие громкие названия даются в США крупным теннисным центрам).

В академии построены новые площадки с различными покрытиями, начиная от совсем мягких — «медленных» до самых твердых — «быстрых» с гладкой, буквально зеркальной и очень упругой поверхностью из синтетических материалов. Есть там и искусственные «травяные площадки» из пластика. Как утверждал Н. Болитьери, игра на различных площадках даже в течение одной тренировки составляет один из его «фирменных рецептов» формирования универсального игрока.

А вот, как выразился сам специалист, и другие составляющие его педагогического кредо: преимущественное использование игровых упражнений с очень высокой интенсивностью действий, каждодневное «оттачивание» всех приемов техники в сочетании со специальной физической подготовкой, нацеленной на развитие прежде всего скоростно-силовых качеств применительно к конкретным ударным движениям при различных технических приемах.

Итак, судя по высказываниям и практическим делам специалистов, а также по особеннос-

 
Library   35   Up


Contents

 

Home
  64735-11.jpg

 

Соревнования не только соперничество, но и дружеские встречи

 

 

тям игры лучших молодых спортсменов, в мировом теннисе делаются уверенные шаги в пропаганде и освоении перспективных моделей универсальной игры.

А теперь перейдем к оценке подготовленности наших самых юных теннисистов. Для убедительности оценки сначала остановимся на отдельных примечательных примерах их выступлений на международной арене.

... Чемпионат Европы 1984 г. во Франции среди подростков. Как на этот раз выступит наш лидер А. Черкасов из далекой Уфы?

Два года назад в группе 11 — 12-летних он стал чемпионом Европы, а затем занял 2-е место в чемпионате мира (в 1983 г. А. Черкасов не выступал в этих соревнованиях из-за болезни). Удалось ли ему в последние годы что-либо добавить к своей игре, прежде всего расширить арсенал приемов техники нападения? Ведь тактической смекалки, упорства ему и прежде было, как говорится, не занимать. Уже в первых играх чемпионата зарубежные специалисты заметили, что удары с задней линии А. Черкасова стали мощнее, увереннее, острая контратакующая крученая свеча справа и слева пре-

 

вратилась в грозное оружие против сеточников. Четыре уверенные победы — и наш спортсмен в финале. Его последний соперник К. Лоденкемпер — высокорослый, атлетически сложенный, остро играющий юноша из ФРГ с очень сильной подачей. Сразу завязывается напряженная, зрелищно интересная борьба. Противник атакует. А. Черкасов отвечает острыми контратаками. С минимальным преимуществом первая партия за нашим теннисистом. Во второй партии соперника словно подменили. Он отказался от выходов к сетке и стал вести игру преимущественно длинными высокими кручеными ударами, отдав инициативу А. Черкасову. Завязалась позиционная борьба с длительным розыгрышем очка, в которой соперник оказался сильнее. Довольно часто А. Черкасов ставил Лоденкемпера в затруднительное положение. И как воздух нужна была острая концовка -завершающий выход к сетке. Но увы! Именно этот элемент игры подвел спортсмена. Его так и не удалось во время тренировок довести до высокого уровня.

Две партии — две совершенно разные тактики соперника! Что он предпримет в решающем сете? Скорее всего предпочтение будет отдано тактике, принесшей ему победу во второй партии. Так оно в принципе и оказалось. Однако в его действиях просматривалась одна очень существенная добавка — укороченный удар. Причем заметьте: соперник с его помощью вовсе не ставил задачу сразу выиграть очко. Он просто самым откровенным образом вызывал нашего теннисиста к сетке. А там, на передних рубежах площадки, А. Черкасов чувствует себя, мягко скажем, неуверенно. Удары с лёта, удары над головой — это его слабинка. Они-то в решающий момент и подвели спортсмена. Обидно было смотреть, как победа ускользала из рук нашего теннисиста. Так и напрашивался вопрос: неужели за два последних года нельзя было справиться со столь очевидными недостатками?

...С величайшим упорством боролась за выход в заветную «восьмерку» сильнейших в чемпионате Европы и другой наш лидер — 14-лет-няя Е. Брюховец из Одессы. Но увы! И она, в конце концов, стала жертвой «страшного оружия» — укороченных ударов. И вот что примечательно: и Черкасов, и Брюховец, как правило, успевали добегать до укороченных мячей. Однако успешно противостоять в дальнейшем обводящим ударам — низким или «свечам» — оказывалось выше их реальных возможностей.

Большинство других наших участников европейского чемпионата, к сожалению, не показали игры, о которой можно сказать: вот это — настоящая перспектива! При наблюдении за игрой девочек так и хотелось им напомнить, что нужно стремиться своими активными действиями вынуждать соперницу ошибаться, а не ждать пассивно от нее простых ошибок.

 
Library   36   Up


Contents

 

Home
 

А вот в адрес 12-летних С. Пономарева из Сочи и В. Кремнева из Симферополя надо сказать несколько похвальных слов. Они стали первыми советскими чемпионами континента в парном разряде. Довольно сильная подача, контратакующий прием подачи и уверенная игра с лёта позволили Пономареву стать лидером этой хорошей и, на мой взгляд, перспективной пары. Причем реальность перспективы во многом будет зависеть от того, насколько его партнеру-симферопольцу удастся повысить «калибр мощности» своих тактически тонких, комбинационных ударов.

В командном зачете наша юная дружина заняла 4-е место среди 27 команд. Впереди наших спортсменов оказались лишь теннисисты Чехословакии, Франции и ФРГ.

Едва завершился чемпионат Европы, как наши теннисисты включились в борьбу за обладание Европейским кубком наций, который разыгрывался в ФРГ. И здесь они словно преобразились. Свое решающее слово сказала тренер сборной команды СССР А. Лепешина: проигрывайте, но играйте активно, смело! Советские теннисистки завоевали этот почетный командный приз. «Первый советский финал на кортах ФРГ» — под таким заголовком вышла обширная статья в центральной газете Кёльна, в которой рассказывалось об игре советских подростков, и прежде всего о финальном матче турнира, где встретились А. Черкасов и минчанин Ю. Скакун. «Преображение» теннисистов в этих соревнованиях еще и еще раз заставляет задуматься над огромным значением психологической установки на активизацию игры.

В среде наших тренеров нередки такие утверждения: главная причина поражений наших спортсменов заключается в том, что они значительно меньше выступают в международных соревнованиях по сравнению со своими зарубежными соперниками. Спору нет, дальнейшее расширение опыта игры с сильными зарубежными соперниками нашей молодежи крайне необходимо. Однако такое утверждение можно принять только с одной, очень существенной оговоркой. Такой опыт должны приобретать те. кто получил хорошую «домашнюю» фундаментальную подготовку, прежде всего освоил в основном широкий комплекс ударов, и взял на вооружение передовую модель игры. Прямо и откровенно надо сказать: тем, кто такой подготовки не имеет, на большой международной арене делать нечего. И причины слабых выступлений надо искать главным образом в промахах тренерской работы, особенно на этапе начальной подготовки юных теннисистов, когда, образно выражаясь, закладывается фундамент будущих успехов, в течение первых примерно 3 — 4 лет занятий теннисом. В эти годы, как говорится, что посеешь, то и пожнешь потом в соревнованиях, особенно в международных. О главных недостатках этого «посева» и некоторых путях совершенствования обучения и

  64735-1.jpg

 

Со знаменитым Стеном Смитом — победителем Уимблдонского турнира 1972 г. сфотографироваться хочется каждому

 

пойдет речь дальше. Причем применительно к деятельности тренеров с широким контингентом юных спортсменов. Однако, прежде чем говорить об этих недостатках, нужно сначала со всей прямотой ответить на вопрос: почему многие наши теннисисты далеки от передовых моделей игры? Я думаю, ответ вытекает из вышеприведенных фактов: они просто не владеют в нужной мере современным разнообразным игровым оружием — эффективной спортивной техникой. И один из действующих здесь тормозов — устаревшая методика формирования техники, которую можно назвать «медленное движение вверх по узким ступенькам»,

Обучение в любой области имеет ступенчатый характер — от простого к сложному. Однако здесь требуется важное уточнение. Многое зависит от того, какова ширина каждой ступеньки и как долго на каждой из них занимающиеся будут задерживаться, перед тем как перейти к следующему этапу обучения. Если иметь в виду техническую подготовку, то именно от этого во многом зависит, какой в итоге сформируется у юного теннисиста арсенал приемов техники — широкий, вариативный,

 
Library   37   Up


Contents

 

Home
 

или, наоборот, узкий, однообразный. Беда, что сложившийся у нас процесс обучения технике нередко напоминает замедленный подъем по узким ступенькам с очень продолжительной задержкой на каждой из них. Практически это выглядит так. Сначала дети долгое время упорно, систематически практикуются только в выполнении ударов по отскочившему мячу справа и слева (памятуя, что на них, как на фундаменте, строится вся игра!). При этом подача, удары с лёта, удары над головой выступают в обидной роли пасынков: их или полностью игнорируют, или им уделяют ничтожно малое внимание.

Все хорошо в свое время. Научатся ребята играть с задней линии, тогда им и следует подниматься на следующую ступеньку — приступать к изучению других ударов. Примерно такого мнения придерживаются многие тренеры. Но вот наконец наступает, казалось бы, долгожданный момент, когда ребята начинают предпринимать попытки освоить и другие приемы техники. Вот тут-то и начинаются «хождения по мукам». Возникают на первый взгляд неожиданные, а в действительности закономерные трудности. К примеру, удары с лёта никак не получаются, так как уже прочно закреплены хватки ракетки, пригодные лишь для ударов по отскочившему мячу, уже выработалась характерная для последних привычка к большим замахам и подкручиванию мяча, тогда как для большинства ударов у сетки необходим очень короткий замах и нужно уметь в первую очередь подрезать мяч. Помимо этого, играя у сетки, молодой спортсмен оказывается в условиях непривычного для него очень быстрого реагирования, к которому он оказывается совершенно неподготовленным, так как обыкновенный обмен ударами с задней линии такой реакции попросту не требовал, а значит, и не способствовал его развитию. Поскольку подаче уделялось мало внимания, то и отношение к ней у ребят складывается довольно пассивное. Благие намерения тренеров сводятся к следующему: главное, чтобы занимающиеся научились подачей вводить мяч в игру, а когда они подрастут, окрепнут физически, глядишь, и можно будет усилить удар. Курс на ограниченный запас движений наверняка значительно снизил и возможности воспитания физических качеств, особенно скоростно-силовых, применительно к разнообразным ударным движениям.

В итоге молодой спортсмен при узкоступенчатом подходе оказывается к моменту завершения этапа начальной, фундаментальной подготовки ограниченным в своих дальнейших возможностях. Его соревновательным уделом и становится игра с задней линии с использованием других элементов игры в качестве скромного «гарнира».

Ставка на игру с задней линии далека от перспективного направления развития тенниса. Она сужает и обедняет процесс спортивного

 

совершенствования. Делая такое заключение, я отнюдь не хочу принизить огромное значение этого элемента игры. Это лишь предостережение от узкого, обедненного подхода к технической подготовке. Здесь уместно привести сравнение с обычным языковым алфавитом. Вряд ли кто осмелится назвать одни его буквы «главными», а другие — «второстепенными». Грамотный человек должен уметь хорошо пользоваться всеми буквами в соответствии с правилами грамматики. Нечто подобное должно быть, я уверен, и в обучении теннисному «алфавиту».

Всеобщая спортивно-техническая грамотность, умение эффективно пользоваться всем комплексом приемов техники — вот что как воздух необходимо нашим теннисистам. Тренерам нужно взять на вооружение методическую установку, которую можно назвать «обучение технике широким фронтом» (в противоположность подходу медленного движения по узким ступенькам). В соответствии с ней уже в период начальной, фундаментальной подготовки (первые 3 — 4 года занятий) самое серьезное внимание должно обращаться на освоение всех приемов техники, всех элементов игры: подачи и приема подачи, игры с задней линии и игры у сетки. И все эти элементы нужно считать не иначе как главными, совершенно необходимыми для эффективной соревновательной борьбы.

Курс на всеобщее «техническое образование», разнообразную вариативную технику позволит самым активным образом использовать игровые средства в целях разносторонней физической подготовки и формирования игровых творческих способностей.

В игровых видах спорта давно подмечено, что прочное закрепление навыка только одного приема техники служит обычно серьезным препятствием (иногда непреодолимым) при попытках овладеть и другими вариантами. Поэтому тренеры в последнее время стали все больше пользоваться методическим приемом, названным «параллельное изучение контрастов». Примерами таких «контрастов» в теннисе могут служить: удары сильные и мягкие, удары по восходящему и снижающемуся при отскоке мячу, длинные высокие и совсем низкие крученые удары, удары с длинными и короткими замахами. Широкое внедрение в практику работы тренеров такой методики диктуется необходимостью решительно ориентировать подготовку юных на освоение разнообразной техники, имеющей четко выраженную активную направленность.

Давайте поставим такой вопрос: почему у большинства наших молодых теннисистов удары не отличаются достаточной силой, необходимой для достижения подлинно высоких результатов? Главные причины, на мой взгляд, две. Первая — самая простая: тренеры не обучают целенаправленно сильным ударам и не создают

 
Library   38   Up


Contents

 

Home
 

необходимых условий для их освоения. Вторая — запоздалое внимание к сильным ударам.

Теннисные педагоги нередко рассуждают так: пусть ребята сначала хорошо научатся мягким ударам, а потом уж практикуются в их усилении. Подобного рода намерения обычно не дают желаемого результата. Попытки «перенастроить» мягкие удары на мощные дают очень малую «силовую надбавку», которой далеко не хватает для придания им подлинно высокой пробивной способности. И тормоз здесь ясен: формирование привычки в очень малой степени использовать скоростно-силовые возможности при ударных движениях.

Акцент на раннем освоении сильных ударов — веление времени. Изучение последнего опыта деятельности ведущих зарубежных тренеров показывает, что именно этот акцент привел к значительному повышению мощности ударов у новых поколений молодых игроков различных стран.

А как же относиться тогда к развитию точности ударов? Ведь не исключено, что развитие их силы будет происходить в ущерб их точности. Во-первых, такой «ущербности» можно избежать, а во-вторых, не следует забывать об одной из главных задач — необходимости

 

в конечном итоге достижения высокой точности в первую очередь при сильных ударах. А эта задача вполне осуществима, если и в этом случае идти «параллельным путем»: одновременно развивать и точность ударов, и их силу. Здесь большую помощь может оказать так называемый мишенный метод совершенствования точности, который, к сожалению, еще не занял должного места в тренировке наших теннисистов. Круговые и прямоугольные «лежачие» переносные мишени из тонкого пластика, «стоячие» мишени в виде различных фигурок, «сетки-ловушки», прикрепленные к тросу обычной поперечной теннисной сетки, разноцветная разметка мишеней на поверхности пластиковых площадок — вот далеко не полный перечень «снайперских новшеств», которые все шире и шире используются не только в тренировке сильнейших игроков мира, но и в работе с совсем молодыми спортсменами.

Весь опыт развития мирового тенниса последних лет подтверждает перспективность курса на вооружение юных теннисистов разнообразной техникой и освоение передовых моделей активной и разнообразной игры. Одним из подтверждений данному выводу и могут служить итоги последних чемпионатов Европы и мира среди подростков.

 

 

ГДЕ ИСКАТЬ РЕЗЕРВЫ?

   
Г. К. Жуков, старший тренер Спорткомитета РСФСР
 

Когда обсуждаются проблемы юношеского тенниса, то, как правило, в качестве основных причин, тормозящих рост мастерства юных теннисистов, называются нехватка летних и зимних кортов, недостаточное количество и низкое качество выпускаемого инвентаря. Отрицать негативное влияние этих факторов на уровень подготовленности спортсменов бессмысленно. Однако искать корень зла и объяснять все беды юношеского тенниса именно этими обстоятельствами было бы не совсем правильно.

Давайте поставим вопрос несколько иначе: насколько эффективно используются для подготовки спортсменов те возможности, которыми мы располагаем? Для ответа давайте рассмотрим, к примеру, нынешний календарь теннисных соревнований. По данным Всесоюзной классификационной комиссии Федерации тенниса СССР, в сезоне 1983/84 г. в стране было проведено 337 соревнований. В это число вошли все официальные соревнования, проводившиеся Спорткомитетом СССР, спорткомитетами союзных республик, ДСО и местными спортивными организациями. Согласитесь, цифра внушительная. Возможностей у наших теннисистов было, как говорится, хоть отбавляй. Что же происходило на этих соревнованиях и

 

насколько они оказались эффективны? Чтобы легче разобраться в этом вопросе, будем придерживаться той точки зрения, что соревнования — это не только проверка технической и тактической готовности спортсменов в «боевых» условиях, не только борьба за медали и призовые места. Соревнования — мощный рычаг, которым можно воздействовать на содержание подготовки спортсменов на местах, направляя ее в нужное русло. Соревновательные нагрузки и содержание игры — вот те параметры, по которым можно ориентировать тренировочный процесс теннисистов. Логическую цепочку рассуждений построим следующим образом: допуск спортсменов к олимпийскому теннисному турниру 1988 г. будет осуществляться на основе набранных очков, т. е. в основную сетку соревнований попадут лишь те спортсмены, кто успешно выступал в отборочных турнирах. В свою очередь, для того чтобы попасть в соревнования, дающие зачетные очки, необходимо пройти сквозь сито ряда отборочных состязаний. Соревновательные нагрузки в этих состязаниях крайне высокие: спортсмены играют в день по 2 одиночные встречи и нередко проводят на корте по 6—7 ч.

Турниры, дающие зачетные олимпийские очки, зачастую объединены в серии и длятся бо-

Library   39   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало