|
или, наоборот, узкий, однообразный. Беда, что сложившийся у нас процесс обучения технике нередко напоминает замедленный подъем по узким ступенькам с очень продолжительной задержкой на каждой из них. Практически это выглядит так. Сначала дети долгое время упорно, систематически практикуются только в выполнении ударов по отскочившему мячу справа и слева (памятуя, что на них, как на фундаменте, строится вся игра!). При этом подача, удары с лёта, удары над головой выступают в обидной роли пасынков: их или полностью игнорируют, или им уделяют ничтожно малое внимание.
Все хорошо в свое время. Научатся ребята играть с задней линии, тогда им и следует подниматься на следующую ступеньку — приступать к изучению других ударов. Примерно такого мнения придерживаются многие тренеры. Но вот наконец наступает, казалось бы, долгожданный момент, когда ребята начинают предпринимать попытки освоить и другие приемы техники. Вот тут-то и начинаются «хождения по мукам». Возникают на первый взгляд неожиданные, а в действительности закономерные трудности. К примеру, удары с лёта никак не получаются, так как уже прочно закреплены хватки ракетки, пригодные лишь для ударов по отскочившему мячу, уже выработалась характерная для последних привычка к большим замахам и подкручиванию мяча, тогда как для большинства ударов у сетки необходим очень короткий замах и нужно уметь в первую очередь подрезать мяч. Помимо этого, играя у сетки, молодой спортсмен оказывается в условиях непривычного для него очень быстрого реагирования, к которому он оказывается совершенно неподготовленным, так как обыкновенный обмен ударами с задней линии такой реакции попросту не требовал, а значит, и не способствовал его развитию. Поскольку подаче уделялось мало внимания, то и отношение к ней у ребят складывается довольно пассивное. Благие намерения тренеров сводятся к следующему: главное, чтобы занимающиеся научились подачей вводить мяч в игру, а когда они подрастут, окрепнут физически, глядишь, и можно будет усилить удар. Курс на ограниченный запас движений наверняка значительно снизил и возможности воспитания физических качеств, особенно скоростно-силовых, применительно к разнообразным ударным движениям.
В итоге молодой спортсмен при узкоступенчатом подходе оказывается к моменту завершения этапа начальной, фундаментальной подготовки ограниченным в своих дальнейших возможностях. Его соревновательным уделом и становится игра с задней линии с использованием других элементов игры в качестве скромного «гарнира».
Ставка на игру с задней линии далека от перспективного направления развития тенниса. Она сужает и обедняет процесс спортивного
|
|
совершенствования. Делая такое заключение, я отнюдь не хочу принизить огромное значение этого элемента игры. Это лишь предостережение от узкого, обедненного подхода к технической подготовке. Здесь уместно привести сравнение с обычным языковым алфавитом. Вряд ли кто осмелится назвать одни его буквы «главными», а другие — «второстепенными». Грамотный человек должен уметь хорошо пользоваться всеми буквами в соответствии с правилами грамматики. Нечто подобное должно быть, я уверен, и в обучении теннисному «алфавиту».
Всеобщая спортивно-техническая грамотность, умение эффективно пользоваться всем комплексом приемов техники — вот что как воздух необходимо нашим теннисистам. Тренерам нужно взять на вооружение методическую установку, которую можно назвать «обучение технике широким фронтом» (в противоположность подходу медленного движения по узким ступенькам). В соответствии с ней уже в период начальной, фундаментальной подготовки (первые 3 — 4 года занятий) самое серьезное внимание должно обращаться на освоение всех приемов техники, всех элементов игры: подачи и приема подачи, игры с задней линии и игры у сетки. И все эти элементы нужно считать не иначе как главными, совершенно необходимыми для эффективной соревновательной борьбы.
Курс на всеобщее «техническое образование», разнообразную вариативную технику позволит самым активным образом использовать игровые средства в целях разносторонней физической подготовки и формирования игровых творческих способностей.
В игровых видах спорта давно подмечено, что прочное закрепление навыка только одного приема техники служит обычно серьезным препятствием (иногда непреодолимым) при попытках овладеть и другими вариантами. Поэтому тренеры в последнее время стали все больше пользоваться методическим приемом, названным «параллельное изучение контрастов». Примерами таких «контрастов» в теннисе могут служить: удары сильные и мягкие, удары по восходящему и снижающемуся при отскоке мячу, длинные высокие и совсем низкие крученые удары, удары с длинными и короткими замахами. Широкое внедрение в практику работы тренеров такой методики диктуется необходимостью решительно ориентировать подготовку юных на освоение разнообразной техники, имеющей четко выраженную активную направленность.
Давайте поставим такой вопрос: почему у большинства наших молодых теннисистов удары не отличаются достаточной силой, необходимой для достижения подлинно высоких результатов? Главные причины, на мой взгляд, две. Первая — самая простая: тренеры не обучают целенаправленно сильным ударам и не создают |
|