Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ТРИБУНА ТРЕНЕРА


ТРЕНЕР — ФИГУРА ОСОБАЯ

   
В. П. Жур, старший преподаватель Белорусского института физической культуры, заслуженный тренер БССР
 

Хотя о работе тренера говорят нередко, но зачастую судят о ней лишь по внешней, так сказать парадной, стороне: громким победам подопечных, зарубежным поездкам и т. п. Л вот нелегкие тренерские будни, совмещение обязанностей наставника, воспитателя, врача, завхоза, начальника команды почти всегда остаются за кадром. В этой статье я не собираюсь рассказывать о всех превратностях тренерской работы. Основной упор хочу сделать на организацию труда, при которой тренер смог бы отдавать все силы творческой работе.

Авторитет тренера, его зарплата, звание находятся, как известно, в прямой зависимости от успехов его учеников. Поэтому вполне естественно, что каждый тренер заинтересован прежде всего в том, чтобы эти успехи были не только яркими, но и стабильными. Вместе с тем всех тренеров можно условно разделить на две группы. К первой группе можно отнести тренеров, которые стремятся добиться в своей работе наилучших результатов, ко второй — тех, которые не имеют возможностей, а зачастую и особого желания доводить своих учеников до вершин спортивного мастерства. Тренеры второй группы отбирают учеников и в течение первых 3—4 лет организуют начальный этап их обучения. Затем передают своих воспитанников в руки коллег, которые занимаются дальнейшим совершенствованием их мастерства. В период начального обучения тренер сталкивается со значительными трудностями. Они хорошо известны лишь тем, кто сам прошел этот путь. Передавая своих воспитанников коллеге, тренер начинает все заново, как бы с нуля. Если эта передача осуществляется добровольно, так сказать по взаимному согласию, то в отношениях между тренерами не возникает никаких трений. Другое дело, когда тренера заставляют передавать своих воспитанников. В этом случае, как правило, возникают издержки не только психологического, но и производственного характера: лишившись ученика на полпути к вершинам мастерства, тренер не может оценить эффективность своей работы и, следовательно, понять, правильны ли его методы обучения и воспитания спортсменов или нет. В результате такой передачи он, к сожалению, не в состоянии выявить характерные для его работы ошибки и избавиться от них. Словом, тренер не прогрессирует в искусстве подготовки спортсменов, а эффективность его работы значительно снижается.

 

Вопрос о передаче учеников от одного тренера к другому затрагивался в свое время на страницах газеты «Советский спорт» заслуженным мастером спорта директором СДЮШОР по теннису г. Тбилиси Теймуразом Какулия. «При существующей ныне системе передачи учеников — отмечает Какулия, — тренер, получивший в результате передачи в свои руки 16 — 17-летних спортсменов, пожинает фактически плоды труда своего коллеги. А первый тренер? О его вкладе в дело подготовки спортсмена часто забывают вообще. Более того, все достижения спортсмена нередко приписываются лишь преемнику первого тренера».

Какие же пути повышения эффективности своего труда видят сами тренеры?

С этой целью мы предприняли попытку выяснить состояние вопроса путем анкетирования ведущих тренеров страны. Предварительно были опрошены 32 тренера по теннису из различных ДЮСШ*.

Анализ заполненных анкет позволяет выделить три категории тренеров:

— работающих и желающих работать самостоятельно;

— желающих работать в парс с единомышленником (иметь помощника);

— желающих работать в бригаде из 3—4 тренеров.

В свою очередь, среди тренеров этих трех групп можно также выделить еще две группы:

— желающих руководить бригадой;

— желающих передавать своих учеников, выполняя при этом лишь определенную часть работы (таких пожеланий было мало).

Таким образом, основная масса тренеров стремится вырастить спортсменов высокого класса самостоятельно или с участием одного или нескольких помощников. При такой организации работы они сумеют, по их мнению, полностью воплотить в жизнь свои принципы подготовки теннисистов высокого класса. Суждения о том, что тот или иной тренер не обладает необходимым запасом знаний и поэтому не сможет подготовить спортсмена высокого класса, представляются нам спорными. Если тренер чувствует, что сможет работать само-


* Анкетный опрос проводился студенткой БГОИФКа И. Сапсалёвой, в котором участвовали заслуженный мастер спорта О. Морозова, заслуженный тренер УССР Д. Нейман, заслуженный тренер РСФСР А. Волков и другие, а также ряд белорусских тренеров.

Library   22   Up


Contents

 

Home
 

стоятельно, его усилия должны направлять тренеры сборной команды республики и страны, указывая при этом на новые тенденции в методике спортивной тренировки. Навязывание таким тренерам бригадного метода вряд ли оправдано. Впоследствии они сами смогут передать своих воспитанников в руки квалифицированных тренеров, работающих в теннисном центре или в РШВСМ.

Вместе с тем необходимо отметить, что рост уровня игры теннисистов постоянно требует от тренеров приобретения более глубоких знаний по теории и методике спортивной тренировки, физиологии, психологии и т. п., ставит перёд ними новые задачи, решать которые в одиночку становится все труднее. Поэтому наиболее целесообразным представляется бригадный метод работы. Комплектование бригад, однако, вопрос не простой, и заниматься им должны квалифицированные специалисты.

Вариантов совместной работы тренеров может быть, на наш взгляд, несколько. Давайте рассмотрим их:

1. Группа тренеров (2 — 5 человек) работает самостоятельно в течение 5 — 6 лет, а затем из наиболее перспективных ребят создается сборная команда или группа спортивного совершенствования; каждый тренер имеет в ней нагрузку пропорционально вкладу — числу своих учеников.

2. Группа тренеров (2 — 3 человека) совместно осуществляет набор, отбор и начальное обучение ребят; каждый тренер отвечает за всех обучающихся в равной степени.

3. В крупных ДЮСШ и РСДЮШОР можно кроме описанных методов также использовать метод, суть которого заключается в следующем. Вся бригада тренеров (4 — 6 человек) вместе занимается набором и отбором учащихся. Затем 2 — 3 тренера занимаются в течение 3 — 5 лет начальным обучением, после чего передают воспитанников другому тренеру или тренерам, которые готовят спортсменов в течение последующих 3 — 5 лет. Наконец, спортсменов передают тренеру, у которого они остаются до конца своей спортивной карьеры. При таком методе работы необходимо учитывать следующие моменты. Старшим бригады должен быть наиболее опытный тренер, пользующийся авторитетом среди коллег и обладающий большими теоретическими познаниями и практическим опытом. Тренерам бригады следует выполнять ту работу, которая больше приходится им по душе — с начинающими или уже с играющими детьми. Возможно и чередование обязанностей. Всем тренерам необходимо соблюдать при этом принцип преемственности: работающий на более высоком уровне участвует в работе тренеров, которые впоследствии передадут ему своих воспитанников. Старший тренер участвует в работе с детьми всех тренеров, помогая направлять их работу в нужном направлении. Это, по нашему мнению, прием-

 

лемый вариант работы, хотя и не лишенный недостатков.

Особое значение при такой организации труда приобретает коллегиальность в . работе — совместное обсуждение наиболее важных проблем: составление расписания, распределение инвентаря, отбор в команду, поощрение тренеров за успехи в работе и т. п. Если тренер желает и готов работать самостоятельно, он может выйти из состава бригады. Это процесс вполне естественный, и препятствовать ему не имеет смысла. В этом случае бригаду следует пополнить молодыми тренерами, которые, пройдя хорошую школу под руководством опытных коллег, обретут нужное педагогическое мастерство.

А теперь несколько слов о становлении молодого тренера как специалиста. Являясь членом бригады и отвечая за определенный участок работы, молодой тренер лишен возможности вести занимающихся от статуса новичков до мастеров спорта или специально заниматься с какой-то возрастной группой. Поэтому целесообразно сделать так, чтобы молодой тренер, производя набор, сам занимался бы с детьми, ведя их к вершинам спортивного мастерства. В этом случае, пожалуй, только время покажет, какое место он займет в бригаде в будущем.

В ДЮСШ и РСДЮШОР, вероятно, следует проводить своеобразные конкурсы, на которых необходимо рассматривать соответствие всех членов бригады занимаемым должностям, имеющимся нагрузкам и т. п. Причем старший тренер может быть переведен на должность тренера, если он не повышает свою квалификацию и результаты вверенных ему спортсменов не растут. Следует помнить, что тренерский коллектив — это группа, где старший тренер — лидер, поэтому его личность оказывает большое влияние на характер личных и деловых отношений в коллективе. Если старший тренер не соответствует занимаемой должности, а занимает ее (бывает нередко и такое!) благодаря поддержке влиятельных лиц, конфликт неизбежен.

Установлению нормальных взаимоотношений в коллективе могли бы способствовать смотры-конкурсы тренеров, аналогичные социалистическому соревнованию на предприятиях. Цель смотра-конкурса — преодоление уравниловки между тренерами, показ их достижений вне зависимости от участка работы, за который он отвечает. Четко организованный смотр-конкурс способствует успешному решению проблем передачи воспитанников в школу-интернат или РШВСМ. Тренер, добровольно передавший своего воспитанника, получит премиальные очки за его успешные выступления и будет по праву делить успех своего бывшего воспитанника с тренером РШВСМ. Смотры-конкурсы значительно облегчат решение вопросов о занимаемой должности, нагрузке, при-

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

 

Таблица начисления очков за выступления спортсменов

 

Соревнования

Занятые места

За участие

1-е

3-е

3-е

4-е

5-е

6-е

7-е

8-е

Чемпионаты мира и олимпийские игры

1000

800

700

600

500

400

300

200

100

Для спортсменов

                 

» 16 — 18 лет

540

430

380

325

270

215

160

110

54

» 12 — 15 »

320

260

225

190

160

130

100

65

430

» 9 — 11 »

160

130

110

100

90

65

50

32

16

Чемпионат Европы

700

560

490

420

350

280

210

140

70

» 16 — 18 лет

420

335

290

250

210

170

125

85

42

» 12 — 15 »

280

115

100

170

140

110

85

55

28

» 9 — 11 »

140

110

100

85

70

55

40

30

15

Чемпионат СССР

500

400

350

300

250

200

150

100

50

» 16 — 18 лет

300

240

210

180

150

120

90

60

30

» 12 — 15 »

200

160

140

120

100

80

60

40

20

» 9 — 11 »

100

80

70

60

50

40

30

20

10

Чемпионат ВСДСО

300

240

210

180

150

120

90

60

30

» 16 — 18 лет

180

145

125

110

90

70

55

35

18

» 12 — 15 »

120

95

85

70

60

50

35

25

12

» 9 — 11 »

60

48

42

36

30

24

18

12

6

Чемпионат ЦСДСО, республик

200

160

140

120

100

80

60

40

20

» 16 — 18 лет

120

95

85

70

60

50

35

25

12

» 12 — 15 »

80

64

95

48

40

32

24

16

8

» 9 — 11 »

40

32

28

24

20

16

12

8

4

Чемпионат области, города

100

80

70

60

50

40

30

20

10

» 16 — 18 лет

60

48

42

36

30

24

18

12

6

» 12 — 15 »

40

32

28

24

20

16

12

8

4

» 9 — 11 »

20

16

14

12

10

8

6

4

2

 

 

своении тренерских категорий и званий. При этом необходимо четко установить критерии присуждения тренерских категорий и званий первому и второму тренерам, с тем чтобы избежать ситуации, которую вкратце можно охарактеризовать так: «Вы передавайте мне своих учеников, а славой сочтемся позже». Словом, проведение смотров-конкурсов во многом прояснит неопределенную картину, существующую и поныне.

В положение смотра-конкурса включены следующие показатели, которые оценены в очках:

1. Выступление команд и спортсменов на официальных соревнованиях (см. таблицу).

2. Подготовка мастеров спорта международного класса — 300 очков, мастеров спорта — 170, игроков в «десятку» сильнейших страны: 19 лет и старше — 100 очков, 16 — 18 лет — 60, 12 — 13 лет — 40, 9 — 11 лет — 20 очков.

3. Участие в общественной работе: в работе федерации тенниса и тренерском совете — 50 очков, выезд на соревнование со сборной командой республики (города) — 20, выступление на семинаре тренеров — за каждое по 30, заметка в газете о соревновании — 5, статья

 

в сборнике «Теннис», журнале «Теория и практика физической культуры» — 50, пособие или методические рекомендации по теннису — 100.

Таблица оценок выступлений спортсменов составлена на основе «Шкалы оценок» профессора В. М. Зациорского (Москва)*.

Особое место занимает вопрос о начислении очков за выступление спортсмена, у которого было два тренера. В этом случае очки предлагается делить следующим образом.

Если у спортсмена до 16 лет было два тренера, причем первый из них занимался со спортсменом не менее 3 лет, а второй — не менее 2 лет, то очки, завоеванные спортсменом, делятся поровну. Если первый тренер работал меньше 3 лет, а второй — больше 2, то первому тренеру начисляется треть очков. Если первый тренер проработал больше 3 лет, а второй — меньше 2 лет, то первому тренеру начисляется 2/3 очков.

Если со спортсменом 16 — 20 лет первый тренер проработал не менее 6 лет, а второй — не менее 2, очки делятся поровну. Если первый тренер проработал менее 6 лет, а второй —

За каждое последующее место, занятое в соревновании, число очков уменьшается на определенный процент.

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

более 2, первому тренеру начисляется треть очков. Если первый тренер проработал не менее 6 лет, а второй — менее 2, первому тренеру начисляется 2/3 очков.

Если спортсмен старше 20 лет имел два тренера и второй из них проработал с ним не менее 4 лет, очки делятся поровну. Если второй тренер проработал более 5 лет, он получает 2/3 очков.

При выступлении команды старший тренер получает 20% очков от общего их числа, остальные очки делятся на число участников команды, и каждый тренер получает очки за спортсмена, как указано выше.

Оптимальными вариантами укомплектования тренерского коллектива являются такие, при которых каждый тренер был бы удовлетворен своим местом и имел бы возможность для

 

творческого роста. Этому во многом будет способствовать смотр-конкурс тренеров; каждый тренер будет иметь возможность получить высокую тренерскую категорию, почетное звание и т. п.

Подбор и расстановка тренерских кадров должны осуществляться на основе четко разработанных критериев, с учетом показателей смотра-конкурса и доведены до сведения всех заинтересованных лиц. Результаты смотра-конкурса должны широко освещаться в печати, по радио, телевидению и учитываться при назначении на должности тренеров различных сборных команд, а также при распределении служебных и поощрительных командировок на крупные всесоюзные и зарубежные соревнования.

 

 

СТОИТ ЛИ МЕНЯТЬ СТИЛЬ ИГРЫ?

Этот вопрос можно нередко слышать среди любителей тенниса самого различного возраста. Вопрос вполне уместен, поскольку любой теннисист прежде всего мечтает об улучшении практических результатов своей игры. Достигнув определенного уровня мастерства, многие сознают, что уже не в состоянии совершенствовать его дальше и выигрывать у своих более сильных соперников. Это в первую очередь относится к молодым спортсменам, которые, овладев основами игры, не могут достигнуть уровня, необходимого для перехода из одной возрастной группы в другую. Еще труднее овладеть игрой так, чтобы перейти из молодежной группы в группу взрослых спортсменов.

Итак, стоит ли менять стиль игры? На этот вопрос отвечает видный специалист, тренер сборной команды Англии Пол Хатчинс, знакомый нашим любителям тенниса по играм Королевского кубка.

     

Ответить на этот вопрос однозначно вряд ли возможно, поскольку ответ зависит от ряда конкретных факторов. Большинство из них знакомо лишь тренеру, который постоянно следит за игрой своего подопечного и, следовательно, может дать наилучший совет по данному вопросу. При этом необходимо принимать во внимание возраст спортсмена и продолжительность его игры в той или иной манере. Одни теннисисты, меняя стиль игры, стремятся повысить свой класс игры в целом, другие ставят белее скромную цель: усовершенствовать технику ударов. Теннисист любого возраста и уровня мастерства может, по моему мнению, совершенствовать отдельные приемы своей игры: тактические, технические, атлетические, но лишь немногим удается изменить индивидуальный стиль радикально.

Для принципиального изменения стиля игры и улучшения его некоторых аспектов необходимы два главных условия. Во-первых, для повышения мастерства теннисист должен обладать огромным желанием и честолюбием, поскольку обдумывание новых приемов и их отработка на корте и за его пределами отнимают массу сил и времени. Попытка изменить манеру игры обычно ведет к потере уверенности в себе, к проигрышу матчей. Преодолеть эти

 

трудности во имя достижения поставленной цели бывает нелегко. Во-вторых, игроку необходим опытный тренер, который помог бы определить, какие конкретные изменения необходимо внести в игру, который подсказал бы, как это можно осуществить практически, и провел бы анализ действий спортсмена в различных игровых ситуациях в ходе матчей..

Если бы изменение стиля игры не представляло трудностей, то многие мастера международного класса, зная свои слабости, поспешили бы избавиться от них, и как можно быстрее. Так, аргентинец Гиллермо Вилас, несомненно, улучшил бы свою подачу, а спортсмены, хорошо играющие на глинопесчаных кортах, не знали бы хлопот на травяных кортах и т. д. Изменить стиль игры далеко не просто. В частности, очень трудно заставить теннисиста, играющего в оборонительном стиле, заиграть в атакующей манере. Бьерн Борг, игрок в основном защитного плана, сумел приспособиться к травяным кортам и превратить свою манеру игры на них в сплошные проблемы для соперника. Радикально улучшил он и свою подачу, которая в свое время выглядела довольно скромно по сравнению с его великолепными ударами по отскочившему от земли мячу.

Игра в пассивной, или оборонительной, ма-

Library   25   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало