Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТРЕНИРОВКИ

   
А. П. Скородумова, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Очередной европейский симпозиум проходил с 20 по 23 ноября 1984 г. в небольшом испанском городке Марбелла. Как всегда, симпозиум был посвящен проблемам тренировки в теннисе. В Марбеллу съехались специалисты и тренеры 17 стран: Англии, Австрии, Бельгии, Венгрии, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Нидерландов, Норвегии, Польши, Советского Союза, Финляндии, Федеративной Республики Германии, Франции, Швейцарии и Швеции. Нашу страну представляли Т. Наумко — тренер А. Чеснокова, одного из ведущих мастеров страны, и автор этих строк.

По приглашению Европейской ассоциации тенниса. (ЕТА) в работе симпозиума принял участие один из ведущих биомехаников США профессор Иллинойского университета Д. Гроппел, который посвятил свое выступление вопросам биомеханики основных технических приемов.

В своем сообщении Гроппел остановился на основных моментах выполнения ударов с отскока и подачи. Он подчеркнул, что в любом движении необходимо выделить основные элементы. Советские специалисты в области обучения двигательным действиям называют эти элементы «основными опорными точками». От них в первую очередь зависит успешное выполнение действия спортсменом. При ударах с отскока Гроппел выделил следующую последовательность выполнения основных элементов. Движение непосредственно удара, по его мнению, должно начинаться с ног, затем в него включаются бедра, туловище, плечевой пояс и, наконец, ракетка. С точки зрения специалиста из ФРГ Р. Шонборна, замах необходимо выполнять сначала движением рук, далее следуют разворот плеч, движения бедер и ног. При выполнении же самого удара последовательность движений следующая: ноги — бедра — плечи — кисть руки.

Таким образом, два ведущих специалиста Европы и Америки пришли к выводу, что основными опорными точками при ударе с отскока являются положения ног, бедер и плеч, а также определенная последовательность выполнения движений. Отсюда, заключают они, учить нужно прежде всего положению тела, ног, плеч. В сложных ситуациях при быстром обмене ударами ноги могут стоять параллельно, но повороты туловища, плеч обязательны. Именно от правильного взаимодействия отдельных частей тела зависят сила удара и, естественно, скорость полета мяча. Это предпо-

Заметки с международного симпозиума

 

ложение было подтверждено следующим исследованием. Мячи выстреливают из теннисной пушки в стоящую, но не закрепленную ракетку. После попадания мяча в ракетку последняя падает, а мяч отскакивает в определенное место. Затем операцию повторяют, но уже с закрепленной ракеткой. В этом случае место отскока мяча не меняется. При изменении усилия для закрепления ракетки мяч, выпущенный из той же пушки, с той же силой и в то же место ракетки, по-прежнему отскакивает в первоначальном направлении. Объяснить это явление не просто. Авторы предполагают, что хватка нужна не для силы удара и повышения скорости полета мяча, а для контроля направления его полета.

Интересны исследовательские данные о зависимости скорости полета мяча от натяжения струн. Сопоставлялись ракетки, на которых струны были натянуты с 40, 50, 60 70 ibs*. Было установлено, что скорость мяча наибольшая, если он послан ракеткой, струны которой натянуты с 40 ibs. В этом случае наблюдается больший контакт ракетки с мячом — мяч дольше «сидит» на ракетке, следовательно, он более управляем.

Одним из важных технических приемов является, как известно, подача. На ее долю приходится около 30% всех ударов. Поэтому прием подачи, по мнению некоторых специалистов, так же важен, как и сама подача. Тем не менее, поскольку подача — прием наступательный, техника ее выполнения привлекает больший интерес специалистов-практиков.

На симпозиуме Гроппел привел исследовательские данные о работе ног при подаче. При этом сопоставлялись два способа работы ног**:

с приставкой и входом правой ноги в корт;

без приставки и входа левой ноги в корт.

Действия теннисиста снимались в этом; эксперименте двумя камерами, писались миограммы с мышц ног. В результате эксперимента было установлено, что второй способ выполнения подачи можно считать наиболее эффективным. Кроме того, выполняя подачу таким способом, игрок быстрее достигает сетки. Для выполнения подачи лучшей хваткой считается «континентальная».

В заключение Гроппел перечислил требования, предъявляемые к тренеру. Основными из них он считает:


* ibs — 0,45359237 кг.

** Разбор работы ног теннисистов, подающих правой рукой.

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

умение увидеть ошибку и определить причины, вызывающие ее;

знание положений всех частей тела и их соотношения в ходе движения в целом;

знание основных опорных (важных) точек для анализа всего движения;

выявление до начала обучения индивидуальных особенностей занимающегося, включая его антропометрические данные.

Представителей и тренеров различных видов спорта волнует проблема отбора. Не является исключением в этом отношении и теннис. На симпозиуме в Марбелле по проблеме отбора выступал специалист из Швейцарии, который предложил свою «формулу» чемпиона:

                      тренировка + программы тренировок +
Чемпион = ——————————————————
препятствия в продвижении

+ организация + удача + талант
——————————————
препятствия в продвижении

Если, несмотря на все помехи, спортсмен правильно и много тренируется, весь его процесс подготовки* четко организован и ему сопутствует удача, успеха он все равно может добиться лишь при наличии таланта. При этом, отметил докладчик, необходимо выделять талант движений и талант к соревнованиям. Первому сейчас уделяется немало внимания, а вот второму пока недостаточно. В странах, где отбор детей идет через соревнования (Чехословакия, Франция), он проходит на более высоком уровне.

Справедливости ради следует сказать, что советские специалисты уже давно рекомендовали включать подвижные игры в систему отбора, поскольку способности ребенка проявляются в первую очередь в игре. Для серьезных занятий теннисом необходимо отбирать, как считают теперь, лишь тех детей, которые умеют соревноваться, способны сделать в соревновании больше, лучше, изобретательнее, чем на тренировке

При отборе большое внимание уделяется наличию у детей хорошей координации движений, быстроты, чувства мяча, умственных и психических способностей. Неординарные координационные способности позволяют ведущим теннисистам мира никогда не попадать на площадке в неудобное положение. Им всегда удобно бить по мячу, в какое бы место площадки они ни попадали. При отборе применяют следующие тесты:

1. Семь отрезков, по 10 м каждый, расположенных веером. В конце каждого отрезка находятся по два мяча. Все мячи следует перенести по одному в корзину, стоящую в центре на пересечении всех отрезков. Время выполнения задания засекается.

2. Прыжки через скакалку. Определяют пры-

 


* Подготовка включает в себя тренировки, соревнования и внетренировочные факторы

 

гучесть ребенка, координацию его движений, пластичность.

3. Игра в хоккей.

4. «Слалом» с ракеткой и мячом. Обвести 5 стоек бегом туда и обратно.

Каждый из этих тестов выявляет не одну, а сразу целый комплекс способностей.

1-й тест выявляет быстроту, скоростно-силовые качества, ловкость и выносливость; 2-й — скоростно-силовые качества и ловкость; 3-й — умение соревноваться, умственные и психические способности и физические качества в комплексе и 4-й — быстроту и ловкость.

Большое внимание уделяется игре в мини-теннис, которая широко распространена в Швеции. Важное значение имеют мотивация теннисиста, его умение мыслить в игре и на тренировке. Ученикам .должна предоставляться возможность самим принимать решение. Тренеру следует выяснить, что думает ученик по вопросам, которые следует решить.

Тренировки, как отмечалось на симпозиуме, не должны быть просто длительными. Ударить 2 тыс. раз на тренировке по мячу — метод 5 — 6-летней давности. Сейчас тренировочная программа должна быть научно обоснована.

Выступление представителя Швейцарии посвящалось анализу работы теннисных школ в США. При анализе он обращал внимание на организацию работы, число кортов, гимнастических залов, тренажерные устройства, теннисные пушки, видеозаписывающие устройства и т. п. в таких школах, как колледж Вина Брадена, клиника ван дер Меера, академия Ники Боллитьери, международный теннисный центр Гарри Гопмана. Швейцарский специалист пришел к выводу, что успехи теннисистов в школах США зависят от:

числа мячей на тренировке;

числа кортов с разным покрытием;

соответствия тренировочных упражнений ситуациям соревновательной практики;

индивидуального подхода к спортсменам;

выполнения большого объема тренировочной работы высокой интенсивности;

участия в большом числе соревнований;

количества тренеров высокой квалификации.

В заключение докладчик отметил: для того чтобы конкурировать с США в подготовке теннисистов, необходимо получить как можно больше информации по всем проблемам, от которых зависит подготовка теннисистов, включая и проблему отбора.

Представитель ФРГ затронул в своем сообщении несколько проблем: факторы, лимитирующие подготовленность спортсмена, анализ соревновательной деятельности и техники выполнения основных ударов с отскока и подачи. Интересным был и практический показ специальных упражнений на корте. Докладчик подчеркнул, что воспитание скоростных качеств, включая быстроту реакции, координационные способности и специальную выносливость, луч-

 
Library   20   Up


Contents

 

Home
 

ше развивать специальными упражнениями непосредственно на корте, а аэробную выносливость и силу вне корта.

Приводим наиболее интересные упражнения, рекомендованные специалистом ФРГ:

1. Спортсмены (4—8 человек) стоят в левом углу площадки. Мяч направляется в правый угол. Его нужно достать и по нему ударить. Главная цель — добежать до мяча. Тренируются старт и быстрый набор скорости, необходимые в теннисе.

2. То же, но мяч выкидывается чуть короче и более косо. Каждое упражнение длится 1 мин. Через 2 мин отдыха повторяется. Всего 6 повторов: три в одну и три в другую сторону.

3. Из левого угла площадки спортсмены по очереди бегут к укороченному мячу, направленному вправо.

4. В упражнении объединены перемещения, описанные в первых двух упражнениях. Спортсмены, стоящие в левом углу площадки, бегут сначала к мячу, брошенному в правый угол, затем к укороченному, направленному влево. Это упражнение помогает тренировать старт, быстрое начало движения, быструю смену направления движения, при которой мышцы ног работают сначала в уступающем режиме, а затем в преодолевающем. Это самый сложный режим, но именно в таком режиме приходится действовать теннисистам. Нередко можно видеть, как спортсмен достает мяч, направленный от него далеко в сторону, однако остановиться и изменить направление бега он уже не может и в следующий момент проигрывает очко.

5. Спортсмены, стоящие в левом углу площадки, бегут к укороченному мячу, летящему вправо, затем к короткому мячу, идущему влево, затем «за свечой», брошенной за спину, чтобы отбить ее ударом с отскока. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в этом упражнении около 170 уд/мин.

6. Спортсмен стоит в центре хавкорта. Тренер бросает мяч в разные стороны. После каждого удара спортсмен должен достать ракеткой середину задней линии. Всего он должен достать подряд 10 мячей. Отдых после данного упражнения должен быть втрое дольше времени выполнения самого упражнения.

7. Спортсмен отбивает 10 мячей, посланных в разные стороны. В этом упражнении ЧСС спортсмена около 190 уд/мин. Время работы относится к времени отдыха как 1:4 или 1:5.

Упражнения 1—7 развивают быстроту, скоростно-силовые качества и скоростную выносливость.

8. Спортсмены стоят в левом углу площадки. Мяч выкидывается чуть в сторону так, чтобы его можно было отбить ударом с полулёта.

9. Спортсмен стоит в левом углу площадки. Вначале он отбивает мяч, посланный в правый

 

угол, затем в левый, затем отбивает мяч, посланный вправо чуть дальше хавкорта, затем влево с хавкорта, затем справа ударом с лёта, после чего бьет «свечу» ударом над головой. Следующая «свеча» бросается за спину спортсмена, чтобы он отбил ее с задней линии ударом с отскока. ЧСС при выполнении этого упражнения — 180—190 уд/мин.

10. Спортсмен стоит на хавкорте. Он должен достать сетку. В это время партнер подает «свечу». Спортсмен выполняет удар над головой и вновь достает сетку. Всего пробивается 10 мячей подряд.

11. Спортсмен стоит в центре корта и отбивает в прыжке ударом с лёта мячи, посылаемые вправо и влево как можно дальше.

12. Стоя в центре корта, спортсмен отбивает с лёта мячи, посылаемые в неизвестном для него направлении.

13. Спортсмен стоит у задней линии. Мячи выкидываются в разные, неизвестные для него стороны до тех пор, пока он сам не откажется от продолжения упражнения.

14. Стоя в центре корта, спортсмен отбивает мячи то ударом с лёта, то ударом над головой. При ударе с лёта он продвигается вперед, а при ударе над головой — назад. Этот «челнок» повторяется 10 раз.

15. Стоя на хавкорте, спортсмен выполняет удар с лёта с продвижением вперед, затем отыгрывает обводящую «свечу» ударом с отскока и стартует к укороченному мячу.

16. Спортсмен стоит на хавкорте. В него быстро, один за одним посылают подряд 10 мячей, которые он, подставляя ракетку, должен суметь отбить.

17. Стоя у задней линии, спортсмен отбивает «полусвечи», летящие с минимальным интервалом одна за другой.

18. Спортсмен стоит на хавкорте, затем двигается влево, отбивая мячи с лёта справа. Всего набрасывается 4 мяча.

19. То же, но в другую сторону, отбивая мяч с лёта слева.

20. Спортсмен стоит на хавкорте. После удара с лёта справа он поворачивается на 360° и выполняет удар слева с лёта, после чего снова поворачивается на 360° и т. д.

Этим движениям рекомендуется отводить четверть времени из двухчасовой тренировки. Иными словами, четверть тренировочного времени отводится совершенствованию физических качеств, посвящается так называемому сопряженному методу, при котором физическая подготовка идет рука об руку с совершенствованием техники.

Автор этих заметок выступила на симпозиуме с сообщением о развитии силовых способностей спортсменов. Сообщение было выслушано с интересом и активно обсуждалось участниками.

 
Library   21   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало