|
умение увидеть ошибку и определить причины, вызывающие ее;
знание положений всех частей тела и их соотношения в ходе движения в целом;
знание основных опорных (важных) точек для анализа всего движения;
выявление до начала обучения индивидуальных особенностей занимающегося, включая его антропометрические данные.
Представителей и тренеров различных видов спорта волнует проблема отбора. Не является исключением в этом отношении и теннис. На симпозиуме в Марбелле по проблеме отбора выступал специалист из Швейцарии, который предложил свою «формулу» чемпиона:
тренировка + программы тренировок +
Чемпион = ——————————————————
препятствия в продвижении
+ организация + удача + талант
——————————————
препятствия в продвижении
Если, несмотря на все помехи, спортсмен правильно и много тренируется, весь его процесс подготовки* четко организован и ему сопутствует удача, успеха он все равно может добиться лишь при наличии таланта. При этом, отметил докладчик, необходимо выделять талант движений и талант к соревнованиям. Первому сейчас уделяется немало внимания, а вот второму пока недостаточно. В странах, где отбор детей идет через соревнования (Чехословакия, Франция), он проходит на более высоком уровне.
Справедливости ради следует сказать, что советские специалисты уже давно рекомендовали включать подвижные игры в систему отбора, поскольку способности ребенка проявляются в первую очередь в игре. Для серьезных занятий теннисом необходимо отбирать, как считают теперь, лишь тех детей, которые умеют соревноваться, способны сделать в соревновании больше, лучше, изобретательнее, чем на тренировке
При отборе большое внимание уделяется наличию у детей хорошей координации движений, быстроты, чувства мяча, умственных и психических способностей. Неординарные координационные способности позволяют ведущим теннисистам мира никогда не попадать на площадке в неудобное положение. Им всегда удобно бить по мячу, в какое бы место площадки они ни попадали. При отборе применяют следующие тесты:
1. Семь отрезков, по 10 м каждый, расположенных веером. В конце каждого отрезка находятся по два мяча. Все мячи следует перенести по одному в корзину, стоящую в центре на пересечении всех отрезков. Время выполнения задания засекается.
2. Прыжки через скакалку. Определяют пры-
* Подготовка включает в себя тренировки, соревнования и внетренировочные факторы
|
|
гучесть ребенка, координацию его движений, пластичность.
3. Игра в хоккей.
4. «Слалом» с ракеткой и мячом. Обвести 5 стоек бегом туда и обратно.
Каждый из этих тестов выявляет не одну, а сразу целый комплекс способностей.
1-й тест выявляет быстроту, скоростно-силовые качества, ловкость и выносливость; 2-й — скоростно-силовые качества и ловкость; 3-й — умение соревноваться, умственные и психические способности и физические качества в комплексе и 4-й — быстроту и ловкость.
Большое внимание уделяется игре в мини-теннис, которая широко распространена в Швеции. Важное значение имеют мотивация теннисиста, его умение мыслить в игре и на тренировке. Ученикам .должна предоставляться возможность самим принимать решение. Тренеру следует выяснить, что думает ученик по вопросам, которые следует решить.
Тренировки, как отмечалось на симпозиуме, не должны быть просто длительными. Ударить 2 тыс. раз на тренировке по мячу — метод 5 — 6-летней давности. Сейчас тренировочная программа должна быть научно обоснована.
Выступление представителя Швейцарии посвящалось анализу работы теннисных школ в США. При анализе он обращал внимание на организацию работы, число кортов, гимнастических залов, тренажерные устройства, теннисные пушки, видеозаписывающие устройства и т. п. в таких школах, как колледж Вина Брадена, клиника ван дер Меера, академия Ники Боллитьери, международный теннисный центр Гарри Гопмана. Швейцарский специалист пришел к выводу, что успехи теннисистов в школах США зависят от:
числа мячей на тренировке;
числа кортов с разным покрытием;
соответствия тренировочных упражнений ситуациям соревновательной практики;
индивидуального подхода к спортсменам;
выполнения большого объема тренировочной работы высокой интенсивности;
участия в большом числе соревнований;
количества тренеров высокой квалификации.
В заключение докладчик отметил: для того чтобы конкурировать с США в подготовке теннисистов, необходимо получить как можно больше информации по всем проблемам, от которых зависит подготовка теннисистов, включая и проблему отбора.
Представитель ФРГ затронул в своем сообщении несколько проблем: факторы, лимитирующие подготовленность спортсмена, анализ соревновательной деятельности и техники выполнения основных ударов с отскока и подачи. Интересным был и практический показ специальных упражнений на корте. Докладчик подчеркнул, что воспитание скоростных качеств, включая быстроту реакции, координационные способности и специальную выносливость, луч- |
|