Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Что касается Е. Елисеенко, то следует отметить, что, несмотря на некоторые перепады в игре, в целом она с честью прошла весь турнир и по праву завоевала 2 золотые медали — в одиночном и парном разрядах.

Отмеченные недостатки поправимы. Наши теннисисты еще молоды. И мы убеждены, что с ростом уровня их мастерства, тренирован-

 

ности они смогут повысить эффективность и стабильность своих действий в самые напряженные моменты матчей как в одном, так и в серии турниров. Хочется верить, что, преодолев всё трудности, советские теннисисты одержат немало побед, в том числе и на предстоящих Олимпийских играх.

 

 

СОДРУЖЕСТВО НАУКИ И ПРАКТИКИ

   
И. Ш. Тучашвили, В. Н. Янчук

Теннис переживает во всем мире бурное развитие. Он включен в программу Олимпийских игр-88, и в связи с этим поставлена задача успешного выступления в них советских спортсменов. Она диктует необходимость совершенствовать систему подготовки олимпийских резервов в стране, более широко использовать в тренерской практике данные современных Научных исследований, творческий подход к формированию высшего спортивного мастерства.

Рассматривая подготовку высококвалифицированных спортсменов как сложный многолетний процесс, можно условно выделить несколько этапов становления мастерства: а) начальной подготовки; б) массового спорта (II — III разряды); в) спортивного совершенствования (I разряд и кмс); г) высшего спортивного мастерства (мс и мсмк).

Каждому этапу должны соответствовать свои средства и методы подготовки, которые направлены на решение главной и конечной задачи — достижение высших результатов на международной арене.

При правильной направленности тренировочного процесса на первых двух этапах закладывается база всесторонней физической, технической и морально-волевой подготовки, которая обеспечивает достижение результатов международного класса на этапе высшего спортивного мастерства и спортивного долголетия.

От тренера требуется умелое управление учебным процессом, поиск оптимального сочетания разнообразных видов подготовки.

Так, роль физической подготовки может быть велика только в тех случаях, когда тренер в состоянии выдержать определенные пропорции между ее видами (общей и специальной) в зависимости от квалификации спортсменов и их места в том или ином периоде подготовки.. Причем соотношение средств общей и специальной подготовки непостоянно (А. П. Скородумова). Например, в Чехословакии соотношение этих средств на первом году обучения составляет 80 : 20%, а на втором году — 70 : 30%. Но это справедливо только для начального периода подготовки: у теннисистов высокой квалификации объем средств

 

ОФП в годичном цикле не должен превышать 20%, на отдельных этапах эта величина еще меньше, а в последние годы она имеет тенденцию к снижению.

Ошибки на ранних этапах подготовки, заключающиеся в форсировании тренировки и участии талантливого спортсмена во множестве разнообразных соревнований, вызывают непоправимые отрицательные биологические и психологические изменения, которые приводят к тому, что процесс быстрого роста при переходе в группу юниоров или взрослых прекращается и спортсмен долгие годы «топчется» на месте или уходит из спорта, не раскрыв своих возможностей.

Важное значение имеет в связи с этим и возраст, при котором целесообразно начинать занятия теннисом. Многолетняя практика показывает, что оптимальный возраст начала занятий теннисом — 7 — 9 лет. Это обусловлено также тем, что, как показывает исследование Т. С. Ивановой, становление спортивного мастерства в теннисе по сравнению с большинством видов спорта как бы «отодвинуто»: результатов высокого уровня спортсмены достигают, как правило, не раньше 18 лет.

Серьезные вопросы встают перед тренерами при планировании подготовки своих воспитанников. В структуре годовой подготовки выделяется период (периоды) основных соревнований, и весь тренировочный процесс подчинен цели достижения высоких результатов именно в этих соревнованиях. Соревнования в теннисе проводятся в течение нескольких месяцев, и на протяжении всего этого периода спортсмен должен сохранять отличную форму. На практике это удается далеко не всегда: чаще всего наблюдается чередование подъемов и спадов. Возникает методическая задача — построить таким образом тренировочный процесс, чтобы спады закономерным образом приходились на паузы между соревнованиями или на менее ответственные (контрольные, подводящие) турниры. Возникает проблема изучения показателей динамики тренированности теннисиста и управления этой динамикой.

В зависимости от масштабов времени, в пределах которого строится тренировочный про-

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

цесс, различают микроциклы (например, недельные), мезоциклы (например, месячные) и макроциклы (например, годичные) тренировки. Установлено (А. П. Скородумова), что годичный цикл в сложившейся практике отечественного тенниса состоит из 50 микроциклов (МЦ) длительностью от 3 до 11 дней, причем количество дней отдыха не зависит от объема работы. Общий объем работы в тренировочных микроциклах значительно ниже объемов в соревновательных микроциклах. Наибольший объем работы выполняется в первом микроцикле, что противоречит (вольно или невольно) принципу волнообразности. Объем работы внутри мезоциклов держится на одном уровне, что нельзя назвать целесообразным. Отсюда сложности с длительным поддержанием высокого уровня тренированности, а самое главное — с достижением спортивной формы в необходимый момент времени и соответственно с прогнозированием спортивного результата. При изучении тренировочных и соревновательных микроциклов советских теннисистов высокой квалификации (О. И. Жихарева) выявлено несоответствие объема соревновательных (в среднем 18 ч) и тренировочных (около 14 — 15 ч) МЦ. Объем тренировочных МЦ, таким образом, не только не превышает соревновательные, но, как правило, меньше их на 3 — 4 ч. При таком соотношении невозможно совершенствовать мастерство и успешно выступать в многочисленных турнирах. Чтобы в тренировочном процессе получать те же величины нагрузок, что и во время соревнований, а также превышающие их (а это необходимо для игры с определенным «запасом прочности» и для роста спортивного мастерства), нужно существенно увеличить объем тренировочных занятий и повысить их интенсивность.

Структуру спортивной деятельности определяют такие элементы, как двигательная активность, физиологические функции, психические процессы. Каждому такому элементу соответствуют специальные разделы подготовки (физическая, технико-тактическая, теоретическая), органически связанные между собой и определяющие систему спортивной тренировки.

Физическая подготовка связана прежде всего с развитием физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости. В теннисе очень важны преимущественно быстрые и сильные движения, поэтому особое значение имеет такая разновидность силовых способностей, как взрывная сила — способность проявлять большую силу в наименьшее время. Она обеспечивает проявление быстроты в стартовых рывках и прыжках. Для воспитания скоростно-силовых качеств теннисиста рекомендуются (Н. Ю. Верхошанская, Т. М. Антонова, М. А. Морозов) упражнения с отягощениями, различные прыжковые упражнения, особенно прыжки в глубину. Эти упражнения полезно применять в подготовительном периоде с учетом того, что они

 

приводят к некоторому снижению технических показателей. Быстрота, проявляющаяся в трех относительно независимых формах — быстрота реагирования, быстрота одиночного движения и частота движения, в теннисе влияет на эффективность двигательной реакции, стартовых ускорений, дистанционных и челночных передвижений, ударных движений (С. П. Белиц-Гейман).

Как известно, выносливость выражается в способности длительное время сохранять высокую интенсивность двигательных действий при продолжительной нагрузке. Установлено (А. П. Скородумова), что специальная выносливость теннисистов в основном зависит от способности к максимальной двигательной активности (в течение 10 — 15 с) и от способности совершать работу многократными сериями в течение длительного времени (до 4 — 5 ч и более). Улучшать специальную выносливость теннисиста можно как средствами общей физической подготовки, так и средствами самой игры или за счет специальных упражнений, близких по своей структуре к действиям спортсмена на площадке. Наиболее эффективным средством повышения уровня порога анаэробного обмена является сочетание игровой и беговой тренировки (Н. Ю. Верхошанская и А. Ю. Васильев) .

Затрагивая вопросы развития физических качеств теннисистов, физической подготовки, следует отметить, что одним из важнейших принципов современного спорта является принцип постепенности и тенденции к максимальным нагрузкам. Однако тенденция к максимальным нагрузкам в отечественном теннисе выражена явно недостаточно. Ведущие зарубежные спортсмены, например теннисисты ФРГ, тренируются в течение большей части года 3 (а временами и 4) раза в день в общей сложности по 6 — 7 ч, тогда как для наших спортсменов нагрузка в 4,5 — 5 ч является максимальной. Однако даже такой объем тренировочной работы выполняется, как правило, лишь во время централизованных сборов, а не в рамках повседневной работы на местах.

К сожалению, многие тренеры не могут отказаться от привычных представлений о нагрузках и формах организации тренировок с перспективными спортсменами. Так, количество организаций, где ведущие юные теннисисты ДЮСШ учатся в спецклассах и проводят 9 — 12-разовые тренировки в неделю, можно пересчитать по пальцам, в то время как ежедневные 2-разовые тренировки должны стать нормой.

Несколько слов следует сказать и о развитии координации движений, специальной ловкости, гибкости, которые необходимы как для быстрых действий на корте в сложных условиях, так и для успешного овладения широким диапазоном технических приемов. Эти качества успешно развиваются (и в большей степени

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

присутствуют) в детском и подростковом возрасте. Следовательно, тренеру необходимо использовать на разминке и во время занятий по физической подготовке множество самых разнообразных упражнений на развитие координации движений, ловкости, гибкости.

Это должно стать предметом специального внимания тренеров, так как количество обще-развивающих и специальных упражнений, которое предлагается спортсменам в настоящее время, явно недостаточно для решения стоящих задач. Как правило, тренеры предпочитают, не мудрствуя лукаво, применять «дежурный» вариант, включающий от силы 3 — 4 десятка традиционных упражнений. Более того, рассматривая разминку только как подготовку к основной, специализированной работе, наставники не проявляют должной требовательнести к качественному выполнению самых элементарных общеразвивающих упражнений. В результате учащиеся не овладевают нужными навыками, не развивают гибкость и координацию движений.

Как показывают наблюдения, в подготовке теннисистов неоправданно мало используются спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, хоккей;, огромное значение которых для всестороннего физического развития очевидно. Все это заставляет пересмотреть отношение к содержанию тренировочного процесса, контрольным требованиям к программе ДЮСШ в целом. Не последнее слово здесь должно принадлежать науке, оставляющей затронутые вопросы в тени.

Одно из ключевых мест в становлении высшего мастерства в теннисе занимает психологическая подготовка.

В исследованиях В. Жура, Т. Ивановой, Т. Корнеевой, Н. Рожковой, опубликованных в сборнике «Теннис» в 1980 — 1984 гг., показана величина психической нагрузки в тренировочной и соревновательной деятельности. В тренировке теннисистов психическая нагрузка зависит от режима тренировки, работы над техникой, подготовленности партнера, установки на тренировку и т. п. В соревновании она зависит от целого ряда факторов, Факторы первой группы условно называют «предсоревновательными». К ним относятся: значимость для спортсмена данного соревнования в целом, влияние на классификацию, степень вероятности победы, значимость данного матча (командной встречи) для исхода соревнования. Факторы второй группы условно называют «ситуационными». Они характеризуют динамику психической напряженности в ходе встречи с учетом счета по партиям, геймам, в текущей партии, по очкам в текущем гейме. Третья

 

группа факторов характеризует степень физического и психологического утомления. Четвертая группа факторов связана с личностными особенностями. В первую очередь к ним надо отнести особенности мотивации, свойств нервной системы, уровень притязаний, общеэмоциональной устойчивости и устойчивости в стрессе, тревожности (Т. Иванова, Т. Корнеева, Н. Рожкова).

В связи с указанными выше качествами и свойствами личности теннисиста разрабатываются приемы по совершенствованию «положительных» и нивелировке влияния «отрицательных» качеств. Это и является основным направлением психологической подготовки. Однако конкретных рекомендаций пока немного. Следует сказать, что вопросы психологической подготовки теннисистов наименее разработаны. Здесь нет таких фундаментальных исследований, какие имеются, например, по разделам физической или технической подготовки.

Отмеченный пробел в теории, к сожалению, сказывается на практической работе тренеров, которые пока еще довольствуются очевидными двигательными способностями своих воспитанников или успехами в технико-тактической подготовке. Лишь столкнувшись с неожиданно слабыми выступлениями спортсменов в ответственных соревнованиях и не найдя веских причин, объясняющих провалы своих подопечных, их наставники обращают свои взоры на различные разработки в области психологии спортсмена.

Между тем методика подготовки спортсменов, основанная на использовании их индивидуально-психологических особенностей, таит много возможностей. За самыми выдающимися результатами всегда стоит незаурядная личность, которая, однако, раскрывается только при определенных условиях и подходе. Но, заметим попутно, индивидуализация подготовки спортсменов имеет и «обратную сторону медали»: нередки попытки пассивных или малоквалифицированных тренеров оправдать недостатки в технико-тактической подготовке своих питомцев ссылкой на индивидуальность. Индивидуальные стороны спортсмена только тогда имеют «право на жизнь» и «неприкосновенность», когда они являются сильными сторонами в его соревновательной деятельности — ив настоящий момент, и в перспективе.

В данной статье затронуты лишь некоторые актуальные вопросы подготовки высококвалифицированных спортсменов, требующие скорейшего решения. Успешное их внедрение в практику во многом зависит от инициативы и творчества тренеров, а также от активных усилий представителей спортивной науки.

 
Library   18   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало