|
присутствуют) в детском и подростковом возрасте. Следовательно, тренеру необходимо использовать на разминке и во время занятий по физической подготовке множество самых разнообразных упражнений на развитие координации движений, ловкости, гибкости.
Это должно стать предметом специального внимания тренеров, так как количество обще-развивающих и специальных упражнений, которое предлагается спортсменам в настоящее время, явно недостаточно для решения стоящих задач. Как правило, тренеры предпочитают, не мудрствуя лукаво, применять «дежурный» вариант, включающий от силы 3 — 4 десятка традиционных упражнений. Более того, рассматривая разминку только как подготовку к основной, специализированной работе, наставники не проявляют должной требовательнести к качественному выполнению самых элементарных общеразвивающих упражнений. В результате учащиеся не овладевают нужными навыками, не развивают гибкость и координацию движений.
Как показывают наблюдения, в подготовке теннисистов неоправданно мало используются спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, хоккей;, огромное значение которых для всестороннего физического развития очевидно. Все это заставляет пересмотреть отношение к содержанию тренировочного процесса, контрольным требованиям к программе ДЮСШ в целом. Не последнее слово здесь должно принадлежать науке, оставляющей затронутые вопросы в тени.
Одно из ключевых мест в становлении высшего мастерства в теннисе занимает психологическая подготовка.
В исследованиях В. Жура, Т. Ивановой, Т. Корнеевой, Н. Рожковой, опубликованных в сборнике «Теннис» в 1980 — 1984 гг., показана величина психической нагрузки в тренировочной и соревновательной деятельности. В тренировке теннисистов психическая нагрузка зависит от режима тренировки, работы над техникой, подготовленности партнера, установки на тренировку и т. п. В соревновании она зависит от целого ряда факторов, Факторы первой группы условно называют «предсоревновательными». К ним относятся: значимость для спортсмена данного соревнования в целом, влияние на классификацию, степень вероятности победы, значимость данного матча (командной встречи) для исхода соревнования. Факторы второй группы условно называют «ситуационными». Они характеризуют динамику психической напряженности в ходе встречи с учетом счета по партиям, геймам, в текущей партии, по очкам в текущем гейме. Третья
|
|
группа факторов характеризует степень физического и психологического утомления. Четвертая группа факторов связана с личностными особенностями. В первую очередь к ним надо отнести особенности мотивации, свойств нервной системы, уровень притязаний, общеэмоциональной устойчивости и устойчивости в стрессе, тревожности (Т. Иванова, Т. Корнеева, Н. Рожкова).
В связи с указанными выше качествами и свойствами личности теннисиста разрабатываются приемы по совершенствованию «положительных» и нивелировке влияния «отрицательных» качеств. Это и является основным направлением психологической подготовки. Однако конкретных рекомендаций пока немного. Следует сказать, что вопросы психологической подготовки теннисистов наименее разработаны. Здесь нет таких фундаментальных исследований, какие имеются, например, по разделам физической или технической подготовки.
Отмеченный пробел в теории, к сожалению, сказывается на практической работе
тренеров, которые пока еще довольствуются очевидными двигательными способностями
своих воспитанников или успехами в технико-тактической подготовке. Лишь
столкнувшись с неожиданно слабыми выступлениями спортсменов в ответственных
соревнованиях и не найдя веских причин, объясняющих провалы своих подопечных, их
наставники обращают свои взоры на различные разработки в области психологии
спортсмена.
Между тем методика подготовки спортсменов, основанная на использовании их индивидуально-психологических особенностей, таит много возможностей. За самыми выдающимися результатами всегда стоит незаурядная личность, которая, однако, раскрывается только при определенных условиях и подходе. Но, заметим попутно, индивидуализация подготовки спортсменов имеет и «обратную сторону медали»: нередки попытки пассивных или малоквалифицированных тренеров оправдать недостатки в технико-тактической подготовке своих питомцев ссылкой на индивидуальность. Индивидуальные стороны спортсмена только тогда имеют «право на жизнь» и «неприкосновенность», когда они являются сильными сторонами в его соревновательной деятельности — ив настоящий момент, и в перспективе.
В данной статье затронуты лишь некоторые актуальные вопросы подготовки высококвалифицированных спортсменов, требующие скорейшего решения. Успешное их внедрение в практику во многом зависит от инициативы и творчества тренеров, а также от активных усилий представителей спортивной науки. |
|