Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


«ДРУЖБА-84»: АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   
А. П. Скородумова,
Т. С. Иванова, кандидаты педагогических
наук, ГЦОЛИФК

Успешное выступление наших теннисистов на международных соревнованиях «Дружба-84» не только радует, но и ко многому обязывает. Ведь начинается новое олимпийское четырехлетие, в котором должны быть четко определены задачи, достаточно точно подобраны средства и методы их решения. Для того чтобы определить задачи технической подготовки, нужно знать техническую оснащенность каждого спортсмена. Поэтому необходимо проанализировать соревновательную деятельность теннисистов, то, из чего складывается результат их выступлений.

Авторы статьи записали и проанализировали свыше 20 матчей советских и зарубежных мастеров ракетки. Запись осуществлялась общепринятым в теннисе методом, который неоднократно описывался на страницах ежегодника «Теннис». За два главных показателя эффективности соревновательной деятельности взяты:

коэффициент стабильности;

коэффициент результативной активности.

Проводился анализ эффективности использования каждого удара и соревновательной деятельности в целом с учетом ее психологической напряженности.

Отличительной особенностью игры теннисистов на этих соревнованиях были высокая стабильность и относительно низкая результативная активность их действий. Основная причина этого кроется во внешних условиях проведения соревнований — мягкий грунт и невысокое качество мячей, которые подлежали замене лишь через 21 гейм. И все-таки темп розыгрыша очка нельзя назвать низким, поскольку в среднем при игре с задней линии он составлял 22 — 23 уд/мин, иногда увеличивался до 26 и более ударов в 1 мин. Розыгрыш же очка был значительно более длительным, чем тот, к которому мы привыкли на кортах с аналогичным покрытием.

Часто розыгрыш очка продолжался более 20 с. По-видимому, с одной стороны, не очень стремительный отскок мяча, а с другой — хорошая подготовленность игроков позволяли теннисистам доставать практически каждый мяч л отправлять его «по точному адресу» на сторону соперника. Следует сказать, что тактические задачи, стоящие перед теннисистами, были очень сложными. Ибо ждать простую ошибку от противников не приходилось, поскольку уро-

 

вень мастерства у участников соревнований был высоким. «Убить же мяч», выиграть очко неотразимым ударом на таком покрытии, да еще играя мячами длительное время большое число геймов, было делом сложным. Надо было «сплести такие кружева», чтобы вынудить соперника сделать ошибку, отбивая мяч из очень трудного положения. Поэтому исход поединка в конечном итоге решали и наиболее высокий уровень стабильности, показанный на фоне общего высокого ее уровня у всех участников, и тактическое мастерство.

Показатель результативной активности у всех без исключения спортсменов (и наших, и зарубежных) был низок. Но и у победителей и у игроков, занявших более скромные места, как у мужчин, так и у женщин, коэффициент результативной активности различных технических действий не был одинаков. У победителей турнира он был несколько выше, чем у отдельных игроков. Основное же различие между игроками заключалось, на наш взгляд, в психологической устойчивости победителей, проявленной ими в условиях напряженной спортивной борьбы.

Так, для мужчин — участников соревнований характерно, что и в командных, и в личных встречах с ростом напряженности борьбы они проявили устойчивый характер показателей стабильности и результативной активности. В отдельных случаях, например, в финальной встрече командного турнира, в наиболее напряженные моменты и А. Зверев, и А. Чесноков повышали эффективность действий. Зверев вообще, как говорится, провел турнир «на одном дыхании» — собранно, целеустремленно, практически не оставляя соперникам шансов на успех.

По сравнению с XV чемпионатом Европы (1983 г.) А. Зверев, В. Борисов, С. Леонюк, Г. Дзелде продемонстрировали более высокий уровень психологической устойчивости. Особенно возросла стабильность их действий в самые напряженные моменты матчей.

Выявились индивидуальные особенности в условиях повышенной напряженности. А. Зверев (несмотря на мягкость кортов) повысил результативную активность первой подачи в наиболее напряженные игровые моменты по сравнению с матчевыми встречами Кубка Дэвиса. В. Борисов проявил высокий уровень ста-

Library   14   Up


Contents

 

Home
  64735-5.jpg

На международных соревнованиях «Дружба-84» спортсменка из Донецка Елена Елисеенко вновь подтвердила свой высокий класс игры, став победительницей в одиночном разряде

 

бильности в самые напряженные моменты, а при низком уровне напряженности стабильность его действий может снижаться.

Психологически устойчивым спортсменом показал себя А. Чесноков. Результативная активность его ударов в матчах — самая высокая среди наших спортсменов и при достаточной стабильности делает его игру эффективной. Однако и ему нужно совершенствовать умение активно выигрывать в ситуациях повышенной напряженности борьбы, а, как показал анализ его действий в матчах Кубка Дэвиса, это он может.

Для женщин характерны перепады уровней психологической устойчивости в различных встречах соревнований. Сопоставление результатов записей матчей 1984 г. — чемпионата Европы, Московского международного турнира и соревнований «Дружба» — показывает, что теннисистки не могут играть одинаково устойчиво в различных соревнованиях. Следует отметить, что психологическая устойчивость у них может изменяться даже в ходе одного соревнования и одного матча. Исключение составляет самая юная участница в нашей коман-

 

де 17-летняя В. Мильвидская. Если бы вручался приз за умение бороться до конца, то она получила бы его по праву. В упорных поединках личного турнира, проходившего в рамках «Дружба-84», она победила К. Малееву (Болгария), Л. Савченко (СССР), Е. Рожевельди (Венгрия) и лишь в финале уступила его победительнице — Е. Елисеенко. Все встречи Мильвидской изобиловали моментами высшего уровня напряженности. Но спортсменка действовала стабильно, практически без ошибок в самых напряженных ситуациях. К сожалению, ряд технических недостатков не позволяет ей остро атаковать (ее коэффициент результативной активности самый низкий в команде), но умение сыграть тактически грамотно в кульминационные моменты определяет и рост результативной активности в условиях повышенной напряженности.

 

64735-6.jpg

Для московского спартаковца Андрея Чеснокова 1984 г. стал переломным: он шагнул вверх по классификационной лестнице нашего тенниса с 16-й ступени на 5-ю

 
Library   15   Up


Contents

 

Home
 

Что касается Е. Елисеенко, то следует отметить, что, несмотря на некоторые перепады в игре, в целом она с честью прошла весь турнир и по праву завоевала 2 золотые медали — в одиночном и парном разрядах.

Отмеченные недостатки поправимы. Наши теннисисты еще молоды. И мы убеждены, что с ростом уровня их мастерства, тренирован-

 

ности они смогут повысить эффективность и стабильность своих действий в самые напряженные моменты матчей как в одном, так и в серии турниров. Хочется верить, что, преодолев всё трудности, советские теннисисты одержат немало побед, в том числе и на предстоящих Олимпийских играх.

 

 

СОДРУЖЕСТВО НАУКИ И ПРАКТИКИ

   
И. Ш. Тучашвили, В. Н. Янчук

Теннис переживает во всем мире бурное развитие. Он включен в программу Олимпийских игр-88, и в связи с этим поставлена задача успешного выступления в них советских спортсменов. Она диктует необходимость совершенствовать систему подготовки олимпийских резервов в стране, более широко использовать в тренерской практике данные современных Научных исследований, творческий подход к формированию высшего спортивного мастерства.

Рассматривая подготовку высококвалифицированных спортсменов как сложный многолетний процесс, можно условно выделить несколько этапов становления мастерства: а) начальной подготовки; б) массового спорта (II — III разряды); в) спортивного совершенствования (I разряд и кмс); г) высшего спортивного мастерства (мс и мсмк).

Каждому этапу должны соответствовать свои средства и методы подготовки, которые направлены на решение главной и конечной задачи — достижение высших результатов на международной арене.

При правильной направленности тренировочного процесса на первых двух этапах закладывается база всесторонней физической, технической и морально-волевой подготовки, которая обеспечивает достижение результатов международного класса на этапе высшего спортивного мастерства и спортивного долголетия.

От тренера требуется умелое управление учебным процессом, поиск оптимального сочетания разнообразных видов подготовки.

Так, роль физической подготовки может быть велика только в тех случаях, когда тренер в состоянии выдержать определенные пропорции между ее видами (общей и специальной) в зависимости от квалификации спортсменов и их места в том или ином периоде подготовки.. Причем соотношение средств общей и специальной подготовки непостоянно (А. П. Скородумова). Например, в Чехословакии соотношение этих средств на первом году обучения составляет 80 : 20%, а на втором году — 70 : 30%. Но это справедливо только для начального периода подготовки: у теннисистов высокой квалификации объем средств

 

ОФП в годичном цикле не должен превышать 20%, на отдельных этапах эта величина еще меньше, а в последние годы она имеет тенденцию к снижению.

Ошибки на ранних этапах подготовки, заключающиеся в форсировании тренировки и участии талантливого спортсмена во множестве разнообразных соревнований, вызывают непоправимые отрицательные биологические и психологические изменения, которые приводят к тому, что процесс быстрого роста при переходе в группу юниоров или взрослых прекращается и спортсмен долгие годы «топчется» на месте или уходит из спорта, не раскрыв своих возможностей.

Важное значение имеет в связи с этим и возраст, при котором целесообразно начинать занятия теннисом. Многолетняя практика показывает, что оптимальный возраст начала занятий теннисом — 7 — 9 лет. Это обусловлено также тем, что, как показывает исследование Т. С. Ивановой, становление спортивного мастерства в теннисе по сравнению с большинством видов спорта как бы «отодвинуто»: результатов высокого уровня спортсмены достигают, как правило, не раньше 18 лет.

Серьезные вопросы встают перед тренерами при планировании подготовки своих воспитанников. В структуре годовой подготовки выделяется период (периоды) основных соревнований, и весь тренировочный процесс подчинен цели достижения высоких результатов именно в этих соревнованиях. Соревнования в теннисе проводятся в течение нескольких месяцев, и на протяжении всего этого периода спортсмен должен сохранять отличную форму. На практике это удается далеко не всегда: чаще всего наблюдается чередование подъемов и спадов. Возникает методическая задача — построить таким образом тренировочный процесс, чтобы спады закономерным образом приходились на паузы между соревнованиями или на менее ответственные (контрольные, подводящие) турниры. Возникает проблема изучения показателей динамики тренированности теннисиста и управления этой динамикой.

В зависимости от масштабов времени, в пределах которого строится тренировочный про-

Library   16   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало