Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ДЕТСКИЙ ТЕННИС


ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ

   


Н. Ю. Верхошанская, заведующая лабораторией кафедры тенниса ГЦОЛИФК, М. Ю. Морозов, сотрудник лаборатории
 

Проблема оценки физической подготовленности юных теннисистов в настоящее время вновь приобретает актуальность. Существующий уже более десяти лет комплекс контрольных нормативов многим представляется недостаточно специфичным и не всегда легко поддающимся внедрению на местах.

Так как в последнее время появился ряд интересных экспериментальных исследований, посвященных проблемам физической подготовки, сотрудниками лаборатории кафедры тенниса ГЦОЛИФК была предпринята попытка апробировать комплекс из нескольких новых контрольных тестов*.

Основная задача была максимально приблизить условия их проведения к реально существующим в обычных детских спортивных школах.

В комплекс вошло четыре теста в беге, три прыжковых и метание набивного мяча (традиционное контрольное упражнение).

Тесты в беге не требуют специальной разметки, достаточно расстояния между линиями теннисного корта:

— бег 18 м (от задней линии до линии подачи противоположной части корта);

— бег Юме остановкой в конце (от задней линии до сетки);

— челночный бег 6x5,5 м (между задней линией и линией подачи);

— челночный бег 6 X 8 м влево-вправо (между боковыми линиями площадки) с касанием ракеткой набивных мячей.

Первый тест — обычный бег с высокого старта.

Второй тест предусматривает имитацию выхода к сетке или доставание укороченного мяча: в кратчайшее время нужно преодолеть расстояние между задней линией и сеткой, остановившись в нескольких сантиметрах от нее (фиксируется время преодоления 10 м).

Третий тест — челночный бег 6x5,5 м ставит задачу в кратчайшее время шесть раз преодолеть расстояние между задней линией и линией подачи, каждый раз при смене направления движения заступая за эти линии обеими ногами.


* В сборе материала для статьи принимали участие студенты кафедры тенниса ГЦОЛИФК А. Матросов, Е. Маловик, Е. Солецкая, Ю. Швальбо, А. Севостьянов, Г. Ларченко и др. Статистическая обработка осуществлялась Е. В. Царевым.

 

Четвертый тест — челночный бег 6 X 8 м требует более высокого уровня владения теннисными навыками. При сменах направления движения в этом тесте требуется коснуться набивных мячей. Вначале испытуемый располагается в правой части корта у задней линии, лицом к сетке, наступив правой ногой на внутреннюю боковую линию площадки. Перенеся на нее вес тела и вытянув правую руку с ракеткой как можно дальше вправо, он касается ею поверхности корта. В этом месте располагают первый набивной мяч. Затем испытуемый располагается у левой боковой линии и, перенеся вес тела на левую ногу, касается поверхности площадки, вытянув правую руку с ракеткой максимально влево — в этом месте устанавливают второй набивной мяч.

Тест выполняют из стартового положения стоя лицом к сетке перед левой внутренней боковой линией. Эта же линия служит финишной отметкой. При выполнении задания не разрешается поворачиваться спиной"к сетке и перекладывать ракетку из одной руки в другую. Для левшей мячи ставят с учетом того, что касание будет производиться левой рукой.

Для оценки результатов в беге на 18 и 10 м мы использовали фотофинишную установку конструкции И. В. Всеволодова. Результаты в челночных тестах фиксировали ручным секундомером.

Прыжковые тесты включают однократный, тройной и пятикратный прыжки в длину толчком обеими ногами. При выполнении тройного и пятикратного прыжков необходимо, чтобы переход от приземления к отталкиванию проходил непрерывно (т. е. чтобы тройной или пятикратный прыжки не выполнялись, как три или пять однократных).

Последний тест — метание набивного мяча движением подачи выполняется как обычно.

С помощью этих восьми тестов мы обследовали юных теннисистов семи московских детских спортивных школ (более 500 человек). Полученные данные были сведены в единые таблицы по десяти возрастным группам (по годам рождения) отдельно для мальчиков (табл. 1) и девочек (табл. 2). По результатам тестов для всех возрастных групп были разработаны шкалы оценок, по которым каждому из возможных результатов в тесте соответствовало определенное количество очков, после чего все полученные данные перевели в очки и

Library   32   Up


Contents

 

Home
 

рассчитали средние суммы очков для каждого из обследованных юных теннисистов и в среднем для каждой из детских спортивных школ.

Уже при беглом взгляде на таблицы обращает на себя внимание то, что в одних спортивных школах наилучшим образом физически подготовлены в основном представители младших возрастных групп (ДЮСШ Ждановского района, «Зенит»), что, возможно, свидетельствует, с одной стороны, о хорошем отборе, с другой — о недостатках в организации или методике физической подготовки юных теннисистов более старшего возраста. В других же спортивных школах, например в ЦСКА, как раз наоборот: старшие показывают в среднем лучшие результаты по своему возрасту, чем младшие, что, по-видимому, свидетельствует об обратной тенденции. Особую картину в этом плане представляют результаты обследования юных теннисистов «Спартака», которые во всех возрастных группах прочно занимают первое или второе место.

Параллельно с тестированием было проведено анкетирование тренеров, воспитанники которых проходили обследование. С его помощью нам хотелось выявить, какие особенности организации или методики физической подготовки позволили представителям одних спортивных школ занять лучшие места, чем представителям других.

В связи с тем что некоторые из тестов отчасти дублировали друг друга, мы постарались отобрать те из них, которые в большей степени подходят для практики. Из двух тестов с челночным передвижением бег 6x5,5 м в большей степени подходит для контроля за подготовленностью представителей самых

 

младших возрастных групп и для отбора, а бег 6x8 м для теннисистов более старших возрастных групп. Первый менее продолжительный и более простой, не предъявляющий высоких требований к специфическим навыкам теннисиста и легко воспринимаемый даже самыми юными из них. Второй — несколько более продолжительный — требует уже достаточно хорошего владения техникой передвижения по площадке и более сложный по выполнению.

То же можно сказать и в отношении тестов на 18 и 10 м. Первый чрезвычайно прост и не требует проявления никаких специфических навыков. Второй более сложен, результат в нем зависит от владения типично теннисными умениями (например, быстро набирать и гасить скорость передвижения, останавливаться после резкого ускорения).

Включенные в комплекс прыжковые упражнения на первый взгляд слишком просты. Однако, как показали результаты проверки, непрерывное выполнение пяти и даже трех выпрыгиваний вперед из глубокого приседа не всегда доступно даже теннисистам старших возрастных групп. Однократный прыжок в этом смысле, пожалуй, слишком прост как тест, но, выполняемый перед тройным и пятикратным, в комплексе с ними, является хорошей предварительной разминкой.

Предложенный комплекс контрольных упражнений вызвал интерес и в целом положительный отзыв тренеров и юных теннисистов. Упражнения могут служить также и в качестве тренировочных, направленных на совершенствование скоростно-силовых качеств и специальных скоростных способностей юных теннисистов.

 

Таблица 1

ДЮСШ

Год рождения

В среднем

1975

1974

1973

1972

1971

1970

1969

1968

1967

1966

Ждановского района

1

60,8

2

57,8

2

51,2

1

58,5

3

55,6

1

61,8

5

46,9

2

61,5

5

49,6

6

49,5

3

53,6

2

56,2

6

44,5

2

56,7

5

41,0

2

51,7

 

 2

50,0

 

 2

48,0

3

50,4

4

50,0

ЦСКА

4

48,6

4

54,5

6

46,2

1

57,0

4

47,8

1

55,3

2

52

1

34

2

51,9

«Труд»

3

54,5

6

44,5

5

45,2

47,0

3

51,6

5

46,6

5

47,2

4

46,5

5

45,0

6

47,6

«Спартак»

2

58,3

1

69,2

2

55,2

1

63,0

1

70,0

1

63,0

1

63,1

«Буревестник»

3

50,5

3

56,0

7

36,8

4

49,8

3

49,3

5

45,0

5

47,9

«Динамо»

4

44,3

5

46,0

6

44,5

7

44,8

4

51,2

6

42,0

3

54,0

3

51,0

7

47,2

* В верхней строчке — место, занятое мальчиками десяти возрастных групп из различных детских спортивных школ Москвы, в нижней — среднее количество очков.

 

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 2

ДЮСШ

Год рождения

В среднем

1975

1974

1973

1972

1971

1970

1969

1968

1967

1966

Ждановского района

4

45,5

1

60,0

4

52,6

2

56,3

5

48,8

2

57,6

5

50,9

4

51 ,2

7

43,0

4

49,0

5

46,0

4

47,3

1

56,3

 

3

48,5

3

50,0

4

48,0

 

2

56,5

5

48,0

3

53,3

ЦСКА

2

52,0

3

55,0

3

55,5

1

69,7

4

49,0

2

51,5

2

55,5

«Труд»

5

41,0

5

45,1

7

40,6

6

43,7

2

54,5

4

46,4

6

44,6

1

56,0

1

55,0

3

47,0

6

47,4

«Спартак»

1

59,7

1

62,0

2

65,7

1

60,5

1

64,0

2

56,0

2

53,0

2

54,3

1

59,4

«Динамо»

3

50,0

6

43,7

6

46,9

3

54,2

6

46,8

6

45,0

5

45,5

 

53,0

4

48,1

«Буревестник»

4

50,5

3

51,0

3

49,0

3

52,0

4

45,0

5

42,0

4

41,0

7

47,2

* В верхней строчке — место, занятое девочками десяти возрастных групп из различных детских спортивных школ Москвы, в нижней — среднее количество очков.

 

 

 

НА КОРТАХ — ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ

   
Г. К. Жуков
 

Конец каждого уходящего года традиционно становится для молодых теннисистов временем серьезных испытаний. Ноябрь — декабрь — время проведения всесоюзного смотра-конкурса юных теннисистов, а два последних года — и одного из наиболее крупных всесоюзных соревнований среди детей — турнира «Олимпийские надежды».

В 1983 г. оба эти соревнования проходили в Ереване, на кортах СДЮШОР «Раздан». Организаторы и хозяева прекрасно справились со сложными задачами. Ведь провести на одной базе, располагающей одиннадцатью кортами, сразу два крупных всесоюзных состязания — дело непростое.

В отличие от прошлых лет программа этого смотра-конкурса содержала лишь соревновательные игры и проверку физической подготовленности. По такой же программе проводился и турнир «Олимпийские надежды». Значительное сокращение программы смотра-конкурса было предпринято с учетом опыта проведения смотров-конкурсов последних лет. Практика показала, что проверка технической подготовленности спортсменов в элементарных упражнениях у тренировочной стенки и при выполнении простейших игровых комбинаций на площадке, занимая очень много времени, давала минимальный эффект.

При проведении смотра-конкурса юных тен-

 

нисистов 1983 г. было решено большую часть времени отвести соревновательным играм, а просмотровой комиссии сделать акцент на изучении игровой деятельности спортсменов в соревновательных условиях. А так как игры смотра-конкурса и турнира «Олимпийские надежды» проходили параллельно, то членам комиссии представилась возможность за сравнительно короткий срок просмотреть значительную часть перспективных юных теннисистов страны в возрасте 9 — 14 лет.

К сожалению, общее впечатление от просмотра игр осталось невеселое. Похоже, что на пути освоения активной манеры игры образовался своеобразный психологический барьер, перешагнуть который большинство тренеров, работающих с юными теннисистами, пока не могут.

Как и в прошлые годы, активную игру показали лишь единицы. Под активной игрой я не имею в виду частое использование выходов к сетке. Активная игра — это игра, построенная на умении выигрывать благодаря атакующим действиям, а не на выжидании ошибок противника. Ну а средства атаки могут быть самыми различными.

Приятным исключением стали на смотре-конкурсе и турнире «Олимпийские надежды» игры с участием Л. Косаревой (Волжский), Т. Матохнюк (Киев), М. Пурини и А. Блумбер-

Library   34   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало