Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

как отдельных учеников, так и своей работы в целом. В таком дневнике, если его вести несколько лет, скапливается много ценного материала, фактов, мыслей, которые могут помочь тренеру лучше организовать свою работу. Итак, можно резюмировать некоторые стороны мастерства тренера.

1. Владеть умением отбора, комплектовать свои группы по возможности достаточно талантливыми учениками.

2. Постоянно совершенствовать искусство демонстрации ударов в любых вариациях.

Освоить умение выявлять индивидуальные ошибки и способы их устранения.

Сохранить способность хорошо играть с места (демонстрация различных технических приемов), как можно больше использовать этот метод в игре со своими учениками.

3. Владеть словом. Уметь выступать как перед коллективом, так и проводить индивидуальные беседы.

Работа тренера сложная. Часто без выходных дней, когда проводятся соревнования, нередко связанные с поездками в другие города.

 

Условия работы, особенно в зимнее время, нелегкие. Добавляются разные организационные проблемы, заботы, связанные с обеспечением инвентарем и т. д. И успех даже самых способных учеников не приходит быстро и легко. Порой в течение многих лет приходится сталкиваться с неудачами, пока не будет достигнута победа. Но постоянно побеждать тоже никто не может, на смену победам приходят проигрыши. Поэтому, и это самое главное, тренер должен быть настоящим энтузиастом, фанатиком своего дела. Если же он лишен этого, не помогут ни обширные теоретические знания, ни практическое умение владеть ракеткой, ни условия работы.

Когда у известного тренера по легкой атлетике В. Алексеева спросили, какое качество он считает самым важным в работе тренера, он ответил — терпение.

Можно только добавить, что это терпение должно быть активным. Нельзя пассивно наблюдать. Нужно активно действовать, лучше организовывать, всесторонне и критически анализировать свою работу, тогда придут и успехи.

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТЕННИСИСТА

   
О. В. Морозова, заслуженный мастер спорта СССР, Л. Д. Преображенская, заслуженный тренер РСФСР
 

Во время всесоюзного семинара, который проходил в Москве, был проведен показательный урок. Провели его тренеры сборной команды СССР по теннису. После окончания этого урока многие участники высказали пожелания ознакомиться поближе с упражнениями, которые используют в своих тренировках на сборах наши теннисистки.

Что же это за упражнения? Конечно, никакого открытия мы не сделали. Многие хорошо знакомые всем упражнения легли в основу тех, что мы используем в своих тренировках. Многолетние наблюдения за ведущими игроками мира, личный игровой опыт вложили тренеры в эти упражнения.

Все упражнения перечислить трудно. Часто они рождаются в процессе тренировки, и задачи, которые решаются с их помощью, различные. В одном случае это исправление ошибок в технике, в другом — отшлифовка игровой ситуации, в третьем — накопление физической силы, специальных теннисных навыков.

Мы приведем ряд упражнений и покажем, как с помощью того или другого вы можете исправить ошибку в технике либо освоить новую комбинацию. Однако главное здесь — творчество самого тренера. Подбор и направление каждого конкретного упражнения для каждого игрока индивидуальны, и главная задача наставника — правильно это сделать.

 

Упражнение 1. Двойной «треугольник» на задней линии. Игроки А и Б располагаются на задней линии; А, находясь в правом углу, выполняет два удара кроссом, два удара по линии и т. п.

Само по себе упражнение несложное, однако с его помощью можно решить ряд важных задач. Первая и главная — во время повторного посыла мяча кроссом и по диагонали теннисист должен играть как можно активнее и точнее (играть по восходящему мячу). Выполнить эту задачу первым мячом трудно, так как вначале нужно хотя бы достать мяч. Вот и получается, что одним упражнением вы решаете несколько задач: работаете над быстротой передвижения по площадке, точностью выполнения удара и активизацией игры.

Это упражнение хорошо использовать в тот период, когда спортсмен работает над техникой, когда необходимо привыкнуть к новому покрытию кортов, в начальный период подготовки к соревнованиям.

Упражнение 2. Теннисист А играет с лёта, Б — на задней линии. Выполняет пять-шесть ударов кроссом. Б посылает свечу, А отвечает ударом над головой; Б отбивает ударом по линии и затем выполняет «треугольник». Розыгрыш продолжается до ошибки.

Это упражнение средней сложности. Чем чаще вы используете его в тренировке, тем

Library   20   Up


Contents

 

Home
 

темпераментнее и с большим азартом теннисист выполняет его. Хорошо включать это упражнение в тренировки, когда спортсмен медленно готовится к ударам на задней линии, когда потерян ритм удара. Параллельно оно помогает работать над улучшением игры с лёта и отрабатывать комбинации с использованием удара над головой.

Такого рода упражнения тренеры сборной команды используют в конце первой — в начале второй недели сбора.

Упражнение 3. Игроки А и Б находятся на задней линии. А — в правом углу и выполняет «треугольник», Б двигается по задней линии, с короткого удара выходит к сетке; А выполняет свечу, Б отбивает ударом над головой; А выполняет низкий удар, Б играет с лёта; А отвечает обводящей свечой, Б отходит назад, отбивает свечу на задней линии и продолжает двигаться вдоль задней линии, выполняя «треугольник», и т. д.

Теннисисты меняются местами через десять минут, играя поочередно в правый и левый угол площадки.

Упражнение 4. Оно знакомо, и довольно хорошо, практически всем тренерам. Но дело в том, что используют его обычно в работе с начинающими теннисистами — на первом-втором годах обучения. Однако, на наш взгляд, оно необходимо для всех игроков, независимо от их квалификации. И особенно полезно использовать это упражнение перед началом тренировки на площадке. Тренер, делая замечания по ходу, как бы дает задание по технике на все занятие. В сборной команде мы по возможности стараемся использовать его и будем использовать и впредь каждый день тренировки, меняя композицию ударов, темп и частоту.

Итак, упражнение. Тренер с мячом стоит на линии подачи и с руки подбрасывает мяч по направлениям, которые указывает второй тренер. Подбрасывать мяч может кто-то из игроков. Спортсмены поочередно выполняют удары из определенных точек, бегут на противоположную сторону площадки, собирают мячи и быстро возвращаются в исходное положение. Второй тренер следит за техникой выполнения ударов, делая замечания по ходу. Упражнение проводится в быстром темпе.

Теннисисты по заданию выполняют крученые удары, плоскорезаные, укороченные, подготовительные удары для выхода к сетке, сильные («забивающие») мячи, удары в мишени и т. д.

Упражнение 5. Оно не нуждается в дополнительных пояснениях. Игрок А подает и выполняет «треугольник», Б двигается по задней линии; с короткого удара А выходит к сетке, Б должен выполнить обводящий удар, находясь в трудной игровой ситуации.

Упражнение 6. Оно относится к разряду трудных. Дело в том, что упражнение прибли-

 

жено к некоторым игровым ситуациям на площадке. Теннисист, играющий с лёта, постоянно находится в движении, периоды отдыха сведены до минимума. Работа ведется над техникой и тактикой, а выполнить упражнение на «отлично» может только хорошо подготовленный физически спортсмен.

Советуем включать это упражнение в тренировки за две-три недели до соревнований.

Суть упражнения в следующем. Теннисист А играет с лёта, Б и В — на задней линии. Оба они посылают низкие удары произвольно, затем выполняют свечу — А отвечает на нее ударом над головой; Б и В снова выполняют один-два низких удара и снова свечу, А отходит от сетки и отбивает с отскока, а затем сразу же возвращается к сетке и т. д.

Упражнение 7 не нуждается в дополнительных пояснениях. Игрок А подает, Б принимает; А играет только в правый угол Б и выполняет «треугольник» на задней линии. На короткий удар он отвечает плоскорезаным и выходит к сетке; два-три удара Б выполняет, играя низко над сеткой, и посылает обводящую свечу, которую А «убивает».

Упражнение 8 хорошо использовать в тренировке, когда вы работаете над обводящими ударами. Искусственно создается сложная игровая ситуация, и, повторенная много раз с положительным результатом, она дает игроку уверенность в своих силах, уверенность в том, что освоенная комбинация не подведет во время соревнований.

Суть упражнения в следующем. Игрок А подает и выполняет «треугольник», Б принимает в правом углу и передвигается вдоль задней линии, но направляет мячи только в правый угол. С короткого удара по линии А выходит к сетке, а Б должен обвести его из трудной игровой ситуации.

Упражнение 9 в комментариях не нуждается. Игрок А подает и выходит с подачи к сетке, Б принимает мяч кроссом. Теннисисты выполняют несколько ударов кроссом. Затем Б посылает свечу, А отвечает смешем в том же направлении. Б направляет удар по линии, а дальше — «треугольник».

Упражнение 10 несложное. Однако четкое его выполнение дает игроку уверенность в своих силах. Хорошо использовать это упражнение за несколько дней до соревнований или во время тренировок в процессе самих соревнований.

Теннисист А подает и выполняет «треугольник» на задней линии, играя в правый угол Б. Игрок Б произвольно меняет направление ударов и продолжает выполнять «треугольник».

Упражнение 11. Игрок А подает и выходит к сетке, Б принимает мяч ударом по линии, выполняет два-три удара с лёта, затем посылает свечу, которую А отбивает с отскока, отходя назад, и сразу же выходит к сетке; Б выполняет «треугольник» до ошибки.

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

Упражнение 12. Теннисисты А, Б и В на задней линии. А подает и выходит к сетке. Б и В выполняют низкие удары, а затем свечу. Игрок А, отбивая свечу, отбегает на заднюю линию, делает несколько ударов оттуда и после укороченного мяча идет к сетке. Б и В выполняют низкие удары, затем свечу, которую А старается «убить».

В заключение нужно сказать, что большинство упражнений спортсмены выполняют хорошо только в том случае, если разносторонне подготовлены.

 

Не ждите высоких результатов, если ваши подопечные плохо бегают или имеют серьезные дефекты в технике. Правило «от простого к сложному» важно и здесь. Будьте терпеливы, не гнушайтесь готовить каждое занятие в тетради. Это поможет не только вашим ученикам, но и нам — тренерам, вашим коллегам.

И еще. Положительный опыт каждого должен стать достоянием всех тренеров, которые хотят добиться больших результатов.

 

 

ТРЕНИРОВОЧНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

   
А. Ю. Васильев, аспирант ГЦОЛИФК
 

В последнее время значительно выросла интенсивность игры. Игра нового поколения сильнейших теннисистов (Д. Макинроя, И. Лендла, М. Виландера, Я. Ноа) носит очень активный характер. Спортсмены стремятся использовать мощные и точные удары по всей площадке, часто выходя к сетке, используя удары в движении. Подобная манера предъявляет высокие требования к специальной физической подготовленности, и в частности — к специальной выносливости.

Вниманию читателей предлагается тренировочная программа* для совершенствования специальной выносливости, разработанная на кафедре тенниса ГЦОЛИФК. Программа предназначена для теннисистов достаточно высокой квалификации (I разряд и мастера спорта) и рассчитана на применение в подготовительном периоде. Основные задачи, реализуемые программой:

— повышение эффективности ударов, выполняемых в сложных условиях;

— улучшение физической подготовленности, а именно подготовленности к длительной игре в быстром темпе.

Программа предполагает использование поточного метода тренировки, теннисных пушек, мишеней, а также достаточно большого количества мячей. Рекомендуемые программой упражнения не новы, новизна состоит в предлагаемом режиме выполнения упражнений.

Занятия по совершенствованию специальной выносливости рекомендуется проводить 2 — 3 раза в неделю (с учетом общего плана подготовки) до 1,5 ч.

Подготовительная часть тренировочного занятия состоит из разминки и совершенствования основных ударов в обле:ченных условиях (10 — 15 мин). В основной части проводят иг-


* В составлении программы и подборе упражнений автору оказывали помощь А. П. Скородумова и Г. К. Жуков.

 

ровые упражнения высокой интенсивности. Основное требование к ним: игрок должен в течение 30 — 40 мин тренироваться с интенсивностью несколько выше индивидуального уровня порога анаэробного обмена, (о важности этого показателя для повышения специальной выносливости см. статью «Резервы специальной выносливости» в сборнике «Теннис» за 1983 г.).

Режим выполнения упражнения интервальный. Игрок в течение 1,5 — 2 мин выполняет удары в высоком темпе с различным заданием. В конце каждой серии пульс должен быть около 160 — 180 уд/мин. Затем следует пауза относительного отдыха (сбор мячей, разбор технических ошибок, новая установка тренера, выполнение ударов в невысоком темпе, с места). Длительность паузы отдыха подбирают так, чтобы к ее окончанию пульс восстанавливался до 120 — 130 уд/мин (обычно 1 — 1,5 мин). Потом следует новая серия ударов — 3 — 4 серии по 4 — 5 упражнений. Затем в течение 10 — 15 мин совершенствуют подачу и прием и играют один сет на счет (парная или одиночная игра).

Тренер контролирует два основных момента. Первый — техническое выполнение ударов. В паузах отдыха, а также во время серии уда-ров делает необходимые краткие замечания. Перед началом упражнения игроку дают конкретное задание («Выполнять удары по мишеням, активно выходить на короткий мяч и, сделав удар с ходу, выходить к сетке»). При невыполнении задания кратко указывают причину ошибки («Сгибай ноги», «Раньше готовься к удару» и т. п.).

Второй — интенсивность упражнения. Интенсивность контролируют по темпу и пульсу. Темп удобнее контролировать следующим образом. Засекают по секундомеру время выполнения определенного количества ударов, например пяти, и по таблице легко определяют темп выполнения ударов.

Library   22   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало