|
играет по-своему, с индивидуальными особенностями. И это совершенно естественно.
Наблюдая за игрой своих успевающих учеников, тренер задает себе вопрос: чем объясняется такое выполнение удара, такие индивидуальные особенности. Дать исчерпывающий ответ на такой вопрос часто очень непросто.
У отдельных тренеров и игроков может быть различное мнение о стандарте обучения и тренировки. В этом нет ничего плохого, напротив — даже естественно, так как технически правильно играть в теннис можно по-разному. Различия в тонкостях техники в данном случае не могут быть большими (основные требования техники нужно выполнять!), но они обязательно существуют. Понятие стандарта довольно широкое, во всяком случае, оно должно быть таким.
С этого все и начинается. Не все тренеры признают, если так можно сказать, широкий стандарт, а считают правильным только ограниченный вариант. Как часто, к сожалению, на сборах новый тренер начинает переучивание, которое обычно вместо пользы приносит только вред.
Широкий стандарт не впадает в противоречие с понятием индивидуальности. Возможно, что у данного игрока не все соответствует требованиям идеальной техники, но, несмотря на это, удар кажется естественным, уверенным и выполняется сильно и точно. Тогда все в порядке.
Но все-таки абсолютно уверенного, безошибочного (ошибкой считаю здесь попадание в аут или сетку) удара быть не может. Совершенствование техники не имеет пределов. Вопрос только в том, нужно ли совершенствовать технику (исправлять, менять и т. д.) или совершенствовать только точность и силу ударов, ничего не меняя в движениях?
Роль и мастерство тренера состоит в том, чтобы правильно различать стандарт, индивидуальность и технические ошибки.
К сожалению, находятся тренеры, которые не признают индивидуальности и ищут только ошибки в технике. И среди игроков есть такие, кто забывает свое «я» и пытается кого-нибудь копировать. Сегодня стараются подражать одному, завтра другому, еще более знаменитому игроку, и так все время, теряя таким образом свое лицо, свою индивидуальность.
От начинающих нужно более строго требовать выполнения основных принципов техники, чем от зрелых игроков и мастеров. Например, положения боком, длинное сопровождение руки при ударе нужны обязательно.
Основные ошибки у начинающих, как правило, хорошо видны и поэтому их легче объяснить и исправить.
Исправлять ошибки у хороших игроков намного сложнее. Исправление начинается с объяснения и демонстрации ошибки.
Почему демонстрация ошибки так важна?
|
|
Может быть, достаточно устного объяснения? Однако хорошо известно: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, наглядность при обучении имеет исключительное значение. Отсюда и вывод: одной из важных сторон высокого мастерства тренера должно быть умение демонстрировать индивидуальные, «самобытные» ошибки своих учеников.
Во-первых, начинать всегда нужно с исправления явных, основных ошибок. Очень часто оказывается, что, если удается устранить какую-нибудь явную ошибку, довольно быстро исчезают и некоторые мелкие.
Во-вторых, при исправлении ошибки нужно обязательно добиваться того, чтобы ученик в конце концов выполнял удар безошибочно. В обычной двусторонней игре через сетку это часто не удается. Нередко можно видеть такую картину: тренер играет с учеником через сетку и при этом постоянно требует от него исправить какую-нибудь ошибку. Тренер хорошо объяснил природу ошибки, ученик ее осознал, но в двусторонней игре он просто не способен сразу исправить ее и вся работа тренера идет впустую. Что же делать?
Решение может быть только одно: удар нужно исправлять в более простых условиях, т. е. не в игре через сетку. Необходимо рукой подкидывать мяч так, чтобы ученик мог спокойно выполнить удар. Если и при этом ошибку не удается исправить, нужно сделать еще один шаг назад — выполнять удар с помощью удочки, по подвешенному мячу. Обычно этого оказывается достаточно, и, как только удар получится правильным, нужно снова попробовать подкидывать мяч, а затем уже играть через сетку.
Теперь о методе, умелое использование которого иногда помогает значительно быстрее освоить приемы техники и устранить ошибки. Сначала несколько примеров.
Во время игры при движении и выполнении удара ноги игрока должны быть «мягкими», слегка согнутыми в коленях. Начинающие, как правило, не могут играть на согнутых ногах, они обычно играют на прямых ногах. При этом не помогают ни объяснения, ни демонстрация как правильного, так и ошибочного движения.
В данном случае весьма эффективным оказывается следующее упражнение: игроки получают задание играть у стенки в полуприседе,, сильно согнув ноги.
Вначале ученики действительно делают два-три удара в приседе, потом продолжают играть лишь на слегка согнутых ногах, так, как, собственно, и нужно, хотя сами они думают, что по-прежнему выполняют заданное упражнение и играют в полуприседе. Но цель достигнута. Ученики почувствовали правильное положение ног, а дальше уже идет процесс освоения и закрепления, что происходит легче и быстрее.
Еще пример. Если сопровождение мяча в
|
|