Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


О МАСТЕРСТВЕ ТРЕНЕРА

   


Э. Я. Крее, заслуженный тренер СССР
 

Учебно-тренировочный процесс предполагает, техническую, тактическую, физическую, психологическую и теоретическую подготовку, которые тесно взаимосвязаны между собой. Подчас трудно определить, какую цель преследует тренировка — совершенствование техники или тактики, так как оба вида подготовки могут совершенствоваться в одном упражнении. Сильная по интенсивности или объему физическая подготовка, с одной стороны, является важной частью психологической подготовки, поскольку большие тренировочные нагрузки помогают воспитывать у спортсмена волевые качества. С другой стороны, без развитых волевых качеств невозможно переносить большие тренировочные нагрузки.

Нельзя, однако, забывать самого главного: весь учебно-тренировочный процесс представляет собой единый педагогический процесс. Центральная фигура здесь — преподаватель, тренер, который осуществляет его и руководит ям. Поэтому тренер должен, прежде всего, быть педагогом, способным использовать все свои знания, имеющиеся в его распоряжении средства для воспитания настоящего спортсмена с высокими морально-волевыми качествам.

От чего же все-таки зависит мастерство тренера? Почему одни тренеры добиваются успеха, а другие, с многолетним опытом, нет? Наконец, на какие специфические моменты в работе тренера нужно обратить особое внимание?

Теннис — один из сложных в техническом отношении видов спорта. Ребенок в возрасте 7 — 8 лет (в основном в этом возрасте сейчас начинают обучение) не может сразу начать играть правильно через сетку.

Как проходит обучение начинающих? Общепринятая схема следующая:

1. Показ ударов и приемов.

2. Определение ошибок.

3. Исправление ошибок — главная часть обучения: тренер объясняет суть ошибки, а затем демонстрирует правильный прием.

С виду, казалось бы, все просто. В чем же все-таки состоит мастерство тренера?

Правильно показать и объяснить основные удары умеет каждый тренер, так как обнаружить явные ошибки у начинающих (например, следят за мячом, излишне опускают головку ракетки, неправильно подходят к мячу и т. д.) не так уж трудно.

Задача оказывается намного сложнее, когда тренер имеет дело со спортсменами, владеющими большинством ударов, но у которых немало мелких технических погрешностей.

 

Тренер обязан уметь показать не только элементарный основной удар (например, плоский удар справа или слева), но и продемонстрировать все основные удары в любых вариациях. Для этого, однако, необходимо, чтобы тренер сам умел отлично демонстрировать их. Другими словами, тренеру нужно хорошо владеть тонкостями техники игры. При этом вовсе не обязательно, чтобы тренер был сильный теннисист-практик или хорошо играл на счет. Конечно, хорошо, если тренер продолжает оставаться сильным игроком и может долго вести своих учеников. Но даже самый сильный тренер с годами теряет спортивную форму и не может соперничать с учениками в практической игре. Однако он обязан владеть искусством выполнения технических приемов. Больше того, с годами это умение должно совершенствоваться. Тренер должен сознательно тренировать те удары, которыми он как игрок не владел вообще или владел слабо. В целом техника тенниса консервативна, однако появляются и новые элементы. Так, за последние десять лет удар слева двумя руками стал обычным, хотя раньше встречался крайне редко. Теперь этому удару учат шести-семилетних учеников многие тренеры, которые в своей игровой практике его никогда не использовали. Для того чтобы хорошо учить и самому чувствовать этот удар, необходимо, чтобы тренер сам хотя бы удовлетворительно владел им, иначе он не сможет правильно показать его.

Далее, один и тот же удар (например, крученый удар справа), можно выполнять по-разному — с коротким или длинным замахом, при этом точка удара может быть ниже или выше. Все эти варианты тренер должен не только знать, но и уметь демонстрировать.

Таким образом, совершенствование техники требует, чтобы тренер постоянно повышал свое мастерство, неустанно работал над собой.

У него должна сохраниться, а может быть, даже улучшиться точность ударов при игре с места. Тренер должен быть способен, стоя на месте у сетки или на задней линии, направить летящие на него мячи в нужную точку. Другими словами, способность разнообразно играть с места у тренера с годами не должна снижаться, а хорошо играющие относительно молодые тренеры могут эту способность еще и совершенствовать.

Обнаружить основные ошибки у начинающих нетрудно. Но в дальнейшем задача тренера становится сложнее. Тренер учит всю группу одинаково, но, когда ученики начинают играть сами, становится видно, что каждый

Library   17   Up


Contents

 

Home
 

играет по-своему, с индивидуальными особенностями. И это совершенно естественно.

Наблюдая за игрой своих успевающих учеников, тренер задает себе вопрос: чем объясняется такое выполнение удара, такие индивидуальные особенности. Дать исчерпывающий ответ на такой вопрос часто очень непросто.

У отдельных тренеров и игроков может быть различное мнение о стандарте обучения и тренировки. В этом нет ничего плохого, напротив — даже естественно, так как технически правильно играть в теннис можно по-разному. Различия в тонкостях техники в данном случае не могут быть большими (основные требования техники нужно выполнять!), но они обязательно существуют. Понятие стандарта довольно широкое, во всяком случае, оно должно быть таким.

С этого все и начинается. Не все тренеры признают, если так можно сказать, широкий стандарт, а считают правильным только ограниченный вариант. Как часто, к сожалению, на сборах новый тренер начинает переучивание, которое обычно вместо пользы приносит только вред.

Широкий стандарт не впадает в противоречие с понятием индивидуальности. Возможно, что у данного игрока не все соответствует требованиям идеальной техники, но, несмотря на это, удар кажется естественным, уверенным и выполняется сильно и точно. Тогда все в порядке.

Но все-таки абсолютно уверенного, безошибочного (ошибкой считаю здесь попадание в аут или сетку) удара быть не может. Совершенствование техники не имеет пределов. Вопрос только в том, нужно ли совершенствовать технику (исправлять, менять и т. д.) или совершенствовать только точность и силу ударов, ничего не меняя в движениях?

Роль и мастерство тренера состоит в том, чтобы правильно различать стандарт, индивидуальность и технические ошибки.

К сожалению, находятся тренеры, которые не признают индивидуальности и ищут только ошибки в технике. И среди игроков есть такие, кто забывает свое «я» и пытается кого-нибудь копировать. Сегодня стараются подражать одному, завтра другому, еще более знаменитому игроку, и так все время, теряя таким образом свое лицо, свою индивидуальность.

От начинающих нужно более строго требовать выполнения основных принципов техники, чем от зрелых игроков и мастеров. Например, положения боком, длинное сопровождение руки при ударе нужны обязательно.

Основные ошибки у начинающих, как правило, хорошо видны и поэтому их легче объяснить и исправить.

Исправлять ошибки у хороших игроков намного сложнее. Исправление начинается с объяснения и демонстрации ошибки.

Почему демонстрация ошибки так важна?

 

Может быть, достаточно устного объяснения? Однако хорошо известно: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Действительно, наглядность при обучении имеет исключительное значение. Отсюда и вывод: одной из важных сторон высокого мастерства тренера должно быть умение демонстрировать индивидуальные, «самобытные» ошибки своих учеников.

Во-первых, начинать всегда нужно с исправления явных, основных ошибок. Очень часто оказывается, что, если удается устранить какую-нибудь явную ошибку, довольно быстро исчезают и некоторые мелкие.

Во-вторых, при исправлении ошибки нужно обязательно добиваться того, чтобы ученик в конце концов выполнял удар безошибочно. В обычной двусторонней игре через сетку это часто не удается. Нередко можно видеть такую картину: тренер играет с учеником через сетку и при этом постоянно требует от него исправить какую-нибудь ошибку. Тренер хорошо объяснил природу ошибки, ученик ее осознал, но в двусторонней игре он просто не способен сразу исправить ее и вся работа тренера идет впустую. Что же делать?

Решение может быть только одно: удар нужно исправлять в более простых условиях, т. е. не в игре через сетку. Необходимо рукой подкидывать мяч так, чтобы ученик мог спокойно выполнить удар. Если и при этом ошибку не удается исправить, нужно сделать еще один шаг назад — выполнять удар с помощью удочки, по подвешенному мячу. Обычно этого оказывается достаточно, и, как только удар получится правильным, нужно снова попробовать подкидывать мяч, а затем уже играть через сетку.

Теперь о методе, умелое использование которого иногда помогает значительно быстрее освоить приемы техники и устранить ошибки. Сначала несколько примеров.

Во время игры при движении и выполнении удара ноги игрока должны быть «мягкими», слегка согнутыми в коленях. Начинающие, как правило, не могут играть на согнутых ногах, они обычно играют на прямых ногах. При этом не помогают ни объяснения, ни демонстрация как правильного, так и ошибочного движения.

В данном случае весьма эффективным оказывается следующее упражнение: игроки получают задание играть у стенки в полуприседе,, сильно согнув ноги.

Вначале ученики действительно делают два-три удара в приседе, потом продолжают играть лишь на слегка согнутых ногах, так, как, собственно, и нужно, хотя сами они думают, что по-прежнему выполняют заданное упражнение и играют в полуприседе. Но цель достигнута. Ученики почувствовали правильное положение ног, а дальше уже идет процесс освоения и закрепления, что происходит легче и быстрее.

Еще пример. Если сопровождение мяча в

 
Library   18   Up


Contents

 

Home
 

конце удара недостаточное, дайте задание сопровождать его ракеткой так, чтобы при окончании удара рука и ракетка оказывались прямо в направлении удара: если при крученом ударе не удастся опустить немного головку ракетки при замахе, дайте задание совсем опустить ее и т. д. Описанный метод носит название контраст-метода и может быть успешно использован во многих случаях при обучении технике.

Мы остановились на некоторых моментах обучения технике, которые тесно связаны с мастерством тренера. Но мастерство тренера не ограничивается обучением технике ударов — это ведь только одна часть учебно-тренировочного процесса.

Первая проблема, с которой сталкивается начинающий тренер, — набор в группу. Эта проблема настолько многоплановая и важная, что в рамках данной статьи всесторонне осветить ее невозможно. Но главные моменты все-таки нужно отметить.

Важность отбора невозможно переоценить, настолько велика его роль в достижении в дальнейшем высоких результатов. Не вызывает сомнений, что в музыкальную школу или в консерваторию необходимо принимать только музыкально одаренных людей. Очевидно, и в секциях спортивных школ должны заниматься только способные ученики, которые в данном виде могут добиться хороших результатов.

Перед тренером, который занимается отбором, стоит немало проблем. Во-первых, способных детей не так уж много. Но, пожалуй, основная трудность связана с тем, что способности у семи-девятилетних ребят определить нелегко. Нужно поработать с ними хотя бы пару месяцев, чтобы определить их способности.

Для того чтобы скомплектовать одну группу из 15 начинающих потенциально способных учеников, нужно просмотреть несколько сотен учащихся. Это значит, что тренер должен ходить в школы на занятия по физкультуре, беседовать с преподавателями, а также ходить по близлежащим к теннисному корту дворам, где играют дети, и приглашать самых ловких, подвижных и т. д. Это большая и трудоемкая работа, ее часто необходимо делать в общественном порядке. И все-таки подчеркнем еще раз: только тщательно проведенный отбор способных учеников является тем фундаментом, на котором в дальнейшем можно построить здание — добиться высокого спортивного мастерства.

Профессию (Тренера можно сравнить с профессией врача.

Народная мудрость гласит, что у врача три способа лечения: лекарство, нож и слово. Если сравнить тренера с врачом, то в его работе в качестве лекарства можно применять разные упражнения, которые тренер дает своим ученикам в ежедневной работе.

Нож, иными словами операцию, врач использует значительно реже, чем лекарство,—

 

это уж крайняя мера. В теннисе под оперативным вмешательством можно признать полное переучивание. Такое случается редко, когда частичное исправление ошибок не дает результата, а какой-нибудь неправильный удар нужно все-таки исправить. Это сложная и длительная работа, но иногда необходимая.

И наконец, слово. В работе врача слово имеет огромное значение, большее, чем кажется на первый взгляд. От того как врач разговаривает с больным, во многом зависит исход лечения. Врач должен заслужить доверие пациента. Если он этого сделать не сумеет, лучшие лекарства могут не дать положительного результата.

В аналогичной ситуации и тренер. Тренер обязан владеть словом, уметь выступать перед коллективом и вести индивидуальную беседу Искусство владения словом — первый признак мастерства тренера. Здесь много такого, чему нужно научиться, многое приходит с опытом. Перед коллективом тренер должен выступать часто, перед игроками своих учебных групп почти каждый день. Крайне нужны разнообразные лекции, коллективные беседы на теоретические темы, и здесь важны два момента: во-первых, знание тренером самого материала и, во-вторых, умение изложить его. Умение владеть словом касается именно второй части, т. е. преподнести материал так, чтобы слушатель его усвоил. Представим себе, что тренер в достаточной степени владеет своей специальностью. Однако кроме этого он должен уметь преподнести свои знания интересно, логично, в определенном тоне, иногда с юмором. Нужно сказать, что этого можно добиться, если постоянно тренировать свои ораторские способности — ведь никто, как известно, не рождается хорошим оратором.

В заключение несколько слов о значении индивидуальных бесед, которые в работе тренера важны. Со своими учениками тренеру приходится проводить эти беседы постоянно и по самым различным вопросам: тренировки, учеба, проблемы быта, личные проблемы и т. д. Метод внушения в воспитательной работе и в решении задач учебно-тренировочного процесса — один из основных. Как относится тренер к своему ученику, каким тоном, какими словами и аргументами ведет с ним беседу, сумеет ли заинтересовать своего ученика или нет, — от этого зависит результат беседы. Для того чтобы достичь успеха, тренер должен быть и психологом: хорошо знать своих учеников, понимать, с кем нужно вести беседу по-хорошему, а с кем более сурово. Такие беседы могут иногда длиться долго, но без них обойтись нельзя. Очень важно, чтобы ученик понял искренность отношения тренера и желание решить возникающие проблемы. Только тогда внушение может дать результаты.

Еще один совет тренерам: нужно в специальном дневнике делать заметки, касающиеся

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

как отдельных учеников, так и своей работы в целом. В таком дневнике, если его вести несколько лет, скапливается много ценного материала, фактов, мыслей, которые могут помочь тренеру лучше организовать свою работу. Итак, можно резюмировать некоторые стороны мастерства тренера.

1. Владеть умением отбора, комплектовать свои группы по возможности достаточно талантливыми учениками.

2. Постоянно совершенствовать искусство демонстрации ударов в любых вариациях.

Освоить умение выявлять индивидуальные ошибки и способы их устранения.

Сохранить способность хорошо играть с места (демонстрация различных технических приемов), как можно больше использовать этот метод в игре со своими учениками.

3. Владеть словом. Уметь выступать как перед коллективом, так и проводить индивидуальные беседы.

Работа тренера сложная. Часто без выходных дней, когда проводятся соревнования, нередко связанные с поездками в другие города.

 

Условия работы, особенно в зимнее время, нелегкие. Добавляются разные организационные проблемы, заботы, связанные с обеспечением инвентарем и т. д. И успех даже самых способных учеников не приходит быстро и легко. Порой в течение многих лет приходится сталкиваться с неудачами, пока не будет достигнута победа. Но постоянно побеждать тоже никто не может, на смену победам приходят проигрыши. Поэтому, и это самое главное, тренер должен быть настоящим энтузиастом, фанатиком своего дела. Если же он лишен этого, не помогут ни обширные теоретические знания, ни практическое умение владеть ракеткой, ни условия работы.

Когда у известного тренера по легкой атлетике В. Алексеева спросили, какое качество он считает самым важным в работе тренера, он ответил — терпение.

Можно только добавить, что это терпение должно быть активным. Нельзя пассивно наблюдать. Нужно активно действовать, лучше организовывать, всесторонне и критически анализировать свою работу, тогда придут и успехи.

 

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ТЕННИСИСТА

   
О. В. Морозова, заслуженный мастер спорта СССР, Л. Д. Преображенская, заслуженный тренер РСФСР
 

Во время всесоюзного семинара, который проходил в Москве, был проведен показательный урок. Провели его тренеры сборной команды СССР по теннису. После окончания этого урока многие участники высказали пожелания ознакомиться поближе с упражнениями, которые используют в своих тренировках на сборах наши теннисистки.

Что же это за упражнения? Конечно, никакого открытия мы не сделали. Многие хорошо знакомые всем упражнения легли в основу тех, что мы используем в своих тренировках. Многолетние наблюдения за ведущими игроками мира, личный игровой опыт вложили тренеры в эти упражнения.

Все упражнения перечислить трудно. Часто они рождаются в процессе тренировки, и задачи, которые решаются с их помощью, различные. В одном случае это исправление ошибок в технике, в другом — отшлифовка игровой ситуации, в третьем — накопление физической силы, специальных теннисных навыков.

Мы приведем ряд упражнений и покажем, как с помощью того или другого вы можете исправить ошибку в технике либо освоить новую комбинацию. Однако главное здесь — творчество самого тренера. Подбор и направление каждого конкретного упражнения для каждого игрока индивидуальны, и главная задача наставника — правильно это сделать.

 

Упражнение 1. Двойной «треугольник» на задней линии. Игроки А и Б располагаются на задней линии; А, находясь в правом углу, выполняет два удара кроссом, два удара по линии и т. п.

Само по себе упражнение несложное, однако с его помощью можно решить ряд важных задач. Первая и главная — во время повторного посыла мяча кроссом и по диагонали теннисист должен играть как можно активнее и точнее (играть по восходящему мячу). Выполнить эту задачу первым мячом трудно, так как вначале нужно хотя бы достать мяч. Вот и получается, что одним упражнением вы решаете несколько задач: работаете над быстротой передвижения по площадке, точностью выполнения удара и активизацией игры.

Это упражнение хорошо использовать в тот период, когда спортсмен работает над техникой, когда необходимо привыкнуть к новому покрытию кортов, в начальный период подготовки к соревнованиям.

Упражнение 2. Теннисист А играет с лёта, Б — на задней линии. Выполняет пять-шесть ударов кроссом. Б посылает свечу, А отвечает ударом над головой; Б отбивает ударом по линии и затем выполняет «треугольник». Розыгрыш продолжается до ошибки.

Это упражнение средней сложности. Чем чаще вы используете его в тренировке, тем

Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало