Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

личные углы площадки, совсем косо к боковым линиям, и периодически неожиданно применяет укороченные удары (мячи подаются с такой частотой, чтобы вынудить тренирующихся максимально быстро передвигаться в различных и неожиданных направлениях). Второй отражает мячи в заранее обусловленном направлении и старается попасть в нужную мишень.

2. Спарринг-партнер располагается у задней линии, тренирующийся — у сетки. Первый быстро направляет мяч за мячом в разные стороны и старается обвести сеточника, в том числе периодически и с помощью неожиданной свечи (мячи подаются с такой частотой и таким образом, чтобы вынудить тренирующегося отражать мяч в различных по высоте точках, в бросках и прыжках, максимально быстро переходить от одного удара к другому). Второй направляет мячи в заранее обусловленном направлении, старается попасть в нужную мишень и при первой возможности придать удару острую завершающую направленность.

Более сложные варианты действий спарринг-партнера предполагают использование им ответных ударов. И в этом случае ставится задача до минимума сократить игровые паузы. Это достигается тем, что спарринг-партнер, как только один мяч выходит из игры, вводит в игру следующий мяч, периодически пополняя свой запас мячей из рядом находящегося «бункера-тележки».

Практически при всех вариантах упражнений спарринг-партнер так варьирует свои удары, чтобы вынудить тренирующегося принимать мяч и у задней линии, и у сетки в различных по высоте точках. При этом перед тренирующимся ставится задача использовать преимущественно сильные удары во всех точках, в том числе и в наиболее трудных, так называемых крайних, — совсем низкой и высокой.

Примечателен такой акцент. Поскольку удары слева в высокой точке как по отскочившему мячу, так и с лёта относятся к одним из наиболее трудных приемов техники, американские специалисты рекомендуют систематически использовать упражнения с их частым применением и ориентацией на сообщение мячу высокой скорости.

Одну из перспектив повышения спортивного мастерства американские и австралийские

 

специалисты видят в систематическом сочетании в тренировке одиночных и парных игр. На конференции отмечалось, что в последние годы заметно ослабло внимание к парным играм. Нерегулярно используют их в тренировке особенно увлеченные игрой с задней линии женщины. В результате рост мастерства в парных соревнованиях в последние годы замедлился. В связи с этим обучение одиночной и парной играм и совершенствование в них рекомендовалось рассматривать в качестве единого, неразрывного процесса на протяжении всего спортивного пути теннисиста.

Из представителей так называемых смежных наук на конференции выступил с докладом видный специалист в области биомеханики спорта Д. Гроппель. Он рассказал о проведенных исследованиях главным образом ударов по отскочившему мячу в безопорпом положении и подачи. Такие удары в современном теннисе получили, как известно, довольно широкое применение. Наиболее ярким примером в этом отношении может служить техника одного из сильнейших теннисистов мира Д. Коннорса (США). Как утверждал докладчик, биомеханические исследования показали, что при таких ударах создаются благоприятные возможности для сообщения мячу высокой скорости и ускоренного «выхода из удара» для дальнейшего быстрого продвижения по площадке.

При исследовании подачи использовалась специальная, вмонтированная в площадку «платформа-динамометр». Подающий выполнял удар с этой платформы, а точный прибор фиксировал в это время динамику изменения давления на платформу. В эксперименте приняли участие ведущие теннисисты мира с наиболее сильной подачей. Прибор показал, что в момент непосредственного удара подающие, как правило, отрывались от опоры (сила давления =0). Данный эксперимент, по мнению докладчика, ставит под сомнение довольно широко распространенную рекомендацию: выполнять подачу так, чтобы в момент ударного взаимодействия носок левой ноги служил хорошей опорой.

Думается, что изложенный здесь зарубежный опыт может стать одним из важных дополнительных источников активизации творческих поисков специалистов тенниса, и особенно тех, которые непосредственно связаны с проблемами олимпийской подготовки.

 

 

НАПРЯЖЕННОСТЬ МАТЧА И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

   
А. П. Скородумова, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Спортсмены вышли на корт... Началась встреча. Оба спортсмена хорошо технически оснащены, быстры, ловки, сильны, выносливы,

 

тактически грамотны. Но не следует забывать, что, как бы физически или технически ни были подготовлены спортсмены, выходят со-

Library   9   Up


Contents

 

Home
 

стязаться личности. И от того, какими чертами, свойствами обладает личность, во многом будет зависеть ее поведение в условиях жесткой конкуренции соревнований.

О том, какой бывает конкуренция во время теннисных состязаний, расскажем на примере матча на Кубок Дэвиса 1981 г. между командами СССР и Голландии, матча, в котором встретились А. Зверев и Сандерс. Общая длительность матча составила 4 часа. За это время было сыграно пять партий, состоящих из 58 геймов. Подобные длительность и количество сыгранных партий, безусловно, говорят о том, что победа — а она досталась Звереву — была добыта в напряженной борьбе. Но все ли партии были одинаковы по своей напряженности?

Действительно, счет во второй партии 9 : 7 по сравнению со счетом в пятой партии 6 : 3 говорит, казалось бы, о большей напряженности второй партии. Однако можно ли судить о напряженности борьбы лишь по счету в партии? Спору нет, счет в партии, безусловно, один из показателей напряженности борьбы, но не единственный. Очень важно разобраться в борьбе, которую спортсмены ведут в каждом гейме. Разберем это на примерах второй и пятой партий. Во второй партии разыграно 16 геймов, в пятой — лишь 9. Однако, чтобы завершить гейм, во второй партии разыгрывалось в среднем 6 очков, тогда как в пятой партии — 8 (подчеркиваю, что это в среднем). Если сопоставить максимальные величины, то окажется, что наибольшее количество очков во второй партии было в последнем гейме и равнялось десяти, тогда как в седьмом гейме пятой партии соперники разыгрывали 20 очков. Стало быть, говоря о напряженности матча, надо учитывать количество сыгранных партий, геймов, а также среднее количество разыгрываемых в геймах очков. Но ведь и очко может быть добыто по-разному. Можно выиграть его одним ударом, выиграв подачу навылет или на ошибке соперника. А может быть вариант, при котором понадобится не один, не два и не три удара. Нужно будет разыгрывать комбинацию, проявив при этом немалую долю выдержки, ума, предвидения, прежде чем появится возможность получить очко в свою пользу или вынудить соперника сделать ошибку. Розыгрыш очка и их количество обязательно скажутся на «чистом» времени игры.

Мы полагаем, что для количественного выражения напряженности матчей с определенной долей достоверности можно использовать «чистое» время розыгрыша каждого гейма, количество ударов в нем и количество разыгрываемых очков. Количество ударов в гейме и «чистое» время игры связаны между собой особенно тесно. Вполне естественно, чем больше ударов выполняют соперники, тем большее время мяч находится в игре. И количество ударов при каждом розыгрыше свиде-

 

тельствует о борьбе, идущей в каждом розыгрыше очка. В пятом гейме первой партии было разыграно лишь 6 очков. Но для этого понадобилось каждому сопернику сделать по 34 удара, на что было затрачено 92 с. Аналогичная история повторилась в девятом гейме, когда каждый из соперников мог повести в счете. Опять было разыграно 6 очков и сделано по 34 удара, но на них ушло еще больше времени, так как снизился темп игры с 22 до 19 уд/мин. Соперники стали еще осторожнее, боялись рисковать, ошибиться. И на удары в гейме ушло 107 с. Эти примеры свидетельствуют о борьбе, идущей за каждое очко. Может быть иной вариант напряженности, при котором в гейме выполняется незначительное количество ударов, количество же очков, разыгрываемых в гейме, резко увеличено по отношению к среднему значению этого параметра. В нашем случае оно равно 16.

Можно отметить еще один вариант, при котором велико количество разыгрываемых очков: одно очко выигрывает Зверев, другое ■ — Сандерс. Ни один не хочет уступить, как будто сказал себе «ни шагу назад». Каждое очко разыгрывается долго, никому не удается сразу выиграть — соперник начеку. Но и никто не делает ошибок — каждый предельно внимателен. В этом отношении особенно характерен седьмой гейм пятой партии. Ведь в нем слишком многое решается. Каждый из соперников выиграл по две партии и по 3 гейма. И каждый понимает меру своей ответственности и цену победы. Ведь определяется не просто победитель матча, а национальная команда, которая войдет в высшую лигу розыгрыша Кубка Дэвиса.

Борьба в седьмом гейме достигла кульминации, напряженность выражалась и большим количеством разыгрываемых очков, и длительным розыгрышем каждого. Достаточно сказать, что теннисисты сделали по 53 удара при среднем темпе 26 уд/мин. «Чистое» время в гейме равнялось 123 с. Чем же был для спортсменов этот напряженный поединок? Безусловно, стрессором, объединяющим в себе физический, психический и социальный компоненты. Ученые, изучающие стресс, уже давно пришл1[ к мнению, что спорт вызывает стресс и, следовательно, является стрессором. Термином «стресс» обозначают состояние человека, возникающее в организме под действием различных раздражителей, на которые человек реагирует ответным напряжением своих функций.

Ситуация соревнований — сама по себе достаточно сильный стрессор и может преобладать над величиной физической нагрузки. Доказательством сказанному могут служить исследования Крахенбухла (1971 г.). Он сопоставил стрессовую реакцию у теннисистов путем определения содержания катехоламинов в четырех различных ситуациях — в условиях обычной жизни, тренировки, ожидания соревнований и самих соревнований. Полученные

 
Library   10   Up


Contents

 

Home
 

данные позволили установить различия в стрессовой реакции в условиях соревнований и обычной жизни, в условиях соревнований и тренировки. Не было установлено различий в содержании катехоламинов в обычных условиях и условиях тренировки.

Однако, как полагает французский ученый П. Фресс, стрессогенным моментом может быть не сама по. себе ситуация (ситуация соревнований, например), а возникающие в этой ситуации отношения между мотивами и возможностью человека действовать адекватно им. Они могут возникать, во-первых, потому, что человек не способен, не умеет, не готов соответственно действовать. Во-вторых, потому, что человек чрезмерно мотивирован *, что, в свою очередь, вызывает повышенное напряжение.

Вернемся к уже описанному нами матчу и представим себе, что в той ситуации А. Зверев был бы физически не готов выдержать столь длительный матч, не умел бы вести борьбу при условии столь длительного розыгрыша очка, если бы у него были бы явные пробелы в выполнении основных технических приемов. Тогда напряженность возникшей ситуации была бы еще усугублена одним из перечисленных факторов. Кроме необходимости определить, куда соперник пошлет мяч, выбора решения, куда самому послать мяч, у игрока все время возникали бы мысли: «Этот мяч я не достану — я до него просто не добегу», «Если бы я послал мяч в это место площадки, я бы выиграл очко или по меньшей мере поставил соперника в очень затруднительное положение. Но я не могу этого сделать, я не умею». По мере того как затягивалась встреча, у Зверева могла бы возникнуть и такая мысль: «Решающую партию выиграть не сумею — не хватит сил, я просто не готов физически ее выиграть». Безусловно, все это привело бы лишь к увеличению силы стрессора.

Что же касается адекватности мотивирования, то надо отдать должное старшему тренеру сборной СССР Ш. Тарпищеву, который сумел найти единственно правильное решение в создавшейся ситуации и должным образом настроить игрока на матч, поставить перед ним задачи, соответствующие его технической оснащенности и физической подготовленности.

Многие исследователи отмечают немалое влияние свойств личности на успешность деятельности в условиях стресса.

Понятие «личность» отражает в первую очередь социальную сущность человека, его место в исторически сложившейся системе общественных отношений, его активность в пре-


* Термин «мотивация» означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях» (Б. Д. Кретти, 1978).

«Мотив» — это побуждение к деятельности, направленное на удовлетворение определенной потребности» (Б. А. Вяткин, 1978).

 

Чемпион Европы 1982 г. А. Зверев

образовании окружающей действительности. Характерной чертой личности является ее индивидуальность, т. е. специфическое сочетание свойств личности.

Накопленные к настоящему времени данные С достаточной степенью достоверности позволяют выделить свойства личности и соотношения свойств личности, характеризующие спортсменов высокой квалификации. Среди отличительных свойств личности выделяют повышенную эмоциональную устойчивость, твердость характера, уверенность в себе, самостоятельность в оценке сложных ситуаций, пониженную тревожность, способность к самоконтролю, настойчивость в достижении цели, инициативность и смелость, стремление к лидерству. Среди соотношений свойств личности наиболее существенными считают:

1) преобладание в структуре мотивации нравственных, общественных мотивировок над стремлениями личного характера;

2) преобладание волевых качеств, мобилизующих спортсмена на преодоление трудностей, над тревожностью и неуверенностью в себе;

3) преобладание психической устойчивости и самоконтроля над эмоциональной возбудимостью.

Психологами установлено, что особо важную роль в достижении высоких результатов, в способности терпеть при выполнении тяжелых нагрузок играют мотивы спортсмена. Выявлено большое количество мотивов, влияющих

 
Library   11   Up


Contents

 

Home
 

на большую или меньшую успешность деятельности. Выделяют обычно три группы мотивов: физиологические, психологические и социальные. Однако установлено, что чем выше общественная значимость мотивов, тем успешнее может быть результат деятельности.

Подтверждением сказанному могут быть игры советских теннисистов в командных соревнованиях с равными или несколько превосходящими по силе соперниками. Это и победа А. Метревели над Кодешем в играх на Кубок Дэвиса (в то время как в личных соревнованиях — финале Уимблдонского турнира победа досталась Кодешу). Это и победы нового поколения наших теннисистов: в играх на Кубок федерации 1981 г. пары О. Зайцевой и С. Черневой над спортсменками ЧССР во главе с пятой ракеткой мира Мандликовой и в парах на Кубок Дэвиса 1982 г., когда А. Зверев и К. Пугаев поочередно нанесли поражение такому игроку, как В. Амритраж, имеющему победы над Макинроем, Боргом, Орантесом и др.

 

Вот почему в процессе работы со спортсменами большое внимание следует уделять воспитанию человека, формированию необходимых свойств личности. Тренировки и соревнования спортсмены должны воспринимать как деятельность общественного характера, а не как способ удовлетворения своего тщеславия, престижа, честолюбивых замыслов, личных потребностей и т. д.

Таким образом, повысить устойчивость в стрессе и тем самым понизить психическую напряженность возможно, во-первых, за счет освоения всего арсенала технических действий, повышения стабильности и эффективности технических приемов, выполняемых в напряженных ситуациях. Во-вторых, за счет повышения общего уровня функциональных возможностей организма и развития на их основе физических качеств. В-третьих, за счет совершенствования свойств личности, формирования мотивов деятельности и, наконец, регуляции непосредственного психического состояния.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ТЕННИСИСТОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ПУБЛИКАЦИИ)

   
Т. С. Иванова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель ГЦОЛИФКа
 

Теннисный «бум», прокатившийся по всему миру, не только увеличил число игроков и спортивных баз, но и вызвал интерес к теннису многих видных ученых. В анализе игровой деятельности теннисиста они видят богатый материал для изучения реакций личности и организма человека в экстремальных ситуациях, связанных с проявлением всех его возможностей.

Известный английский психолог Г. Ю. Айзенк с особым интересом рассматривает механизмы мотивации и стремлений теннисиста.

Стремление к победе — естественное желание каждого спортсмена, вступающего в единоборство с соперником. Воля к победе, боевой настрой всегда будут отличительными чертами каждого большого спортсмена. Именно их структуру, применительно к теннису, и рассматривает Г. Ю. Айзенк в своей работе.

Нередко приходится слышать, что те или иные теннисисты не смогли оправдать больших ожиданий из-за того, что им не хватило... желания победить. Но бывает, что неудачи связывают и с чрезмерным желанием победы. А можно ли определить оптимальный уровень боевого напора? Вопросы подобного рода ставятся психологами, которые, подобно

 

автору, сами увлекались теннисом в течение всей своей жизни. Нет уверенности, что сейчас уже можно дать окончательный ответ на эти вопросы. Однако известен ряд фактов, которые могут помочь рассмотреть данную проблему с гораздо более широких позиций, чем прежде.

Рассмотрим характер связи между желанием достичь успеха и степенью успеха в любом деле, требующем мастерства. Психологи предлагают общую формулу, которая означает, что уровень исполнения равняется степени развития привычки, умноженной на величину мотивации (желания). Привычка в данном случае означает сумму умений и навыков, приемов, то мастерство, которое человек приобрел в течение длительной практики. Если говорить о теннисе, то это умение выполнять удары с желаемым направлением, силой, вращением, точностью, предвидение действий соперника, реализация намеченного плана игры, изменение активности действий и т. п.

Уровень этих умений и навыков — величина достаточно постоянная. Тогда, казалось бы, теннисист высокомотивированный, с огромным боевым напором и желанием победы при одинаковом уровне мастерства с соперником бу-

Library   12   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало