Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

НАУКА — ПРАКТИКЕ


ВСЕМИРНАЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ТЕННИСУ: ИТОГИ И СУЖДЕНИЯ

   


С. П. Белиц-Гейман, председатель научно-методического совета Федерации тенниса СССР,
О. В. Морозова, ст. тренер сборной женской команды СССР, заслуженный мастер спорта
 

Год 1982-й ознаменовался в истории мирового тенниса примечательными событиями. Состоялись первая Всемирная научно-методическая конференция по теннису и Всемирная выставка теннисной продукции. Будучи участниками конференции и гостями выставки, расскажем коротко об этих международных форумах.

Прежде всего об организации и направленности конференции. Опыта проведения таких солидных форумов у Международной федерации тенниса еще не было. Поэтому был выбран, пожалуй, наиболее простой, но далеко не самый лучший вариант: полностью поручить разработку программы конференции и ее проведение Федерации тенниса США, имеющей богатый опыт проведения крупных национальных конференций с участием отдельных иностранных гостей. Американцы не стали утруждать себя подбором докладчиков из других стран. Они предложили для конференции программу, отражающую их собственный опыт. Единственным иностранным докладчиком оказался только представитель Чехословакии В. Боллард, один из ведущих специалистов по теннису своей страны. Правда, заранее было объявлено, что любой делегат может поделиться собственным опытом по обсуждаемым проблемам. Несмотря на такой узкий подход, конференция вызвала большой интерес. И прежде всего потому, что именно американский опыт заслуживает особого внимания. Ведь не секрет, что США в лице представителей американской школы тенниса занимают лидирующие позиции на мировой спортивной арене.

Конференцию можно смело назвать научно-практической. Многие доклады дополнялись показательными практическими занятиями, которые к тому же еще, как правило, завершались своеобразной самоподготовкой — опро-

 

бованием предложенных методических приемов и упражнений самими участниками конференции.

Основными докладчиками и руководителями показательных занятий выступали представители главного методического центра Федерации тенниса США и главные специалисты необычных по названию организаций — американских теннисных академий. Понятие «академия» в спорте у американцев особое. Это не высшие учебные заведения или академические «храмы науки». Такие названия даны крупнейшим национальным тренировочным теннисным центрам — одним из главных организационно-методических структур развития тенниса в этой стране. О них следует рассказать особо.

Академии рассчитаны по замыслу их создателей на солидную перспективу. В каждой академии большое число открытых и закрытых площадок, хорошо оборудованные специальными приспособлениями залы для физической подготовки, методические кабинеты с различными системами видеодемонстрационных устройств, восстановительные центры с набором водных, тепловых, массажных и других процедур, комфортабельные гостиничные комплексы. Широко используются специализированные технические средства, особенно тренажерные устройства, к примеру теннисные пушки с программным управлением и системой механического собирания мячей и их транспортировки в пушки для повторной «зарядки».

В академиях тренируются лучшие молодые теннисисты, а также сильнейшие игроки страны. Там же проводятся многочисленные детские и юношеские соревнования, в том числе и международные. Академии стали центрами подготовки и повышения квалификации тренеров. Большой популярностью пользуются регулярно организуемые в академиях «неде-

Library   3   Up


Contents

 

Home
 

ли звезд» — своеобразные краткосрочные семинары, во время которых там проводят показательные занятия и матчи, а также дают индивидуальные уроки сильнейшие теннисисты мира.

Теннисные академии — частные коммерческие предприятия, принадлежащие крупным капиталистическим фирмам, которые на теннисе делают большие деньги. Ведущие тренеры, «звезды» тенниса, сильнейшие молодые теннисисты — это своего рода приманка для богатых людей, приезжающих подучиться теннису, «окунуться» в мир этого вида спорта и одновременно отдохнуть.

«Спешите попасть на «неделю Р. Лейвера», «неделю Д. Ныокомба», «неделю С. Смита», «неделю Б. Кинг» — такие рекламные объявления в газетах и журналах зазывают, словно на новый аттракцион, любителей тенниса с большим карманом. Хочешь постичь «науки» в академии — выкладывай за неделю 400 — 500 долларов. Разве может позволить себе такие расходы, как говорится, простой смертный! Не случайно в этих «храмах теннисной науки» все пронизано духом бизнеса, коммерческой рекламы.

Примечательна деятельность недавно созданного Федерацией тенниса США национального методического центра в Кливленде. Его руководитель Е. Крафт свой доклад посвятила главным образом освещению этой деятельности. Вот пять основных ее разделов:

1. Широкое развитие различных форм мини-тенниса, как одного из главных средств привлечения к игре детей, особенно самых маленьких, подготовки их к занятиям большим теннисом и раннего выявления талантов.

2. Проведение ежегодных национальных теннисных конференций, тренировочных «сборов талантов» и региональных «теннисных клиник» — инструктивных семинаров для тренеров и игроков (успешное участие в «клиниках» дает преимущественное право тренерам стать участниками такой конференции, а теннисистам — участниками сбора).

3. Организация детских и юношеских «соревновательных клиник» — специальных просмотровых соревнований, во время которых оценивается перспективность соревновательной деятельности и волевые черты характера, а также осуществляется проверка физической подготовленности с помощью комплекса контрольных упражнений (те, кто выполнил установленные нормативы по всем упражнениям, получают специальный диплом).

4. Методическая пропаганда, издание пособии, инструктивных материалов, подготовка учебных и хроникальных кинофильмов, участие в издании теннисных журналов и газет (в США издаются три ежемесячных теннисных журнала и две еженедельные теннисные газеты).

5. Типовое проектирование теннисных соо-

 

ружений, разработка идей-заказов на конструирование новых предметов специального оборудования, технических средств для начальной постановки спортивной техники, тренажерных устройств.

Заслуживает самого серьезного внимания проблема развития мини-тенниса. В последние годы в ряде стран, особенно в США, Австралии, Чехословакии и ФРГ, его развитие идет гигантскими шагами. Примечательно, к примеру, создание при методическом центре США Федерации мини-тенниса, которую возглавил один из теннисных героев страны С. Смит. К 1 января 1982 г. она насчитывала уже около одного миллиона членов. В Австралии, как утверждал представитель этой страны на конференции, клубы мини-тенниса формируются главным образом при общеобразовательных школах. В своем докладе об основных особенностях чехословацкой школы подготовки теннисистов Б. Боллард отмечал, что он и его коллеги рассматривают мини-теннис в качестве важного средства начальной подготовки.

Американские специалисты в широком развитии мини-тенниса видят реальную перспективу роста спортивного мастерства, более раннего выхода теннисистов на арену крупных соревнований. Они считают, что в некоторых видах спорта, как и в цирковом искусстве, где главное — высочайшее искусство бесконечно разнообразных движений (теннис уверенно можно отнести к их числу), очень важна ранняя специализация — воспитание необходимых психических и двигательных качеств начиная с раннего детского возраста. Попытки обучать детей в возрасте 5 — 6 лет игре в теннис обычной ракеткой приводят обычно к закреплению спортивной техники с большими погрешностями. Другое дело, если путь спортсмена начинается с мини-тенниса с его мини-площадками и мини-ракетками (такие ракетки натягиваются обычными струнами, имеют укороченные, но обычной многогранной формы ручки). Опыт показывает, что дети довольно быстро осваивают с помощью маленьких ракеток правильную технику и в дальнейшем свободно ее «переносят» в большой теннис. С помощью мини-тенниса можно сразу обучать всему комплексу ударов, и в первую очередь трудным для маленьких начинающих — ударам с лёта у сетки.

Многие идеи, выдвинутые докладчиками конференции, получили свое развитие в многочисленных экспонатах выставки. Большой интерес вызвало новое поколение «силовых комбайнов» (так принято называть известные и у нас в стране комбинированные конструкции с подвижными отягощениями, используемые для развития силы и гибкости применительно к широкому кругу движений). Их новизна — в очень существенной конструктивной «добавке» — точных измерительных устройствах, которые в процессе выполнения упражнений вы-

 
Library   4   Up


Contents

 

Home
 

дают срочную информацию о развиваемых усилиях, скоростях движений, а если надо, то и производят последовательную фиксацию величин усилий точно через заданные промежутки времени, что дает возможность судить об их динамике и в итоге оценивать силовую выносливость. При втором варианте действия устройства после окончания упражнения «выдается» точный график динамики использованных усилий.

Внимание участников конференции привлекло и новое приспособление для развития силы «рабочей» руки теннисиста. С его помощью рука закрепляется сначала на своего рода опоре, а затем упражняется, преодолевая сопротивление специального эспандера, выполняет ударное движение применительно к ударам справа или слева. Причем руку можно закреплять в различных местах, что позволяет по-разному концентрировать силовую нагрузку: преимущественно на мышцы плеча и предплечья и, наконец, кисти и пальцев.

На выставке демонстрировалось простое на первый взгляд приспособление — «батутная платформа», очень упругая маленькая батутная сетка, закрепленная на небольшой раме на высоте около 25 см. На ней, как на обычном батуте, выполняются серийные прыжки, а специальное измерительное устройство фиксирует два очень важных показателя: величину толчковых усилий и частоту прыжков за определенный промежуток времени.

Подбор на выставке специальных технических средств для физической подготовки отражает основные установки американской школы тенниса по развитию необходимых теннисисту физических качеств. Так называемыми фундаментальными физическими качествами американские специалисты считают силу (точнее — «быструю» силу) и гибкость. Отсюда, в частности, и их увлечение «силовыми комбайнами». С помощью этих и других приспособлений решается задача всесторонней «мышечной подготовки» и воспитания силы применительно к специализированным для теннисиста движениям — ударным, беговым и прыжковым.

Воспитание силы, гибкости и способности к хорошему расслаблению должно быть единым, неразрывным процессом — таково мнение американских специалистов. Весьма примечательным в этом отношений был доклад, посвященный специальным приемам психорегуляции степени мышечного напряжения, психологического самовоздействия с целью развития способности расслаблять мышцы (так называемая психомышечная тренировка). Эти приемы рекомендовалось использовать особенно в интервалах между сериями силовых упражнений и в конце занятий, где такие упражнения занимали солидное место. Кроме того, в докладе указывалось, что приемы психомышечной тренировки дают большой эффект при обучении технике, так как они помогают снять

 

мышечную напряженность, которая довольно часто наблюдается у начинающих и препятствует освоению необходимых теннисисту свободных, естественных движений.

Большое внимание было уделено комплексу упражнений, специально предназначенных для развития силы мышц ног, способности осуществлять мощные отталкивания, необходимые в первую очередь для быстрого старта и прыжков, движения ногами с очень большой частотой и с так называемой «пружинистой амортизацией» (последняя выражается в своеобразной мягкости, пружинистости работы ног, способности свободно и одновременно быстро переходить от движения в одну сторону к движению в другую сторону, мягко приземляться после прыжка и незамедлительно, как бы пружинисто, делать повторный прыжок).

Заслуживают внимания и предложенные участниками конференции технические средства для оценки характеристик техники и игровые тренажерные устройства.

Американская школа тенниса, как известно, особое значение придает подаче и ориентирует спортсменов с детского возраста на придание ей четко выраженной нападающей направленности. Поэтому понятны многолетние попытки американских специалистов найти способ измерения силы этого удара (точнее — начальной скорости полета мяча). И вот наконец год назад проблема была решена: в распоряжении теннисистов оказался «скоростной пистолет» — портативное электронное приспособление в форме пистолета, показывающее с очень большой точностью начальную скорость отлетающего от ракетки мяча. Этому прибору сразу создали большую рекламу, и он начал широко использоваться. С 1982 г. в соответствии с решением Федерации тенниса США ежегодно в середине июня во всех теннисных центрах и крупных теннисных клубах проводится неделя необычных контрольных соревнований — соревнований в силе подачи, измеряемой с помощью «скоростного пистолета» (фиксируется лучший результат из десяти попыток, при которых мяч попадает в поле подачи). Федерация выпустила специальные дипломы для награждения победителей и будет публиковать списки теннисистов разного возраста, начиная с восьмилетних, показавших лучшие результаты. Новый подход должен повысить внимание к совершенствованию главного средства нападения тенниса будущего (в усилении роли подачи как средства нападения специалисты видят одно из важных направлений развития тенниса будущего). Тренеры и спортсмены получат объективные данные, позволяющие контролировать результаты совершенствования техники и физической подготовки.

Весьма примечательным экспонатом выставки был новый «комплекс роботной тренировки». Его три составные части: теннисная пушка с программным управлением, приспо-

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
   

собление для собирания мячей — большой сетчатый «бункер-ловушка» и лифтовое устройство для подачи мячей в пушку. Передвижной «бункер-ловушка» в ширину площадки состоит из вогнутой рамы с натянутой на нее мягкой сеткой и желоба, в который попадают скатывающиеся с сетки мячи. Прежние конструкции для «механизированной тренировки» стационарно устанавливались на специальных площадках с сильным наклоном поверхности у заградительного фона, к которому скатываются мячи, прежде чем попасть в устройство, подающее мячи в пушку. Новый передвижной вариант можно свободно устанавливать на любой площадке и быстро демонтировать. «Бункер-ловушка», который одновременно выполняет и роль своеобразной мишени, устанавливается за обычной поперечной теннисной сеткой на нужном расстоянии в зависимости от того, какие тренируются удары — длинные или короткие, с задней линии или у сетки.

Примечательно новое веяние в сооружении площадок с разными по быстроте отскока мяча покрытиями, обусловленное необходимостью подготовки теннисистов к играм в различных условиях. Американские специалисты рекомендуют комплексный подход к подбору покрытий площадок. Смысл его в том, что в каждом теннисном центре, крупном теннис-

 

Один из «рабочих» моментов Всемирной научно-методической конференции по теннису (на переднем плане — О. Морозова)

ном клубе сооружаются площадки трех типов — «быстрые», «средние» и «медленные» (в том числе и «быстрые» с синтетическими покрытиями, имитирующими травяной покров площадок). Такой подход обосновывают следующими соображениями.

По особенностям покрытий площадок, где проводятся крупнейшие соревнования, в том числе и главные международные, современный теннис называют «постоянной непостоянностью». Игры проходят то на традиционных «медленных» по скорости отскока мяча грунтовых покрытиях, то на «быстрых» травяных и синтетических — так называемых ковровых, наливных, плиточных, то на «средних» с новыми пластиковыми покрытиями «сандвич» (самый верхний слой такого покрытия шероховатый, напоминает по упругим качествам мягкую резину и немного замедляет отскок мяча). Это требует от теннисистов сложного умения очень быстро приспосабливаться к специфическому для каждой площадки отскоку мяча, тонко варьировать стратегию, тактику и технику применительно к конкретным условиям. Как счи-

Library   6   Up


Contents

 

Home
 

тают американские специалисты, такую приспособляемость лучше всего начинать воспитывать уже в детском возрасте, а в дальнейшем доводить ее до высокого уровня с помощью систематических тренировок на различных площадках. Наличие в одном месте площадок с различными покрытиями как раз и способствует решению этой задачи. Поэтому в комплексном подходе к подбору покрытий площадок и усматривают одно из важных направлений повышения спортивного мастерства. Примечательно в этом отношении, что на выставке демонстрировались комплекты синтетических покрытий, приспособленные к особенностям различных климатических зон.

Центральное место на конференции заняли доклады и демонстрационные практические занятия, посвященные анализу техники, путям ее постановки, совершенствования и игровой подготовке. В качестве докладчиков и руководителей таких занятий выступали ведущие специалисты теннисных академий.

У каждой теннисной академии есть что-то свое. К примеру, калифорнийская академия В. Брадена славится тремя новинками: первым в истории мирового тенниса «тренировочным механизированным комплексом» с программно-управляемыми теннисными пушками; системой стационарной видеомагнитофонной записи и срочной видеоинформации, установленной на всех площадках; мишенной разметкой площадок для развития точности ударов.

Однако главное в деятельности академий — это не их специфика, а общая линия в системе подготовки, четко и решительно ориентированная на воспитание теннисистов с атлетической, нападающей разнообразной игрой. Именно такая игра вот уже многие годы отличает американскую и австралийскую школы тенниса. Сейчас зарубежные специалисты такой игре дают, как они выражаются, новый импульс, делая одновременно акцент на универсальном характере действий и внедрении в спортивно-педагогическую практику достижений научно-технического прогресса.

Американские специалисты довольно критически относятся к игре такого выдающегося теннисиста, как Б. Борг (Швеция). Они отдают должное его большому вкладу в укрепление игры с задней линии, его исключительно волевым качествам и выносливости. Однако не рекомендуют молодым теннисистам следовать сугубо индивидуальной игровой модели Борга, основанной на применении в игре сзади только сильнокрученых ударов. Специалисты предостерегают и от так называемой «западной» хватки ракетки при ударах справа, так как она подходит только для крученых ударов и сильно затрудняет освоение игры с лёта у сетки (при такой хватке «угол» между большим и указательным пальцами находится значительно правее верхней средней грани ручки ракетки). По мнению американских специа-

 

листов, крученые удары с успехом можно выполнять и при «восточной» хватке, как это делает, например, Д. Макинрой. Данная хватка, при которой указанный «угол» находится на верхней средней грани, не препятствует вариативной игре.

Первостепенное внимание подаче — такова одна из главных, давно сложившихся установок американской и австралийской теннисных школ. Однако эта установка в последние годы, судя по утверждениям зарубежных специалистов, стала недооцениваться, особенно женщинами. В результате нападающие возможности этого важного приема техники у многих спортсменок снизились как в одиночной, так и в парной игре. Сейчас предпринимаются настойчивые попытки усилить внимание к подаче, повысить качество обучения этому удару, значительно увеличить время, отводимое на его изучение и совершенствование. 200 — 300 подач на каждом занятии — примерно такая рекомендуется норма. Причем, как только основы техники освоены, следует специально развивать и точность попадания. Для этого используют специальные переносные мишени и передвижные «бункеры-тележки», наполняемые большим числом мячей.

Различные варианты мишенного метода используют для развития точности не только подачи, но и других приемов техники. Заслуживает, в частности, внимания несложное приспособление, создающее так называемые «воздушные мишени». Оно состоит из тонких вертикальных стержней, прикрепляемых к обычным поперечным столбам для теннисной сетки, и широкой ленты, которая натягивается горизонтально между этими стержнями. При установке такого приспособления между верхним краем сетки и натянутой лентой образуется «воздушная мишень», куда направляются мячи. Высота крепления ленты, а значит, и высота мишеней может изменяться, что позволяет тренировать точность ударов с различными траекториями полета мяча.

По мнению зарубежных специалистов, широкое использование мишенного метода — одно из перспективных направлений улучшения игры.

Примечателен подход к постановке ударов с лёта. Он носит четко выраженный вариативный характер. Специально изучают сильные, рассчитанные на немедленный выигрыш удары в высокой точке, плоские и с очень незначительным верхним и нижним вращением мяча и два варианта резаных ударов — первый с примерно постоянным углом наклона струнной поверхности во время выноса ракетки вперед, второй — с изменяющимся углом наклона, при котором струнная поверхность в момент ударного взаимодействия скользит по поверхности мяча вперед-вниз и одновременно своим верхним краем отклоняется назад (по зарубежной терминологии первый вариант ре-

 
Library   7   Up


Contents

 

Home
   

заного удара называется «чопом», второй — «слайсом). На второй вари ант резаных ударов обращается особое внимание. С помощью таких ударов достигается лучшая управляемость мячом, когда он отражается в низкой и средней точках, а значит, и большая точность попадания. При этом мяч отскакивает низко, и противнику становится труднее осуществить повторную обводку сеточника. Повышенное внимание к резаным ударам — своего рола ответ на очень широкое применение в последние годы при обводке крученых ударов, нередко вынуждающих сеточника отражать мяч в наиболее трудной низкой точке.

Все представители теннисных академий продемонстрировали участникам конференции свои, как они выражались, «фирменные» упражнения, составляющие основу игровой под-готовки и используемые как при групповых, так и при индивидуальных занятиях. Предложенные различными специалистами упражнения в деталях имеют свою специфику. Однако их главные особенности — общие. Они-то в первую очередь и представляют интерес.

Прежде всего упражнения отличаются высокой интенсивностью и динамичностью, широким использованием неожиданных по направлению и разнообразных по вращениию мяча ударов, моделированием главных и особенно сложных соревновательных ситуаций. Достигать высокой интенсивности помогают: боль-

 

Показательные занятия по ОФП в рамках конференции

шое количество мячей (200 — 300 штук) в распоряжении тренирующихся, простейшие технические средства для быстрого собирания и быстрой транспортировки мячей (специальные «корзинки» и «бункера-тележки»), участие в занятиях высококвалифицированных спарринг-партнеров. Последние — важные помощники специалистов, ведущих занятия с начинающими и квалифицированными спортсменами. В обязанности спарринг-партнеров входят образцовая демонстрация приемов техники, непосредственное практическое участие в различных игровых упражнениях, выполнение роли условных противников, моделирующих разнообразные варианты тактики.

Большинство демонстрационных занятий проходило с участием спарринг-партнеров. Первый простейший вариант их действий — это быстрые, как бы поточные, «удары с руки» в заданном направлении, причем без последующего отражения мяча от тренирующихся.

Вот два конкретных примера упражнений с такими простейшими вариантами действий:

1. Спарринг-партнер располагается вблизи сетки, тренирующийся — у задней линии. Первый быстро направляет мяч за мячом в раз-

Library   8   Up


Contents

 

Home
 

личные углы площадки, совсем косо к боковым линиям, и периодически неожиданно применяет укороченные удары (мячи подаются с такой частотой, чтобы вынудить тренирующихся максимально быстро передвигаться в различных и неожиданных направлениях). Второй отражает мячи в заранее обусловленном направлении и старается попасть в нужную мишень.

2. Спарринг-партнер располагается у задней линии, тренирующийся — у сетки. Первый быстро направляет мяч за мячом в разные стороны и старается обвести сеточника, в том числе периодически и с помощью неожиданной свечи (мячи подаются с такой частотой и таким образом, чтобы вынудить тренирующегося отражать мяч в различных по высоте точках, в бросках и прыжках, максимально быстро переходить от одного удара к другому). Второй направляет мячи в заранее обусловленном направлении, старается попасть в нужную мишень и при первой возможности придать удару острую завершающую направленность.

Более сложные варианты действий спарринг-партнера предполагают использование им ответных ударов. И в этом случае ставится задача до минимума сократить игровые паузы. Это достигается тем, что спарринг-партнер, как только один мяч выходит из игры, вводит в игру следующий мяч, периодически пополняя свой запас мячей из рядом находящегося «бункера-тележки».

Практически при всех вариантах упражнений спарринг-партнер так варьирует свои удары, чтобы вынудить тренирующегося принимать мяч и у задней линии, и у сетки в различных по высоте точках. При этом перед тренирующимся ставится задача использовать преимущественно сильные удары во всех точках, в том числе и в наиболее трудных, так называемых крайних, — совсем низкой и высокой.

Примечателен такой акцент. Поскольку удары слева в высокой точке как по отскочившему мячу, так и с лёта относятся к одним из наиболее трудных приемов техники, американские специалисты рекомендуют систематически использовать упражнения с их частым применением и ориентацией на сообщение мячу высокой скорости.

Одну из перспектив повышения спортивного мастерства американские и австралийские

 

специалисты видят в систематическом сочетании в тренировке одиночных и парных игр. На конференции отмечалось, что в последние годы заметно ослабло внимание к парным играм. Нерегулярно используют их в тренировке особенно увлеченные игрой с задней линии женщины. В результате рост мастерства в парных соревнованиях в последние годы замедлился. В связи с этим обучение одиночной и парной играм и совершенствование в них рекомендовалось рассматривать в качестве единого, неразрывного процесса на протяжении всего спортивного пути теннисиста.

Из представителей так называемых смежных наук на конференции выступил с докладом видный специалист в области биомеханики спорта Д. Гроппель. Он рассказал о проведенных исследованиях главным образом ударов по отскочившему мячу в безопорпом положении и подачи. Такие удары в современном теннисе получили, как известно, довольно широкое применение. Наиболее ярким примером в этом отношении может служить техника одного из сильнейших теннисистов мира Д. Коннорса (США). Как утверждал докладчик, биомеханические исследования показали, что при таких ударах создаются благоприятные возможности для сообщения мячу высокой скорости и ускоренного «выхода из удара» для дальнейшего быстрого продвижения по площадке.

При исследовании подачи использовалась специальная, вмонтированная в площадку «платформа-динамометр». Подающий выполнял удар с этой платформы, а точный прибор фиксировал в это время динамику изменения давления на платформу. В эксперименте приняли участие ведущие теннисисты мира с наиболее сильной подачей. Прибор показал, что в момент непосредственного удара подающие, как правило, отрывались от опоры (сила давления =0). Данный эксперимент, по мнению докладчика, ставит под сомнение довольно широко распространенную рекомендацию: выполнять подачу так, чтобы в момент ударного взаимодействия носок левой ноги служил хорошей опорой.

Думается, что изложенный здесь зарубежный опыт может стать одним из важных дополнительных источников активизации творческих поисков специалистов тенниса, и особенно тех, которые непосредственно связаны с проблемами олимпийской подготовки.

 

 

НАПРЯЖЕННОСТЬ МАТЧА И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

   
А. П. Скородумова, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Спортсмены вышли на корт... Началась встреча. Оба спортсмена хорошо технически оснащены, быстры, ловки, сильны, выносливы,

 

тактически грамотны. Но не следует забывать, что, как бы физически или технически ни были подготовлены спортсмены, выходят со-

Library   9   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало