|
ли звезд» — своеобразные краткосрочные семинары, во время которых там проводят показательные занятия и матчи, а также дают индивидуальные уроки сильнейшие теннисисты мира.
Теннисные академии — частные коммерческие предприятия, принадлежащие крупным капиталистическим фирмам, которые на теннисе делают большие деньги. Ведущие тренеры, «звезды» тенниса, сильнейшие молодые теннисисты — это своего рода приманка для богатых людей, приезжающих подучиться теннису, «окунуться» в мир этого вида спорта и одновременно отдохнуть.
«Спешите попасть на «неделю Р. Лейвера», «неделю Д. Ныокомба», «неделю С. Смита», «неделю Б. Кинг» — такие рекламные объявления в газетах и журналах зазывают, словно на новый аттракцион, любителей тенниса с большим карманом. Хочешь постичь «науки» в академии — выкладывай за неделю 400 — 500 долларов. Разве может позволить себе такие расходы, как говорится, простой смертный! Не случайно в этих «храмах теннисной науки» все пронизано духом бизнеса, коммерческой рекламы.
Примечательна деятельность недавно созданного Федерацией тенниса США национального методического центра в Кливленде. Его руководитель Е. Крафт свой доклад посвятила главным образом освещению этой деятельности. Вот пять основных ее разделов:
1. Широкое развитие различных форм мини-тенниса, как одного из главных средств привлечения к игре детей, особенно самых маленьких, подготовки их к занятиям большим теннисом и раннего выявления талантов.
2. Проведение ежегодных национальных теннисных конференций, тренировочных «сборов талантов» и региональных «теннисных клиник» — инструктивных семинаров для тренеров и игроков (успешное участие в «клиниках» дает преимущественное право тренерам стать участниками такой конференции, а теннисистам — участниками сбора).
3. Организация детских и юношеских «соревновательных клиник» — специальных просмотровых соревнований, во время которых оценивается перспективность соревновательной деятельности и волевые черты характера, а также осуществляется проверка физической подготовленности с помощью комплекса контрольных упражнений (те, кто выполнил установленные нормативы по всем упражнениям, получают специальный диплом).
4. Методическая пропаганда, издание пособии, инструктивных материалов, подготовка учебных и хроникальных кинофильмов, участие в издании теннисных журналов и газет (в США издаются три ежемесячных теннисных журнала и две еженедельные теннисные газеты).
5. Типовое проектирование теннисных соо-
|
|
ружений, разработка идей-заказов на конструирование новых предметов специального оборудования, технических средств для начальной постановки спортивной техники, тренажерных устройств.
Заслуживает самого серьезного внимания проблема развития мини-тенниса. В последние годы в ряде стран, особенно в США, Австралии, Чехословакии и ФРГ, его развитие идет гигантскими шагами. Примечательно, к примеру, создание при методическом центре США Федерации мини-тенниса, которую возглавил один из теннисных героев страны С. Смит. К 1 января 1982 г. она насчитывала уже около одного миллиона членов. В Австралии, как утверждал представитель этой страны на конференции, клубы мини-тенниса формируются главным образом при общеобразовательных школах. В своем докладе об основных особенностях чехословацкой школы подготовки теннисистов Б. Боллард отмечал, что он и его коллеги рассматривают мини-теннис в качестве важного средства начальной подготовки.
Американские специалисты в широком развитии мини-тенниса видят реальную перспективу роста спортивного мастерства, более раннего выхода теннисистов на арену крупных соревнований. Они считают, что в некоторых видах спорта, как и в цирковом искусстве, где главное — высочайшее искусство бесконечно разнообразных движений (теннис уверенно можно отнести к их числу), очень важна ранняя специализация — воспитание необходимых психических и двигательных качеств начиная с раннего детского возраста. Попытки обучать детей в возрасте 5 — 6 лет игре в теннис обычной ракеткой приводят обычно к закреплению спортивной техники с большими погрешностями. Другое дело, если путь спортсмена начинается с мини-тенниса с его мини-площадками и мини-ракетками (такие ракетки натягиваются обычными струнами, имеют укороченные, но обычной многогранной формы ручки). Опыт показывает, что дети довольно быстро осваивают с помощью маленьких ракеток правильную технику и в дальнейшем свободно ее «переносят» в большой теннис. С помощью мини-тенниса можно сразу обучать всему комплексу ударов, и в первую очередь трудным для маленьких начинающих — ударам с лёта у сетки.
Многие идеи, выдвинутые докладчиками конференции, получили свое развитие в многочисленных экспонатах выставки. Большой интерес вызвало новое поколение «силовых комбайнов» (так принято называть известные и у нас в стране комбинированные конструкции с подвижными отягощениями, используемые для развития силы и гибкости применительно к широкому кругу движений). Их новизна — в очень существенной конструктивной «добавке» — точных измерительных устройствах, которые в процессе выполнения упражнений вы-
|
|