|
||||
Формирование волевых качеств должно идти через преодоление усталости, боязни различных трудностей в быту, в учебе и тренировке. Полезно выполнение отдельных заданий (например, игра на точность) на фоне утомления после напряженной тренировки с обязательной оценкой качества действии, проведение тренировок с различными по силе теннисистами, розыгрыши гандикапов, тренировки и участие в соревнованиях в присутствии судей, зрителей и при наличии других сбивающих факторов. |
Учитывая рассмотренные механизмы проявления боевитости теннисиста, нужно, стремясь к победе, глубже вникать в действия соперника. Помнить, что описанное выше относится. и к нему. Следовательно, внимательно наблюдая и анализируя игру, можно прогнозировать, предвидеть действия соперника, основываясь на том, что в моменты наибольшего психологического напряжения он будет использовать наиболее закрепленные, стабильные приемы, возможно идущие вразрез с логикой игры. |
|||
ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ МИКРОЦИКЛОВ С УЧЕТОМ ВЕЛИЧИНЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК |
||||
|
||||
Как тренироваться, чтобы на равных сражаться с ведущими игрока ми мира, которым пока наши теннисисты уступают? Тренерам вместе с представителями науки предстоит найти ответы на многие сложные вопросы, связанные с подготовкой спортсменов. Один из них — планирование тренировочного процесса, и в частности микроциклов (МЦ). Разговор о МЦ теннисистов уже был начат в статье А. П. Скородумовой и В. В. Петрова «Построение тренировки в недельных циклах» (см. ежегодник «Теннис» за 1979 г.). С тех пор прошло 4 года, но тема эта не стала менее актуальной. Кратко напомним, что микроцикл — это относительно законченный повторяющийся фрагмент этапа тренировки. По длительности МЦ могут составлять 2 — 21 день, в зависимости от вида спорта, подготовленности спортсменов, этапа подготовки. В теннисе чаще всего применяются семидневные МЦ. Это связано с тем, что большинство соревнований, за исключением кубковых встреч и первенства СССР, проводятся в течение недели. К тому же семидневные МЦ дают возможность выполнить большой суммарный объем работы при достаточно высокой интенсивности и решить весь комплекс задач, стоящих перед игроками, не приводя их к переутомлению. Выделяют два основных типа МЦ: собственно-тренировочные (часто их называют просто «тренировочные МЦ») и соревновательные. В настоящее время уже нет необходимости доказывать преимущество четко спланированной работы, позволяющей в полной мере реализовать потенциал спортсменов и подвести их к соревнованиям в оптимальной форме. Однако нельзя строить МЦ, не умея планировать одно тренировочное занятие, не зная, каким оно |
будет по величине нагрузки, какой отпечаток наложит на следующее занятие и как в связи с этим будет выглядеть целый тренировочный день. И, наконец, как эти дни соединить, чтобы получился тот МЦ, который нам нужен. В этой статье хотелось бы затронуть два вопроса: первый — тренировочные и соревновательные нагрузки и второй — планирование тренировочных МЦ с учетом величины этих нагрузок (все примеры даются на основе анализа действия советских теннисистов высокой квалификации)*. Одним из важных компонентов нагрузки наряду с направленностью, специализированностью, координационной сложностью является ее величина. Обычно разделяют внешнюю сторону величины нагрузки (время работы, пробегаемое расстояние, количество ударов, перемещений, темп игры, скорость перемещений и т. п.) и внутреннюю, т. е. те сдвиги, которые происходят в организме под воздействием выполненной работы (изменение частоты сердечных сокращений, состава крови, легочной вентиляции, потребления кислорода и т. д.). Возникает вопрос: для чего спортсменам, тренерам нужно знать величину нагрузки? Потренировались, выполнили определенную работу — и хорошо. Но как узнать, какой была эта нагрузка? Ведь вполне вероятно, что одна и та же работа будет для одного чрезмерной, а для другого явно недостаточной. Именно в зависимости от этого надо планировать следующее занятие, его объем, интенсивность, направленность и т. п. Без строго индивидуаль-
* Работа выполнена под руководством А.П. Скородумовой. |
|||
14 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |