Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

площадки удары соперника. Достаточно медленный полет мяча дает им возможность выиграть время, чтобы вернуться вновь на середину задней линии площадки.

Внимание: ошибки! Познакомьтесь с наиболее типичными ошибками, встречающимися у новичков при ударах справа. Проанализируйте свои движения, и если найдете здесь описание своей ошибки, воспользуйтесь приведенным советом для ее исправления:

неудобно подходите к мячу, «натыкаетесь» на мяч или «тянетесь» к нему — перед ударом замедляйте бег, наносите удар по мячу спереди и сбоку от опорной ноги;

удар выполняете стоя лицом к сетке — бейте по мячу, находясь боком к сетке;

плечо прижимаете к туловищу и поднимаете, а удар выполняете предплечьем — отведите руку от туловища, ударьте подальше от корпуса, т. е. выносите руку на мяч свободно от плеча;

неправильный ритм удара — поздно начинаете готовиться к удару, т. е. когда мяч подлетает совсем близко; начинайте готовиться к удару тогда, когда соперник наносит удар

 

по мячу, когда же мяч перелетает сетку, замах вами уже должен быть сделан;

при выполнении удара резко приседаете или выпрямляетесь — старайтесь, чтобы ноги работали по ходу удара без резких вертикальных смещений;

наклоняете туловище при ударах в низкой точке — держите туловище прямо, уровень удара регулируйте сгибанием ног;

слишком разгоняете ракетку — выносите ракетку на мяч с такой скоростью, чтобы контролировать ее положение и обеспечить наибольшую точность;

не попадаете центром струнной поверхности по мячу — смотрите внимательно на мяч при ударе, не спускайте с него глаз;

кисть не жесткая — закрепите кисть, чтобы ракетка выносилась на мяч всей рукой от плеча;

пытаетесь придать мячу вращение, работая кистью, — закрепите кисть и не меняйте ориентации струнной поверхности ракетки при выносе ее вперед;

удар выполняете «вокруг себя» — обеспечьте «проводку» ракетки, т. е. подальше потянитесь вперед-вправо, а не вперед-влево.

 

 

ПРИЕМ ПОДАЧИ УДАРОМ СПРАВА

   
О. С. Кустов
 

Прием подачи является одним из важнейших технических приемов в теннисе. Из общего количества технических действий, выполняемых теннисистом за матч, от 17 до 30% приходится именно на этот прием. Владение активным и стабильным приемом подачи позволяет теннисисту захватить инициативу в розыгрыше очка, навязать сопернику выгодный для себя рисунок игры, а зачастую и просто выиграть мяч первым же ответным ударом.

Учитывая важность приема подачи, мы познакомим читателей с техникой выполнения этого приема двух известных спортсменов — американца Д. Боровьяка (кинограмма А) и чемпиона Франции Я. Ноа (кинограмма Б).

На первый взгляд движения спортсменов очень схожи: оба они выполняют прием подачи крученым ударом справа и демонстрируют при этом нетрадиционную технику выполнения удара: бьют через правую ногу (кадры А4 и Б4), на протяжении фазы взаимодействия мяча со струнной поверхностью ракетки находятся в безопорном положении, т. е. бьют по мячу в прыжке (кадры А6 и Б6).

Однако более детальное изучение кинограмм обнаруживает ряд довольно существенных различий в движениях теннисистов. Об-

 

ратите внимание на такую, казалось бы незначительную, деталь, как разница в положении ног американского и французского теннисистов на кадрах А1,2 и Б1,2. Ноги Боровьяка вначале расставлены довольно широко (А1), а ноги Ноа разведены лишь на ширину плеч (Б1). На втором кадре кинограмм картина изменилась: значительно уменьшилось расстояние между стопами у американского теннисиста (А2), в то время как французский спортсмен расставил ноги шире — сравните первое и второе положения спортсмена на кинограмме Б. Сопоставляя два следующих кадра кинограмм, мы найдем лишь одно различие: Боровьяк больше повернут боком к мячу, чем Ноа (кадры А4 и Б4). Это различие становится еще более заметным на двух последующих снимках. В течение нескольких мгновений, пока длилась запечатленная на них часть движения, француз за счет поворота туловища влево на 90° полностью развернулся лицом к сетке (Б5,6). Между тем американец лишь немного развернул туловище влево (А5,6) и практически до самого окончания удара оставался обращенным левым боком к сетке.

На кадрах А7 и Б7 мы без труда выделим еще два различия в движениях спортсме-

Library   35   Up


Contents

 

Home
   

нов. Первое из них относится к положению бьющей руки с ракеткой у спортсменов относительно туловища. Посмотрите, насколько дальше отстоит от туловища локоть правой руки Боровьяка по сравнению с Ноа. Второе различие касается положения ног теннисистов. Если у Ноа ноги разведены на ширину плеч, то Боровьяк, выведя вперед ранее расположенную сзади-сбоку левую ногу, значительно приблизил ее к правой.

Итак, мы обнаружили в технике выполнения двумя спортсменами одного и того же удара немало различий. Вполне закономерен вопрос: а чем же они вызваны?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание еще на одну деталь, о которой мы намеренно не упоминали в самом начале анализа кинограмм, — на направление движения спортсменов относительно задней линии

 

площадки в подготовительной и непосредственно ударной фазах движения. Мы увидим, что спортсмены двигались в противоположные стороны. Если американский теннисист в течение удара сдвинулся вправо вдоль задней линии площадки, о чем можно судить по изменению его положения относительно судейского кресла (кадры А1, 5, 8), то французский теннисист двигался в обратную сторону (кадры Б1, 5, 7), что видно по изменению его позиции по отношению к стоящему сзади судье.

Такая разнонаправленность движений спортсменов обусловлена тем, что они поставлены в разные условия. Соперник Боровьяка направил свою подачу немного правее от него. Чтобы отразить мяч, Боровьяк сначала выставил далеко в сторону правую ногу (Л1), затем немного подтянул левую, одновременно

Library   36   Up


Contents

 

Home
   

с этим развернул туловище и отвел ракетку для замаха (кадры А2, 3). Из этого устойчивого положения он начал двигаться на мяч. Подача соперника была, очевидно, не очень сильной, чем решил воспользоваться американский теннисист: не переставая двигаться на мяч, он выполнил очень активное свободное ударное движение и при этом использовал энергию, развитую в результате махового движения бьющей руки с ракеткой. Посмотрите, как свободно выполнено это движение — бьющая рука прошла далеко от туловища (кадры А5, 6). Проследите, как в этот момент работали ноги Боровьяка. Левая нога все время движется вперед, и спортсмен выполняет удар в шаге на мяч (кадры A4—7). Отмеченная особенность работы ног Боровьяка позволяет ему вложить в удар вес туловища, в результате чего удар американца получился

 

Прием подачи ударом справа (вверху Д. Боровьяк, внизу — Я. Ноа)

чрезвычайно мощным. Рассмотренный нами шаг на мяч и обусловил продвижение теннисиста вправо вдоль задней линии площадки. Ноа по сравнению с американцем оказался в более трудном положении. Судя по кинограмме, его соперник выполнил довольно сильную подачу и при этом направил мяч прямо на французского теннисиста. Любителям тенниса наверняка известно коварство таких ударов. Прежде чем начать подготовку к отражению подобного мяча, приходится выбирать между двумя возможными вариантами действий: уйти от мяча влево и отразить его ударом справа с отскока или до удара сместиться вправо и отбить мяч ударом слева.

Library   37   Up


Contents

 

Home
 

В таких случаях теннисисты предпочитают использовать свой сильнейший удар. Именно так и поступил Ноа: сместившись немного влево, он принял подачу ударом справа с отскока, которым владеет более уверенно.

И все же полет мяча оказался столь стремительным, что Ноа не успел до конца завершить подготовку к удару и подготовительная часть технического приема (отход от мяча) как бы слилась с основной его частью — непосредственно ударным движением. Поэтому теннисист и вынужден был выполнить прием подачи в движении (кадры Б1, 5, 7). Однако это движение иного вида, чем то, что мы наблюдали при разборе кинограммы Боровьяка. Американский теннисист начал свое движение после окончания подготовительной фазы, и направлено оно было навстречу мячу. Такую форму движения можно назвать активной.

Ноа же пришлось уходить от мяча. Времени для завершения отхода ему так и не хватило, из-за чего само ударное движение (вынос ракетки к мячу) спортсмену пришлось выполнять далеко не в идеальных условиях. Для выполнения свободного движения Ноа явно «не хватило» игрового пространства, что хорошо видно на кадрах Б5 и 6. Посмотрите, как буквально прижат к туловищу локоть правой

 

руки Ноа и как заметно приподнято правое плечо французского теннисиста — верные признаки стесненности движения. Форму же движения Ноа (уход от мяча) можно назвать вынужденной или пассивной.

Мы познакомили читателей с двумя разными способами приема подачи ударов справа. Какому же из них отдать предпочтение? Если отвлечься от реальных условий, в которых действовали спортсмены, то, конечно, тому, которым принимал подачу соперника Боровьяк. Его прием подачи свободнее, активнее и мощнее. Однако в соревнованиях далеко не всегда игровые условия складываются столь благополучно. Зачастую, особенно при игре на «быстрых» площадках, спортсменам приходится действовать в условиях своеобразного теннисного цейтнота, очень быстро переходить от одного игрового действия к другому, отражать поистине пушечные подачи соперника и мощные, остропласированные удары с отскока. Надеяться на то, что в условиях современной высокотемповой игры будет возможно все время идеально готовиться к удару, не приходится. Поэтому умение надежно действовать в сложных игровых ситуациях, подобных той, в которой оказался Ноа, нужно специально воспитывать в тренировочных занятиях.

 

 

КРУЧЕНЫЕ УДАРЫ ПО ОТСКОЧИВШЕМУ МЯЧУ

   
М. Ф. Дибцев, мастер спорта СССР, тренер СДЮШОР ЦСКА по теннису
 

Крученые удары как одна из разновидностей применяемых в теннисе ударов, характеризующаяся так называемым верхним вращением мяча, известны давно. История мирового тенниса помнит имена многих выдающихся теннисистов, в арсеналах технических приемов которых крученые удары занимали видное место (Сантана, Лэйвер и др.). Однако до недавнего времени с помощью крученых ударов тенниситы пытались решать ограниченные задачи: обвести стремящегося выйти к сетке соперника, повысить надежность ударов в позиционной игре с задней линии и т. д. И лишь в последние 8 — 10 лет крученые удары стали широко применять как средство мощных атакующих действий из глубины корта. Это стало возможным благодаря резкому увеличению одновременно и скорости полета мяча, и скорости его вращения. Такие удары стали называть сверхкручеными. В развитии современного тенниса наступила «эра мощных крученых ударов».

Наиболее яркими исполнителями крученых ударов с очень сильным вращением мяча яв-

 

ляются Борг, Вилас, Лендл, Макинрой, Виландер, Эверт, Остин и др. Мощнейшие удары справа и слева — одно из основных средств достижения этими игроками победы в играх любого ранга.

Эффективность сверхкрученых ударов обусловлена следующими их особенностями:

сочетанием высокой скорости полета мяча (мощи удара) с высокой надежностью попадания в пределах корта;

быстрым и высоким отскоком мяча, который при глубоких ударах существенно затрудняет активные ответные действия соперника.

Скорость полета и скорость вращения мяча зависят от двух основных факторов (см. рисунок): скорости V головки ракетки и угла ft между направлением движения головки ракетки и плоскостью ее струнной поверхности в момент удара. При этом для крученых ударов существуют два крайних положения: угол а=90°, который соответствует плоскому удару (мяч летит быстро, но без вращения), и угол а=0°, соответствующий удару, после которого мяч как бы остается на месте, но

Library   38   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало