Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

приемом на грунте (около 90%) и довольно стабильным (около 78%) на «быстром» покрытии. Однако эта стабильность всего лишь результат простого «откидывания» мяча на сторону соперника, которое можно отнести к разряду пассивных действий.

Удары с отскока составляют около 67% общего объема технических действий на грунте и 59 % на «быстром» покрытии. С помощью этих ударов разыгрываются различные комбинации, принимается подача и т. д. Стабильность их исполнения при игре на «быстром» покрытии несколько ниже, чем в играх на грунте, что, вероятно, связано с большой скоростью отскока мяча от «быстрых» покрытий. Удары с лёта составляют 7,2% объема действий на грунте и 7,4% на «быстром» покрытии. Их стабильность на грунте значительно ниже (70,6 и 77,1 % соответственно).

На все остальные удары в общей сложности приходится 4,8% общего количества действий. Используя эти удары довольно редко, спортсмен в то же время должен быть стабилен в их исполнении, а эффективность удара над головой и укороченного удара должна быть очень высокой. При анализе удара над головой у ведущих советских игроков выявлено, что их стабильность колеблется в пределах 50 — 100%, а эффективность равна примерно 51 %. На наш взгляд, это недопустимо мало.

При игре на «быстрых» покрытиях, в условиях высокого темпа, особое значение приобретает умение спортсменов надежно и эффективно выполнять удары в движении. Таким умением славятся все сильнейшие теннисисты мира последних лет. Однако в результате анализа проведенных нами записей выяснилось, что мастерство исполнения этих ударов нашими ведущими теннисистами далеко от совершенства.

 

Перед началом работы мы разделили удары в движении на три большие группы:

—   удары в вынужденном движении;

—   удары, выполняемые с установкой на быстрый выход;

—   удары с ходу.

Фиксация формы движения, в которой был выполнен удар, позволила получить любопытные данные.

Выяснилось, что один из сильнейших советских теннисистов редко использует удары с ходу — всего 19% общего количества ударов в движении. Зафиксирован более низкий показатель надежности ударов с ходу по сравнению с соответствующим показателем ударов с места и ударов, выполняемых с установкой «на быстрый выход» (в среднем на 10 — 12%). Крайне низкой активностью отличаются удары с «быстрым выходом». Заметим, что низкая надежность ударов с ходу и активность ударов, выполняемых с установкой на «быстрый выход», характерны для большинства ведущих теннисистов страны. Практически у всех обследованных спортсменов удары в движении отличаются меньшей (в среднем на 10 — 15%) надежностью по сравнению с ударами с места.

Вывод однозначен: повышение эффективности ударов в движении — одно из основных направлений совершенствования игровой подготовленности ведущих советских теннисистов.

В этой статье читатели познакомились лишь с некоторыми «оперативными итогами» анализа особенностей соревновательной деятельности на площадках с различными покрытиями. Дальнейшая обработка специальных аналитических записей позволит нам на страницах следующих выпусков журнала осветить эту проблему более подробно.

 

 

ДЕТСКИЙ ТЕННИС


СМОТР БУДУЩИХ ОЛИМПИЙЦЕВ

   
Т. С. Иванова, кандидат педагогических наук,
Г. К. Жуков, аспирант ГЦОЛИФКа
 

Всесоюзный смотр-конкурс юных теннисистов успешно проводится с 1969 г. Большинство ведущих игроков получили путевку в большой теннис именно здесь, на конкурсе. К. Пугаев, С. Грузман, Н. Чмырева, Е. Елисеенко, Ю. Сальникова были в разные годы лауреатами конкурса.

Смотр-конкурс 1981 г. имеет новую окраску — это первый всесоюзный смотр-конкурс

 

олимпийского резерва. Именно тем, кому сегодня 10 — 12 лет, предстоит бороться за право участия в первых для советских теннисистов олимпийских играх.

Самый представительный за всю историю отечественного тенниса смотр собрал 115 теннисистов в возрасте 7 — 11 лет из 30 городов страны. Наряду с представителями известных теннисных центров мы увидели на смотре

Library   38   Up


Contents

 

Home
 

юных теннисистов из Симферополя, Клайпеды, Электреная. Неделю не смолкали в Государственном Центральном институте физической культуры звонкие ребячьи голоса, неделю напряженно работала конкурсная комиссия, определяя лучших из лучших. Но задачи конкурса не исчерпывались только выявлением лучших спортсменов. Дело в том, что, даже будучи ровесниками по возрасту, участники смотра-конкурса достаточно разнородны по уровню подготовленности. Поэтому задачами конкурса также являлось:

— отбор перспективных юных теннисистов, способных к достижению высоких спортивных результатов;

—   определение соответствия их подготовленности современным требованиям;

—   выявление основных недостатков и оптимальных путей тренировки юных спортсменов.

При такой постановке задач в ходе смотра-конкурса не только отбираются сильнейшие на данный момент юные теннисисты, но и определяются пути их дальнейшего роста, с учетом того, что в пору совершенствования мастерства особенно важна квалифицированная помощь.

Для решения поставленных задач к проведению смотра-конкурса были привлечены ведущие специалисты: заслуженные тренеры РСФСР и СССР Н. С. Теплякова, С. С. Андреев, Т. Н. Дубровина, Л. Д. Преображенская, А. А. Лепёшин, заслуженный мастер спорта, тренер сборной команды СССР О. В. Морозова, а также члены научно-методического совета Федерации тенниса СССР канд. пед. наук Т. С. Иванова, аспиранты Г. К. Жуков, Н. А. Рожкова, Т. В. Корнеева.

Юные теннисисты продемонстрировали на смотре свой уровень технического мастерства и физической подготовленности, прошли комплексные психофизиологические обследования, участвовали в соревновательных играх. При подведении итогов конкурса юный теннисист получал комплексную оценку по всем видам программы, что позволило объективно определить победителей.

Выявить лучших далеко не единственная задача. Ведь и тот, кто сегодня не стал победителем, не должен покинуть теннис!

С этой целью проводились индивидуальные и групповые занятия. В процессе индивидуальных занятий разбирались достоинства и недостатки техники и тактики юных спортсменов, особенности развития психофизиологических качеств и свойств личности. Каждому тренеру были представлены результаты обследования его учеников.

В ходе конкурса были организованы экскурсии по институту, что позволило познакомить ребят с лучшим физкультурным вузом страны, его аудиториями, анатомическим музеем, лабораториями, залами.

 

С большим интересом слушали юные спортсмены выступления прославленных мастеров ракетки О. Морозовой и А. Матревели. Ведущие спортсмены не только рассказали о своем пути в большом теннисе, но говорили также о дисциплине, учебе и тренировках.

Групповые занятия по технике проводили С. С. Андреев, О. В. Морозова, Л. Д. Преображенская. На заключительном занятии использовали видеомагнитофон, что позволило участникам впервые посмотреть на себя со стороны, воочию увидеть свои ошибки.

В ходе смотра-конкурса была проведена также научно-методическая конференция для тренеров, на которой рассматривались современные тенденции развития мирового тенниса, вопросы отбора и планирования спортивной подготовки. Интересным было сообщение Л. Д. Преображенской об итогах международной конференции тренеров социалистических стран с подробным анализом существующих подходов к проблеме игровой подготовки юных теннисистов.

Каковы же итоги смотра-конкурса? Какое же оно, новое поколение теннисистов?

Для выявления особенностей личности юных спортсменов была использована специально разработанная анкета, анализ которой показывает, что для большинства ребят характерен высокий уровень притязаний: 80% участников хотят в будущем стать победителями Уимблдонского турнира и считают, что смогут достичь поставленных задач. В то же время они очень слабо представляют себе трудности, которые могут встретиться на их спортивном пути. 35% участников отмечают у себя недостаточную силу воли, боязнь играть с равными или более сильными противниками. Многие юные теннисисты, за исключением представителей Латвии, Москзы и Киева, не отличаются широтой интересов к теннису. Систематически занимаясь теннисом, участвуя в целом ряде всесоюзных соревнований, они в то же время плохо знают основные теннисные турниры, проводимые в нашей стране и за рубежом, не знают имен ведущих спортсменов, не в курсе последний теннисных событий.

К сожалению, есть тренеры, которые отдают много сил обучению основным техническим приемам, но не знают интересов, потребностей, запросов своих учеников.

Показательны данные об уровне развития специальных способностей юных теннисистов. Результаты тестирования показывают, что уже в возрасте 10 — 11 лет у некоторых из них развитие показателей двигательных реакций, ощущений, свойств внимания и мышления соответствует требованиям, предъявляемым к спортсменам экстракласса.

Однако у победителей смотра-конкурса 1981 г. отмечены и такие показатели, уровень развития которых довольно низок и может

 
Library   39   Up


Contents

 

Home
 

препятствовать росту спортивного мастерства юных теннисистов. Поэтому необходимо более серьезно работать над развитием качеств, лежащих в основе быстродействия: быстроты различных видов реакций, скорости переработки информации, оперативности мышления, концентрации и устойчивости внимания.

Отметим также, что если для участников смотра 1980 г. характерным было высокое развитие качеств, лежащих в основе игры с задней линии, то в этом году на смотр приехало немало теннисистов, обладающих хорошими данными для игры у сетки.

Приятно, что в работе отдельных тренеров чувствуется творческая педагогическая жилка. Так, молодые тренеры из Латвии Дайга и Янис Юшка регулярно привозят на конкурсы

 

и всесоюзные соревнования интересных юных теннисистов. Их ученики выгодно отличаются высокими способностями к игре и хорошим уровнем подготовленности.

В целом состав участников в 1981 г. по сравнению с предшествующими конкурсами был более однороден, впервые отсутствовали дети, явно неспособные к теннису. Однако анализ технической и физической подготовленности показал, что нашим тренерам далеко не всегда удается правильно отбирать и всесторонне готовить детей. Хорошая техника и одновременно крайне низкий уровень общей физической подготовленности — такое сочетание довольно характерно для участников смотра и, что самое тревожное, становится неприятной традицией.

 

Таблица физической подготовленности участников смотра-конкурса

Упражнения И лет 10 лет 9 лет 8 лет
Д Ю Д Ю Д Ю Д Ю
Бег 6 м (сек) 1,46 1,44 1,48 1,45 1,50 1,43 1,51 1,46
Бег 30 м (сек) 5,41 5,22 5,41 5,34 5,59 5,18 5,74 5,54
Метание набивного мяча (м) 8,80 12 8,20 10 7,20 9 6,80 7,70
Прыжок вверх (см) 42 40 39 38 34 38 30 35

 

Возрастная динамика средних результатов в упражнениях контрольного комплекса по физической подготовке показана на рис. 1 и 2.

На первый взгляд довольно закономерная и не вызывающая особого беспокойства картина: средние результаты более старших уча-

Рис. 1. График средних результатов в упражнениях по физической подготовке (мальчики)

 

стников выше результатов их младших товарищей. Однако эта закономерность лишний раз демонстрирует упущения в подготовке детей. Дело в том, что средние результаты 11-летних теннисистов намного уступают нормативным требованиям, которые в 1982 г. ста-

Рис. 2. График средних результатов в упражнениях по физической подготовке (девочки)

Library   40   Up


Contents

 

Home
 

нут обязательными в юношеских первенствах СССР по теннису. Из 21 девочки 11 лет с нормативами по физической подготовке справились лишь двое, остальные 19 участниц не добрали до зачетной суммы в среднем по 25 (!) очков. Немногим лучше обстоят дела у 11-летних мальчиков. С контрольными нормативами справились всего 7 человек, а 14 участников не добрали до зачетной суммы в среднем по 15 очков.

Сейчас, пожалуй, никто из тренеров не возьмет на себя смелость отрицать необходимость с ранних лет закладывать фундамент физической подготовленности спортсмена, но рационально построить учебно-тренировочный процесс, избежав недопустимой диспропорции в подготовке юных спортсменов, удается, увы, не всем.

Не все благополучно обстоит и с технической подготовкой. В ходе проверки у некоторых участников были отмечены грубые технические ошибки, свидетельствующие о явной недоработке тренеров.

На протяжении вот уже трех последних смотров-конкурсов специалисты — члены комиссии становятся свидетелями недостаточно обоснованного перенимания тренерами опыта сильнейших представителей профессионального тенниса, и прежде всего Б. Борга. Далеко не идеальное копирование манеры игры и техники выдающегося теннисиста становится настоящим бичом детского тенниса. Так, из 115 участников конкурса лишь единицы демонстрировали разнообразную игру по всей площадке с выходами к сетке и уверенной игрой с лёта. Уделом же подавляющего большинства участников по-прежнему остается игра, построенная на обмене ударами с задней линии. Нежелание теннисистов идти вперед тем обиднее, что многие из них обладают необходимыми качествами для ведения игры с лёта.

Почти все участники взяли на вооружение удар слева с отскока двумя руками. Казалось бы, что же тут плохого? Ведь многие специалисты считают, что такой удар является более эффективным, и именно такой удар использует сейчас едва ли на половина сильнейших теннисистов мира! Более того, этот удар вроде бы и наиболее приемлем для недостаточно окрепших детских рук. Не отрицая справедливости приведенных аргументов, все же заметим, что наряду с достоинствами двуручный удар слева с отскока обладает и рядом недостатков. Так, «двуручная» техника крайне затрудняет прием очень косых мячей, так как необходимость держать ракетку двумя руками скрадывает часть игрового пространства, перекрываемого спортсменом при использовании удара одной рукой, и часть мячей становится практически недосягаемой.

 

Удар слева двумя руками затрудняет также «выход» из удара при отражении далеких мячей. Тем, кто обладает хорошими скоростными данными и гибкостью, эти недостатки двуручного удара не принесут больших неприятностей. А если таких данных нет? Поэтому необходимо осваивать и удар одной рукой, позволяющий перекрывать большее игровое пространство. Заметим, что даже Б. Борг, обладающий высочайшей скоростью перемещений по площадке, в ряде случаев вынужден использовать одноручный удар слева с отскока.

Еще один недостаток, довольно характерный для участников смотра-конкурса. Это отсутствие надежной второй подачи. Зачастую, боясь совершить ошибку, юные спортсмены вторую подачу делали с руки, что совершенно недопустимо.

Как устранить эти негативные явления? Как сделать работу по подготовке юных спортсменов более эффективной?

Нам представляется, что добиться этого можно прежде всего расширением и укреплением контактов между тренерами, работающими на местах, с руководством сборной команды страны и представителями теннисной науки. Это позволит выработать единый подход к проблемам подготовки юных теннисистов, устранить разночтения в оценке некоторых тенденций развития мирового тенниса и направить всю работу в единственно верном и наиболее перспективном направлении — освоении универсальной манеры игры. За ней будущее.

В качестве оперативной меры для стимулирования активной игры по всей площадке с выходами к сетке целесообразно на определенное время ввести правила, аналогичные тем, которые использовались в детском теннисе несколько лет назад.

Что касается проблемы отбора перспективных спортсменов по стране в целом, то прежде всего необходимо добиться более ответственного проведения смотров-конкурсов на местах. Не секрет, что смотры-конкурсы в городах и республиках подменяются обычными соревнованиями. В результате путевку на всесоюзный смотр получают не наиболее перспективные, а на сегодняшний день лучше подготовленные спортсмены.

На наш взгляд, нужно проводить предварительные этапы смотра-конкурса по «кустовому» принципу, объединяя для просмотра детей из нескольких республик и привлекая для этого постоянную комиссию специалистов. Проведение предварительных этапов позволит просматривать на всесоюзном конкурсе действительно лучших, позволит сократить число участников заключительного этапа до 60 — 70 человек.

 
Library   41   Up


Contents

 

Home
 

 

 

Спортивный сезон всегда насыщен соревнованиями. Для всех без исключения это волнующий мир страстей, мир прекрасного, захватывающий до конца, без остатка. И дело совсем не в возрасте.

1. Улыбка, наполненная счастьем. Но это потом. А сначала были огорчения и слезы — сразу после проигрыша в драматическом поединке финала чемпионата СССР, когда Наташа Рева трижды могла одним ударом завершить игру в свою пользу и в 16 лет стать самой юной чемпионкой СССР, но не стала. Пока не стала...

2.   Взметнувшаяся вверх рука обращена к сопернику — «не спеши!» Сейчас каждое очко может решить .исход упорнейшего матча и нужно, чтобы внимание и воля спортсмена слились воедино... Тбилисец Виктор Хурда не раз с честью выходил из труднейших положений и зарекомендовал себя как волевой турнирный боец.

3.  Трудно «удержать сетку», когда ты немногим выше ее. На этот раз мяч полетел не очень высоко, и отчаянные усилия воли вознаградили Женю Самсонова за проявленные смелость и риск.

 
Library   42   Up


Contents

 

Home
 

 

 

 

4.  Иногда случается и такое. Нет-нет да и сдадут нервы в напряженном поединке у одного из спортсменов. Тщетно всматривается он в площадку в надежде «поправить» решение судьи и таким образом «спасти» важное очко, присужденное сопернику...

5.  Андрей Черкасов всецело поглощен своим ударом нестандартным, причудливым и в то же время надежным и любимым. Он может практически сколько угодно раз безошибочно бить по мячу таким образом, изматывая соперника. И хотя сильно закрытая хватка ракетки, явно выраженное вращение туловища вокруг правой ноги, неестественно согнутая левая рука не создают эстетической законченности технического приема, мало кто из сверстников имеет шансы на успех в игре с этим самобытным, цепким, напористым и самоотверженным игроком.

6.  Юные участники отборочных соревнований к первенству Европы... Впереди у них жаркие, бескомпромиссные баталии за место в основном составе сборной команды СССР. А пока приветствия гостеприимных хозяев-харьковчан и цветы.

Текст и фото В. Янчука

 
Library   43   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало