Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

В упражнениях с мячом студенты приобретают опыт в зрительном восприятии мяча, учатся ловить его в различных точках отскока и с лёта. В результате развивается координация движений, согласованных с полетом мяча. Упражнения с мячом проводятся для правой и левой рук, что очень важно для постановки техники удара.

При обучении технике ударов справа и слева используется комплекс подводящих упражнений, необходимых для развития подвижности запястья, локтевых и плечевых суставов и силы рук, как-то: подбивание ракеткой мяча о землю, подбивание мяча вверх, ловля мяча на ракетку, «восьмерка» по горизонтали и вертикали, «маятники» для кистей рук и др.

По мере освоения техники разучиваются удары ракеткой по воображаемому мячу, удары по мячу у заградительной сетки. Затем у тренировочной стенки и через сетку на площадке.

В заключительной части занятия необходимо снять излишнее возбуждение, восстановить дыхание и частоту сердечных сокращений. Для этого используются различные виды ходьбы, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц. Продолжительность заключительной части занятия около 5 мин.

В группы для занятий теннисом были включены студенты первых курсов, не умеющие играть в теннис, но желающие заниматься теннисом. Были созданы две группы: контрольная и экспериментальная. Студенты экспериментальной группы обучались игре в теннис, в то время как контрольная группа занималась по стандартной программе.

В октябре 1980 г. был определен исходный уровень физических качеств студентов по показателям, характеризующим развитие быстроты,

 

силы, выносливости, прыгучести, ловкости и подвижности в суставах. За основу был принят комплекс упражнений, утвержденный Всесоюзным советом тренеров. Условно этот комплекс составлен из двух групп упражнений:

1)   для определения уровня развития скоростно-силовых качеств: бег 30 м, бег 600 м, прыжок вверх толчком двух ног, прыжок с места, многоскоки на дальность — 10 прыжков с ноги на ногу, метание набивного мяча (2 кг), ручная динамометрия;

2)   для определения уровня развития специальной ловкости и гибкости: бег с обеганием предметов — «змейка», бег со сменой направления в пределах 1/2 теннисной площадки, бег на 22 м (2 раза по 11 м), бег на 66 м (6 раз по 11 м), выкруты рук с палкой назад-вперед.

В апреле и декабре 1981 г. были проведены повторные измерения уровня физической подготовленности. Из 44 студентов экспериментальной группы лишь у двух наблюдалось снижение отдельных показателей, а у одного показатели практически не изменились. У основной массы студентов преобладало улучшение результата, особенно скоростно-силового характера, самочувствие и настроение после занятий были хорошими. У 30 студентов контрольной группы показатели физической подготовленности в большинстве случаев остались без изменения или изменились незначительно.

В , целом выявлено положительное влияние тенниса на развитие основных физических качеств, повышение интереса к занятиям по физическому воспитанию, улучшение общей успеваемости студентов.

В настоящее время разрабатывается программа специализации по теннису для всех студентов подготовительного отделения.

 

 

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСИСТОВ ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ

   
А. П. Скородумова, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК,
О. И. Жихарева, аспирантка ГЦОЛИФКа,
Г. К. Жуков, аспирант ГЦОЛИФКа
 

Знание общего количества действий, выполняемых спортсменами в соревновательных играх, темпа, на фоне которого протекает соревновательная деятельность, частоты, надежности и эффективности использования различных технических приемов необходимо для рационального построения учебно-тренировочного процесса, так как позволяет выявить модель той деятельности, к которой нужно направ-

 

ленно готовить спортсменов, и слабые места в их технической подготовленности.

В спортивной практике технику спортсменов часто оценивают визуально. Однако при оценке «на глаз» очень трудно определить качество выполнения отдельных технических действий, поэтому следует стремиться к их количественной оценке. В теннисе есть возможность использовать в некоторой модификации пред-

Library   36   Up


Contents

 

Home
 

ложение В. М. Зациорского, согласно которому можно объективно определять:

1)   объем технических действий, которые теннисист способен выполнить в. единицу времени (1ч).

2)   разносторонность (или вариативность) техники, т. е. количество технических приемов, используемых спортсменом в игре;

3)   эффективность техники, т. е. отношение количества действий, приведших к чистому выигрышу очка, к общему количеству действий;

4)   надежность техники — количество правильно выполненных действий по отношению к общему числу действий.

Объем технических действий, их вариативность, стабильность и эффективность обычно определяют и тактическую концепцию игрока, в то же время наблюдается обратное влияние: перспективная тактическая установка требует определенной технической оснащенности.

В какой зависимости изменяется тактическая концепция и техническая оснащенность теннисистов высокого класса, можно проследить по данным чешских исследователей. Они предложили условно разделить игроков на три категории: к первой относятся игроки, играющие по принципу подача — сетка, ко второй — играющие универсально, по всему корту, и к третьей — придерживающиеся игры с задней линии. При этом выяснилось, что если в 1970 г. двое игроков первой мировой «десятки» относились к первой категории, семь игроков придерживались универсального стиля и только один теннисист играл в основном с задней линии, то к 1980 г. тактические концепции резко изменились. Среди теннисистов, вошедших в первую «десятку» мира 1980 г., к первой группе можно отнести только одного игрока, может быть, двух, игроков универсального стиля осталось три, а также три теннисиста играли с задней линии, и два сочетали игру с задней линии с игрой по всему корту.

Таким образом, можно сделать вывод, что к 1980 г. ведущие позиции в мировом теннисе занимали игроки, предпочитающие либо игру с задней линии, либо по всей площадке и отличающиеся стабильными и эффективными ударами по отскочившему мячу.

Однако в 1981 г. вновь наметилась тенденция к изменению стиля игры ведущих теннисистов. В финале Уимблдонского турнира встретились представители совершенно разных стилей: Б. Борг, стабильно и эффективно играющий с задней линии, и Д. Макинрой, предпочитающий игру по принципу «подача — сетка». В матче победил Д. Макинрой. Однако любители, имевшие возможность наблюдать игру, наверняка отметили, что Макинрой мог, если было необходимо, играть и с задней линии, незначительно уступая Боргу. И если в 1980 г. Макинроя можно было отнести по тактической манере игры к теннисистам пер-

 

вой категории, то в 1981 г. перед нами уже был игрок, сочетающий действия у сетки с игрой по всей площадке. Видимо, это и есть сейчас наиболее перспективный стиль игры.

Для оценки технического мастерства ведущих теннисистов были записаны матчи советских и зарубежных игроков по системе, предложенной Г. К. Жуковым (см. ежегодник «Теннис», 1980 г.).

Мастерство теннисистов во многом характеризуется количеством действий, выполняемых в единицу времени. Оно лимитируется, с одной стороны, темпом игры, с другой — паузой, которая необходима для восстановления перед следующим розыгрышем.

По итогам, анализа матчей на «медленном» покрытии игру теннисистов условно можно разделить на 4 вида:

1.   Невысокий темп со значительными паузами для отдыха. Можно сказать, что спортсмены не подготовлены ни технически, ни физически.

2.   Достаточно высокий темп, но объем технических действий лимитируется длительными паузами отдыха — спортсмены слабо подготовлены физически.

3.   Невысокий темп, но большое количество действий. Физически спортсмены не готовы вести игру в высоком темпе, в силу чего делают незначительные паузы.

4.   Быстрый темп с большим объемом технических действий.

При игре на «быстром» покрытии прослеживается более заметная взаимосвязь техники и физической готовности теннисистов с их мастерством. Действительно, если наибольший объем технических действий на грунтовых площадках составляет 330 — 340 ударов в час, то на «быстром» покрытии — 430 — 460. Чтобы , выдержать на соревнованиях игру в таком ^ высоком темпе, на тренировках необходимо выполнять не менее 1000 ударов в час.

Объем технических действий складывается из подачи, приема подачи, ударов с отскока и с лёта, свеч, ударов над головой, с полулёта и укороченных ударов. Однако в игре они используются не в равной мере. Так, подача на грунте составляет 17% от общего числа действий, а на «быстром» покрытии — около 30%. При помощи стабильной и эффективной подачи можно сразу выиграть очко или, максимально затруднив ответ соперника, завершить розыгрыш следующим ударом. Однако стабильность 1-й подачи наших ведущих игроков составляет всего около 55%. Стабильность 2-й подачи на грунте и «быстром» покрытии значительно больше (93,4 и 88,6% соответственно), но эффективность не более 1%.

Но если подача составляет в среднем 17 — 30% общего объема действий, то точно такой же объем действий приходится и на прием подачи. Наши игроки обладают стабильны»

 
Library   37   Up


Contents

 

Home
 

приемом на грунте (около 90%) и довольно стабильным (около 78%) на «быстром» покрытии. Однако эта стабильность всего лишь результат простого «откидывания» мяча на сторону соперника, которое можно отнести к разряду пассивных действий.

Удары с отскока составляют около 67% общего объема технических действий на грунте и 59 % на «быстром» покрытии. С помощью этих ударов разыгрываются различные комбинации, принимается подача и т. д. Стабильность их исполнения при игре на «быстром» покрытии несколько ниже, чем в играх на грунте, что, вероятно, связано с большой скоростью отскока мяча от «быстрых» покрытий. Удары с лёта составляют 7,2% объема действий на грунте и 7,4% на «быстром» покрытии. Их стабильность на грунте значительно ниже (70,6 и 77,1 % соответственно).

На все остальные удары в общей сложности приходится 4,8% общего количества действий. Используя эти удары довольно редко, спортсмен в то же время должен быть стабилен в их исполнении, а эффективность удара над головой и укороченного удара должна быть очень высокой. При анализе удара над головой у ведущих советских игроков выявлено, что их стабильность колеблется в пределах 50 — 100%, а эффективность равна примерно 51 %. На наш взгляд, это недопустимо мало.

При игре на «быстрых» покрытиях, в условиях высокого темпа, особое значение приобретает умение спортсменов надежно и эффективно выполнять удары в движении. Таким умением славятся все сильнейшие теннисисты мира последних лет. Однако в результате анализа проведенных нами записей выяснилось, что мастерство исполнения этих ударов нашими ведущими теннисистами далеко от совершенства.

 

Перед началом работы мы разделили удары в движении на три большие группы:

—   удары в вынужденном движении;

—   удары, выполняемые с установкой на быстрый выход;

—   удары с ходу.

Фиксация формы движения, в которой был выполнен удар, позволила получить любопытные данные.

Выяснилось, что один из сильнейших советских теннисистов редко использует удары с ходу — всего 19% общего количества ударов в движении. Зафиксирован более низкий показатель надежности ударов с ходу по сравнению с соответствующим показателем ударов с места и ударов, выполняемых с установкой «на быстрый выход» (в среднем на 10 — 12%). Крайне низкой активностью отличаются удары с «быстрым выходом». Заметим, что низкая надежность ударов с ходу и активность ударов, выполняемых с установкой на «быстрый выход», характерны для большинства ведущих теннисистов страны. Практически у всех обследованных спортсменов удары в движении отличаются меньшей (в среднем на 10 — 15%) надежностью по сравнению с ударами с места.

Вывод однозначен: повышение эффективности ударов в движении — одно из основных направлений совершенствования игровой подготовленности ведущих советских теннисистов.

В этой статье читатели познакомились лишь с некоторыми «оперативными итогами» анализа особенностей соревновательной деятельности на площадках с различными покрытиями. Дальнейшая обработка специальных аналитических записей позволит нам на страницах следующих выпусков журнала осветить эту проблему более подробно.

 

 

ДЕТСКИЙ ТЕННИС


СМОТР БУДУЩИХ ОЛИМПИЙЦЕВ

   
Т. С. Иванова, кандидат педагогических наук,
Г. К. Жуков, аспирант ГЦОЛИФКа
 

Всесоюзный смотр-конкурс юных теннисистов успешно проводится с 1969 г. Большинство ведущих игроков получили путевку в большой теннис именно здесь, на конкурсе. К. Пугаев, С. Грузман, Н. Чмырева, Е. Елисеенко, Ю. Сальникова были в разные годы лауреатами конкурса.

Смотр-конкурс 1981 г. имеет новую окраску — это первый всесоюзный смотр-конкурс

 

олимпийского резерва. Именно тем, кому сегодня 10 — 12 лет, предстоит бороться за право участия в первых для советских теннисистов олимпийских играх.

Самый представительный за всю историю отечественного тенниса смотр собрал 115 теннисистов в возрасте 7 — 11 лет из 30 городов страны. Наряду с представителями известных теннисных центров мы увидели на смотре

Library   38   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало