Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Как видно из таблицы, почти третья часть теннисистов на тренировке играет лучше, но у мужчин' это 26,2%, а у женщин — 50%, т. е. женщин с неустойчивой нервной системой больше.

Эти факты дают основание сделать вывод, что устойчивость к психическим нагрузкам является. одним из основных факторов, влияющих на успешность выступлений теннисистов на европейской и мировой арене.

В результате проведенного исследования можно сказать, что спады в игре отмечаются у подавляющего большинства теннисистов. Они значительно чаще встречаются у женщин в связи с особенностью их нервной системы. В то же время свойства темперамента на частоту спадов в игре не оказывают заметного влияния.

На основе самоотчетов спортсменов определено, что основными недостатками, мешающими добиться более высоких результатов, являются: недостаточная физическая подготовленность, неуверенность в своих силах, неуверенная игра с «неудобными» противниками, недостаточная готовность к психическому нап-

 

ряжению при проведении ответственных матчей. Одновременно спортсмены считают, что спады в игре можно устранить путем:

1.  Интенсификации тренировочного процесса.

2.   Лучшей психологической подготовки.

3.  Увеличения количества ответственных матчей.

4.   Улучшения тренировок по физической подготовке.

5.  Увеличения объема тренировок.

6.   Большей целенаправленности тренировочного процесса.

7.   Применения психорегулирующих тренировок.

8.   Разгрузки психики перед соревнованиями.

9.    Моделирования соревновательных условий во время тренировки.

10.   Улучшения технической подготовки.

11.   Развития концентрации внимания. Анализ показывает также, что далеко не все спортсмены знают свои недостатки и поэтому не всегда верно называют пути их устранения. В частности, очень мало внимания уделяется тренировке концентрации внимания, моделированию соревновательных условий.

 

 

ТЕННИС КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

(Из опыта работы со студентами подготовительного отделения)

   
В. М. Горностаева, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта МГУ
 

Теннис является одним из самых популярных видов спорта среди студенческой молодежи МГУ.

Занятия теннисом проводятся:

—   на отделении спортивного совершенствования, где занимаются мастера спорта и сильнейшие перворазрядники, которые входят в состав сборной команды МГУ;

—   в абонементных группах для сотрудников и профессорско-преподавательского состава;

—   на подготовительном отделении;

—   в спортивно-оздоровительных лагерях.

Последние две формы — новое, перспективное направление, так как теннис становится массовым.

Эффективность занятий теннисом повысилась с введением так называемой специализации, когда наряду со стандартными занятиями мы стали проводить обучение технике игры в теннис. В результате студенты стали проявлять больший интерес к занятиям, у них появилась уверенность в том, что они смогут овладеть

 

достаточно сложной техникой игры. Студенты стали серьезнее относиться и к занятиям по общей физической подготовке (ОФП), понимая, что развитие быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств и др. помогает овладеть техническими приемами тенниса.

Проводимые нами учебные занятия со специализацией по теннису состоят из трех основных частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительную часть занятия включены упражнения, способствующие развитию физических качеств (и с целью разминки перед нагрузками — в основную часть занятия). На это расходуется 15 — 20 мин.

Продолжительность основной части занятия 60 — 65 мин. В это время решаются задачи овладения техническими приемами тенниса: осваивается держание ракетки (хватка), выполняются упражнения с мячом, с ракеткой и мячом, подводящие и имитационные упражнения.

Library   35   Up


Contents

 

Home
 

В упражнениях с мячом студенты приобретают опыт в зрительном восприятии мяча, учатся ловить его в различных точках отскока и с лёта. В результате развивается координация движений, согласованных с полетом мяча. Упражнения с мячом проводятся для правой и левой рук, что очень важно для постановки техники удара.

При обучении технике ударов справа и слева используется комплекс подводящих упражнений, необходимых для развития подвижности запястья, локтевых и плечевых суставов и силы рук, как-то: подбивание ракеткой мяча о землю, подбивание мяча вверх, ловля мяча на ракетку, «восьмерка» по горизонтали и вертикали, «маятники» для кистей рук и др.

По мере освоения техники разучиваются удары ракеткой по воображаемому мячу, удары по мячу у заградительной сетки. Затем у тренировочной стенки и через сетку на площадке.

В заключительной части занятия необходимо снять излишнее возбуждение, восстановить дыхание и частоту сердечных сокращений. Для этого используются различные виды ходьбы, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление мышц. Продолжительность заключительной части занятия около 5 мин.

В группы для занятий теннисом были включены студенты первых курсов, не умеющие играть в теннис, но желающие заниматься теннисом. Были созданы две группы: контрольная и экспериментальная. Студенты экспериментальной группы обучались игре в теннис, в то время как контрольная группа занималась по стандартной программе.

В октябре 1980 г. был определен исходный уровень физических качеств студентов по показателям, характеризующим развитие быстроты,

 

силы, выносливости, прыгучести, ловкости и подвижности в суставах. За основу был принят комплекс упражнений, утвержденный Всесоюзным советом тренеров. Условно этот комплекс составлен из двух групп упражнений:

1)   для определения уровня развития скоростно-силовых качеств: бег 30 м, бег 600 м, прыжок вверх толчком двух ног, прыжок с места, многоскоки на дальность — 10 прыжков с ноги на ногу, метание набивного мяча (2 кг), ручная динамометрия;

2)   для определения уровня развития специальной ловкости и гибкости: бег с обеганием предметов — «змейка», бег со сменой направления в пределах 1/2 теннисной площадки, бег на 22 м (2 раза по 11 м), бег на 66 м (6 раз по 11 м), выкруты рук с палкой назад-вперед.

В апреле и декабре 1981 г. были проведены повторные измерения уровня физической подготовленности. Из 44 студентов экспериментальной группы лишь у двух наблюдалось снижение отдельных показателей, а у одного показатели практически не изменились. У основной массы студентов преобладало улучшение результата, особенно скоростно-силового характера, самочувствие и настроение после занятий были хорошими. У 30 студентов контрольной группы показатели физической подготовленности в большинстве случаев остались без изменения или изменились незначительно.

В , целом выявлено положительное влияние тенниса на развитие основных физических качеств, повышение интереса к занятиям по физическому воспитанию, улучшение общей успеваемости студентов.

В настоящее время разрабатывается программа специализации по теннису для всех студентов подготовительного отделения.

 

 

ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕННИСИСТОВ ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ

   
А. П. Скородумова, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК,
О. И. Жихарева, аспирантка ГЦОЛИФКа,
Г. К. Жуков, аспирант ГЦОЛИФКа
 

Знание общего количества действий, выполняемых спортсменами в соревновательных играх, темпа, на фоне которого протекает соревновательная деятельность, частоты, надежности и эффективности использования различных технических приемов необходимо для рационального построения учебно-тренировочного процесса, так как позволяет выявить модель той деятельности, к которой нужно направ-

 

ленно готовить спортсменов, и слабые места в их технической подготовленности.

В спортивной практике технику спортсменов часто оценивают визуально. Однако при оценке «на глаз» очень трудно определить качество выполнения отдельных технических действий, поэтому следует стремиться к их количественной оценке. В теннисе есть возможность использовать в некоторой модификации пред-

Library   36   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало