Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

СПАДЫ В ИГРЕ ТЕННИСИСТОВ И ИХ ПРИЧИНЫ

`  


В. П. Жур, тренер (Минск)
 

Поединок теннисистов — это единоборство в технической, тактической, физической и морально-волевой подготовке двух спортсменов. Борьба, как правило, ведется на фоне высокого психического напряжения, которое обычно сопровождается спадами в игре. Спады могут быть различными по характеру и длительности: на один-два очка, на одну-две игры, на партию, иногда на несколько недель, месяц и более. Довольно часто в практике тенниса наблюдается спад, продолжающийся примерно одну партию, поэтому остановимся на нем более подробно.

Многие тренеры знают случаи, когда их ученик, легко выиграв первую партию, также неожиданно легко проигрывал вторую, после чего решающая партия складывалась по-разному. Так, в 1976 г. в Минске на открытом первенстве ЦС ДСО «Красное знамя» в матче за 3-е место В. Борисов победил А. Коляскина — 2:6, 6:2, 7:5. В 1978 г. в Ницце А. Залужный победил С. Грузмана — 6:2, 2:6, 6:4. Свежи в памяти и воспоминания о финальном матче на первенстве СССР по теннису 1978 г. в Донецке между А. Метревели и Т. Какулия (правда, этот матч игрался из пяти партий, поэтому характер спадов здесь несколько иной). Первые две партии легко выиграл А. Метревели (6:1, 6: 1), и казалось, что исход матча предрешен. Но две другие партии с таким же счетом выигрывает Т. Какулия. Мог он выиграть и пятую партию, в которой вел 5:1 и имел матчбол.

В литературе нам не удалось обнаружить работ, посвященных затронутой проблеме, поэтому нами было проведено исследование с целью установить причины спадов в игре теннисистов.

Решались следующие конкретные задачи:

1. Определить частоту спадов в игре в зависимости от пола, мастерства и индивидуальных особенностей теннисистов.

2. Установить причины, определяющие появление спадов.

3. Найти методические, приемы, способствующие устранению спадов в игре.

4. Дать рекомендации по психологическому отбору теннисистов.

Исследования проводились в течение 1979 г. В них приняли участие 72 ведущих теннисиста (30 женщин и 42 мужчины), из них змс — 4, мсмк — 12, мс — 56. Среди обследуемых в «десятку» сильнейших теннисистов страны входили 12 женщин и 18 мужчин.

Использовалась следующая методика исследования:

 

1. Анкетирование.

2. Наблюдение за игроками на крупных соревнованиях.

3. Анализ ответственных матчей и изучение протоколов встреч.

На основе анкет были получены основные данные о спортсменах.

Анкета

1. Фамилия, имя

2. Пол (муж., жен.)

3. Спортивное звание

4. Стаж тренировки

5. Наивысшее место во Всесоюзной классификации

6. Где Вы показываете лучшую игру: на тренировке или соревновании?

7. Какой тип нервной системы Вы у себя отмечаете:
неуравновешенный
возбудимый
уравновешенный
тормозной

8. Приходилось ли Вам легко (6:1, 6:2) выигрывать первую партию, а затем так же легко проигрывать вторую:
часто
не очень часто
редко
не было

9. Причины спадов в игре (отметить значимые для себя причины):
усталость физическая
экономия сил для решающей партии
пропал важнейший удар
противник начал играть очень хорошо
сильная усталость в связи с высокой психической напряженностью матча
очень сильное психическое напряжение после первой партии в связи с неудачными предыдущими матчами с данным игроком
очень сильное психическое напряжение в связи с большой ответственностью и важностью данного матча
отсутствие опыта ответственных соревнований
отсутствие опыта международных встреч ошибка судьи
другие причины _______________________

 

10. Пути устранения спадов в игре _________
_____________________________________

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Спады в игре в зависимости от пола и мастерства теннисистов (в %)

Частота спадов в игре

Для всей группы

Мужчины

Женщины

Общий показатель

Для ' «десятки»

Вне «десятки»

Общий показатель

Для «десятки»

Вне «десятки»

Часто

Редко

Не было

30,5

66,6

2,9

19,0

76,1

4,9

16,6

83,4

20,8

70,8

8,4

46,7

53,3

41

59

50

50

 

 

Из таблицы видно, что спады в игре бывают почти у всех теннисистов, при этом у женщин они наблюдаются гораздо чаще (мужчины — 19%, женщины — 46,7%). Что же влияет на спады в игре?

Результаты анкетирования показывают, что «усталость физическая» как причина спадов отмечается у 50% теннисистов. Лишь у муж-чин игроков «десятки» этот показатель 33,3%.

«Экономия сил для решающей партии» — эта причина выражена значительно слабее, а у мужчин игроков «десятки» не значится вообще.

«Пропал важнейший удар». У игроков «десятки» показатель равен 25,7 %) и 25% соответственно, а для игроков, не входящих в «десятку», — 50%. Причина является информативной и показывает, что одним из препятствий в достижении высоких результатов являются дефекты в технике.

«Противник начал играть очень хорошо» — причина в процентном отношении на первом месте. Указание на эту причину, по-видимому, является самооправданием.

Рассмотрим причины, определяющие влияние психического состояния на качество игры.

«Сильная усталость в связи с высокой психической напряженностью матча». У мужчин — игроков «десятки» эта причина составляет 16,5%, у остальных — 42,7%; у женщин — 33,3 и 33,8% соответственно.

«Очень сильное психическое напряжение после первой партии в связи с неудачными предыдущими матчами с данным противником» — эта причина у игроков «десятки» оп-

 

ределяется чаще. Связано это, по-видимому, с тем, что игроком высокого класса проигрыш матча воспринимается более болезненно, а повышенное чувство ответственности мешает играть, особенно с «неудобным» противником.

«Очень сильное психическое напряжение в связи с большой значимостью и ответственностью матча» — причина более выражена у игроков, не стоящих в «десятке»: у женщин — 61,1%, У мужчин — 50%. У игроков «десятки» — 41,6 и 27,7% соответственно. Это можно объяснить наличием большего опыта встреч у ведущих игроков.

«Отсутствие опыта участия в ответственных соревнованиях» — причина характерна для игроков, не входящих в «десятку», — 25 и 25,7% для мужчин и женщин соответственно.

«Отсутствие опыта международных встреч». Для мужчин — игроков «десятки» эта причина не существует, для женщин — 8,3%.

Для игроков, не входящих в «десятку», — 20,5 и 11,1% соответственно.

«Ошибка судьи» — эта причина имеет большую значимость у мужчин — 26,1%. Женщины — игроки «десятки» не указывают на эту причину вообще.

Таким образом, в процессе анализа анкет выявились наиболее значимые причины спадов в игре, а также различия, которые существуют в этом вопросе между игроками, входящими в «десятку», и остальными.

Представляет интерес отчет спортсменов о том, где они показывают лучшую игру — на соревновании или на тренировке (табл. 2).

Таблица 2

Влияние соревнования на эффективность игры теннисистов (в %)

Обследуемые

спортсмены

Для всей группы

Мужчины

Женщины

Общий показатель

Для «десятки»

Вне

«десятки»

Общий показатель

Для «десятки»

Вне

«десятки»

Лучше играют

на соревновании

на тренировке

 

62,5

37,5

 

73,8

26,2

 

94,4

5,6

 

58,3

41,7

 

50,0

50,0

 

58,3

41,7

 

44,4

55,6

 

Library   34   Up


Contents

 

Home
 

Как видно из таблицы, почти третья часть теннисистов на тренировке играет лучше, но у мужчин' это 26,2%, а у женщин — 50%, т. е. женщин с неустойчивой нервной системой больше.

Эти факты дают основание сделать вывод, что устойчивость к психическим нагрузкам является. одним из основных факторов, влияющих на успешность выступлений теннисистов на европейской и мировой арене.

В результате проведенного исследования можно сказать, что спады в игре отмечаются у подавляющего большинства теннисистов. Они значительно чаще встречаются у женщин в связи с особенностью их нервной системы. В то же время свойства темперамента на частоту спадов в игре не оказывают заметного влияния.

На основе самоотчетов спортсменов определено, что основными недостатками, мешающими добиться более высоких результатов, являются: недостаточная физическая подготовленность, неуверенность в своих силах, неуверенная игра с «неудобными» противниками, недостаточная готовность к психическому нап-

 

ряжению при проведении ответственных матчей. Одновременно спортсмены считают, что спады в игре можно устранить путем:

1.  Интенсификации тренировочного процесса.

2.   Лучшей психологической подготовки.

3.  Увеличения количества ответственных матчей.

4.   Улучшения тренировок по физической подготовке.

5.  Увеличения объема тренировок.

6.   Большей целенаправленности тренировочного процесса.

7.   Применения психорегулирующих тренировок.

8.   Разгрузки психики перед соревнованиями.

9.    Моделирования соревновательных условий во время тренировки.

10.   Улучшения технической подготовки.

11.   Развития концентрации внимания. Анализ показывает также, что далеко не все спортсмены знают свои недостатки и поэтому не всегда верно называют пути их устранения. В частности, очень мало внимания уделяется тренировке концентрации внимания, моделированию соревновательных условий.

 

 

ТЕННИС КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ПОВЫШЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

(Из опыта работы со студентами подготовительного отделения)

   
В. М. Горностаева, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта МГУ
 

Теннис является одним из самых популярных видов спорта среди студенческой молодежи МГУ.

Занятия теннисом проводятся:

—   на отделении спортивного совершенствования, где занимаются мастера спорта и сильнейшие перворазрядники, которые входят в состав сборной команды МГУ;

—   в абонементных группах для сотрудников и профессорско-преподавательского состава;

—   на подготовительном отделении;

—   в спортивно-оздоровительных лагерях.

Последние две формы — новое, перспективное направление, так как теннис становится массовым.

Эффективность занятий теннисом повысилась с введением так называемой специализации, когда наряду со стандартными занятиями мы стали проводить обучение технике игры в теннис. В результате студенты стали проявлять больший интерес к занятиям, у них появилась уверенность в том, что они смогут овладеть

 

достаточно сложной техникой игры. Студенты стали серьезнее относиться и к занятиям по общей физической подготовке (ОФП), понимая, что развитие быстроты, выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств и др. помогает овладеть техническими приемами тенниса.

Проводимые нами учебные занятия со специализацией по теннису состоят из трех основных частей: подготовительной, основной и заключительной.

В подготовительную часть занятия включены упражнения, способствующие развитию физических качеств (и с целью разминки перед нагрузками — в основную часть занятия). На это расходуется 15 — 20 мин.

Продолжительность основной части занятия 60 — 65 мин. В это время решаются задачи овладения техническими приемами тенниса: осваивается держание ракетки (хватка), выполняются упражнения с мячом, с ракеткой и мячом, подводящие и имитационные упражнения.

Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало