Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

с включением тенниса в Олимпийские игры 1988 г. является обсуждение проблем подготовки юных теннисистов (до 12 лет).

Ответственными за разработку тем «Отбор перспективных теннисистов» и «Прогрессивные формы тренировки юных теннисистов» назначены соответственно представители СССР и ЧССР.

 

Конференция показала, что наши коллеги из социалистических стран начали серьезную подготовку к Олимпийским играм, широко привлекая к работе тренеров-практиков и современные данные науки. Большой интерес они проявляют к разработкам советской теннисной науки, отмечая их актуальность и практическую значимость.

 

 

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ


ОБУЧЕНИЕ УДАРУ СЛЕВА ДВУМЯ РУКАМИ

   
Л. С. Зайцева, кандидат педагогических наук
 

В последнее время широкое распространение среди сильнейших теннисистов мира получил удар слева двумя руками. Этот технический прием далеко не нов. Еще в 30-х годах им успешно пользовались игроки первой «десятки» мира — австралийцы Макграт и Бромвич, а позднее Хоу, Макмиллан, Лехэйн.

Любители тенниса помнят, вероятно, игру известного теннисиста Панчо Сегура, который в 1963 г. в составе «цирка Крамера» принимал участие в показательных матчах. Он был одним из немногих первоклассных теннисистов, применявших удары обеими руками, как с правой, так и с левой стороны. Панчо Сегура рассказал историю появления этих ударов:

«Когда я был мальчишкой лет семи, один из членов модного теннисного клуба в Эквадоре, где мой отец служил сторожем, подарил мне ненужную ракетку. Она была слишком тяжела для моих тощих рук. Помнится, я был самым маленьким и слабым мальчиком в округе. Моя физическая слабость была, конечно, помехой для игры громоздкой ракеткой, но это заставило меня развивать смекалку и хитрость...»

Схожим путем к удару слева двумя руками пришел и неоднократный чемпион Европы В. Борисов. Старые спартаковцы помнят, как в начале 60-х годов вместе с матерью — замечательным тренером, воспитавшим многих известных советских теннисистов, К. А. Борисовой — на тренировки приходил и Вадим. С 4 — 5 лет малыш бегал по стадиону с ракеткой. Сил не хватало, но настойчивый мальчишка бил и бил по мячу. Поднять тяжелую ракетку он мог только двумя руками.

Таким образом, одной из причин применения ударов двумя руками слева является недостаточная физическая подготовленность. Другая причина — необходимость усилить удары с задней линии, чтобы успешно противодействовать активной игре «сеточников».

Удар слева двумя руками имеет и свои не-

 

достатки, и определенные преимущества. Так, существенным минусом этого технического приема является довольно ограниченный радиус приема мяча. Особенно это чувствуется при возврате крученой подачи, когда мяч отскакивает в сторону и уходит за пределы корта. Неудобно отбивать мяч двумя руками и при быстром обмене ударами поочередно справа и слева (главным образом при ударах с лёта). Поэтому наиболее эффективная тактика против играющих обеими руками — низкие, укороченные мячи, выбивающие игрока с площадки; использование ограниченной зоны, в которой противник может принимать удары, скованности движений соперника, отражающего удары с лёта, идущие по очереди под удар слева и справа. Все это требует от игрока, взявшего на вооружение удар двумя руками, более тщательной работы ног и быстрого перемещения по площадке.

Удары двумя руками имеют и определенные преимущества. Прежде всего, хватка двумя руками позволяет более уверенно выполнять удар слева с отскока, лучше контролировать ориентацию струнной поверхности, обеспечивая нужную траекторию движения головки ракетки при ударах с вращением. Вторая рука на ручке ракетки позволяет компенсировать дополнительный момент силы, возникающий при отклонении мяча от центра струнной поверхности, придать ракетке большую скорость, полнее передать мячу энергию, набранную ракеткой. Благодаря более короткому и быстрому замаху при двуручной хватке с большим успехом можно выполнять удары по восходящему мячу, что особенно ценно при приеме подачи. Удар двумя руками всегда опасен для соперника, так как позволяет замаскировать направление ответа: неожиданная свеча или косой и короткий мяч при ответе по диагонали.

При ударах двумя руками используют обычные ракетки. Только ручку на ракетке часто

Library   21   Up


Contents

 

Home
 

Хватка В. Борисова

обматывают кожей значительно выше, чем обычно, в расчете на хватку обеими руками. Применяют два основных варианта хватки. Первый не предусматривает смены хватки правой рукой при переходе от удара слева к удару справа. Правая кисть располагается на ручке ракетки, как при крученом ударе справа одной рукой: правое ребро верхней грани ракетки является биссектрисой угла, образованного большим и указательным пальцами руки. Левая кисть помещается на ручке ракетки вплотную к правой так, чтобы левое ребро верхней грани ракетки являлось биссектрисой угла между большим и указательным пальцами руки. Такую хватку использует неоднократный чемпион Европы В. Борисов.

Второй вариант хватки предусматривает изменение ее при выполнении удара справа. Правая кисть располагается на ручке ракетки, как при крученом ударе слева одной рукой. Здесь уже середина левой верхней боковой грани ракетки является биссектрисой угла, образованного большим и указательным пальцами правой руки. Положение левой кисти руки такое же, как в первом варианте хватки.

Такую хватку применяет неоднократный победитель Уимблдонского турнира швед Б. Борг. Хотелось бы подчеркнуть некоторую своеобразность его хватки. Два пальца (мизинец и безымянный) левой руки наложены на пальцы правой, мизинец правой руки охватывает ручку ракетки у самого края, а основание мизинца, не касаясь ручки, заходит за ее край на 1 —

 

2 см. Такое расположение рук, видимо, позволяет Боргу компенсировать недостатки двуручной хватки и увеличить амплитуду движения ракетки.

При ожидании мяча от противника теннисисты, применяющие второй вариант хватки, сохраняют двуручную хватку для удара слева. Если же противник направляет мяч под удар справа, то игрок, поворачивая плечи вправо, одновременно изменяет хватку ракетки: ослабив давление правой руки на ручку, движением пальцев левой руки поворачивает ракетку немного к себе. Благодаря этому ручка ракетки поворачивается относительно неподвижной правой кисти. Затем вновь сжимает пальцы правой руки, плотно обхватив ручку.

У начинающих теннисистов встречается следующая ошибка (рис. 1, а). Левая кисть не соприкасается с правой, а находится от нее на расстоянии 10 — 15 см. Это ведет к уменьшению амплитуды движения головки ракетки и увеличению кривизны ее траектории, нарушает согласованность работы рук при ударе, отрицательно сказываясь на его силе и точности.

 

Хватка Б. Борга

 

Рис. 1. Ошибки начинающих, при выполнении двуручного удара слева

 
Library   22   Up


Contents

 

Home
 

Подготовка к удару (В. Борисов)

Подготовка к любому удару слева начинается с работы ног. Как только теннисист определил направление полета мяча, он начинает передвигаться к месту встречи с мячом. Возможны несколько вариантов передвижения. Если мяч должен упасть в стороне или впереди, то игрок быстро перемещается перпендикулярно к направлению полета мяча. Первые шаги делаются как, можно быстрее. По мере приближения к мячу длина шага и скорость движения уменьшаются. Нужно подчеркнуть, что квалифицированные теннисисты при пробежках держат ракетку одной рукой, а не двумя: это удобнее для быстрого бега и сохранения равновесия.

Если мяч летит прямо на теннисиста, то одновременно с поворотом туловища влево игрок должен сделать шаг назад левой ногой, а затем вынести вперед правую ногу. Самый распространенный способ подготовки к удару слева такой: теннисист поворачивается правым боком к сетке, перенося вес тела на левую ногу.

При этом игрок несколько отводит, сгибает в плечевом суставе и поворачивает внутрь правую руку. Одновременно левая рука несколько отводится, разгибается в плечевом суставе и сгибается в локтевом суставе. Плечи

 

больше, чем таз, поворачиваются влево, благодаря чему косые мышцы живота и мышцы правой половины спины растягиваются и напрягаются, подготавливаясь к «взрывной» работе по разгону ракетки вперед на мяч. В конце замаха ракетка находится в наиболее удаленном от сетки положении, но в отличие от удара слева одной рукой теннисист не обращен спиной к мячу. При двуручном ударе плечи меньше поворачиваются влево, замах получается более коротким и быстрым.

Следует подчеркнуть, что во время замаха при двуручном ударе траектория движения головки ракетки и ориентация ее струнной поверхности практически одинаковы при различных ударах (крученый, резаный, плоский) в отличие от ударов одной рукой. Кроме того, по повороту таза и плеч игрока при двуручном ударе сеточник не может однозначно определить направление обводки (по линии, диагонали, свеча), так как с помощью левой руки можно изменить ориентацию ракетки в непосредственной близости от мяча, т. е. при двуручном ударе легче замаскировать направление удара в подготовительных фазах, а также остро и неожиданно для соперника спласировать мяч.

Самая удобная точка для нанесения удара двумя руками — средняя (на уровне пояса). Сложнее выполнять удары в высокой точке (на уровне плеч). Поэтому все ведущие теннисисты, использующие двуручный удар, стараются бить по восходящему мячу и, как правило, с ходу. Подготовка к удару по мячу в низкой точке осуществляется сгибанием ног; при этом часто делают широкий шаг — выпад в направлении удара, спина остается прямой, корпус вперед не наклоняется. Одна из распространенных ошибок при выполнении удара двумя руками в низкой точке такая: игрок сильно наклоняется вперед, опускает головку ракетки, бьет по мячу на выпрямленных и напряженных ногах. Подобная ошибка должна быть непременно исправлена (см. рис. 1, б).

Начало второй фазы (ускоренного выноса ракетки вперед) существенно отличается при ударах, выполняемых на месте и с ходу. Если удар выполняется на месте, то опора делается на обе ноги, вес тела распределен между ними равномерно, ракетка находится сзади в наиболее высоком и удаленном от сетки положении. При ударе с ходу вес тела перемещается на согнутую левую ногу, правая нога, также согнутая, подведена к левой, таз развернут параллельно линии полета мяча, плечи больше повернуты влево. Иными словами, плечевой пояс скручен относительно таза.

Вторая фаза начинается с того, что спортсмен полностью переносит вес на правую ногу, выставленную вперед под углом 60 — 90° к направлению полета мяча. Одновременно теннисист разворачивает плечи в направлении

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

удара, разгибает правую руку в локтевом и плечевом суставах, разгибает также левую руку в локтевом суставе и сгибает ее в плечевом. Благодаря этим движениям головка ракетки описывает петлю и начинает плавно выноситься на мяч.

При резаных ударах петля делается небольшая. Открытая ракетка (головка ее должна находиться выше кистей рук) выносится на мяч сверху вниз-вперед. При крученых ударах петля значительно больше. В конце петли головка ракетки опускается ниже кистей рук и наклоняется верхней частью обода вперед. В таком положении она выносится на мяч снизу вверх и вперед.

Важно обеспечить нужный угол наклона струнной поверхности ракетки с самого начала второй фазы и не изменять ориентации ракетки во время выноса ее на мяч. Для этого необходимо устранить дополнительные движения в, локтевых и лучезапястных суставах рук, т. е. зафиксировать их, вынося ракетку вперед только за счет движений в плечевых суставах.

До соприкосновения ракетки с мячом, во время их взаимодействия и даже после того, как мяч отлетит (на участке 40 — 50 см), головка ракетки должна двигаться поступательно, т. е. параллельно самой себе. Ориентация струнной поверхности не изменяется. Связь между ракеткой и руками — жесткая.

Некоторые считают, что для того, чтобы обеспечить жесткость системы ракетка-рука, нужно с максимальной силой сжать ручку ракетки. Это неправильно. Тензометрические исследования показывают, что у квалифицированных теннисистов в I и начале II, конце IV и V фазах ударов давление пальцев рук на ручку ракетки незначительное. Оно несколько увеличивается в окрестностях и на протяжении самой фазы удара, но все равно весьма далеко от максимально возможных значений.

Как же обеспечивается жесткость? Прежде всего путем фиксации лучезапятстных суставов, за счет одновременного напряжения

 

мышц-антагонистов (сгибателей и разгибателей, отводящих и приводящих), определяющих движения кисти. Записи электрической активности этих мышц убедительно показывают, что в окрестности фазы удара и на ее протяжении их напряжение возрастает. В результате увеличивается жесткость связи между предплечьем и кистью, а следовательно, и ракеткой, что позволяет значительно уменьшить потери энергии ракетки, набранной в процессе разгона, при передаче ее мячу, т. е. придать мячу большую начальную скорость.

III фаза — ударное взаимодействие. Вес тела спортсмена перенесен на правую ногу, левая нога согнута и носком касается опоры. При ударе по линии плечи развернуты под углом 30° к сетке, ракетка встречает мяч несколько впереди опорной ноги. При ударе по диагонали плечи разворачиваются больше, ракетка встречает мяч на расстоянии 35 — 40 см от опорной ноги. При крученых ударах в низкой точке продольная ось ракетки наклонена к земле, ее головка находится ниже кистей рук, по мере повышения точки удара головка ракетки поднимается. При резаных ударах в высокой точке она находится уже выше кистей рук.

Удар по линии обычно выполняется при приблизительно одинаковом участии обеих рук. Удар по диагонали — в результате преимущественного действия левой руки. Это дает возможность неожиданно для соперника сыграть кроссом.

Некоторые начинающие игроки стараются таким образом выполнить все удары, возлагая основные функции на левую руку, правая рука у них выполняет только вспомогательную работу и недостаточно активна при ударе. Как правило, причина этого недостатка — удары, выполняемые близко от корпуса (рис. 1, в) или по так называемому «пропущенному мячу».

IV фаза — фаза замедленного движения ракетки вперед. При ударах по линии ракетка

Кинограмма двуручного удара В. Борисова

 
Library   24   Up


Contents

 

Home
 

движется вперед и влево от игрока, Если же она идет вправо и вперед, получается удар «вокруг себя».

Встречаются два варианта завершения удара. При первом (В. Борисов) игрок завершает движение ракетки вперед-вверх двумя руками. При этом правая рука отводится и поворачивается наружу, а левая сгибается и поворачивается несколько внутрь в плечевом суставе, плечи разворачиваются вправо параллельно сетке.

В конце IV фазы ракетка находится в наиболее удаленной от туловища положении, нога спортсмена выпрямлены.

В V фазе теннисист сгибает руки в локтевых

 

суставах и заводит головку ракетки вправо-назад, за голову. Затем он возвращает ракетку в исходное положение, разворачивает таз вправо, переносит вес тела на обе ногн и занимает положение готовности для следующего удара.

При втором варианте (Б. Борг) игрок разжимает пальцы левой руки во второй части IV фазы, продолжая выносить ракетку вперед вправо-вверх одной правой рукой, которая отводится и несколько проворачивается наружу в плечевом суставе. Левая рука в это время

 

 

 

Кинограмма двуручного удара Б. Борга

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

немного поднимается по инерции, а затем опускается вниз. В конце IV фазы головка ракетки максимально поднята вправо-вверх, плечевой пояс параллелен сетке.

В V фазе этого варианта теннисист сгибает правую руку в локтевом суставе, приводит и поворачивает ее внутрь в плечевом. Когда ракетка опускается до уровня пояса, спортсмен подхватывает ее левой рукой, возвращаясь к двуручной хватке. Вес тела перенесен на обе ноги, игрок подготовлен к следующему удару.

Рассмотрев особенности техники удара слева двумя руками, постараемся ответить на вопрос: учить ли новичков этому удару? Здесь можно привести мнение заслуженного тренера СССР, кандидата педагогических наук Э. Я. Крее: «На наш взгляд, преждевременно учить всех начинающих играть слева двумя руками, но нужно обратить внимание на следующие моменты. Теннисом начинают заниматься в 7 — 8 лет. В таком возрасте рука у многих ребят еще слабая и даже легкой детской ракеткой им трудно выполнять удар слева одной рукой. В таком случае, безусловно, лучше применять удар двумя руками.

Но бывает и так: силы хватает, а удар никак не удается. Здесь может помочь временное использование удара двумя руками. И если он удается, можно взять его на вооружение».

Прежде чем начать осваивать удар на площадке, новичок должен ознакомиться с техникой ударов слева как одной, так и двумя руками. Затем, расположившись у зеркала с ракеткой, отработать граничные положения фаз: исходное положение, положение в конце замаха, при взаимодействии с мячом, в конце фазы торможения и вновь исходное положение. Принимая граничные положения, игрок должен сверять их правильность с соответствующими положениями на кинограммах. После этого можно разучивать переходы от одного положения к другому, т. е. движения звеньев тела в каждой фазе удара. И, наконец, неоднократно повторяя, закрепить все движения в целом (без остановок). При этом сначала нужно освоить медленное выполнение удара, а затем обычный ритм удара.

Специалисты считают, что игроки, использующие удар слева двумя руками, должны, подобно Б. Боргу и Д. Коннорсу, овладеть также ударом слева одной рукой, даже если не часто прибегают к нему.

Овладеть основами техники удара слева двумя руками начинающему помогут следующие упражнения:

1.  Упражнения с ракеткой.

Основная их цель — укрепить мышцы рук, увеличить подвижность в суставах. Упражнения выполнять поочередно правой и левой рукой.

2.   Упражнения с ракеткой и мячом.

 

Они сводятся к различным подбиваниям мяча. Игрок учится смотреть на мяч при его взаимодействии со струнами, контролировать направление его отскока, изменяя ориентацию струнной поверхности.

Мяч подбивается вверх, о землю; на разную высоту; держа ракетку одной и двумя руками; во время ходьбы или бега.

3.   Удары слева у стенки двумя руками.

Игрок стоит правым боком к стенке на расстоянии 1,5 — 2 м от нее, ноги немного согнуты, правая и левая руки отведены в плечевых суставах. Ракетку держит за шейку так, чтобы продольная ось ее располагалась под углом к полу.

Мяч подбрасывает левой рукой (через головку ракетки) на 10 — 15 см впереди и на 30 см влево от опорной ноги (правой). Игрок выносит ракетку на мяч обеими руками от плеча и выполняет удар. Важно, чтобы движение ее было поступательным. Нужно внимательно смотреть на мяч и бить по нему центром струнной поверхности ракетки. Амплитуда движения головки ракетки — 20 — 30 см.

Освоив одиночные удары, следует перейти к серии ударов. Нужно наносить по мячу удар средней силы впереди опорной ноги. Серия ударов (10 — 15) получится, когда спортсмен освоит дозировку усилий и ритм ударов. Удары должны быть одинаковы по дозировке усилий и длительности выполнения. «Подстройку» к мячу осуществляют работой ног. При этом можно делать правой ногой шаг вперед, влево, назад или вправо, в зависимости от отскока мяча.

Во время выполнения серии ударов можно боком отходить короткими шагами на 3 — 4 м назад, увеличивая длину ударов, а затем вновь возвращаться к стенке, уменьшая длину удара.

Упражнение выполнять так же, но ракетку держать за ручку. Стремиться к тому, чтобы выполнять 30 — 50 ударов подряд.

Возможные ошибки:

—   работают кисти;

—   ноги не сгибаются при ударе по низкому мячу;

—   удар по мячу наносится не впереди и сбоку от опорной ноги;

—   недостаточно работает правая рука, удар «вокруг себя».

4.   Удары у стенки одной рукой.

Выполняются те же упражнения, но ракетка держится одной рукой. Можно поочередно выполнять удары одной и двумя руками.

5.  Удары по гантели.

Тренер или партнер держит гантель на высоте пояса игрока и в 20 см впереди носка его опорной ноги. Спортсмен стоит правым боком к гантели, опираясь на правую ногу, выполняя серию ударов по головке гантели. Затем ган-

 
Library   26   Up


Contents

 

Home
 

тель держат на уровне коленей игрока, на уровне плеча. Соответственно высоте расположения гантели игрок меняет положение звеньев тела и ориентацию струнной поверхности ракетки.

Вес гантели выбирают в зависимости от физической подготовленности — от 1 кг для детей до 5 кг для взрослых. Длительность выполнения упражнения в одном подходе 20 — 60 с. Можно выполнять упражнение под метроном. В первом занятии делают 2 — 3 подхода, а потом постепенно увеличивают количество подходов и длительность выполнения упражнения.

Возможные ошибки:

—   спортсмен выполняет одиночные удары (не получается серия ударов);

—   не закреплены лучезапястные суставы;

—   удар наносится не центром струнной поверхости.

6. Удары на площадке.

а)   игрок стоит в центре площадки на линии подачи правым боком к сетке, ракетку держит двумя руками сбоку, как в конце замаха. Партнер, расположившись рядом с сеткой, ударом с лёта подбрасывает мяч под удар слева так, чтобы он упал на расстоянии 1,5 — 2 м впереди и несколько сбоку от игрока. Теннисист делает правой ногой шаг вперед и наносит плоский удар по мячу. После серии удобно подброшенных мячей партнер подбрасывает мячи так, чтобы теннисист перед ударом сделал несколько шагов вперед, влево, вправо или назад. После каждого удара игрок возвращается в исходное положение. При выполнении ударов необходимо внимательно смотреть на мяч, особенно когда он касается струнной поверхности ракетки, следить за правильным положением звеньев тела, посылать мяч ударом средней силы на ракетку партнера. Если игрок уверенно выполняет одиночные удары, можно перейти к сериям ударов.

Возможные ошибки:

—   игрок поздно выносит ракетку и пропускает мяч;

—   неудобно подходит к мячу;

—   наклоняет туловище и голову, а не сгибает ноги при ударах в низкой точке;

—   слишком разгоняет ракетку и не может контролировать ее положение;

б)   партнеры располагаются каждый на своей стороне площадки на линии подачи и обмениваются ударами по линии (один бьет справа, другой — слева). Мячи должны попадать в пределы поля подачи. Затем направляют мяч по диагонали.

При выполнении упражнений необходимо не только правильно подойти к мячу, но и освоить ритм удара. Можно использовать такой прием: мяч ударяется о землю, теннисист говорит: «Раз» — и делает замах; мяч отскаки-

 

вает от земли, теннисист говорит: «Два» — и выполняет удар по мячу.

Не нужно разгонять ракетку и бить по мячу сильно. Сила удара должна быть такой, чтобы мяч полетел в нужном направлении и удобно для ответного удара партнера. При этом должна получиться серия из 15 — 20 ударов.

Возможные ошибки:

—   игрок не поворачивается боком к мячу;

—   ритм удара неправилен;

—   кисти не закреплены;

—   игрок слишком разгоняет ракетку, не может послать мяч в нужном направлении;

— плохо работают ноги;

—   не получается серия ударов.

7.  Резаные удары у стенки.

Игрок стоит в 3 — 5 м от стенки. Ударом справа направляет мяч в стенку так, чтобы он отскочил на уровне пояса. Затем выполняется резаный удар. Руки выносятся на мяч от плеч сверху вниз, ракетка движется ребром вперед. Необходимо, чтобы удар по мячу наносился сбоку-впереди и ракетка достаточно долго двигалась вперед-влево, а не вправо-вниз («вокруг себя»). Для отработки резаного удара в высокой точке мяч направляют так, чтобы он отскочил на уровне плеч. Удар наносят от плеча.

Резаные удары более эффективны, если они наносятся по восходящему мячу.

Возможные ошибки:

— ракетку двигают круто вниз-вправо, а не вперед-вниз-влево;

— кисти не закреплены;

— при ударе предплечья поворачивают внутрь, совершая «уступающую» работу;

— головка ракетки опущена;

— плечо правой руки прижато к туловищу, ракетку выносят вперед, используя только левую руку;

— игрок резко приседает или выпрямляется при выполнении удара.

8.  Крученые удары.

На стенке на высоте 1 м от земли начертить линию сетки. Игрок стоит в 4 — 5 м от стенки, правым боком к ней. Подбросив мяч левой рукой, подбить его крученым ударом на 3; 2; 1; 0,5; 0,2 м выше линии сетки. Ракетку теннисист ведет круто снизу вверх-вперед, если мяч направляется высоко над сеткой. Чем ниже направляется мяч, тем положе траектория головки ракетки.

Это же упражнение можно выполнять и на площадке.

Возможные ошибки:

—   игрок пытается придать мячу вращение, работая кистью;

—   ракетка движется вокруг себя, правая рука работает недостаточно;

—   не сгибаются ноги при низких мячах;

—   мяч встречается близко от туловища.

 
Library   27   Up


Contents

 

Home
 

9.  Удары слева на площадке.

Партнеры стоят на задней линии своей площадки и направляют мяч вдоль боковой линии или по диагонали. Задания:

—   послать мяч к задней линии, попасть в границы бокового коридора;

—   попасть в границы бокового коридора, выполняя резаные или крученые удары,

—   варьировать степень подкрутки или подрезки мяча;

—   поочередно выполнять укороченные удары и свечи к задней линии.

10.  «Треугольник» на точность.

Теннисист, находясь на задней линии площадки, играет против одного или двух партнеров, располагающихся на задней линии или у сетки. Он поочередно направляет мяч через сетку ударом слева по линии и кроссом. Парт-

 

нер направляет ему мяч только под удар слева.

На площадке рисуют мишень, размеры которой 1×1 м или 0,5×0,5 м. Нужно попасть в мишень.

11. Упражнения на площадке.

Чередование различных по тактической направленности и технике выполнения ударов слева:

—   после выполнения крученого удара по линии — крученый удар по диагонали;

—   после крученого удара по линии — крученая свеча по диагонали;

—   после крученого удара по диагонали — крученая свеча по линии или в середину площадки;

—   после крученого удара по диагонали — крученый короткий кросс.

 

 

ПОДАЕТ ДЖОН МАКИНРОЙ

   
О. С. Кустов
 

Подача — одно из основных наступательных оружий в современном теннисе. В совершенстве владеет им американский теннисист Джон Макинрой, признанный по итогам сезона 1981 г. первым теннисистом мира. Подача Джона Макинроя доставляет массу неприятностей самым опытным соперникам.

Техника подачи американского теннисиста весьма своеобразна и представляет несомненный интерес для специалистов и любителей тенниса.

Своеобразие пронизывает все движение подачи, начиная с исходного положения. Макинрой стоит спиной к квадрату, в который собирается подавать, ступни его ног параллельны задней линии площадки (кадр 1). Спортсмен сильно отклонился назад и перенес вес тела на левую ногу, согнув ее в коленном суставе (кадр 2).

Подброс мяча и отведение руки с ракеткой (кадры 3 — 6) существенно отличаются от «классического» образца. Отводя левую руку с ракеткой вниз-назад, Макинрой одновременно «открывает» струнную поверхность ракетки. При этом ладонь руки, отводящей ракетку, обращена вверх (кадры 4 — 5). Большинство теннисистов в этой части движения держат ладонь бьющей руки книзу.

Одновременно с отведением ракетки спортсмен переносит вес тела на правую ногу, а туловище подает вниз-назад и поворачивает его влево (кадры 5 — 6). Непривычно опущен к приближен к туловищу локоть левой руки (кадр 6). В этом положении Макинрой напоминает волейболиста, который находится в нижней точке приседа и готов мощно оттолк-

 

нуться от земли, взлететь над сеткой и нанести атакующий удар.

Действительно, в следующее мгновение теннисист начинает выталкивать вверх и распрямлять как бы завинченное туловище. И если в кадре 6 мы сравнили положение спортсмена с положением волейболиста, который готов выпрыгнуть вверх, то теперь (кадр 8) оно больше напоминает слегка согнутый гибкий прут. Стоит отпустить его конец, и последует рассекающий воздух щелчок. Именно такой, но только типично теннисный «щелчок» мы видим на трех последующих кадрах. Спортсмен выполняет активный поворот туловища слева направо, вытягивается вверх, а ракетка, завершая этот «щелчок», наносит удар по мячу. Обратите внимание: Макинрой бьет по мячу впереди себя в прыжке, вкладывая в удар всю массу туловища. За счет движения туловища слева направо он разворачивается лицом к сетке.

После удара по мячу американский теннисист впрыгивает в площадку и сразу начинает продвижение вперед. Одна интересная деталь: после прыжка Макинрой приземляется на ту же самую ногу, которая была у него впереди в начале подачи. Обычно теннисисты по ходу подачи меняют положение ног и приземляются на ту ногу, которая была в начале движения сзади.

На следующем кадре подача завершена и спортсмен движется к сетке.

Нетрадиционность техники не мешает, однако, Джону Макинрою стабильно и эффективно подавать в самых ответственных и напряженных матчах. Это говорит о том, что

Library   28   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало