|
Рис. 2. Процент ошибочных действий при подаче А. Зверева в напряженный момент встречи
систов, можно назвать целый ряд спортсменов, у которых эффективность игры снижается с увеличением напряженности матча. Эти игроки могут блестяще разыграть мяч в ненапряженных ситуациях и совершать много ошибок в ответственные моменты матча. Для «неволевого» спортсмена характерна высокая стабильность ударов в начале сета, гейма, высокая общая активность ударов в напряженные моменты матча, но активность действий не эффективна. Чем ответственнее ситуация, тем больше ошибок в решающий момент; характерна и двойная ошибка при подаче (рис. 3).
Стрессовая ситуация спортивной борьбы отражается и на вариативности действий, в напряженной ситуации играются одни и те же стандартные комбинации. Например, при выходе к сетке — только кроссом.
Анализ игр молодых советских теннисистов также выявил интересные особенности поведения спортсменов.
Рис. 3. Изменение стабильности ударов и активности действий «неволевого» спортсмена
|
|
Л. Савченко, теннисистка 1966 г. р., показывает разнообразную, тактически грамотную игру. Она хорошо физически подготовлена, способна оказать упорное сопротивление сильному сопернику.
В то же время, играя с равным и слабым соперником, даже в ненапряженные моменты матча она теряет контроль над собой, совершая неоправданные ошибки. Анализ ее игры на всесоюзных юношеских соревнованиях в Харькове, являющихся отборочным турниром к юношескому первенству Европы, позволяет увидеть нестабильность ее действий. Легко выигрывая и ведя в счете в начале матча, она расслабляется, теряет инициативу и часто перестает бороться. Например, в ненапряженном матче со слабым для нее соперником Л. Савченко первый сет легко выигрывает — 6:0, теряет интерес к игре, допускает большое количество ошибок и в конечном счете с трудом выигрывает решающий сет.
В матче с сильным для нее соперником, Н. Ревой, в начале игры она настроена по-боевому, предельно собранна и блестяще выигрывает первый сет со счетом 6:0. Второй сет она проигрывает, не оказывая сопротивления (активность действий составляет 15% к общему количеству действий в сете). В решающем, третьем, сете Л. Савченко вновь сосредоточенна, активна, практически не допускает ошибок (их только 15%) и выигрывает со счетом 6: 2.
Неустойчивость игры Савченко определяется невысоким уровнем притязаний, недостаточностью мотиваций, отсутствием самоконтроля, неумением заставить себя бороться до конца.
Примером психически достаточно устойчивого молодого игрока может служить Н. Быкова, 1966 г. р., которая показывает стабильную игру, проявляет волю к победе во всех матчах.
Как видно из рассмотренных примеров, теннисисты по-разному ведут себя в наиболее напряженные моменты соревновательных встреч. Эти особенности можно выявить путем специального анализа игровых записей, педагогических наблюдений. Полученные сведения должны лечь в основу индивидуализации спортивной подготовки.
Тренировка теннисиста должна быть приближена к условиям соревнований. Она должна решать задачи не только технико-тактической и физической подготовки, но и делать особый акцент на психической подготовке. В ходе тренировки необходимо моделировать соревновательную ситуацию, в которой спортсмен допускает большое количество ошибок. Например, зная, что при счете 5:5 «меньше», «ровно» игрок допускает двойные ошибки при подаче, следует тренировать этот технический прием на фоне этого счета. Спортсмену, для которого характерно увеличение ошибок при неправильном судействе или при реакциях зрителей, |
|