|
ния, стартов, поворотов, разностороннюю физическую и функциональную подготовку, освоение элементов из других видов спорта, в том числе таких, как водное поло, синхронное и подводное плавание.
Основной задачей здесь должно быть неукоснительное выполнение поурочной программы. Практически работа должна вестись так, как в общеобразовательной школе. В этом случае нам удастся, во-первых, значительно расширить контингент детей, занимающихся в ДЮСШ, и, во-вторых, обеспечить действительно разностороннюю базовую подготовку юных спортсменов.
Будут ли дети участвовать в соревнованиях? Конечно, будут, и система таких соревнований на местах в воскресные и каникулярные дни должна быть предусмотрена программой.
Будут ли на этих соревнованиях выполняться и присваиваться спортивные разряды? Несомненно. Однако ни результаты, показанные на соревнованиях, ни количество подготовленных разрядников не должны влиять на оценку труда тренера ДЮСШ. Задача этого тренера (правильнее было бы назвать его преподавателем или учителем плавания) — выполнение поурочной программы и отбор одаренных юных спортсменов для передачи в СДЮСШОР (плавательный центр). И вся система морального и материального поощрения (присвоение категорий, почетных званий и т. д.) должна учитывать в первую очередь эти два показателя. Не следует бояться, что тренеры (преподаватели) этого звена утратят интерес к работе. Тысячи учителей средних общеобразовательных или музыкальных школ добросовестно и успешно работают, не ставя перед собой задачу вместе со своим учеником попасть в академию наук или консерваторию.
После окончания трехлетнего периода обучения юные спортсмены проходят первый этап отбора. Мы намеренно не упоминаем об отборе при комплектовании групп начальной подготовки. Его просто не должно быть. В идеале каждый ребенок, изъявивший желание заниматься плаванием и допущенный врачом, должен зачисляться в такую группу. Да и по окончании трехлетнего курса целесообразно ставить вопрос в первую очередь не об отборе, а о спортивной ориентации: одной части юных спортсменов рекомендовать продолжить занятия плаванием в учебно-тренировочных группах специализированных школ, другой — попробовать свои силы в других видах спорта. Напомним, что программа разносторонней подготовки позво-
|
|
ляет выявить предрасположенность к тому или иному виду спорта, а имеющийся опыт показывает, что дети, прошедшие плавательную подготовку, даже в более позднем возрасте успешно переквалифицируются и достигают высоких спортивных результатов не только в подводном плавании или водном поло, но и в современном пятиборье, академической гребле и т. д.
О плавательных центрах. Каким образом должны комплектоваться учебно-тренировочные группы, находящиеся преимущественно в специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮСШОР)? Здесь перед нами встает проблема организации целенаправленной подготовки олимпийского резерва на местах. Путь решения этой задачи, на мой взгляд, создание территориальных плавательных центров. Попытки такие уже предпринимались в нашей стране, но без успеха. Это было связано с тем, что центр рассматривался как замкнутая структура. В настоящее время мы представляем себе центр учебно-методический, имеющий большой переменный состав и связанный с несколькими филиалами *.
Во-первых, об их количестве. В ближайшие годы целесообразно говорить о создании 20 — 25 плавательных центров. Это значит, что в небольших республиках их будет 1 — 2 (не исключается возможность создания межреспубликанского центра там, где плавание развито еще слабо), в более крупных — 3 — 5, а в РСФСР уже сейчас есть возможность создать 6 и более центров.
Во-вторых, такой центр должен быть ориентирован на определенную республику или ее регион. Ядром его может быть республиканская ШВСМ, имеющая условия для тренировок (бассейн, залы), проживания, питания, учебы, отдыха, восстановления и лечения спортсменов. Необходимо также научно-методическое и медицинское обеспечение, для осуществления которого следует привлечь сотрудников институтов физкультуры, кафедр физвоспитания других вузов, персонал врачебно-физкультурных диспансеров и других организаций.
Однако возможности плавательного центра (условно, скажем, на 50 — 60 мест) лишь частично используются для подготовки спортсменов (постоян-
* Вопросы организации, финансирования, кадрового обеспечения работы центров и т. д. находятся в стадии обсуждения и утверждения. Поэтому здесь хотелось бы затронуть лишь общие характеристики плавательного центра.
|
|