Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА


О ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДГОТОВКЕ ПЛОВЦОВ ВЫСШЕГО КЛАССА

 

   
Т. М. Абсалямов, начальник Управления плавания Спорткомитета СССР,
кандидат педагогических наук
 

В апреле 1985 г. бюро Международной федерации любительского плавания (ФИНА) приняло решение о том, что уже на чемпионате мира 1986 г. в Мадриде в программу соревнований будут дополнительно включены эстафета 4x200 м в/с у женщин и дистанции 50 м в/с для женщин и мужчин. Таким образом, будут разыграны 32 комплекта медалей.

Это повышает ответственность наших тренеров в подготовке советских пловцов к предстоящему чемпионату мира по плаванию и к Олимпийским играм 1988 г. Тем более что последние 2 — 3 года у нас наблюдались заметный спад достижений и отставание от мировых рекордов. Достаточно сказать, что наши пловцы встретили 1986 г., имея всего два мировых рекорда — на дистанции 1500 м вольным стилем и в плавании на 200 м на спине (мужчины).

В кратчайшие сроки нам предстоит ликвидировать отставание результатов советских пловцов от достижений мирового уровня.

Что же необходимо для этого сделать?

Планируя нашу работу на олимпийский цикл, мы ставим перед собой две основные задачи, решать которые следует параллельно: первая — обеспечить успешное выступление сборной команды СССР на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх и вторая — обеспечить общий подъем уровня результатов в нашем плавании, планомерно готовить полноценный резерв.

Выполнение их планируется в ходе подготовки основного и резервного составов сборной команды СССР. Остановимся на некоторых ее вопросах.

Плавательная подготовка. Успехи советских пловцов в 1978 — 1982 гг. основывались прежде всего на том, что ведущие спортсмены освоили объемы тренировки в воде, характерные для тренировок сильнейших пловцов мира (2000 — 3500 км в год). Но уже тогда было ясно, что обеспечить дальнейший рост резуль-

 

татов увеличением объема плавательной подготовки невозможно. Была поставлена задача — повысить интенсивность тренировочных нагрузок. Однако ряд тренеров сборной команды вместо того, чтобы сохранить при этом общий объем, начали делать это за счет уменьшения объема тренировки. Снижение результатов быстро доказало ошибочность такого пути.

Таким образом, говоря о совершенствовании плавательной подготовки сборной команды, мы прежде всего предполагаем сохранение и некоторое увеличение оптимальных общих объемов тренировки и увеличение доли упражнений, преодолеваемых с околосоревновательными, соревновательными и сверхсоревновательными скоростями.

Общая и специальная физическая подготовка. Здесь накоплен положительный опыт совершенствования физических качеств пловца в процессе общей и специальной физической подготовки. Однако достигнутые при этом сила, общая и специальная выносливость не всегда успешно реализуются спортсменом в ходе его основного упражнения.

Главная задача в ближайшие годы — разработка средств и методов, с помощью которых можно научить пловца каждый дополнительный «килограмм силы», добытый в ходе тренировок со штангой или на тренажере, рационально использовать при выполнении каждого гребка в воде. Особое внимание следует уделить развитию скоростно-силовых качеств. Включение в плавательную программу чисто спринтерских дистанций (50 м) значительно повышает требования, предъявляемые к развитию этих качеств. Велика их роль и при выполнении старта и поворотов — здесь мы уже в течение ряда лет отстаем от зарубежных спортсменов.

Техническая подготовка. Главный раздел этой работы — совершенствование продуктивности рабочих движений пловца. Их количественным выражением является длина «шага», т. е. то расстояние,

Library   8   Up


Contents

 

Home
 

на которое продвигается пловец в результате одного двигательного цикла. У сильнейших пловцов мира (мужчины) эта величина нередко более 2,5 м при плавании кролем на груди и на спине, 2 м — при плавании баттерфляем и приближается к 2 м при плавании брассом. В тренировочных условиях близкие к ним величины демонстрируют и сильнейшие наши пловцы. Однако при увеличении скорости или особенно с наступлением утомления в конце дистанции эти показатели резко снижаются.

Не менее серьезная работа предстоит и по совершенствованию техники выполнения стартов и поворотов, где, как уже говорилось выше, мы серьезно уступаем нашим зарубежным соперникам. Да и по остальным разделам подготовки пловцов предстоит большая работа.

О подготовке резерва. Важнейшей проблемой успешной подготовки спортивного резерва является ее организация. Именно организация. Это не означает, что вопросы отбора или планирования подготовки юных спортсменов у нас полностью решены. Нет, здесь еще остается достаточно много спорных вопросов и нерешенных проблем. Правда, мы уже довольно много знаем о том, как надо отбирать будущих олимпийцев и как закладывать фундамент для их подготовки. Знаем, но не делаем. И причина тому — организация работы.

Многим тренерам ДЮСШ хорошо известно, что больших успехов в плавании могут добиться дети с несколько запаздывающими темпами развития сердечнососудистой и мышечной систем, имеющие предпосылки к тому, чтобы к 16 — 18 годам стать высокорослыми атлетами с длинными конечностями. Но беда в том, что в возрасте 10 — 12 лет такие дети к тому же бывают плохо координированы. Быстрого прироста результатов в этом возрасте ждать от них не приходится. А тренеру, чтобы получить более высокую категорию, результаты нужны сегодня. И он набирает детей невысокого роста, ловких, быстрых, рано сформировавшихся — тех, кто быстро может стать перворазрядником, кандидатом в мастера, может быть, даже мастером спорта. А дальше? Как правило, в таких ситуациях так далеко никто не заглядывает.

Возьмем методику подготовки. Практически все тренеры знают, что для воспитания пловца высокого класса необходимо серьезно работать над его разносторонней физической и технической подготовкой. Другими словами, прежде чем взяться за специализированные тренажеры, необходимо как минимум 3 — 4 года

 

заниматься кроссами, лыжами, разнообразными обще развивающим и упражнениями в зале, спортивными играми и т. п. Прежде чем начинать специализацию юного пловца в каком-то способе плавания, необходимо добиться хорошей техники всех способов плавания, стартов, поворотов. Все это знают, в соответствующих программах это заложено. Но выполняется ли?

В 1985 г. в Литве провели проверку почти 500 учащихся ДЮСШ по плаванию. При первой проверке справились с нормативами по общей физической и технической подготовке менее 80 человек. Причина та же. И с тренера и с руководителя школы спрашивают сегодня прежде всего количество подготовленных разрядников, места, занятые на соревнованиях, а самый простой путь к таким результатам — ранняя специализация и натаскивание. Вот и появляются на просмотровых сборах сборной команды страны юные мастера спорта, которые ни в одном способе плавания, кроме основного, не способны выполнить даже первый разряд, не могут забросить баскетбольный мяч в корзину или пройти 2 — 3 км на лыжах.

И до тех пор пока мы не изменим критерии оценки работы тренеров и руководителей спортивных организаций на местах, ожидать серьезных перемен к лучшему не приходится. Самые хорошие программы и рекомендации не дадут положительного результата — у них просто не будет потребителей.

Для того чтобы изменить существующее положение, необходимо решить ряд задач. Первая — это организация массового обучения и разносторонней плавательной и общефизической подготовки детей 7 — 9 лет. Для этого потребуется серьезная перестройка работы ДЮСШ. Сегодня у нас 591 ДЮСШ, в которых работают почти 6 тыс. тренеров и занимаются около 180 тыс. детей, причем в 1985 г. мы имели групп начальной подготовки 7981, учебно-тренировочных групп — 5421, групп спортивного совершенствования — 298 и групп высшего спортивного мастерства — 68.

Налицо явная диспропорция. Необходимо в кратчайшее время сделать так, чтобы с группами начальной подготовки работало подавляющее большинство тренеров ДЮСШ и таких групп было бы в 5 — 6 раз больше, чем всех остальных, вместе взятых. Работа в группах начальной подготовки должна вестись в течение трех лет по стандартной поурочной программе, предусматривающей прочное овладение техникой всех способов плава-

 
Library   9   Up


Contents

 

Home
 

ния, стартов, поворотов, разностороннюю физическую и функциональную подготовку, освоение элементов из других видов спорта, в том числе таких, как водное поло, синхронное и подводное плавание.

Основной задачей здесь должно быть неукоснительное выполнение поурочной программы. Практически работа должна вестись так, как в общеобразовательной школе. В этом случае нам удастся, во-первых, значительно расширить контингент детей, занимающихся в ДЮСШ, и, во-вторых, обеспечить действительно разностороннюю базовую подготовку юных спортсменов.

Будут ли дети участвовать в соревнованиях? Конечно, будут, и система таких соревнований на местах в воскресные и каникулярные дни должна быть предусмотрена программой.

Будут ли на этих соревнованиях выполняться и присваиваться спортивные разряды? Несомненно. Однако ни результаты, показанные на соревнованиях, ни количество подготовленных разрядников не должны влиять на оценку труда тренера ДЮСШ. Задача этого тренера (правильнее было бы назвать его преподавателем или учителем плавания) — выполнение поурочной программы и отбор одаренных юных спортсменов для передачи в СДЮСШОР (плавательный центр). И вся система морального и материального поощрения (присвоение категорий, почетных званий и т. д.) должна учитывать в первую очередь эти два показателя. Не следует бояться, что тренеры (преподаватели) этого звена утратят интерес к работе. Тысячи учителей средних общеобразовательных или музыкальных школ добросовестно и успешно работают, не ставя перед собой задачу вместе со своим учеником попасть в академию наук или консерваторию.

После окончания трехлетнего периода обучения юные спортсмены проходят первый этап отбора. Мы намеренно не упоминаем об отборе при комплектовании групп начальной подготовки. Его просто не должно быть. В идеале каждый ребенок, изъявивший желание заниматься плаванием и допущенный врачом, должен зачисляться в такую группу. Да и по окончании трехлетнего курса целесообразно ставить вопрос в первую очередь не об отборе, а о спортивной ориентации: одной части юных спортсменов рекомендовать продолжить занятия плаванием в учебно-тренировочных группах специализированных школ, другой — попробовать свои силы в других видах спорта. Напомним, что программа разносторонней подготовки позво-

 

ляет выявить предрасположенность к тому или иному виду спорта, а имеющийся опыт показывает, что дети, прошедшие плавательную подготовку, даже в более позднем возрасте успешно переквалифицируются и достигают высоких спортивных результатов не только в подводном плавании или водном поло, но и в современном пятиборье, академической гребле и т. д.

О плавательных центрах. Каким образом должны комплектоваться учебно-тренировочные группы, находящиеся преимущественно в специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮСШОР)? Здесь перед нами встает проблема организации целенаправленной подготовки олимпийского резерва на местах. Путь решения этой задачи, на мой взгляд, создание территориальных плавательных центров. Попытки такие уже предпринимались в нашей стране, но без успеха. Это было связано с тем, что центр рассматривался как замкнутая структура. В настоящее время мы представляем себе центр учебно-методический, имеющий большой переменный состав и связанный с несколькими филиалами *.

Во-первых, об их количестве. В ближайшие годы целесообразно говорить о создании 20 — 25 плавательных центров. Это значит, что в небольших республиках их будет 1 — 2 (не исключается возможность создания межреспубликанского центра там, где плавание развито еще слабо), в более крупных — 3 — 5, а в РСФСР уже сейчас есть возможность создать 6 и более центров.

Во-вторых, такой центр должен быть ориентирован на определенную республику или ее регион. Ядром его может быть республиканская ШВСМ, имеющая условия для тренировок (бассейн, залы), проживания, питания, учебы, отдыха, восстановления и лечения спортсменов. Необходимо также научно-методическое и медицинское обеспечение, для осуществления которого следует привлечь сотрудников институтов физкультуры, кафедр физвоспитания других вузов, персонал врачебно-физкультурных диспансеров и других организаций.

Однако возможности плавательного центра (условно, скажем, на 50 — 60 мест) лишь частично используются для подготовки спортсменов (постоян-


* Вопросы организации, финансирования, кадрового обеспечения работы центров и т. д. находятся в стадии обсуждения и утверждения. Поэтому здесь хотелось бы затронуть лишь общие характеристики плавательного центра.

 
Library   10   Up


Contents

 

Home
 

ный состав 10 — 15 человек). На остальные места регулярно приглашаются лучшие бригады, именно бригады, вместе с их тренерами из филиалов центра, работающих в единой системе и по единой программе. Во время пребывания в основном центре бригады из филиалов участвуют в совместных тренировках, контрольных стартах, обследовании и тестировании; тренеры обсуждают и утверждают планы дальнейшей работы, участвуют в работе по повышению квалификации.

 

При этом количество мест, предоставляемых каждому филиалу (каждой бригаде), и то, как часто они приглашаются в основной центр, зависят от результатов работы: чем выше результат, тем чаще может тренер из филиала работать в основном центре и тем больше учеников он может взять с собой, и наоборот. По этому же принципу могут приглашаться бригады из плавательных центров на сборы основного и резервного составов сборной команды страны.

 

 

КАК БРАССИСТУ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ГРЕБКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ НОГАМИ

   
Б. Д. Зенов, заслуженный тренер СССР
 

Как известно, при плавании брассом, например на дистанции 200 м, пловец должен выполнить до 100 — 120 мощных толчков ногами в течение двух с небольшим минут. Мощность толчков определяется силой мышц ног, а эффективность техники толчка зависит от эластичности мышц и связок, гибкости в суставах. Поэтому значительная часть тренировочной работы брассиста отводится на отработку гребковых движений ног. Немаловажно и то, что такая подготовка резко снижает опасность травматизма.

Основу подготовки в нашей бригаде сборной команды страны составляют на первом этапе бег, игры и прыжковые упражнения, на втором этапе — тренировка на специальных тренажерах и специальные упражнения в воде.

Беговая подготовка. Универсальным упражнением в подготовке брассиста является бег. Он позволяет укреплять мышцы ног, суставы и связки, обеспечивает фундаментальную функциональную подготовку. Кроме того, бег, проводимый по красивой местности и мягкому грунту, может быть эффективным средством активного отдыха, особенно после однообразной тренировочной работы.

Осенью мы бегаем ежедневно, постепенно доводя продолжительность бега до 40 — 45 мин. Стараемся выбрать средне-пересеченную местность, по возможности красивую и закрытую от ветра. Бегаем всегда группой, стараясь держать такой темп, который доступен для всех. Контролируем его по пульсу — в этот период он не поднимается выше 150 — 160 уд/мин (25 — 26 ударов за 10 с).

Когда выпадает снег, переходим на лыжную подготовку. Начинаем обычно с

 

декабря и проводим ежедневно по часу в первой половине дня, перед тренировкой в воде. В январе лыжная подготовка проводится 1,5 ч в день. В первой половине февраля тренировку на лыжах сокращаем, а к концу прекращаем совсем. В этот период вновь начинаем бегать — сначала в зале, а затем, по мере подсыхания грунта, на местности. В мае продолжительность бега доводим до 45 — 60 мин, причем темп бега достаточно высок (пульс 160 — 170 уд/мин).

Игры. Беговую подготовку обязательно нужно дополнять играми. В нашей бригаде игры (баскетбол, футбол) проводятся круглый год не менее трех раз в неделю. Обычно играм уделяем 20 — 40 мин в занятии.

Прыжковая подготовка. Также универсальным средством для отработки гребковых движений ногами в брассе мы считаем прыжки. Прыжки включаются в тренировку ежедневно, не менее 30 мин перед дневной или вечерней тренировкой.

Задача занятий прыжками — повысить силу мышц ног, прыгучесть, создать базу для профилактики травм коленей.

Прыжковую подготовку осуществляем следующим образом. После бега и общеразвивающей разминки пловцы выполняют серии многоскоков во всю длину зала (25 — 30 м), например:

— серия прыжков на правой (левой) ноге на максимальную длину * (или высоту) ;

— серия прыжков с ноги на ногу на

 


* Максимальной длины прыжка мы добиваемся тем, что от спортсмена постоянно требуется сократить количество прыжков на одной и той же дистанции

Library   11   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало