|
ние обязательного посещения бассейна учениками всех вторых классов 29 общеобразовательных школ Фрунзенского района столицы Белоруссии. Были определены ответственные за это учителя, выделены транспортные средства, для каждого класса определено учебное время — 36 уроков плавания (по 3 урока в неделю в течение трех месяцев). Каждый час этот бассейн посещают три полных класса.
В Белоруссии более 90 бассейнов, и к каждому прикреплены общеобразовательные школы, с учащимися которых (вторые или третьи классы) круглогодично ведется массовая работа по плаванию.
В Эстонии таких бассейнов более 40, на Украине около 250, в Ленинграде их 28, а по всей РСФСР — несколько сотен. Можно без преувеличения сказать, что плавательный всеобуч для детей зашагал по всей стране. Его главная задача — подготовить детей к сдаче плавательных норм ГТО и тем самым обезопасить от несчастных случаев на воде.
Однако есть и коллективы бассейнов, которые всячески уходят от проведения обязательных уроков плавания по системе «класс — группа», предпочитая продавать индивидуальные детские абонементы. Такие бассейны можно встретить и в Москве, и в небольших городах, имеющих один-два бассейна. Например, в Анапе всего один закрытый бассейн и принадлежит он гороно. В городе пять общеобразовательных школ. Казалось бы, здесь нетрудно организовать обучение плаванию всех учеников вторых и третьих классов. Но прошел 1985 г., а за это время лишь около 300 школьников было обучено плаванию.
Низкие результаты массового обучения младших школьников в бассейнах Грузии, Армении, Таджикистана, Киргизии и даже в таких республиканских центрах, как Вильнюс, Рига, Баку.
Снижают эффективность работы досадные недочеты. Нет единой оценки успеваемости школьников, прошедших курс обучения. «Удовлетворительно» ставится детям в Полтаве за самостоятельное проплывание 6 м, в Харькове — 15 м, в Белоруссии — 25 м. Пленум рекомендовал следующие единые для всей страны оценки: самостоятельное проплывание 25 м с остановками — «удовлетворительно»; без остановок, уверенно, но неспортивным способом — «хорошо»; кролем или брассом — «отлично».
В большинстве республик (кроме Украины и Эстонии) отсутствие удовлетворительной оценки за плавание не влияет на общую успеваемость школьника. Нуж-
|
|
но по примеру Украины и Эстонии установить, что не умеющий плавать ученик 4-го класса не переводится в 5-й класс. Для школьников, получивших неудовлетворительные оценки, необходимо организовывать дополнительные уроки плавания (как это делается, например, в Таллине).
Для поощрения инструкторов плавания важно использовать различные награждения, создавать специальные Доски Почета. И что немаловажно, в конце каждого учебного года необходимо подводить итоги проделанной работы со школьниками. В нее должны включиться все федерации плавания, не последнюю роль в ней должен играть президиум Всесоюзной федерации, который был избран на отчетно-выборном пленуме зимой 1985 г.
Массовое обучение плаванию детей и подростков в летних пионерских и других молодежных лагерях
За последние годы число пионерских лагерей и отдыхающих в них ребят заметно выросло. Однако подавляющее большинство пионерских лагерей работу по плаванию не ведут, бассейнов или хотя бы примитивно оборудованных мест для занятий на воде не имеют. Причем по мере расширения в стране сети пионерских лагерей число имеющих приспособленные места для занятий по плаванию в процентном отношении уменьшается. Так, оборудованные места для плавания имели: в 1978 г. — 4706 пионерских лагерей из 49 600 (8,1%), в 1981г. — 4000 из 59 500 (7,4%), в 1983 г. — 4800 из 68 200 (7%), в 1984 г. — 4900 из 70 000 (7%).
Столь слабое развитие материальной базы по плаванию в пионерских лагерях можно объяснить прежде всего отсутствием контроля со стороны спорткомитетов городов, областей, краев и республик, соответствующих федераций плавания за выполнением целого ряда постановлений по этому вопросу, вынесенных за последние годы различными руководящими органами страны.
Нужно, чтобы работники профсоюзов и комсомола, спорткомитетов и их федераций плавания, советов ОСВОДа активно добивались расширения в пионерских лагерях учебной базы по плаванию. Следует взять на учет те пионерские лагеря, которые не ведут массовую работу по плаванию, и через оздоровительные комиссии соответствующих исполкомов определить каждому предприятию, имеющему пионерские лагеря, жесткие сроки оборудования в них мест для обучения школьников плаванию. |
|