Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ПОДНЯТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МАССОВОЙ РАБОТЫ ПО ПЛАВАНИЮ

 

   
З. П. Фирсов, заслуженный работник культуры РСФСР
 

Пять лет назад ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта в стране. Что же поучительного накоплено за эти годы, на какой опыт нужно равняться, какие недостатки следует искоренять?

За эти годы в массовом плавании произошли заметные позитивные изменения. В три раза увеличилось число ежегодно обучаемой плаванию молодежи, в полтора раза выросло количество пловцов, регулярно занимающихся в секциях плавания физкультурных коллективов, расширилась сеть плавательных бассейнов, гибель людей от несчастных случаев на воде в 1985 г. сократилась по сравнению с 1981 г. более чем на треть. А это значит, что стране были сохранены многие тысячи жизней детей, подростков и взрослых.

Однако довольствоваться проделанной работой никак нельзя. Еще далеко не использованы резервы для значительно большего развития массового плавания. Недостаточно широко применяется оздоровительное плавание в детских садах и поликлиниках, подавляющее большинство летних пионерских и других молодежных лагерей в стороне от этой работы, на городских и сельских пляжах за редким исключением не организуется массовое обучение плаванию, не организуется оздоровительное плавание.

На протяжении последних пяти лет с участием представителей всех союзных республик и физкультурных ведомств было проведено пять пленумов Федерации плавания СССР, посвященных изучению и обобщению передового опыта массовой работы по плаванию в детских садах и детских поликлиниках, в общеобразовательных школах, пионерских и молодежных летних лагерях, в плавательных бассейнах, на пляжах и в

 

прибрежных зонах отдыха трудящихся, анализу имеющихся недостатков.

Остановимся на каждом из направлений массовой работы по плаванию.

Массовое обучение плаванию школьников в стационарных бассейнах

Когда на пленуме Федерации плавания СССР была выдвинута задача плавательного всеобуча детей до 9 — 10 лет, в стране насчитывалось лишь несколько десятков бассейнов, начавших массовое обязательное обучение плаванию младших школьников по системе «класс — группа». К началу 1985 г. в эту работу активно включились почти все бассейны, выделив для общеобразовательных школ ежедневно по 4 — 5 учебных часов, а в ряде мест и больше. В этом массовом движении впереди идут Таллин, Ленинград, Минск, Харьков и ряд других городов. Плавательный всеобуч для малышей ширится с каждым годом. Его стали внедрять передовые колхозы, соорудившие у себя плавательные бассейны, например, колхоз «Победа» Краснодарского края, где председателем Герой Социалистического Труда Ф. В. Резников, колхоз «Прогресс» Гомельской области, где председателем А. И. Дубно, и др.

Появились бассейны-рекордсмены, обучающие плаванию за учебный год по 4 — 5 тыс. учащихся вторых или третьих классов, например, столичные бассейны «Сетунь» (директор П. Г. Скрипченков) и Центрального Дворца пионеров (директор М. Я. Маркин), школа № 140 Фрунзенского района Минска (директор В. И. Значонок). Последний бассейн, имеющий три учебные ванны, вступил в строй осенью 1983 г. и сразу же включился в работу по массовому обучению плаванию. Было принято совместное постановление райисполкома и раиспорткомитета, определившее строгое расписа-

Library   3   Up


Contents

 

Home
 

ние обязательного посещения бассейна учениками всех вторых классов 29 общеобразовательных школ Фрунзенского района столицы Белоруссии. Были определены ответственные за это учителя, выделены транспортные средства, для каждого класса определено учебное время — 36 уроков плавания (по 3 урока в неделю в течение трех месяцев). Каждый час этот бассейн посещают три полных класса.

В Белоруссии более 90 бассейнов, и к каждому прикреплены общеобразовательные школы, с учащимися которых (вторые или третьи классы) круглогодично ведется массовая работа по плаванию.

В Эстонии таких бассейнов более 40, на Украине около 250, в Ленинграде их 28, а по всей РСФСР — несколько сотен. Можно без преувеличения сказать, что плавательный всеобуч для детей зашагал по всей стране. Его главная задача — подготовить детей к сдаче плавательных норм ГТО и тем самым обезопасить от несчастных случаев на воде.

Однако есть и коллективы бассейнов, которые всячески уходят от проведения обязательных уроков плавания по системе «класс — группа», предпочитая продавать индивидуальные детские абонементы. Такие бассейны можно встретить и в Москве, и в небольших городах, имеющих один-два бассейна. Например, в Анапе всего один закрытый бассейн и принадлежит он гороно. В городе пять общеобразовательных школ. Казалось бы, здесь нетрудно организовать обучение плаванию всех учеников вторых и третьих классов. Но прошел 1985 г., а за это время лишь около 300 школьников было обучено плаванию.

Низкие результаты массового обучения младших школьников в бассейнах Грузии, Армении, Таджикистана, Киргизии и даже в таких республиканских центрах, как Вильнюс, Рига, Баку.

Снижают эффективность работы досадные недочеты. Нет единой оценки успеваемости школьников, прошедших курс обучения. «Удовлетворительно» ставится детям в Полтаве за самостоятельное проплывание 6 м, в Харькове — 15 м, в Белоруссии — 25 м. Пленум рекомендовал следующие единые для всей страны оценки: самостоятельное проплывание 25 м с остановками — «удовлетворительно»; без остановок, уверенно, но неспортивным способом — «хорошо»; кролем или брассом — «отлично».

В большинстве республик (кроме Украины и Эстонии) отсутствие удовлетворительной оценки за плавание не влияет на общую успеваемость школьника. Нуж-

 

но по примеру Украины и Эстонии установить, что не умеющий плавать ученик 4-го класса не переводится в 5-й класс. Для школьников, получивших неудовлетворительные оценки, необходимо организовывать дополнительные уроки плавания (как это делается, например, в Таллине).

Для поощрения инструкторов плавания важно использовать различные награждения, создавать специальные Доски Почета. И что немаловажно, в конце каждого учебного года необходимо подводить итоги проделанной работы со школьниками. В нее должны включиться все федерации плавания, не последнюю роль в ней должен играть президиум Всесоюзной федерации, который был избран на отчетно-выборном пленуме зимой 1985 г.

Массовое обучение плаванию детей и подростков в летних пионерских и других молодежных лагерях

За последние годы число пионерских лагерей и отдыхающих в них ребят заметно выросло. Однако подавляющее большинство пионерских лагерей работу по плаванию не ведут, бассейнов или хотя бы примитивно оборудованных мест для занятий на воде не имеют. Причем по мере расширения в стране сети пионерских лагерей число имеющих приспособленные места для занятий по плаванию в процентном отношении уменьшается. Так, оборудованные места для плавания имели: в 1978 г. — 4706 пионерских лагерей из 49 600 (8,1%), в 1981г. — 4000 из 59 500 (7,4%), в 1983 г. — 4800 из 68 200 (7%), в 1984 г. — 4900 из 70 000 (7%).

Столь слабое развитие материальной базы по плаванию в пионерских лагерях можно объяснить прежде всего отсутствием контроля со стороны спорткомитетов городов, областей, краев и республик, соответствующих федераций плавания за выполнением целого ряда постановлений по этому вопросу, вынесенных за последние годы различными руководящими органами страны.

Нужно, чтобы работники профсоюзов и комсомола, спорткомитетов и их федераций плавания, советов ОСВОДа активно добивались расширения в пионерских лагерях учебной базы по плаванию. Следует взять на учет те пионерские лагеря, которые не ведут массовую работу по плаванию, и через оздоровительные комиссии соответствующих исполкомов определить каждому предприятию, имеющему пионерские лагеря, жесткие сроки оборудования в них мест для обучения школьников плаванию.

 
Library   4   Up


Contents

 

Home
 

К решению этих вопросов следует шире привлекать партийные органы. Общими усилиями нужно добиться, чтобы в ближайшие годы каждый пионерский лагерь имел оборудованные места для обучения плаванию.

Как показывает передовой опыт работы, пионерские лагеря могут стать отличными школами массового обучения детей и подростков плаванию. Здесь можно также широко использовать оздоровительное плавание для умеющих плавать.

Большую роль в этом играют межведомственные советы (комиссии) по массовому обучению населения плаванию. Огромную работу по расширению материальной базы для занятий плаванием осуществили за последние несколько лет такие советы на Украине, в Белоруссии, Эстонии, Башкирии, комиссии краевого совета Краснодарского края, областного совета Ростовской области и др. Они объединили в своих рядах представителей советских, профсоюзных, комсомольских и физкультурных организаций, органов народного образования и здравоохранения, ОСВОДа и ДОСААФ, крупных предприятий, печати, радио, телевидения. Все они действовали сообща, по единому плану и держали под контролем каждый пионерский лагерь. За четыре года (1981 — 1984) количество пионерских лагерей, имеющих свои искусственные бассейны или плавательные пункты на открытых водоемах, увеличилось в этих местах в несколько раз. Например, на протяжении 80-километровой прибрежной зоны Анапского района более 75 пионерских лагерей, и в каждом из них ведется массовое обучение плаванию. Здесь ежегодно обучается 15 — 16 тыс. школьников, в среднем по 200 — 250 человек в каждом лагере. Хорошо организована в последние годы работа по массовому обучению пионеров плаванию в Башкирии: в Нефтекамске, Салавате, Стерлитамаке, Октябрьском, Ишимбае и Туймазахе все дети до 12 лет обучены плаванию.

Хорошо организована работа по плаванию в лагерях «Юность», имени Героя Советского Союза Вали Котика (Московская область), «Березка» (Донецкая область), «Украина» (Харьковская область), «Комета» (Херсонская область), «Сатурн» и «Орбита» (Рязанская область), «Костер» (Краснодарский край) и др.

Качество работы во многом зависит от уровня подготовки лагерных инструкторов плавания. Большую помощь в подготовке инструкторов оказывает преподавательский состав кафедр плавания

 

институтов физкультуры. Так, уже 15 лет кафедра плавания ГЦОЛИФКа (зав. кафедрой профессор Н. Ж. Булгакова) ежегодно готовит 300 — 400 инструкторов плавания для пионерских лагерей Московской области. Большую работу в этом направлении проводят кафедры плавания Волгоградского ИФК (зав. кафедрой Ю. В. Чуксин) и Ленинградского института имени П. Ф. Лесгафта (зав. кафедрой А. А. Смирнов). Кафедра плавания Краснодарского ИФК (зав. кафедрой А. И. Погребной) организовала курсовую практику студентов старших курсов в качестве инструкторов плавания пионерских лагерей. Поучителен и опыт подготовки инструкторов плавания по 60-часовой программе во многих областных и республиканских школах ОСВОДа.

Заслуживает внимания опыт создания в Гомеле и Туле специальных пионерских лагерей городского типа, укомплектованных в первую очередь школьниками, не умеющими плавать.

Работа по массовому обучению плаванию в пионерских лагерях должна быть поставлена во главу угла деятельности советских, партийных, профсоюзных, комсомольских, физкультурных и других общественных организаций. Ей должны активно помогать печать, радио и телевидение.

Обучение населения плаванию
на пляжах

На протяжении 1984 — 1985 гг. накопился опыт организации массового обучения плаванию на пляжах в ряде городов страны (Таганрог, Поти, Сочи, Евпатория, Анапа, Таллин и др.). Например, в Анапе на центральном городском пляже местный совет ДСО «Спартак» каждый сезон создает 5 — 6 пунктов по обучению плаванию, распространяет среди отдыхающих детей платные абонементы, готовит инструкторов плавания из числа местных специалистов и студентов Краснодарского ИФК и таким образом осуществляет массовое обучение детей плаванию. За лето здесь обучают 5 — 6 тыс. детей. Вот опыт, который достоин самого широкого распространения на всех пляжах страны. Однако пока он распространяется плохо, и подавляющее большинство пляжей стоит в стороне от массовой работы. Что же нужно сделать, чтобы на наших пляжах повсеместно были созданы массовые школы плавания?

Во-первых, необходимо прикрепить пляжи (если их несколько) к определенной физкультурной организации (ДСО, стадиону, плавательному бассейну); во-вторых, через местный исполком, курорт-

 
Library   5   Up


Contents

 

Home
 

ное управление, отдел жилищно-коммунального хозяйства или другую организацию, ведающую данным пляжем, определить места для создания пунктов по обучению плаванию из расчета один пункт на каждую тысячу ежедневных посетителей пляжа. Выделенные места нужно огородить (акваторию с мелким дном и участок на берегу для построения занимающихся и выполнения упражнений на суше) и оборудовать скамейками для сухого плавания, надувными резиновыми изделиями для выполнения плавательных упражнений в воде, спасательными средствами и т. п.

Оздоровительное плавание
в детских садах

За последние годы значительно увеличилось число детских садов, имеющих свои бассейны. В Ростове-на-Дону сооружено более 150 «лягушатников» при детских садах. Десятки детских бассейнов при детсадах появились в Днепропетровской, Ворошиловградской, Донецкой, Свердловской и в ряде других областей страны. Сооружены бассейны и при детских садах Норильска, Улан-Удэ, Челябинска, Липецка, Киришей, Таганрога, Черкасска, Обнинска, Гродно, Тирасполя, Елгавы, Клайпеды и других городов. В Волгодонске все 52 детских сада имеют свои плавательные бассейны. Плавание в детских садах распространилось настолько, что в 1984 г. Министерство просвещения СССР смогло провести первую Всесоюзную научно-практическую конференцию по массовому развитию оздоровительного плавания в дошкольных учреждениях страны, в которой приняло участие около 400 делегатов, представлявших более 100 городов.

Опыт показал, что благодаря плаванию укрепляется здоровье малышей, значительно сокращается детская заболеваемость. Например, в детском саду № 10 Елгавы (Латвия), где сооружены закрытый и открытый плавательные бассейны, врач-педиатр М. Г. Стреле на протяжении нескольких лет изучала влияние регулярных занятий по плаванию на организм малышей. По ее наблюдениям, заболеваемость воспитанников детсада сократилась почти в 3 раза. Такая распространенная среди детей болезнь, как пневмония, тут полностью исключена.

Сокращение заболеваемости — это не только укрепление здоровья детей. Сокращается и количество листков нетрудоспособности, выдаваемых родителям для ухода за больными детьми.

В большинстве детских садов, имеющих бассейны, массовое обучение плава-

 

нию ведется преимущественно среди дошкольников средних и старших возрастных групп, т. е. с детьми 4 — 5 лет. За последние несколько лет появились детские ясли-сады, где занятия проводятся и в младших группах — с малышами 2 — 3 лет. Благодаря этому появилась определенная преемственность в работе детских поликлиник, ведущих оздоровительное плавание с детьми грудного возраста, и яслей-садов, продолжающих эти занятия. Столь частые и нежелательные перерывы в 3 — 4 года после занятий в детской поликлинике в ожидании, когда ребенок подрастет и достигнет 4 — 5 лет, здесь практически ликвидированы.

В этом отношении интересен опыт города Кириши Ленинградской области. Здесь несколько лет назад при детской городской поликлинике был сооружен небольшой бассейн «Малютка». Энтузиастка детского оздоровительного плавания врач-педиатр этой поликлиники И. Н. Шаровская взялась за организацию занятий с детьми грудного возраста. В 1984 г. сотни грудничков с трехнедельного возраста приобщались в Киришах к плаванию. В год-полтора они уже могут самостоятельно держаться на воде, нырять, ловко доставать со дна бассейна или ванны различные предметы, без боязни прыгать с небольшой высоты в воду. В яслях-саду № 23, расположенном рядом с поликлиникой (заведует ими З. В. Лошкарева), тоже есть детский бассейн-«лягушатник» (заметим, такие бассейны в Киришах имеют 5 детских садов). И. Н. Шаровская и З. В. Лошкарева — частые гости друг у друга; творческое сотрудничество и деловые контакты приносят свои плоды — их подопечные в 2 — 3 года хорошо плавают.

В поликлинике 2-й городской детской больницы Ростова-на-Дону с помощью шефов было пристроено небольшое помещение с отлично оборудованным плавательным бассейном специально для детей грудного возраста. Под руководством доктора М. В. Неживенко здесь в две смены ведутся занятия с грудничками.

Бесспорно, плавание — могучее оздоровительное средство. Но как им пользоваться, если огромное количество детских садов в стране пока еще не имеют своих плавательных бассейнов? Тут возможны три пути. Во-первых, следует изыскать средства для пристройки помещения с бассейном, воспользовавшись одним из типовых проектов такой пристройки, имеющихся в Центральном или Московском НИИТЭП (см. сб. «Плавание», вып. 2-й, 1983 г., с. 49). Во-вторых, можно прикрепить детский сад к ближайше-

 
Library   6   Up


Contents

 

Home
 

му спортивному бассейну, имеющему «лягушатники». Так, к бассейну челябинского спортивного клуба «Электрометаллург» пристроено пять детских ванн, в которых под руководством опытных преподавателей по расписанию ежедневно занимаются до 30, а иногда и более групп детских садов. В-третьих, что проще всего, можно проводить занятия только в летние месяцы на специально оборудованных детских участках местных пляжей и в прибрежных зонах отдыха. По этому пути пошли уже многие детские сады. Поучителен опыт одного из них — детского сада №27 завода «Термопласт» (Таганрог), возглавляемого Н. Д. Зуевой, статья которой публикуется в нашем ежегоднике (стр. 39). Опыт этого детского сада достоин самого широкого распространения.

Оздоровительное плавание
среди умеющих плавать различных возрастных групп

За прошедшее время Федерация плавания СССР изучила имеющийся по данному вопросу опыт и результаты научных исследований и разработала «Методические рекомендации по оптимальной дозировке оздоровительного плавания для всех», одобренные в 1983 г. пленумом федерации. Так, для того чтобы получить максимум пользы для здоровья, лицам среднего и пожилого возраста нужно безостановочно, в доступном темпе, своим способом плавания, преодолевать 1000 м (до 50 лет), 700 — 800 м (51 — 60 лет), 500 — 600 м (61 — 70 лет), 300 — 400 м (старше 70 лет), находясь в воде от 45 до 30 мин. Методические рекомендации содержали программу освоения такой оптимальной оздоровительной дистанции. Они были направлены во все союзные республики и ДСО страны, а содержание их опубликовано в печати и дважды передавалось по первой программе Центрального телевидения. В 1984 г. наши рекомендации были рас-

 

смотрены и одобрены Международной федерацией любительского плавания (ФИНА), а в 1985 г. в форме «Инструкции по оздоровительному плаванию для всех» распространены во всех странах — членах Международной федерации.

Федерация плавания СССР провела обследования использования плавания в оздоровительных целях отдыхающими на пляжах Ленинграда, Львова, Сочи, Туапсе, Анапы и Ейска. Результаты обследований показали, что большинство людей, умеющих плавать, не получают от плавания максимально возможной пользы для укрепления здоровья. Поэтому все республиканские и местные федерации плавания должны добиваться того, чтобы каждый пляж развернул широкую агитацию и пропаганду оптимальной дозировки оздоровительного плавания, используя для этого броские плакаты, информацию по местному радио, консультации и выступления врачей и специалистов плавания, ветеранов спорта. Нужно добиваться, чтобы каждый умеющий плавать, независимо от возраста, умело пользовался оздоровительным плаванием и стремился освоить оптимальную оздоровительную дистанцию. Особенно важно развернуть такую пропаганду в Неделю пловца, проводимую ежегодно в июле.

В массовой работе по плаванию пока сделаны на местах лишь первые шаги. В каждом из ее направлений имеются большие резервы. Путь к их мобилизации лежит через устранение недостатков. Чего можно достигнуть в различных направлениях массовой работы по плаванию, свидетельствует уже имеющийся опыт. Перенимать этот опыт, настойчиво и энергично устранять недостатки, опираясь на помощь партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, — вот что должно быть главным в деятельности всех федераций, направленной на повышение эффективности и качества массовой работы по плаванию.

 
Library   7   Up

 

   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало