Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Тем, у кого оно получилось сразу же, следует повторить еще несколько раз и только после этого переходить к упражнению 8 — «ласты моржа» и продвижение, упражнению 10 — «ласты моржа» и движение ног, упражнению 16 — плавание на спине без выноса рук из воды. Этих упражнений вполне достаточно, чтобы большинство пришедших на первый урок сразу же проплыли 50 м. Это большое достижение! Для остальных требуется несколько занятий, чтобы достаточно уверенно почувствовать себя в водной среде, ощутить, что плавание — это удовольствие.

В упражнениях, где используются ластообразные движения — «ласты моржа», новичку очень важно ощущать разворот кисти (пронация и супинация) в воде.

В организации занятий по плаванию большую роль играет эмоциональный фон — он помогает лучше и основательнее усваивать упражнения. Дух соревнования между занимающимися любого возраста бодрит и повышает настроение. Более способные в освоении новых упражнений должны помогать своим партнерам, таким образом они лучше закрепляют и свои навыки. В каждом человеке, независимо от возраста, проявляются педагогические наклонности, которые преподаватель должен поощрять. Иногда такие добровольные педагоги, сами еще не умея как следует держаться на воде, способны, естественно под контролем инструктора, дать ценные советы партнерам.

Большую нервную нагрузку испыты-

 

вает подопечный, когда, научившись плавать на мелком месте, предпринимает попытки плавать на глубине. В этом случае инструктор на протяжении всей дистанции сопровождает его, внимательно следит за всеми действиями, в случае надобности корректирует, идя вдоль берега или по бортику бассейна.

Так, общими усилиями и постигаются азы плавательной науки. Не могу не остановить внимание на упражнении «вертикальная стойка в воде». Оно помогает обучаемым приобрести уверенность. Возвращение в вертикальную стойку из положения лежа на спине или на груди у некоторых вызывает растерянность, так как при начальном обучении мы не требовали напрягать мышцы шеи, лежать необходимо было расслабленно, уравновешивая себя в воде.

Как же следует поступать в случае, если обучающийся захочет встать на дно? Когда он лежит или скользит на спине — приподнять голову, подтянуть колени и одновременно выполнить гребок руками под себя, опустить ноги, встать на дно и выпрямиться.

Лежа или скользя на груди — опустить голову, подтянуть колени и выполнить гребок руками вниз, опустить ноги, встать на дно и выпрямиться.

Вертикальная стойка — простое упражнение, но оно важно, чтобы ускорить процесс обучения плаванию. Его рекомендуется включать после того, как были правильно и основательно освоены два упражнения — «поплавок на спине», руки «в замке» (упр. 1) и лежание, «ласты моржа» и продвижение (упр. 8).

 

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО


ТРЕНАЖЕР С ЦЕНТРОБЕЖНЫМ ТОРМОЗОМ

   
Н. И. Потемкин, преподаватель педагогического института (Рязань)
 

В тренировочном процессе пловцов эффективно используются тренажерные устройства типа «Мини-джи». Преимущество подобных тренажеров в том, что они задают нагрузку на работающие мышцы, адекватную той, которую испытывает пловец во время гребка рукой в воде. Это так называемый изокинетический режим.

 

Существует несколько модификаций тренажеров такого типа. Тормозной механизм некоторых из них представляет собой центробежный тормоз. Известно несколько типов центробежных (скоростных) тормозов: скоростной с радиально движущимися грузами, скоростной дисковой, скоростной с поворачивающимися

Library   54   Up


Contents

 

Home
 

49844-5.jpg

 

Рис. 1. Общий вид тренажера для изокинетических упражнений

 

грузами внутри барабана и т. д. Однако конструкции их довольно сложны.

На кафедре физвоспитания Рязанского педагогического института разработано устройство, в котором использован скоростной тормоз с поворачивающимися грузами — колодками внутри барабана. На наш взгляд, это наиболее простая конструкция, доступная для изготовления в небольшой мастерской, удобная и надежная в работе. Устройство для тренировки с центробежным тормозом для изокинетических упражнений изображено на рис. 1; на рис. 2 отдельно изображен блок торможения с поворачивающимися грузами. Устройство содержит раму (1), внутри которой на неподвижной оси (6) закреплены вращающаяся катушка (7), редуктор (11) и возвратный механизм (12). Катушка через храповой механизм (8) связана с блоком торможения (3), в котором укреплены сменные поворачивающиеся грузы (4) с закрепленными на них тормозными колодками (5). На раме жестко укреплен тормозной барабан (2). На катушку намотан шнур (10) с ручкой (9). Центробежный тормоз и редуктор прикрыты корпусом.

Устройство работает следующим образом. Перед работой в блок торможения устанавливают необходимого веса поворачивающиеся грузы, так как сила сопротивления прямо пропорциональна массе груза. Устройство за раму укрепляют на неподвижной опоре (стене, дереве и т. д.) на нужной высоте. Спортсмен, находясь в заданной позе, вытяги-

  49844-6.jpg

 

Рис. 2. Блок торможения тренажера

 

 

вает шнур. При вытягивании шнура вращается катушка, а через храповой механизм приходит во вращение и блок торможения с поворачивающимися грузами. Возникающая при этом центробежная сила поворачивает грузы, и тормозные колодки плотно прижимаются к тормозному барабану. Чем с большей скоростью выполняется то или иное упражнение, чем с большей скоростью вытягивается шнур, тем с большей скоростью вращаются катушка и блок торможения, тем большая возникает центробежная сила и с большей силой прижимает тормозные

Library   55   Up


Contents

 

Home
 

49844-7.jpg

 

Рис. 3. Применение тренажера на вертикальной площадке

 

колодки к тормозному барабану, тем большее сопротивление испытывает спортсмен. Одновременно вращение катушки через редуктор передается и на возвратный механизм, пружина его закручивается. После окончания тяги катушка под действием раскручивающейся пружины возвратного механизма вращается в обратном направлении, храповой механизм разъединяет катушку и блок торможения, шнур наматывается на катушку.

 

Размеры тренажера 26x15x15 см, вес около 3 кг. Устройство может быть закреплено на любой неподвижной опоре или удерживаться партнером. На фотографиях тренажер размещен на платформе. Небольшие габариты и вес позволяют использовать его для скоростно-силовой и общефизической подготовки пловцов в спортивном зале, в полевых и домашних условиях, во время поездок на соревнования и т. д.

 

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ СТЕНД

   
В. А. Крупнов, ВНИИФК
 

Одно из наиболее перспективных направлений в обучении плаванию и совершенствовании навыков — применение тренажерных систем и установок, способствующих созданию искусственных условий для воспроизведения совершенствуемого упражнения. Этой цели служат технические средства рационального управления движениями обучаемого: поддерживающая установка и специализированная тренажерная система силового лидирования.

 

Поддерживающая установка (ПУ) надежна в эксплуатации, может широко использоваться для группового обучения плаванию в закрытых бассейнах и на открытых водоемах, обеспечивает надежную страховку занимающихся на глубокой части бассейна, позволяет управлять движениями занимающегося.

Специализированная тренажерная система силового лидирования (СТССЛ) аналогична ПУ, но имеет свои особенности в технических характеристиках и

Library   56   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало