Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

УСКОРЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ
МОЛОДЕЖИ

   
В. П. Волегов, кандидат
педагогических наук, доцент (Омск)
 

В своей статье мне хочется поделиться опытом 30-летней работы по плаванию с детьми, юношами и девушками. Из обилия разнообразных плавательных упражнений, обычно рекомендуемых пособиями для обучения плаванию, я отобрал самые эффективные, дополнив рядом своих упражнений, проверенных многолетним опытом. Постепенно рождалась методика ускоренного обучения плаванию, предназначенная для студенческой молодежи, особенно для студенток.

Эффективность этой методики успешно проверили в своих занятиях по обучению плаванию студентов Автомобильно-дорожного института им. В. Г. Куйбышева (Омск) мои коллеги А. К. Клементьев и Г. В. Шебалина. Такая методика успешно применялась при массовом обучении учащихся общеобразовательной школы № 109 нашего города группой преподавателей во главе с Т. С. Тихоновой.

Основные преимущества предлагаемой методики коротко состоят в следующем. Она приемлема для различных возрастных групп как при групповом, так и при индивидуальном обучении плаванию, и не только в плавательных бассейнах с небольшой глубиной дна, но и в открытых- водоемах. Методика позволяет в кратчайший срок — за один-два урока научиться плавать, что особенно важно при коротком сибирском лете; здесь главное условие — не использовать поддерживающих средств и приспособлений. .

Кроме того, она учитывает психологические особенности обучаемых и базируется на их закономерностях.

Что необходимо, чтобы новичок научился плавать?

Односложно на этот вопрос не ответишь. Необходимо физическими упражнениями на суше укрепить мускулатуру, чтобы человек координировал свои движения и усилия. Нужно, чтобы занимающийся правильно воспроизводил показываемые преподавателем упражнения. С самого начала обучения плаванию новичку следует внушить, что пребывание в воде под контролем старшего товарища не опасно — педагог рядом, он соответственно одет и в случае надобно-

 

сти придет на помощь незамедлительно.

Глубина в водоеме, где проводятся занятия, должна быть такой, чтобы уровень воды был несколько выше поясницы или доходил до груди, дно проверенным, ровным — без ям и камней, чтобы не было течения.

Важным условием является оптимальная температура воды и воздуха, наличие солнца.

Значение имеют не только возраст и пол педагога, но и его личностные особенности — авторитет, такт, культура в обращении, внимание к подопечному. Эмоциональный фон, создаваемый во время занятий, также помогает усвоению материала.

Педагог должен добиваться правильного выполнения упражнения и не торопиться переходить к следующему, не загружать занятие большим количеством второстепенных упражнений, отвлекающих новичков. Лучше в занятиях с новичками использовать два-три основных упражнения.

Считается, что львиная доля успеха обучения зависит от знания преподавателем психологии человека. Мотивация играет ведущую роль в эффективности обучения плаванию. Мотивы, а их существует великое множество, играют стимулирующую роль в усвоении плавательных навыков, и их необходимо учитывать и выяснять подобно тому, как поступает врач при обследовании больного.

Нет такого человека, который бы не смог научиться плавать.

Какой способ плавания следует выбирать при начальном обучении молодежи?

В предлагаемой методике ускоренного обучения плаванию предпочтительно плавание на спине. Существует много разновидностей такого плавания, не имеющих спортивного значения, однако прикладность их бесспорна.

После длительного и утомительного пребывания в воде человек может лечь на спину и отдохнуть в этом удобном положении, когда мышцы расслаблены, а дыхание естественно. Сам способ плавания на спине очень экономичный, и основы техники его легко переносятся

Library   50   Up


Contents

 

Home
 

на другие спортивные способы. На начальном этапе обучения этот способ дает педагогу ценную информацию о подопечных пловцах, находящихся в воде.

Лев Николаевич Толстой говорил, что по улыбке можно узнать человека. В плавании на спине по выражению лица — мягкости или напряженности мышц лица, шеи, цвету кожи, размерам зрачков глаз педагог получает информацию о внутреннем состоянии подопечного. В соответствии с этим он регулирует дозировку упражнений, чередует их с отдыхом, ставит дыхание, так как очень часто новички непроизвольно слишком продолжительно задерживают дыхание на вдохе даже при плавании на спине. Личный опыт, интуиция подскажут, как следует поступать в каждом конкретном случае.

 

Остановимся на основных упражнениях, применяемых в методике ускоренного обучения плаванию. Используются 19 упражнений.

1. «Поплавок на спине», руки «в замке». Стоя на дне водоема или бассейна, животом касаясь борта, руки за спиной соединены «в замок» и плотно прижаты к пояснице. Плавно лечь на спину, не разъединяя рук. Полежать некоторое время, затем разомкнуть руки, максимально расслабить их и расположить вдоль тела. Дыхание глубокое и произвольное через рот. Повторить упражнение 5 — 6 раз (пока не получится правильно). При выполнении этого упражнения не отталкиваться ногами от дна, так как при резком движении волна может залить лицо, тогда новичок непроизвольно сядет в воде и упражнение не получится.

2. Выдохи в воду и открывание глаз под водой. Сразу же после плавного погружения лица в воду выполнить энергичный, полный выдох в воду в основном через рот. Лишь после полного выдоха плавно поднять лицо из воды, сделать быстрый и глубокий вдох через широко открытый рот, снова опустить лицо в воду и весь цикл повторить. Правильность выдоха, его непрерывность контролируется открыванием глаз в воде, чтобы проследить за пузырьками выдыхаемого воздуха. Обучаемые не должны стирать воду с лица. Повторить до 20 раз и более.

3. «Ласты моржа» одной рукой. Присесть, расположив подбородок у поверхности воды. Рука вытянута вперед, кисть повернута наружу. Выполнять рукой ластообразное движение («восьмер-

 

49844-4.jpg

ки») в горизонтальной плоскости в воде таким образом, чтобы при отведении кисти мизинец находился у поверхности, а при сведении руки у поверхности находился большой палец, при отведении руки локоть также удерживается у поверхности. Дыхание на первых порах произвольное, а в дальнейшем согласуется с движениями руки. Повторить по 10 — 20 раз каждой рукой.

4. «Ласты моржа» двумя руками. И. п. — как в упр. 3, но упражнение выполняют двумя руками. Выполнить одновременные, синхронные движения руками, поворачивая ладони то наружу — при отведении, то внутрь — при сведении. Повторить 10 — 20 раз (см. рисунок) .

5. «Ласты моржа» с выдохами в воду. Упражнение выполняют на мелкой части водоема. Присесть, сделать вдох, погрузить лицо в воду до уровня бровей и выполнить упр. 4, дополнив выдохами в воду. После выдоха поднимать лицо над водой до подбородка. Повторить 10 — 20 раз.

6. «Ласты моржа» на глубине. Выполнять ластообразные движения обеими руками, подбородок удерживать у поверхности воды, ноги вытянуты вниз, расслаблены и не касаются дна. При отведении рук — вдох, при сведении — выдох. Повторить упражнение 10 — 20 раз.

7. «Ласты моржа» на глубине с выдохами в воду. То же, что упр. 6, но дополнять его выдохами в воду, погружая лицо в воду. Повторить 10 — 20 раз.

8.  «Ласты моржа» с продвижением. Выполнить упр. 1 — «поплавок на спине», руки «в замке», плавно лечь спиной на воду; выполнить ластообразные движения в воде возле бедер. Проплыть несколько метров. Дыхание ритмичное, согласуется с движениями рук, ноги вытянуты и расслаблены. Повторить 5 — 6 раз (до правильного выполнения).

9. Движения ногами. Выполнить упр. 1 — «поплавок на спине», руки «в

 
Library   51   Up


Contents

 

Home
 

замке», движения ногами в вертикальной плоскости попеременно. Движения должны быть легкими; дыхание вначале произвольное, затем согласуется с ритмом движений ног. Повторить 5 — 6 раз, каждый раз увеличивая расстояние проплывания.

10. «Ласты моржа» и движения ногами. Выполнить упр. 8, выпрямить ноги, затем, работая ногами кролем, проплыть несколько метров. Движения ногами ритмичные и мягкие. Дыхание согласуется с движениями рук. Повторить 4 — 6 раз, каждый раз увеличивая расстояние проплывания.

Если подопечный легко выполняет движения брассом, в упр. 9 и 10 можно отказаться от движений ног кролем.

11. Скольжение толчком ото дна, руки вдоль тела. Оттолкнуться и скользить, вытянувшись на поверхности воды; расслабленные руки вдоль тела. Следить, чтобы голова была погружена в воду до уровня ушей, и не допускать, чтобы волна перекатывалась через голову. Дыхание произвольное. Более сложный вариант для новичка: и. п. — руки вытянуты над головой. Повторить 4 — 6 раз.

12. Скольжение толчком от стенки на спине, руки вдоль тела. Сделать вдох, приподнять ноги к поверхности, опустить голову в воду, задержать дыхание на вдохе, после чего оттолкнуться ногами и скользить до остановки. Во время скольжения дышать через рот. Более сложный вариант — руки в и. п. вытянуты над головой. Повторить 4 — 6 раз.

13. Скольжение и «ласты моржа». Выполнить упр. 11, дополнив его ластообразными движениями рук у бедер. Ноги вытянуты и расслаблены. Повторить 4 — 6 раз.

14. «Торпеда» на спине. Повторить 4 — 6 раз.

15. Скольжение, «ласты моржа» и движения ногами. Оттолкнуться от дна или стенки бассейна, проскользить 1 — 2 м, выполнить ластообразные движения руками, затем подключить движения ног. Дыхание ритмичное, согласованное с движениями рук. Повторить 4 — 6 раз.

16. Плавание на спине без выноса рук из воды. Лечь на спину, выполнить несколько ластообразных движений руками, дополнить движениями ногами. Согнуть руки, отвести их в воде за голову и вытянуть, развернув ладони наружу, после чего выполнить гребок до бедер. Большие пальцы во время гребка располагаются у поверхности. В конце гребка выполнить захлестывающее движение. В этом упражнении нужно сох-

 

ранить равновесие, чтобы в момент гребка волна не перекатывалась через голову. Важно, чтобы голова сохраняла неизменное положение. Повторить 4 — 6 раз, каждый раз увеличивая расстояние.

17. Имитация одновременного гребка руками лежа на полу. Лечь на спину, вытянуть руки над головой, расположив их на ширине плеч или несколько уже. Расположить ладони таким образом, чтобы они были повернуты наружу и лишь мизинцы касались опоры. Одновременно выполнить движения руками до бедер, на протяжении всего движения руки касаются мизинцами опоры, большие пальцы постоянно направлены вверх. По завершении гребка маховым движением вывести руки перед собой в исходное положение над головой, повернув ладони наружу. Такие движения можно выполнять с закрытыми глазами, что полезно для правильного усвоения гребка. Повторить 6 — 8 раз.

18. Имитация попеременного гребка руками лежа на полу. Вытянуть одну руку над головой на ширине плеча или несколько уже, располагая ладонь таким образом, чтобы она была повернута наружу и лишь мизинец касался опоры; другая рука — у бедра, мизинец касается опоры, большой палец направлен вверх. При выполнении гребка одной рукой другая выполняет пронос; перед тем как коснуться опоры, ладонь поворачивается наружу. Аналогичные движения выполняют при смене исходного положения рук. Дыхание: под одну руку выполняется вдох, под другую — выдох. Можно разнообразить это упражнение, закрывая глаза. Повторить 6 — 8 раз.

19. Плавание кролем на спине. Наверное, вы обратили внимание, что некоторые упражнения, в частности 2, 5 и 7, где присутствует выдох, выполняемый в воду, как будто бы не имеют к плаванию на спине никакого отношения. Научиться делать выдохи в воду важно для того, чтобы в дальнейшем, если возникнет желание совершенствоваться в плавании, можно было непринужденно и естественно перейти к другим способам — кролю на груди, брассу и баттерфляю. Выдохи в воду приучают человека к ритмичному и глубокому дыханию и, кроме того, развивают дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Открывание глаз в воде приучает оценивать и контролировать движения рук и ориентироваться по дну во время плавания в прозрачной воде.

 
Library   52   Up


Contents

 

Home
 

Можно привести бесконечное число различных сочетаний предложенных упражнений, чтобы оценить способности обучаемого. На первых порах кому-то не все сразу удается, но если настойчиво добиваться правильного, непринужденного положения в воде, естественных движений конечностями в сочетании с ритмичным дыханием, то в дальнейшем такой отстающий может даже обогнать более удачливых в начале обучения, у которых сразу все получалось правильно.

Упражнения подбираются строго индивидуально. Для одного бывает достаточно трех упражнений с незначительным числом повторений, для другого 10 — 12 окажется недостаточным, чтобы поплыть.

Чтобы оценить способности человека к плаванию, можно воспользоваться некоторыми тестами. Кстати, эти тесты могут использоваться как упражнения для конкретного человека.

Оценка «отлично» ставится, если новичок выполняет следующее:

— идеальный и к тому же весьма редкий случай — после объяснения и демонстрации правильной техники кроля на спине новичок сразу же выполняет упр. 19;

— последовательно упр. 1 — «поплавок на спине», руки «в замке»; упр. 8 — «ласты моржа» и продвижение или упр. 9 — движения ногами; после них — упр. 19;

— последовательно упр. 1, 8 или 9, 18 — имитация попеременного гребка на суше и после них — упр. 19.

В зависимости от способностей обучающихся некоторым из них необходимо предлагать иную очередность упражнений, однако везде должна присутствовать логика, которая определит оптимальный выбор упражнений.

На «хорошо» оценивается, если новичок правильно выполнит следующее:

— последовательно упр. 1, 4 — «ласты моржа», стоя на дне — упр. 8 или 9, 19;

— последовательно упр. 1, 3 — «ласты моржа» одной рукой; упр. 4, 8 или 9, 17 и 18 — имитация гребков на суше; после них — упр. 19.

Основные в предлагаемой методике упражнения 1, 8, 9 и 19. Остальные служат дополнительными для правильной постановки техники плавания кролем на спине.

Методика обучения плаванию, как мы уже говорили, индивидуальна. Инструктор или тренер в уроке по плаванию, как музыкант, создает свою аранжиров-

 

ку на известную тему, придерживаясь принципов от простого к сложному, регулируя интервалы отдыха, необходимые для комментариев по поводу удачного или неудачного выполнения упражнения.

Приведем один из вариантов урока, включающего предложенные упражнения:

1. Упражнение 1 — «поплавок на спине», руки «в замке».

2. Упражнение 3 или 4 — «ласты моржа» одной или двумя руками.

3. Упражнение 8 — лежание, «ласты моржа» и продвижение.

4.  Упражнение 2 — выдохи в воду и открывание глаз под водой.

5. Упражнение 9 — движения ногами.

6.  Упражнение 5 — «ласты моржа» с выдохами в воду.

7. Упражнение 10 — «ласты моржа» и движения ногами.

8. Упражнение 11 — скольжение толчком от дна.

9.  Упражнение 2 — выдохи в воду и открывание глаз под водой.

10. Упражнение 13 — скольжение и «ласты моржа».

11.  Упражнение 14 — «торпеда» на спине.

12.  Упражнение 5 — «ласты моржа» с выдохами в воду.

13.  Упражнение 15 — скольжение, «ласты моржа» и движения ног.

14. Упражнение 16 — плавание на спине без выноса рук из воды.

15. Упражнение 2 — выдохи в воду и открывание глаз под водой.

16. Упражнение 17 или 18 — имитация гребков на суше лежа на полу.

17. Упражнение 19 — плавание кролем на спине.

В зависимости от условий занятий, наличия времени для занятий в бассейне или от погодных условий в летнюю пору в открытом водоеме предлагаемый вариант можно сократить до 14 позиций, исключив все упражнения, в которых используются выдохи в воду (упр. 4, 6, 9, 12). .

Упражнение «поплавок на спине» для некоторых может оказаться сразу не под силу, тогда приходится повторять задание. Хорошо воспользоваться услугами помощника, который продемонстрирует его и последующие упражнения Учиться непринужденно лежать на поверхности воды и сохранять равновесие тела, дышать через рот, не задерживая дыхания, — это напряженная работа. «Поплавок на спине» — основное упражнение. Его следует в совершенстве освоить и тогда переходить к следующему.

 
Library   53   Up


Contents

 

Home
 

Тем, у кого оно получилось сразу же, следует повторить еще несколько раз и только после этого переходить к упражнению 8 — «ласты моржа» и продвижение, упражнению 10 — «ласты моржа» и движение ног, упражнению 16 — плавание на спине без выноса рук из воды. Этих упражнений вполне достаточно, чтобы большинство пришедших на первый урок сразу же проплыли 50 м. Это большое достижение! Для остальных требуется несколько занятий, чтобы достаточно уверенно почувствовать себя в водной среде, ощутить, что плавание — это удовольствие.

В упражнениях, где используются ластообразные движения — «ласты моржа», новичку очень важно ощущать разворот кисти (пронация и супинация) в воде.

В организации занятий по плаванию большую роль играет эмоциональный фон — он помогает лучше и основательнее усваивать упражнения. Дух соревнования между занимающимися любого возраста бодрит и повышает настроение. Более способные в освоении новых упражнений должны помогать своим партнерам, таким образом они лучше закрепляют и свои навыки. В каждом человеке, независимо от возраста, проявляются педагогические наклонности, которые преподаватель должен поощрять. Иногда такие добровольные педагоги, сами еще не умея как следует держаться на воде, способны, естественно под контролем инструктора, дать ценные советы партнерам.

Большую нервную нагрузку испыты-

 

вает подопечный, когда, научившись плавать на мелком месте, предпринимает попытки плавать на глубине. В этом случае инструктор на протяжении всей дистанции сопровождает его, внимательно следит за всеми действиями, в случае надобности корректирует, идя вдоль берега или по бортику бассейна.

Так, общими усилиями и постигаются азы плавательной науки. Не могу не остановить внимание на упражнении «вертикальная стойка в воде». Оно помогает обучаемым приобрести уверенность. Возвращение в вертикальную стойку из положения лежа на спине или на груди у некоторых вызывает растерянность, так как при начальном обучении мы не требовали напрягать мышцы шеи, лежать необходимо было расслабленно, уравновешивая себя в воде.

Как же следует поступать в случае, если обучающийся захочет встать на дно? Когда он лежит или скользит на спине — приподнять голову, подтянуть колени и одновременно выполнить гребок руками под себя, опустить ноги, встать на дно и выпрямиться.

Лежа или скользя на груди — опустить голову, подтянуть колени и выполнить гребок руками вниз, опустить ноги, встать на дно и выпрямиться.

Вертикальная стойка — простое упражнение, но оно важно, чтобы ускорить процесс обучения плаванию. Его рекомендуется включать после того, как были правильно и основательно освоены два упражнения — «поплавок на спине», руки «в замке» (упр. 1) и лежание, «ласты моржа» и продвижение (упр. 8).

 

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО


ТРЕНАЖЕР С ЦЕНТРОБЕЖНЫМ ТОРМОЗОМ

   
Н. И. Потемкин, преподаватель педагогического института (Рязань)
 

В тренировочном процессе пловцов эффективно используются тренажерные устройства типа «Мини-джи». Преимущество подобных тренажеров в том, что они задают нагрузку на работающие мышцы, адекватную той, которую испытывает пловец во время гребка рукой в воде. Это так называемый изокинетический режим.

 

Существует несколько модификаций тренажеров такого типа. Тормозной механизм некоторых из них представляет собой центробежный тормоз. Известно несколько типов центробежных (скоростных) тормозов: скоростной с радиально движущимися грузами, скоростной дисковой, скоростной с поворачивающимися

Library   54   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало