Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
В ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ
В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ
УСЛОВИЯХ

   
В. В. Пыжов, кандидат педагогических
наук, доцент (Львов)
 

В пионерском лагере программа по плаванию предусматривает проведение 15 уроков за смену, т. е. за 24 дня. Если учесть, что два-три дня в начале и в конце смены отводятся на организационные мероприятия — открытие и закрытие лагеря, то времени остается мало. Сокращается число занятий по плаванию и из-за различных общелагерных мероприятий: походов, игр, туристских вылазок, встреч со знатными людьми и т. д. Наконец, свои коррективы вносят климатические условия многих районов страны. Опыт работы лучших пионерских лагерей Украины показывает, что планомерное проведение подготовительной работы на суше позволяет и в дождливый сезон добиться хороших результатов в обучении плаванию. Причем дети охотно выполняют подготовительную работу на суше.

Успех в обучении плаванию достижим при широкой помощи лучших пловцов из числа вожатых и старших пионеров. Не следует пренебрегать помощью вожатых, не умеющих плавать. Они могут проводить работу по повторению подводящих упражнений на суше, помогать в поддержании дисциплины. Во время занятий плаванием вожатые наблюдают за находящимися в воде детьми. Как показывает опыт, обычно они — самые активные помощники, да и охотно учатся плавать сами. Следует использовать их и в работе по приему контрольных нормативов по плаванию.

С первых дней в программу утренней гимнастики целесообразно включить ряд упражнений, которые помогут детям отработать плавательные движения, научиться держаться на воде, освоить правильное дыхание. Такие упражнения обычно вызывают интерес у детей, еще не умеющих плавать. Комплексы упражнений разучивают с пионервожатыми и старшими пионерами — в первую очередь с теми, кто владеет спортивными способами плавания. Во время утренней гимнастики вожатые и пионеры-инструкторы ходят между рядами ребят и помогают им исправлять ошибки,

 

допускаемые при выполнении упражнений. Затем преподаватель ставит задачу на предстоящий урок для всех отрядов, дифференцируя ее для неумеющих плавать и плавающих «по-своему»; уточняются задачи вожатым, пионерам-инструкторам.

Обучение проводят в группах, укомплектованных по полу учащимися, имеющими одинаковые навыки (поотрядно). В группах неумеющих плавать целесообразно одновременно обучать не более 10 — 12 детей, а при наличии пионера-инструктора — до 20. Более многочисленную группу делят на две подгруппы. В то время как с одной из них инструктор или вожатый работает в воде, другая повторяет подготовительные упражнения на берегу — совершенствует дыхательные упражнения, проводит предусмотренные планом игры. Перед тем как войти в водуу дети в каждой подгруппе становятся попарно и берутся за руки, затем входят в воду и выполняют упражнения, помогая друг другу исправлять ошибки. В случае возникновения опасности они сигнализируют вожатому или дежурному спасателю.

Для ускорения обучения отдельные упражнения можно отрабатывать в помещении, в их числе — вдох и выдох. Упражнение начинают с 10 — 15 выдохов, используя воду со слабым раствором марганца, налитую в чистые тазики или ведра. Постепенно количество выдохов увеличивают до 20 — 25. Это упражнение ребята охотно выполняют не только в помещении, но и на берегу водоема. Пока одна половина отряда занимается в воде, вторая отрабатывает дыхание на суше.

Заблаговременно следует познакомить ребят с сигнализацией. Например, поднятая вверх рука — «Внимание», поднятые обе руки — «Заканчивай выполнение упражнения», руки вверху накрест — «Выходи из воды» и т. д. По сигналу «Тревога» дети должны немедленно выйти из воды. Сигналы можно подавать свистком, горном, флажком и другими средствами.

Library   45   Up


Contents

 

Home
 

Сигналы дисциплинируют детей, приучают их быть собранными и внимательными. Необходимо предупредить учащихся о недопустимости подачи ложных сигналов тревоги: криков «Тону!», «Помогите!» и др.

Упражнения для освоения техники дыхания пловца на суше со стороны забавны и вызывают у детей шутки, смех. Поэтому следует сразу так организовать обучение этому важному навыку, чтобы отношение к нему было серьезным.

Как показывает опыт, обучение тормозит медленное освоение большинством детей навыков техники правильного дыхания пловца. Во всех методических пособиях по плаванию описание техники дыхания сводится к рекомендации выполнять вдох над водой и выдох в воду, согласуй их с определенным положением головы и конечностей в зависимости от способа плавания. Опускается весьма существенная деталь — необходимость удалять попадающую в полость рта воду вместе с выдохом. Это важно и с точки зрения психологии.

Мы разработали серию упражнений (в дополнение к существующим), способствующих быстрейшему угнетанию глотательного рефлекса во время пребывания в воде и плавания. Для овладения техникой удаления воды из полости рта мы рекомендуем ребятам после вдоха набрать в рот воды из стакана и с выдохом выпустить струю воды — фонтанчик. Упражнения выполняют 10 — 20 раз без остановки, вначале на суше со стаканом воды, затем лежа на мелком месте водоема в разных положениях: на груди, на спине, с опорой руками о дно. Некоторые варианты таких упражнений позволяют проводить обучение этому элементу техники дыхания пловца на суше, когда вода в водоеме еще недостаточно нагрелась. Они вызывают большой интерес у ребят.

Упражнение 1. И. п. — стоя на суше со стаканом воды либо по пояс в воде, стойка — ноги шире плеч; на счет 1 — 2 сделать глубокий вдох, набрать побольше воздуха, так, чтобы почувствовать, что легкие наполнились воздухом, а ребра раздвинулись; 3 — не закрывая рта, задержать дыхание (как будто произносите «ка»); 4 — наклониться и набрать в рот воды; 5 — 6 — выпрямиться и, сложив губы трубочкой, выпустить струю воды подальше вперед, одновременно выполняя выдох так, чтобы струя воды била дальше вытянутой руки (повторить упражнение 5 — 10 раз без остановки).

 

Упражнение 2. То же, но выпустить струю воды вверх через себя, так, чтобы она не попала на лицо (5 — 6 раз).

Детям даются аналогичные задания на день, и пионервожатых предупреждают о возможном баловстве при выполнении этих упражнений.

При обучении в водоеме такие упражнения нужно повторять в сочетании с движениями ногами кролем на спине, упираясь руками в дно водоема, либо при плавании кролем на спине с помощью одних ног, руки у бедер (упражнение «Кит»).

Важно научить детей выпускать такие фонтанчики при выдохе под воду — удалять воду из полости рта под воду вместе с выдохом.

Полезно обучать технике дыхания пловца в тазе с водой, предварительно показав упражнение. Вдох делается так, как будто говорите «ап», затем голова до ушей опускается в воду. Выдох делается через нос так, чтобы обильно пошли пузыри. Руками держатся за края таза. Вытирать лицо не надо — вода сама должна стекать.

Повторить упражнение 10 — 20 раз.

Упражнение 3. То же, но с поворотом головы. Дается аналогичное задание на дом.

В гигиенических целях воду в тазу следует менять часто и слегка подкрашивать марганцовкой.

Упражнение особенно полезно в дождливый сезон, когда время пребывания в водоеме ограничено.

Комплексы подводящих упражнений
для утренней гимнастики

Комплекс первый

Упражнение 1. «Лодочка». И. п. — стойка с сомкнутыми носками. На счет 1 — проведя ладонями по бедрам, животу, груди и прижимая локти к туловищу, вывести кисти за голову; 2 — выпрямить руки вверх ладонями вперед, одновременно подняться на носки и потянуться вверх как можно выше; 3 — опуститься на полную ступню, расслабить руки, вновь потянуться вверх, став на носки; 4 — тем же путем опустить руки в и. п. (повторить упражнение 5 — 6 раз).

Упражнение 2. «Гребок правым веслом». И. п. — стойка с сомкнутыми носками, руки вверху и до отказа отведены назад, кисти повернуты внутрь и касаются друг друга наружной стороной, пальцы сжаты и образуют «лопасть весла». На счет 1 — выполнить правой рукой полкруга назад-вниз и как бы поймать себя за ногу (бедро); 2 — продол-

 
Library   46   Up


Contents

 

Home
 

жить движение вперед-вверх, вернуть руку в и. п. (повторить 5 — 10 раз).

Упражнение 3. «Гребок левым веслом». То же, что упр. 2, но левой рукой (повторить 5 — 10 раз).

Упражнение 4. «Ветряная мельница». И. п. — основная стойка, одна рука поднята вверх, другая опущена. Выполнять круги руками вперед (назад) медленно (быстро). Движения рук должны быть противоположно направленными. Кисти поворачивают как при плавании кролем на спине. Руки не сгибать в локтевых суставах, стараясь выполнить круги в боковых плоскостях (выполнять 30 с — 3 мин).

Упражнение 5. «Наполнить легкие воздухом». И. п. — основная стоика, ладони положить на туловище так, чтобы пальцами чувствовать ребра. Выполнить глубокий вдох так, чтобы ребра раздвинулись, глотательным движением задержать воздух и держать 10 — 15 с, после чего выдохнуть через нос (повторить 2 — 3 раза).

Упражнение 6. «Надутый мяч». То же, что упр. 5, но во время вдоха руки развести в стороны-вверх, набрать побольше воздуха и задержать его, присесть так, чтобы коснуться лбом коленей, руками плотно обхватить ноги. Сохранять это положение в течение 10 — 15 с (повторить 2 — 3 раза).

Упражнение 7. «Работа ногами мотором»*. И. п. — сидя, руки сзади в упоре. Выполнять движение ногами, как при плавании кролем на спине. Подбивать футбольный мяч (выполнять 30 с — 3 мин).

Упражнение 8. «Звезда». И. п. — ноги шире плеч, прямые руки вверху и до отказа отведены назад, ладонями вперед. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 10 — 15 с.

Упражнение 9. «Приседание брассом». И. п. — ноги шире плеч, руки на поясе, носки разведены как можно шире. Медленно присесть, сводя колени вместе, вернуться в и. п. (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 10. «Стартовый прыжок вверх». И. п. — ноги на ширине плеч, ступни параллельны. По команде «На старт!» выполнить полунаклон вперед, отвести руки до отказа назад, ноги согнуть в коленях. По команде «Марш!» руки послать дугами вперед-вверх, прыгнуть повыше, в полете вытянуться «лодочкой», приземлиться мягко на носки. Сохранять вытянутое положение тела в течение 3 — 5 с.


* Упражнение выполняют при наличии скамеек либо чистого травяного покрова.

 

Комплекс второй

Упражнение 1. «Надувная лодочка». Задержать дыхание на 10 — 15 с.

Упражнение 2. «Ветряная мельница». Выполнить круги руками вперед (назад) в сочетании с движением шагом, притопыванием, прыжками на месте (выполнять 30 с — 1 мин).

Упражнение 3. «Ногами брассом»*. И. п. — сидя, ноги выпрямлены, пятки вместе, стопы держать как при ходьбе на пятках. Выполнять движения ногами как при плавании брассом и так, чтобы пятки скользили по земле (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 4. «Работа ногами мотором». Движения ногами как при плавании кролем на спине (выполнять 30 с — 1 мин).

Упражнение 5. «Руками брассом». И. п. — стойка с сомкнутыми ногами, прямые руки вперед и кисти наружной стороной касаются одна другой. На счет 1 — развести руки в стороны чуть шире плеч; 2 — прижать локти к туловищу, одновременно кистями схватить себя за подбородок; 3 — колющим движением вперед вынести руки в и. п. (повторить 10-20 раз).

Упражнение 6. «Лягушка» — копирование движений в плавании брассом на груди. И. п. — стойка с сомкнутыми носками, руки вверху, кисти повернуты и наружной стороной касаются друг друга. На счет 1 — гребок руками в сторону, несколько шире плеч; 2 — широкий шаг правой ногой в сторону, носки развести возможно шире; 3 — присесть, колени свести вместе, одновременно локти прижать к туловищу, а кистями схватить себя за подбородок; 4 — руки выпрямить вверх, выпрямляя ноги, приставить правую ногу к левой и стать в и. п. (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 7. «Стартовый прыжок вверх».

Упражнение 8. «Подтягивание каната» — копирование движений руками в плавании кролем на груди. И. п. — стойка с сомкнутыми носками в полунаклоне, руки вытянуты вперед ладонями вниз, большие пальцы касаются друг друга. На счет 1 — согнуть правую руку в локтевом суставе, затем, выпрямляя, вести ее вниз так, чтобы поймать себя за правое колено; скользнув ладонью с колена, отвести ее назад-вверх до отказа;2 — через сторону (выше головы)

 


* Упражнение выполняют при наличии скамеек либо чистого травяного покрова.

 
Library   47   Up


Contents

 

Home
 

провести ее вперед в и. п. (повторить 5 — 10 раз).

Упражнение 9. «Кролем на груди». То же, что упр. 8, согласовывая движения рук с поворотами головы и дыханием. Касание большим пальцем кисти соответствующего бедра является сигналом для вдоха.

То же с частыми притопываниями, шагами на месте, в движении (до 1 мин).

Упражнение 10. «Кролем на спине». И. п. — стойка с сомкнутыми носками, одна рука вверху, другая у бедра. Движения выполнять медленно, последовательно делая круги руками назад, как при плавании кролем на спине, одновременно часто подпрыгивать, выбрасывая прямые ноги вперед (выполнять 30 с — 1 мин).

 

Комплекс третий

Упражнение 1. «Звезда»; упражнение 2. «Мотор»; упражнение 3. «Гребок одним веслом»; упражнение 4. «Мельница лежа»; упражнение 5. «Кролем на спине».

 

Комплекс четвертый

Упражнение 1. «Звезда»; упражнение 2. «Мотор»; упражнение 3. «Подтягивание каната с отведенными в сторону локтями»; упражнение 4. «Кролем на спине»; упражнение 5. «Ногами брассом на спине»; упражнение 6. «Движение ногами брассом лежа на груди»; упражнение 7. «Согласование движений как при плавании брассом».

Комплексы подводящих упражнений для подготовительной части урока, проводимой на песчаном пляже*

Комплекс пятый

Подводящие упражнения на песке обычно выполняют в ходьбе и положении лежа. Чтобы песок во время выполнения упражнений не попадал в глаза, нужно расположить ребят на расстоянии 1,5 — 2 м друг от друга. Перед выполнением упражнений в положении лежа на груди надо подложить под лицо полотенце или панамку, чтобы при вдохе песок не попал в дыхательные пути.

 

 

 


* В несколько измененном виде рекомендуемые упражнения могут проводиться на травяном, каменистом или деревянном покрове.

 

Упражнения, подводящие к изучению техники плавания кролем на спине

Упражнение 1. «Подбрось песок». И. п. — сидя руки сзади в упоре, правая нога согнута, носок вытянут. Выпрямляя ногу, подбить подъемом вверх попавший на нее песок. Проделать то же левой ногой (выполнять 10 — 30 с).

Упражнение 2. И. п. — лежа на боку. Имитировать движение ногами при плавании кролем, стараясь подбивать песок ногой (выполнять 10 — 30 с).

Упражнение 3. «Гребок двумя руками». И. п. — лежа на спине руки вверху (тыльные стороны кистей соединены). Захватить песок ладонями, опуская руки через стороны, подтянуть валик песка к бедрам, затем движением вперед-вверх вернуть руки в и. п. (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 4. «Гребок левой рукой». То же, что в упр. 3, но выполнять «гребок» только левой рукой, затем только правой (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 5. «Гребок руками кролем на спине». То же, что упр. 3 и 4, но действовать попеременно то левой, то правой рукой (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 6. «Кролем на спине». То же, что упр. 3, 4, 5, по согласовывать движения рук с движениями ног (выполнять 30 с — 1 мин).

Упражнения, подводящие к изучению техники плавания кролем на груди

Упражнение 1. «Подбросить песок ногой». Во время ходьбы попеременно волочить ноги подъемом по песку, затем загребать подъемом стопы, находящейся в безопорном положении; разгибая ногу и вынося вперед, сбрасывать песок вперед подъемом, затем поставить ногу на пятку (сделать 10 — 20 шагов).

Упражнение 2. «Перекаты кролем». Проползти по-пластунски 10 — 15 м, затем выполнять руками движения, близкие к гребку в кроле.

Упражнение 3. «Ногами кролем». И. п. — лежа на груди. Имитировать движения ногами при плавании кролем на груди, приподнимая колено на 5 — 10 см от поверхности песка (выполнять 30 с — 1 мин).

Упражнение 4. «Гребок рукой кролем на груди». И. п. — лежа грудью на песке, голова повернута вправо (влево), руки вверху, ладони соединены. Лечь на правый бок, сгибая руки в локтевых суставах, захватить как можно больше песка кистью и предплечьем правой руки подтянуть захваченный песок к гру-

 
Library   48   Up


Contents

 

Home
 

ди, локоть прижать к правому боку; не останавливая движения рук, оттолкнуть песок к стопе, затем привести руку (через сторону) в и. п.

Проделав упражнение правой рукой, повторить левой (выполнять 30 с — 1 мин).

Упражнение 5. «Гребки руками с дыханием». То же, что упр. 4, но согласовывать движение рук с дыханием (выполнять 30 с — 1 мин).

Упражнение 6. «Кролем на груди». То же, что упр. 4, но согласовывать движение рук и ног с дыханием (выполнять 30 с — 1 мин).

Упражнения, подводящие к изучению техники плавания брассом

Комплекс шестой

Упражнение 1. «Ходьба на пятках». Ходьба вперед, назад, боком. Ходьба с разведенными носками. При выносе ноги захватывать песок внутренней стороной стопы и отбрасывать вперед, как бы отбивая футбольный мяч (выполнять 1 — 2 мин).

Упражнение 2. «Ногой брассом». Согнуть правую ногу в коленном и тазобедренном суставах, взяться за носок со стороны подошвы (стопа в таком же положении, как при ходьбе на пятках), этвести в сторону-в верх; опустив руку, выполнить широкий шаг в сторону; поставив ногу, захватить внутренней стороной стопы песок и подтянуть его к опорной ноге.

То же другой ногой (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 3. «Приседание брассом». И. п. — ноги шире плеч, носки разведены, колени вместе, присесть (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 4. И. п. — сидя руки сзади в упоре, стопа в таком же положении, как при ходьбе на пятках. Имитировать движения ногами при плавании брассом, загребая в кучу песок пятками и внутренней стороной.

Упражнение 5. «Ногами брассом». И. п. — лежа грудью на куче песка, руки вверх. Имитировать движения ног

 

при плавании брассом, стараясь загребать песок внутренними сторонами голеней (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 6. «Руками брассом». И. п. — то же, что в упр. 5. Имитировать движения рук при плавании брассом, разгребая песок кистями (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 7. «Как брассом». То же, что упр. 6, согласовывая движения рук с движениями ног и дыханием (повторить 10 — 20 раз).

Упражнение 8. То же, что упр. 6, но ползать по песку, имитируя плавание брассом (проползти 10 — 20 м).

После занятий на суше можно приступать к обучению детей в водоеме. Если они недостаточно четко выполняют упражнения в воде, необходимо еще раз повторить их на песке, а затем снова перейти в воду.

Ускоряет обучение плаванию кролем на спине и на груди применение ласт. О методике изучения упражнений с ластами автор рассказывал в статье «Плавание с ластами» (сб. «Плавание», 1983 г., вып. 2).

Эффективность такой методики применения подготовительных упражнений на суше подтверждена опытом работы ряда пионерских лагерей, расположенных в районе поселка Брюховичи Львовской области («Спутник», «Орленок», «Львовэнерго» и др.), а также таких известных лагерей, как «Молодая гвардия» (Одесса) и «Артек» (Гурзуф), где удавалось обучать плаванию кролем на спине и на груди за 6 — 8 уроков на воде.

Мы не приводим полностью плавательные упражнения и содержание занятий на воде — подробное описание их можно найти в предыдущем сборнике «Плавание», в статье Л. П. Макаренко.

В заключение хочется порекомендовать работникам пионерских лагерей, где есть оборудованные места для обучения плаванию, проводить занятия ежедневно, а то и два раза в день. Если погода не позволяет это делать на воде, то на суше, на открытом воздухе или под крышей. Это обязательно приведет к успеху.

 
Library   49   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало