Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

бенно важно. Поэтому мы радуемся, когда большинство наших воспитанников к концу пребывания в старших подготовительных группах осваивают плавание, укрепляют здоровье.

О том, как с помощью плавания и других средств физического воспитания укрепляется здоровье детей, можно судить по таким примерам: по существующей для детских садов программе у мальчиков подготовительной группы ЖЕЛ должна быть 1425 л, а у девочек — 1250 л, у наших мальчиков и дево-

 

чек она соответственно 1780 и 1660 л, т. е. на 25 — 30% выше. Регулярные занятия по плаванию мы проводим с 1984 г. По сравнению с предыдущими годами простудная заболеваемость детей у нас снизилась на 28%, трудопотери матерей из-за ухода за больными детьми уменьшились на 17%, посещаемость здоровыми детьми нашего сада увеличилась на 8,7%. Наконец, 75% детей подготовительных групп научились преодолевать вплавь расстояние 15 м, плавать под водой 10 — 12 с.

 

 

УЛУЧШИТЬ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ
В ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ

   
В. В. Медяников, старший тренер Управления водных видов спорта Спорткомитета СССР
 

Впервые пионерские горны, протрубившие большой сбор ребят в загородных палаточных городках, прозвучали в нашей стране в 1923 г. Тысячи пионеров и школьников стали в то лето первооткрывателями романтики вечерних костров, увлекательных походов, спортивных игр и бодрящей утренней зарядки под открытым небом.

С того памятного года летние оздоровительные кампании прочно вошли в жизнь ребят нашей страны. В 1985 г. в «республике Пионерия», насчитывающей более 80 тыс. пионерских, спортивно-оздоровительных и других летних здравниц, дач и городков для детей и подростков, отдыхало около 17 млн. человек — больше, чем население иного европейского государства. Эти цифры говорят об огромной работе по организации каникулярного отдыха школьников и учащейся молодежи, основными задачами которого являются закалка и оздоровление детей, снятие утомления, накопившегося за время учебного года.

Основная забота должна быть проявлена к организации обязательного обучения детей плаванию. Каждый пионер, каждый школьник должен владеть этим жизненно необходимым навыком.

Будем откровенны — до сегодняшнего дня эта важная государственная задача решается неудовлетворительно. «Республика Пионерия» — самая безводная в нашей стране. Более 90% пионерских лагерей не имеют бассейнов или оборудованных на открытых водоемах мест для обучения плаванию. Это значит, что по меньшей мере 15 млн.

 

детей, отдыхающих в лагерях, лишены уроков плавания. Да и в тех лагерях, где имеются учебные пункты или бассейны, занятия либо отменяются из-за капризов погоды, либо подменяются купаниями из-за слабой подготовленности инструкторского состава. Сотни примеров можно привести в подтверждение этому. Ограничимся одним.

В Киргизской ССР, недалеко от Фрунзе, расположены рядом три пионерских лагеря: «Строитель» Министерства строительства Киргизской ССР (800 мест в смену), им. Володи Дубинина завода им. В. И. Ленина (600 мест в смену) и лагерь им. Павлика Морозова фрунзенского мясокомбината, в котором в каждой смене отдыхают 530 человек. В каждом из этих лагерей однотипная плавательная база — два бассейна 25x10 м и один «плескальник» 6x6 м для самых маленьких ребят.

Условия одинаковые, а качество и результаты работы совершенно разные. В пионерском лагере им. Павлика Морозова (начальник лагеря Шнейдер А. М.) все в идеальном порядке: в каждом отряде вывешены списки ребят, не умеющих плавать; занятия по плаванию проводятся в соответствии со степенью владения ребятами навыками плавания — с хорошо умеющими плавать и с теми, кто проплывет 20 — 25 м, уроки проводит инструктор по плаванию, а с теми, кто испытывает боязнь воды и совершенно не умеет плавать, — опытный преподаватель Ю. И. Лебедев.

«С каждым одом, — говорит Ю. И. Лебедев, — нам все легче решать

Library   43   Up


Contents

 

Home
 

задачи обучения плаванию ребят нашего лагеря. В 1985 г. в первой смене на первых уроках было выявлено всего 105 неумеющих плавать, и, конечно, не стоило большого труда всех их научить плавать. А были времена, когда таких было больше половины. Наши успехи прежде всего в том, что мы стараемся никогда не отменять занятия по плаванию. Сокращаем время пребывания в воде, увеличиваем продолжительность занятий на суше или в свободном помещении, но уроки не отменяем. И еще одно: радость каждого научившегося плавать — это и радость всех ребят, потому что умение плавать является главным показателем в соревнованиях между отрядами».

В этом лагере уже приступили к строительству закрытого плавательного бассейна с подогревом воды. Можно не сомневаться, что в недалеком будущем ребята, которые приедут туда отдыхать, отпразднуют его открытие.

А вот в лагерях «Строитель» и им. Володи Дубинина кроме неорганизованных купаний от случая к случаю ничего не проводится. В «Строителе» не .смогли подыскать инструктора по плаванию, а в пионерлагере им. Володи Дубинина работают, видимо, безынициативные, равнодушные люди.

Не секрет, что успех дела определяют два фактора — база и кадры. Причем для средней полосы и северных районов страны нужны бассейны с подогревом воды или закрытые.

Что касается кадрового вопроса, то решить его в глобальном масштабе — направлением в пионерские лагеря высококвалифицированных специалистов — невозможно. Такого числа опытных преподавателей и тренеров по плаванию в стране нет. Следовательно, необходимо изыскивать другие возможности.

Во-первых, надо принципиально изменить отношение к подбору инструкторов плавания для пионерских лагерей. Назначение на эти должности своих производственников в большинстве случаев не приносит положительных результатов. Быть хорошим токарем на производстве и активным физкультурником не значит быть грамотным и толковым инструктором по плаванию в пионерском лагере. Для этого необходимо иметь определенную педагогическую подготовку или хотя бы педагогические наклонности, пройти семинарскую подготовку по 36- или 60-часовой программе, а не трехдневные или даже однодневные семинары, как это нередко .случается.

 

Во-вторых, необходимо научить инструкторов работать не в одиночку, а с активом помощников из числа старших пионеров — пловцов, физруков, пионервожатых.

Проверки работы пионерских лагерей выявили на первый взгляд парадоксальную закономерность: чем опытнее инструктор по плаванию, тем больше он опирается в своей работе на актив, а вот малоопытные инструкторы, как правило, работают в одиночку. Им нечего сказать не только своим помощникам, но и новичкам. В лучшем случае такой инструктор способен провести на мелководье поотрядные купания.

Поправить дело можно, если инструктор по плаванию будет располагать учебно-методическими материалами, допустим в форме карточек по узким разделам учебной программы. Каждая карточка содержит материал одного занятия на суше или в воде с соответствующими методическими указаниями и пояснительными рисунками. Такие карточки помогут быстро подбирать необходимый набор упражнений (или теоретический материал) для проведения того или иного урока. Но что самое главное, карточки могут стать незаменимым материалом для помощников инструктора по плаванию — помогут им активно участвовать в учебном процессе. Помощник инструктора, получив такую карточку, уточнив дозировку упражнений и другие оперативные детали, может четко, придерживаясь намеченного плана, проводить занятия с небольшой выделенной в его распоряжение группой ребят.

Исходным материалом для создания учебно-методической картотеки могут послужить поурочные планы занятий по начальному обучению плаванию да и другие методические пособия.

Дело это несомненно хлопотное, но результат такой работы полностью окупит все затраты времени на создание картотеки. Картотеку может подготовить методический центр республиканского, краевого или областного совета профсоюзов, организации ОСВОДа и т. д.

Не следует забывать о постоянном, действенном контроле и оказании помощи, а также распространении передового опыта работы.

Перестроить отношение к работе по плаванию в пионерских лагерях в духе требований времени — дело каждого работника, имеющего отношение к организации летнего отдыха детей.

 
Library   44   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало