|
задачи обучения плаванию ребят нашего лагеря. В 1985 г. в первой смене на первых уроках было выявлено всего 105 неумеющих плавать, и, конечно, не стоило большого труда всех их научить плавать. А были времена, когда таких было больше половины. Наши успехи прежде всего в том, что мы стараемся никогда не отменять занятия по плаванию. Сокращаем время пребывания в воде, увеличиваем продолжительность занятий на суше или в свободном помещении, но уроки не отменяем. И еще одно: радость каждого научившегося плавать — это и радость всех ребят, потому что умение плавать является главным показателем в соревнованиях между отрядами».
В этом лагере уже приступили к строительству закрытого плавательного бассейна с подогревом воды. Можно не сомневаться, что в недалеком будущем ребята, которые приедут туда отдыхать, отпразднуют его открытие.
А вот в лагерях «Строитель» и им. Володи Дубинина кроме неорганизованных купаний от случая к случаю ничего не проводится. В «Строителе» не .смогли подыскать инструктора по плаванию, а в пионерлагере им. Володи Дубинина работают, видимо, безынициативные, равнодушные люди.
Не секрет, что успех дела определяют два фактора — база и кадры. Причем для средней полосы и северных районов страны нужны бассейны с подогревом воды или закрытые.
Что касается кадрового вопроса, то решить его в глобальном масштабе — направлением в пионерские лагеря высококвалифицированных специалистов — невозможно. Такого числа опытных преподавателей и тренеров по плаванию в стране нет. Следовательно, необходимо изыскивать другие возможности.
Во-первых, надо принципиально изменить отношение к подбору инструкторов плавания для пионерских лагерей. Назначение на эти должности своих производственников в большинстве случаев не приносит положительных результатов. Быть хорошим токарем на производстве и активным физкультурником не значит быть грамотным и толковым инструктором по плаванию в пионерском лагере. Для этого необходимо иметь определенную педагогическую подготовку или хотя бы педагогические наклонности, пройти семинарскую подготовку по 36- или 60-часовой программе, а не трехдневные или даже однодневные семинары, как это нередко .случается.
|
|
Во-вторых, необходимо научить инструкторов работать не в одиночку, а с активом помощников из числа старших пионеров — пловцов, физруков, пионервожатых.
Проверки работы пионерских лагерей выявили на первый взгляд парадоксальную закономерность: чем опытнее инструктор по плаванию, тем больше он опирается в своей работе на актив, а вот малоопытные инструкторы, как правило, работают в одиночку. Им нечего сказать не только своим помощникам, но и новичкам. В лучшем случае такой инструктор способен провести на мелководье поотрядные купания.
Поправить дело можно, если инструктор по плаванию будет располагать учебно-методическими материалами, допустим в форме карточек по узким разделам учебной программы. Каждая карточка содержит материал одного занятия на суше или в воде с соответствующими методическими указаниями и пояснительными рисунками. Такие карточки помогут быстро подбирать необходимый набор упражнений (или теоретический материал) для проведения того или иного урока. Но что самое главное, карточки могут стать незаменимым материалом для помощников инструктора по плаванию — помогут им активно участвовать в учебном процессе. Помощник инструктора, получив такую карточку, уточнив дозировку упражнений и другие оперативные детали, может четко, придерживаясь намеченного плана, проводить занятия с небольшой выделенной в его распоряжение группой ребят.
Исходным материалом для создания учебно-методической картотеки могут послужить поурочные планы занятий по начальному обучению плаванию да и другие методические пособия.
Дело это несомненно хлопотное, но результат такой работы полностью окупит все затраты времени на создание картотеки. Картотеку может подготовить методический центр республиканского, краевого или областного совета профсоюзов, организации ОСВОДа и т. д.
Не следует забывать о постоянном, действенном контроле и оказании помощи, а также распространении передового опыта работы.
Перестроить отношение к работе по плаванию в пионерских лагерях в духе требований времени — дело каждого работника, имеющего отношение к организации летнего отдыха детей. |
|