Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ОПЫТ МАССОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ


ЗАНЯТИЯ ПЛАВАНИЕМ С МАЛЫШАМИ В МОРЕ

   
Н. Д. Зуева, заведующая детским садом «Золотой петушок» (Таганрог)
 

В нашем детском саду завода «Термопласт» разработана и несколько лет успешно применяется комплексная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающих ежедневную зарядку на воздухе круглогодично, занятия гимнастикой, спортивными и подвижными играми,. прогулки, туристские походы, катание на велосипеде и роликовых коньках (зимой — на санках), оздоровительный бег и другие несложные легкоатлетические упражнения. В летние месяцы одно из центральных мест в нашей комплексной программе физического воспитания занимает плавание.

У нас пока нет закрытого искусственного бассейна; занятия по плаванию мы проводим прямо на берегу Азовского моря. Стараемся делать это ежедневно. Но такие занятия требуют специальной подготовки: оборудования на берегу удобного и безопасного места для занятий, подготовки воспитателей к проведению уроков и самое главное — детворы к плаванию в открытом море.

Оборудование прибрежного участка несложное: ограниченное трубами с деревянными бортиками водное пространство, примерно 15x5 м, разделенное тремя дорожками. Предварительно мы ежегодно тщательно проверяем дно, глубина которого на самой отдаленной от берега части не превышает метра. Деревянные бортики мы используем для отработки элементов плавательных упражнений. К бортикам прикрепляем плавсредства, которыми иногда пользуемся на занятиях. С помощью пяти спасательных кругов мы сделали решетку, оградив ею глубокую часть нашего импровизированного морского бассейна. Соорудили деревянный мостик для изучения прыжков в воду.

На берегу мы также огородили небольшой участок, сделали тенты для отдыха детей в тени. Рядом вкопали несколько скамеек для отработки плавательных движений на суше. Наш инвентарь — пенопластовые доски, мячи, надувные резиновые игрушки, которые мы используем для отработки в воде деталей движений ногами или движений ру-

 

ками. Есть и обручи, с помощью которых совершенствуем плавательные движения, а также учим малышей погружаться под воду, нырять через обручи. Есть еще у нас специальные палочки, которые каждый ребенок перед входом в воду втыкает вертикально в песок и на верхний кончик вешает свою кепку или панамку. По палочкам с висящими на них головными уборами мы видим, сколько ребят находится в воде, сколько после урока на берегу.

Подготовка преподавателей плавания. В первые годы занятия по плаванию проводили инструкторы ОСВОДа. А мы все — медперсонал, воспитатели и педагоги внимательно присматривались к их работе, записывали упражнения, следили, как дети усваивают их. Но нас такая зависимость от приходящего инструктора не устраивала, и тогда мы начиная с лета 1984 г. стали проводить занятия по плаванию своими силами.

Прежде всего единогласно решили освоить все премудрости плавания, вменив в обязанность каждого воспитателя как минимум научиться хорошо плавать кролем на спине и на груди, а то и освоить еще плавание брассом. С этой целью мы пригласили тренера В. Е. Курасеву. Она провела с нашим педагогическим коллективом курс практических занятий на суше и в воде. Попутно тщательно изучали всю собранную нами литературу по плаванию — статьи, брошюры, раскладушки, книги и другие методические пособия. Набралось более 20 названий.

Каждый из нас хорошо освоил технику, методику обучения различным плавательным упражнениям, последовательность их применения при обучении детей дошкольного возраста и использование в процессе обучения разнообразных игр в воде.

Взаимно контролируя и помогая друг другу, мы постепенно подключили к проведению занятий по плаванию с детьми всех воспитателей и вполне успешно справились с этой задачей, казавшейся раньше чрезвычайно сложной. Теперь наши воспитатели чувствуют себя уве-

Library   39   Up


Contents

 

Home
 

ренно и, на мой взгляд, вполне заслуживают того, чтобы считаться инструкторами-преподавателями плавания. Тем более что перед нами не ставится такая сложная задача, как подготовка пловцов-спортсменов. Круг наших обязанностей — научить своих питомцев самостоятельно держаться на поверхности воды, плавать и погружаться под воду, делать простейшие соскоки в воду и таким образом укрепить их здоровье, привить детям с самого раннего возраста гигиенические навыки, любовь к плаванию и привычку заниматься им всю жизнь.

Предварительная подготовка малышей к занятиям плаванием в открытом море. Хочу с самого начала предупредить последователей нашего опыта от одной непоправимой ошибки. Я имею в виду чрезвычайно важную методическую деталь: не начинать занятий в открытой воде, не проведя предварительно (зимой и весной) закаливания детского организма. В нашем детском саду закаливанию уделяется первостепенное внимание, и осуществляется оно круглогодично, по специально разработанному плану. Закаливающие процедуры проводим ежедневно, по графику, составленному для каждой возрастной группы, строго соблюдая такие важные методические принципы, как систематичность, последовательность и постепенное увеличение дозировки закаливающих средств. При этом постоянно контролируем и учитываем состояние здоровья детей и степень переносимости закаливающих процедур. При малейшем отклонении от норм в состоянии здоровья мы немедленно уменьшаем дозировку или на несколько дней вообще прекращаем закаливающие процедуры.

Врач детского сада распределяет всех воспитанников на группы; для каждой составляет свой график закаливания, определяя в нем виды и дозировку закаливающих средств, внося их в «Листок здоровья» группы, руководствуясь которым воспитатели организуют и проводят закаливание. Методика проведения закаливания и фиксация температуры воздуха или воды (это зависит от вида закаливания) отражаются в «Тетради закаливания». Очень важно соблюдать систематичность и постоянство в момент перехода от плавательного сезона в море к закаливанию в помещении осенью. Здесь самые сильные факторы — обливание водой, пребывание детей на занятиях и во время утренней гимнастики босиком даже в самое холодное время. В детском саду разработана система мероприятий по закаливанию детей в осен-

 

не-зимний период, которые предусматривают создание оптимального микроклимата в спальных и групповых помещениях (указывается, какая одежда, когда дети занимаются босиком).

Регулярность проведения занятий на воздухе независимо от погодных условии и сезона оказывает не только закаливающее влияние, но и воспитывающее воздействие. Эти занятия доставляют детям радость, удовольствие. Наша система закаливания предусматривает не только воздушные ванны, но и водные процедуры: полоскание рта, умывание лица, шеи, рук до локтей водой комнатной температуры, контрастное обливание ног — с постепенным снижением температуры до 20°.

Оздоровляющее воздействие на ребенка оказывает облучение бактерицидными лампами дважды в год (декабрь и март) и кварцевание спальных комнат, мест общего пользования, физкультурного и музыкального залов. Все это вместе позволяет безболезненно переходить к оздоровительным мероприятиям в летний период — обучению детей плаванию в море, длительному пребыванию на воздухе. Дети целый день ходят босиком, в трусиках и панамках (участки не асфальтированы). Ежедневно на воздухе они принимают гигиенический или контрастный душ, загорают во время игр на участке и пребывания на море с 9.30 до 11 ч.

При подготовке детей к плаванию в открытом море мы параллельно осваиваем с детьми специальные подготовительные упражнения на суше, облегчающие летом освоение плавания.

Используем три группы таких подготовительных упражнений:

— упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах рук и ног, в шейной и поясничной частях позвоночника:

— упражнения на суше, воспроизводящие основные плавательные движения — ногами, сидя на скамейке или на полу, слегка откинувшись назад и опираясь сзади на вытянутые руки; руками — кролем на груди и на спине (одной правой рукой, потом левой, обеими руками), брассом в сочетании с поворотами головы для вдоха или согласуя с движениями ногами;

— упражнения на освоение дыхания пловца с согласованием движений руками вначале в гимнастическом зале или на открытом воздухе, затем используя для выдоха в воду тазик, наполненный водой.

Такие упражнения мы включаем в

 
Library   40   Up


Contents

 

Home
 

ежедневную утреннюю зарядку и повторяем днем в свободное время. Занятия сопровождаются короткими беседами воспитателей, разъясняющих роль плавания в жизни каждого человека, назначение подготовительных упражнений. При этом подчеркивается, что те дети, которые будут старательно выполнять упражнения на суше, с наступлением летних дней скорее и лучше научатся плавать в море.

Таким образом, задолго до начала первого занятия в открытом море наши воспитанники хорошо физически и психологически подготовлены к этой новой для них форме занятий.

Проведение занятий по плаванию в открытом море. Благодаря предварительной подготовке дети в нашем саду начинают летний плавательный сезон раньше, чем в других садах и школах. Например, летом 1985 г. мы стали заниматься плаванием в открытом море и середине мая и старались не пропускать занятий даже при неблагоприятной погоде.

Каким же образом мы проводим занятия по плаванию? Не стану рассказывать о содержании занятий с малышами, перечислять упражнения, раскрывать методику их преподавания — все это хорошо известно читателям сборника, на страницах которого не раз публиковались подобные материалы. Сошлюсь хотя бы на статью коллеги — заведующей детским садом «Голубые дорожки» в Волгограде М. Г. Чекалдиной (сб. «Плавание», 1984 г., стр. 42 — 46), в которой подробно изложено содержание занятий на суше и в воде, поурочные планы и методика обучения плаванию малышей.

Я коснусь только некоторых особенностей занятий в открытом море. Воспитатели (им иногда помогают няни) проводят занятия с каждой группой отдельно по строгому расписанию, составляемому для всего детского сада и предусматривающему ежедневно в течение 45 мин подготовку в нашем импровизированном бассейне. Как заполняется это время — определяет поурочный план, составляемый каждым воспитателем с учетом состояния здоровья детей группы, их возраста, времени и особенностей погоды в день занятия.

Мы давно заметили, что если при входе в воду заставлять детей повторять упражнения, которые они несколько минут назад выполняли на суше, то эффективность их обычно очень низка. Тем более что у многих детей появляется боязнь воды, а в результате —

 

скованность и неточность движений, что сильно тормозит процесс обучения. На опыте мы убедились, что подобные трудности можно преодолеть с помощью игр в воде. Скажем, один из самых трудных моментов в обучении — освоение дыхания в воде. И тут помогает игра: кто больше сделает воздушных пузырьков на поверхности воды. Перед началом игры воспитатель напоминает детям, как они делали такое упражнение в тазике с водой. После этого сам входит в воду » показывает детям, как выбегают из воды пузырьки. «Теперь проведем игру вместе», — говорит воспитатель и особенно «трудных» детей берет за руки и помогает им выполнить задание.

Успешно применяются в нашем детском саду и другие игры, например «Аквалангисты», «Водолазы», «Черепахи» и т. д. Дети воспринимают их с удовольствием. А мы, педагоги, с радостью наблюдаем, как в играх дети усваивают упражнения, постепенно приобретая различные навыки. Увлекательно проходит игра «Кто дальше прыгнет в воду с плотика?», которую мы проводим после того как дети привыкнут к воде, почувствуют в ней себя так же уверенно, как и на суше. Она помогает вырабатывать у детей смелость, решительность, окончательно закреплять у малышей безбоязненное отношение к воде. После этого они гораздо легче усваивают другие элементы плавания: погружения под воду с задержкой дыхания в воде, всплывание на поверхность воды из положения приседа на дне, собирание игрушек, разбросанных по дну на огражденном участке моря («Кто больше и быстрее соберет игрушек?»), лежание на поверхности воды в положении на спине, скольжение на груди с вытянутыми вперед руками («Морская звездочка»).

После того как дети научились выполнять дыхательные упражнения, держаться на воде, мы приступаем к изучению элементов техники плавания способом кроль на спине и на груди одновременно. Упражнения для обучения детей технике плавания мы заимствуем из инструкции по организации плавания среди учащихся 1-х классов; выбор их зависит от возраста детей.

Занятия строим таким образом. По сигналу воспитателя дети выстраиваются в линейку на берегу, приветствуют воспитателя-тренера; затем проводят игру «Можно — нельзя», в которой закрепляются знания детьми правил поведения на воде. Воспитатель называет действие, дети определяют его дозволенность. Например, купаться в панам-

 
Library   41   Up


Contents

 

Home
 

ке в воде — нельзя, толкать товарища в воде — нельзя, нырять по команде — можно, подныривать под бортик — нельзя.

Игра дисциплинирует детей, эмоционально настраивает, делает их более собранными. Затем воспитатель объясняет цель занятия. Само занятие по обучению плаванию состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части (она проводится «а берегу) воспитательница объясняет и демонстрирует упражнения, которые дети повторяют; здесь же дети выполняют общеразвивающие упражнения, которые согревают организм и готовят их к переходу в воду. Длительность вводной части зависит от уровня усвоенности специальных упражнений. Выполнение детьми этих упражнений в течение года позволяет нам сократить вводную часть до 8 — 10 мин в зависимости от температуры воздуха: если жарко — она сокращается, если холодно — увеличивается, а на первых занятиях мы даем детскому организму адаптироваться к условиям, не ставшим для детей еще привычными.

Несмотря на то что наши дети закалены, основную часть занятий — пребывание в воде — в начале сезона сокращаем до 5 — 10 мин, в последующем увеличиваем до 25 мин. В основной части дети совершенствуют элементы плавательных движений под руководством воспитателя, играют в игры.

В заключительной части предлагаем детям самостоятельно поплавать, расслабиться, выполнить неудавшиеся элементы движений. По сигналу ответственного дежурного с берега, который внимательно следит за происходящим в море, дети выходят на берег, берут накидки, обтираются, переодеваются в сухую одежду, надевают панамки и строятся на линейку. Воспитатель коротко говорит о поведении детей, оценивает качество выполнения упражнений и в соответствии с усвоенными навыками дает детям домашнее задание (кому учиться погружать в таз с водой лицо с открытыми глазами, кому упражняться в маховых движениях ногами, отрабатывать выдох в воду).

Обучая детей плаванию, воспитатели на личном примере учат выполнять правила поведения на воде, быть организованными, внимательными, уметь слышать сигналы и указания педагога и выполнять их.

Мы стремимся привить детям любовь к этому виду спорта, поддерживать инициатив у детей, отмечаем любой, даже

 

маленький успех. Работу по обучению детей плаванию проводим в тесном контакте с родителями. На родительских собраниях, в консультациях и беседах мы пропагандируем физическое воспитание детей, обучение их плаванию в семье, выпускаем листовки и рекомендации.

Сочетание занятий по плаванию с привитием гигиенических навыков и воспитанием культуры поведения. На протяжении всего летнего периода обучения (а в значительной мере и до него) мы стремимся прививать нашим воспитанникам разнообразные гигиенические навыки, культуру поведения. И это делаем не только во время коротких бесед до занятий и во время них, но стараемся всем укладом жизни детского сада содействовать этому. Например, в помещении дети самостоятельно надевают приготовленные для выхода шорты, плавки, рюкзачки, пластмассовые фляги с питьевой водой, индивидуальные кружки, уложенные в полиэтиленовые мешочки, специальные накидки для обтирания после плавания, приспособления для укладки на берегу рюкзачков, одежды, обуви и другого личного имущества, аптечки неотложной помощи, флажки для перехода улиц. Переход к берегу моря совершается организованно, в группе. Придя на берег, дети спокойно раздеваются и аккуратно складывают одежду и личный инвентарь на указанное место, укрепляют на берегу вертикально небольшой шест-палочку и надевают на него свою панамку или кепку.

Воспитатели приучают детей не толкать друг друга во время плавания, не заплывать за пределы оградительной решетки, после плавания освобождать уши от воды, а девочки, кроме того, должны расплетать косички и просушивать волосы. Все дети после плавания должны уметь полоскать плавки, укладывать их в полиэтиленовые пакеты, а по возвращении в детский сад высушить. Тщательно обтерев тело полотенцем, дети должны полотенце уложить в маркированный пакет; перед тем как надеть обувь, очистить ноги от песка, а придя в сад — вымыть их с мылом под душем.

Некоторые итоги. Задачи наших занятий по плаванию с дошкольниками — научить детей жизненно важному навыку — умению свободно плавать, чтобы обезопасить от несчастных случаев на воде. Для нашего города, с трех сторон окруженного Азовским морем, умение плавать с самого раннего детства осо-

 
Library   42   Up


Contents

 

Home
 

бенно важно. Поэтому мы радуемся, когда большинство наших воспитанников к концу пребывания в старших подготовительных группах осваивают плавание, укрепляют здоровье.

О том, как с помощью плавания и других средств физического воспитания укрепляется здоровье детей, можно судить по таким примерам: по существующей для детских садов программе у мальчиков подготовительной группы ЖЕЛ должна быть 1425 л, а у девочек — 1250 л, у наших мальчиков и дево-

 

чек она соответственно 1780 и 1660 л, т. е. на 25 — 30% выше. Регулярные занятия по плаванию мы проводим с 1984 г. По сравнению с предыдущими годами простудная заболеваемость детей у нас снизилась на 28%, трудопотери матерей из-за ухода за больными детьми уменьшились на 17%, посещаемость здоровыми детьми нашего сада увеличилась на 8,7%. Наконец, 75% детей подготовительных групп научились преодолевать вплавь расстояние 15 м, плавать под водой 10 — 12 с.

 

 

УЛУЧШИТЬ ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ
В ПИОНЕРСКИХ ЛАГЕРЯХ

   
В. В. Медяников, старший тренер Управления водных видов спорта Спорткомитета СССР
 

Впервые пионерские горны, протрубившие большой сбор ребят в загородных палаточных городках, прозвучали в нашей стране в 1923 г. Тысячи пионеров и школьников стали в то лето первооткрывателями романтики вечерних костров, увлекательных походов, спортивных игр и бодрящей утренней зарядки под открытым небом.

С того памятного года летние оздоровительные кампании прочно вошли в жизнь ребят нашей страны. В 1985 г. в «республике Пионерия», насчитывающей более 80 тыс. пионерских, спортивно-оздоровительных и других летних здравниц, дач и городков для детей и подростков, отдыхало около 17 млн. человек — больше, чем население иного европейского государства. Эти цифры говорят об огромной работе по организации каникулярного отдыха школьников и учащейся молодежи, основными задачами которого являются закалка и оздоровление детей, снятие утомления, накопившегося за время учебного года.

Основная забота должна быть проявлена к организации обязательного обучения детей плаванию. Каждый пионер, каждый школьник должен владеть этим жизненно необходимым навыком.

Будем откровенны — до сегодняшнего дня эта важная государственная задача решается неудовлетворительно. «Республика Пионерия» — самая безводная в нашей стране. Более 90% пионерских лагерей не имеют бассейнов или оборудованных на открытых водоемах мест для обучения плаванию. Это значит, что по меньшей мере 15 млн.

 

детей, отдыхающих в лагерях, лишены уроков плавания. Да и в тех лагерях, где имеются учебные пункты или бассейны, занятия либо отменяются из-за капризов погоды, либо подменяются купаниями из-за слабой подготовленности инструкторского состава. Сотни примеров можно привести в подтверждение этому. Ограничимся одним.

В Киргизской ССР, недалеко от Фрунзе, расположены рядом три пионерских лагеря: «Строитель» Министерства строительства Киргизской ССР (800 мест в смену), им. Володи Дубинина завода им. В. И. Ленина (600 мест в смену) и лагерь им. Павлика Морозова фрунзенского мясокомбината, в котором в каждой смене отдыхают 530 человек. В каждом из этих лагерей однотипная плавательная база — два бассейна 25x10 м и один «плескальник» 6x6 м для самых маленьких ребят.

Условия одинаковые, а качество и результаты работы совершенно разные. В пионерском лагере им. Павлика Морозова (начальник лагеря Шнейдер А. М.) все в идеальном порядке: в каждом отряде вывешены списки ребят, не умеющих плавать; занятия по плаванию проводятся в соответствии со степенью владения ребятами навыками плавания — с хорошо умеющими плавать и с теми, кто проплывет 20 — 25 м, уроки проводит инструктор по плаванию, а с теми, кто испытывает боязнь воды и совершенно не умеет плавать, — опытный преподаватель Ю. И. Лебедев.

«С каждым одом, — говорит Ю. И. Лебедев, — нам все легче решать

Library   43   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало