|
ке в воде — нельзя, толкать товарища в воде — нельзя, нырять по команде — можно,
подныривать под бортик — нельзя.
Игра дисциплинирует детей, эмоционально настраивает, делает их более собранными.
Затем воспитатель объясняет цель занятия. Само занятие по обучению плаванию
состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В вводной части (она
проводится «а берегу) воспитательница объясняет и демонстрирует упражнения,
которые дети повторяют; здесь же дети выполняют общеразвивающие упражнения,
которые согревают организм и готовят их к переходу в воду. Длительность вводной
части зависит от уровня усвоенности специальных упражнений. Выполнение детьми
этих упражнений в течение года позволяет нам сократить вводную часть до 8 — 10
мин в зависимости от температуры воздуха: если жарко — она сокращается, если
холодно — увеличивается, а на первых занятиях мы даем детскому организму
адаптироваться к условиям, не ставшим для детей еще привычными.
Несмотря на то что наши дети закалены, основную часть занятий — пребывание в
воде — в начале сезона сокращаем до 5 — 10 мин, в последующем увеличиваем до 25
мин. В основной части дети совершенствуют элементы плавательных движений под
руководством воспитателя, играют в игры.
В заключительной части предлагаем детям самостоятельно поплавать, расслабиться,
выполнить неудавшиеся элементы движений. По сигналу ответственного дежурного с
берега, который внимательно следит за происходящим в море, дети выходят на
берег, берут накидки, обтираются, переодеваются в сухую одежду, надевают панамки
и строятся на линейку. Воспитатель коротко говорит о поведении детей, оценивает
качество выполнения упражнений и в соответствии с усвоенными навыками дает детям
домашнее задание (кому учиться погружать в таз с водой лицо с открытыми глазами,
кому упражняться в маховых движениях ногами, отрабатывать выдох в воду).
Обучая детей плаванию, воспитатели на личном примере учат выполнять правила
поведения на воде, быть организованными, внимательными, уметь слышать сигналы и
указания педагога и выполнять их.
Мы стремимся привить детям любовь к этому виду спорта, поддерживать инициатив у
детей, отмечаем любой, даже
|
|
маленький успех. Работу по обучению детей плаванию проводим в тесном контакте с
родителями. На родительских собраниях, в консультациях и беседах мы
пропагандируем физическое воспитание детей, обучение их плаванию в семье,
выпускаем листовки и рекомендации.
Сочетание занятий по плаванию с привитием гигиенических навыков и воспитанием
культуры поведения. На протяжении всего летнего периода обучения (а в
значительной мере и до него) мы стремимся прививать нашим воспитанникам
разнообразные гигиенические навыки, культуру поведения. И это делаем не только
во время коротких бесед до занятий и во время них, но стараемся всем укладом
жизни детского сада содействовать этому. Например, в помещении дети
самостоятельно надевают приготовленные для выхода шорты, плавки, рюкзачки,
пластмассовые фляги с питьевой водой, индивидуальные кружки, уложенные в
полиэтиленовые мешочки, специальные накидки для обтирания после плавания,
приспособления для укладки на берегу рюкзачков, одежды, обуви и другого личного
имущества, аптечки неотложной помощи, флажки для перехода улиц. Переход к берегу
моря совершается организованно, в группе. Придя на берег, дети спокойно
раздеваются и аккуратно складывают одежду и личный инвентарь на указанное место,
укрепляют на берегу вертикально небольшой шест-палочку и надевают на него свою
панамку или кепку.
Воспитатели приучают детей не толкать друг друга во время плавания, не заплывать
за пределы оградительной решетки, после плавания освобождать уши от воды, а
девочки, кроме того, должны расплетать косички и просушивать волосы. Все дети
после плавания должны уметь полоскать плавки, укладывать их в полиэтиленовые
пакеты, а по возвращении в детский сад высушить. Тщательно обтерев тело
полотенцем, дети должны полотенце уложить в маркированный пакет; перед тем как
надеть обувь, очистить ноги от песка, а придя в сад — вымыть их с мылом под
душем.
Некоторые итоги. Задачи наших занятий по плаванию с дошкольниками — научить
детей жизненно важному навыку — умению свободно плавать, чтобы обезопасить от
несчастных случаев на воде. Для нашего города, с трех сторон окруженного
Азовским морем, умение плавать с самого раннего детства осо- |
|