Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

49844-7.jpg

 

Рис. 3. Применение тренажера на вертикальной площадке

 

колодки к тормозному барабану, тем большее сопротивление испытывает спортсмен. Одновременно вращение катушки через редуктор передается и на возвратный механизм, пружина его закручивается. После окончания тяги катушка под действием раскручивающейся пружины возвратного механизма вращается в обратном направлении, храповой механизм разъединяет катушку и блок торможения, шнур наматывается на катушку.

 

Размеры тренажера 26x15x15 см, вес около 3 кг. Устройство может быть закреплено на любой неподвижной опоре или удерживаться партнером. На фотографиях тренажер размещен на платформе. Небольшие габариты и вес позволяют использовать его для скоростно-силовой и общефизической подготовки пловцов в спортивном зале, в полевых и домашних условиях, во время поездок на соревнования и т. д.

 

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРЕНАЖЕРНЫЙ СТЕНД

   
В. А. Крупнов, ВНИИФК
 

Одно из наиболее перспективных направлений в обучении плаванию и совершенствовании навыков — применение тренажерных систем и установок, способствующих созданию искусственных условий для воспроизведения совершенствуемого упражнения. Этой цели служат технические средства рационального управления движениями обучаемого: поддерживающая установка и специализированная тренажерная система силового лидирования.

 

Поддерживающая установка (ПУ) надежна в эксплуатации, может широко использоваться для группового обучения плаванию в закрытых бассейнах и на открытых водоемах, обеспечивает надежную страховку занимающихся на глубокой части бассейна, позволяет управлять движениями занимающегося.

Специализированная тренажерная система силового лидирования (СТССЛ) аналогична ПУ, но имеет свои особенности в технических характеристиках и

Library   56   Up


Contents

 

Home
 

принципах работы. Основные технические характеристики и принципы работы СТССЛ следующие*. Система представляет сочетание электрических, электронных и механических узлов, обеспечивающих работу в двух режимах (скоростной и силовой подготовки). Она обеспечивает непрерывную протяжку пловца по дорожке бассейна с заданной скоростью. Сила тяги после пуска системы плавно регулируется и при достижении заданного значения остается постоянной независимо от скорости пловца. Скорость протяжки изменяется плавно от 0,2 до 5 м (±0,1 м/с). Усилие, передаваемое пловцу, от 0 до 150 кг по всем диапазонам скоростей. В режиме силовой подготовки начальное усилие при включенном приводе составляет 15 кг; усилие, создаваемое за счет реверса двигателя, регулируется в пределах 15 — 150 кг (±5 кг). Натяжение кольцевого троса в 25-метровом бассейне 250 (±20) кг, в 50-метровом бассейне 400 (±30) кг; высота установки кольцевого троса 2,5 — 3 м от поверхности воды.

Занимающийся зацепляется фалом за пояс, а на привод подается напряжение, соответствующее заданной скорости движения кругового троса (0,2 — 5 м/с). При плавании в режиме силовой подготовки реверс привода переключается и на него подается заданное регулируемое напряжение, обеспечивающее торможение пловца в пределах от 0 до 150 кг.

Идея использования протягивания пловца в воде для создания спортсмену сопротивления, соответствующего режиму плавания на запланированной скорости, была предложена И. П. Ратовым в 1972 г.

Использование тренажеров подобного типа позволяет с первых шагов обучения формировать оптимальный вариант ритмо-скоростной основы двигательного навыка, соответствующий планируемому результату. Это дает возможность обучать, создавая динамико-кинематический образ техники выполнения спортивных достижений ближайшего будущего.

С этой целью можно использовать и многоцелевой тренажерный стенд для плавания.

Многоцелевой тренажерный стенд предназначен для начального обучения плаванию и тренировки квалифицированных пловцов. Он состоит из двух частей: специализированной тренажерной системы силового лидирования (СТССЛ) и


* Рисунки и чертежи можно получить по адресу: г. Пенза, проспект Строителей, 62/15; тел. 45-09 -79.

 

поддерживающей установки (ПУ). Основу стенда составляет управляемая СТССЛ, смонтированная на базе ванны закрытого бассейна.

Многоцелевой тренажерный стенд дает надежную страховку при обучении плаванию, облегчает выполнение двигательных действий, увеличивает объем плавательной нагрузки, снижает уровень гидродинамического сопротивления пловца благодаря более высокому положению тела в воде, способствует увеличению моторной плотности урока и тем самым ускоряет процесс формирования рациональных плавательных движений на больших скоростях.

Различные модификации тренажерного стенда можно использовать в бассейнах всех типов и на открытых водоемах и для массового обучения плаванию, и для совершенствования спортивного мастерства квалифицированных спортсменов, а также как тренажер-аттракцион в местах массового купания.

Методика проведения занятий. Разработанная методика использовалась при обучении плаванию студентов и школьников. Начинающие осваивали спортивные способы плавания на высокой скорости, позволяющей за короткие сроки добиваться становления техники и выполнения планируемых результатов.

Особенность методики обучения состоит в том, что двигательные действия осваиваются с первого же урока в полной координации.

После показа основных моментов техники плавания кролем на груди и кролем на спине и краткой инструкции начинается обучение плаванию непосредственно в воде. Благодаря поддерживающей установке занимающиеся принимают правильное горизонтальное положение и начинают осваивать технику плавания по форме: в полной координации в движении, чередуя кроль на груди и на спине. акцентируя внимание на работе рук и дыхании. Плавательные движения с первого урока и до конца обучения выполняют после скольжения.

На втором уроке чередуется выполнение упражнений с опорой в движении и с опорой на месте. Основное внимание обучаемого обращают на освоение движений по форме с акцентом на гребок руками и дыхании. Полезно на видном месте, например на краях бассейна, вывешивать наглядные пособия по технике плавания квалифицированных пловцов, плакаты и схемы, на которых показано, на чем следует акцентировать внимание.

На третьем и четвертом уроках основное внимание следует уделять освоению

 
Library   57   Up


Contents

 

Home
 

движений по структуре; постоянно акцентировать внимание обучаемых на узловых моментах техники плавания (согласование работы рук с дыханием). Навык плавания осваивается с опорой в движении и с опорой на месте — на это отводят соответственно 80 и 100% времени урока.

После четвертого урока, когда большинство обучаемых проплывают с помощью поддерживающей установки более 25 м, начинается обучение на СТССЛ. На пятом и шестом уроках скорость силового лидирования 0,5 — 0,8 м/с, а с седьмого по десятый — 0,7 — 1,2 м/с.

С пятого по седьмой урок на СТССЛ в зависимости от индивидуальных способностей обучаемых освоению техники

 

плавания отводится 60 — 70% времени урока, а с восьмого по десятый — 25 — 40%; остальное время с пятого по десятый урок — плавание без тренажерного стенда.

Обучению спортивным способам плавания на первых шести уроках отводится равное количество времени, а начиная с седьмого по десятый урок время распределяется в зависимости от предрасположенности обучаемого к освоению того или иного способа плавания. Для освоения основного способа плавания отводится 80% времени урока и 20% времени урока посвящается освоению второго способа.

Прием контрольных нормативов проводят на 10 — 12-м занятии.

 

 

КОНГРЕССЫ, ПЛЕНУМЫ, КОНФЕРЕНЦИИ
И ПОСТАНОВЛЕНИЯ

     

Отчетно-выборный пленум
Федерации плавания СССР

Реализуя постановление сентябрьского (1981 г.) Пленума ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта», президиум Федерации плавания СССР на протяжении всего отчетного периода (1981 — 1984 гг.) основное внимание уделял изучению и распространению передового опыта на различных направлениях массовой работы по плаванию, выявлению наиболее характерных недостатков и путей их устранения. Этим вопросам были посвящены всесоюзные пленумы федерации, проводившиеся в предыдущие годы при участии представителей всех республик, ДСО и ведомств. Вместе с этим президиум Федерации плавания СССР уделял постоянное внимание усилению пропаганды плавания, используя средства массовой информации, в первую очередь центральную прессу (газеты «Правда», «Комсомольская правда», «Пионерская правда», «Советский спорт», журналы «Физкультура и спорт», «Спортивная жизнь России») и Всесоюзное телевидение. Так, за 1981 — 1984 гг. на страницах газеты «Правда» было опубликовано более 30 статей, освещавших актуальные проблемы плавания, а на экранах Центрального телевидения показано более 50 передач, в которых говорилось об оздоровительной и прикладной роли плавания, особенно для детей, начиная с грудного возраста.

 

Способствовал массовому развитию плавания и выпуск в свет ряда учебных пособий, разработанных членами президиума федерации (книга «Навык плавания каждому», брошюры «Плавание для всех», «Плавать раньше, чем ходить»), учебных фильмов («Методика обучения плаванию грудных детей», «Организация и методика занятий по плаванию в пионерских лагерях» и др.).

Благодаря всем этим мероприятиям, помощи партийных, советских органов и активной работе профсоюзов, комсомола, физкультурных и общественных организаций, республиканских и местных федераций, инструкторов и тренеров плавания, за отчетные 4 года заметно расширилась сеть плавательных бассейнов, увеличилось число обученных плаванию детей и взрослых, а также занимающихся в секциях плавания физкультурных коллективов. Так, число искусственных плавательных бассейнов выросло почти на 20% (2530); по сравнению с предыдущим четырехлетием число обученных плаванию увеличилось более чем в 3 раза; выросло количество занимающихся плаванием в стране в среднем на 24%.

Однако делегаты пленума отметили, что в работе президиума Федерации плавания СССР имелись и недостатки. К числу главных следует отнести то, что ему не удалось в должной мере активизировать деятельность республиканских федераций плавания. Так, для вовлечения пляжей в работу по массовому обучению населения плаванию президиум

Library   58   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало