|
принципах работы. Основные технические характеристики и принципы работы СТССЛ следующие*. Система представляет сочетание электрических, электронных и механических узлов, обеспечивающих работу в двух режимах (скоростной и силовой подготовки). Она обеспечивает непрерывную протяжку пловца по дорожке бассейна с заданной скоростью. Сила тяги после пуска системы плавно регулируется и при достижении заданного значения остается постоянной независимо от скорости пловца. Скорость протяжки изменяется плавно от 0,2 до 5 м (±0,1 м/с). Усилие, передаваемое пловцу, от 0 до 150 кг по всем диапазонам скоростей. В режиме силовой подготовки начальное усилие при включенном приводе составляет 15 кг; усилие, создаваемое за счет реверса двигателя, регулируется в пределах 15 — 150 кг (±5 кг). Натяжение кольцевого троса в 25-метровом бассейне 250 (±20) кг, в 50-метровом бассейне 400 (±30) кг; высота установки кольцевого троса 2,5 — 3 м от поверхности воды.
Занимающийся зацепляется фалом за пояс, а на привод подается напряжение, соответствующее заданной скорости движения кругового троса (0,2 — 5 м/с). При плавании в режиме силовой подготовки реверс привода переключается и на него подается заданное регулируемое напряжение, обеспечивающее торможение пловца в пределах от 0 до 150 кг.
Идея использования протягивания пловца в воде для создания спортсмену сопротивления, соответствующего режиму плавания на запланированной скорости, была предложена И. П. Ратовым в 1972 г.
Использование тренажеров подобного типа позволяет с первых шагов обучения формировать оптимальный вариант ритмо-скоростной основы двигательного навыка, соответствующий планируемому результату. Это дает возможность обучать, создавая динамико-кинематический образ техники выполнения спортивных достижений ближайшего будущего.
С этой целью можно использовать и многоцелевой тренажерный стенд для плавания.
Многоцелевой тренажерный стенд предназначен для начального обучения плаванию и тренировки квалифицированных пловцов. Он состоит из двух частей: специализированной тренажерной системы силового лидирования (СТССЛ) и
* Рисунки и чертежи можно получить по адресу: г. Пенза, проспект Строителей, 62/15; тел. 45-09 -79.
|
|
поддерживающей установки (ПУ). Основу стенда составляет управляемая СТССЛ, смонтированная на базе ванны закрытого бассейна.
Многоцелевой тренажерный стенд дает надежную страховку при обучении плаванию, облегчает выполнение двигательных действий, увеличивает объем плавательной нагрузки, снижает уровень гидродинамического сопротивления пловца благодаря более высокому положению тела в воде, способствует увеличению моторной плотности урока и тем самым ускоряет процесс формирования рациональных плавательных движений на больших скоростях.
Различные модификации тренажерного стенда можно использовать в бассейнах всех типов и на открытых водоемах и для массового обучения плаванию, и для совершенствования спортивного мастерства квалифицированных спортсменов, а также как тренажер-аттракцион в местах массового купания.
Методика проведения занятий. Разработанная методика использовалась при обучении плаванию студентов и школьников. Начинающие осваивали спортивные способы плавания на высокой скорости, позволяющей за короткие сроки добиваться становления техники и выполнения планируемых результатов.
Особенность методики обучения состоит в том, что двигательные действия осваиваются с первого же урока в полной координации.
После показа основных моментов техники плавания кролем на груди и кролем на спине и краткой инструкции начинается обучение плаванию непосредственно в воде. Благодаря поддерживающей установке занимающиеся принимают правильное горизонтальное положение и начинают осваивать технику плавания по форме: в полной координации в движении, чередуя кроль на груди и на спине. акцентируя внимание на работе рук и дыхании. Плавательные движения с первого урока и до конца обучения выполняют после скольжения.
На втором уроке чередуется выполнение упражнений с опорой в движении и с опорой на месте. Основное внимание обучаемого обращают на освоение движений по форме с акцентом на гребок руками и дыхании. Полезно на видном месте, например на краях бассейна, вывешивать наглядные пособия по технике плавания квалифицированных пловцов, плакаты и схемы, на которых показано, на чем следует акцентировать внимание.
На третьем и четвертом уроках основное внимание следует уделять освоению |
|