Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

и шестое место), намечать актив (соответственно шестое и двенадцатое место).

Это указывает, как мы думаем, на несколько более демократический стиль общения молодых тренеров со своими учениками. Хорошо это или плохо? Приглашаем читателя к самостоятельному поиску возможного ответа. В педагогической литературе отмечается, например, что молодые учителя общеобразовательных школ нередко судят о своих учениках и отношениях между ними точнее, чем опытные (молодые как бы лучше понимают своих воспитанников). В то же время стереотипность педагогических умений опытных учителей имеет тенденцию увеличиваться со стажем работы. Не так ли и в среде тренеров детских спортивных школ?

К приведенному перечню можно добавить следующие умения: устанавливать правильные отношения с коллегами, администрацией спортивной школы, родителями юных спортсменов; предотвращать и разрешать конфликты между юными спортсменами, управлять их общением между собой; провести неформальную беседу с учениками в процессе совместных бытовых действий (в спортивном лагере, например); использовать краткий групповой ритуал (традиционную форму группового общения учеников перед соревнованиями); проводить воспитательную беседу с юными спорт. сменами в присутствии родителей; использовать краткое речевое и неречевое общение с учениками в процессе совместных подвижных и спортивных игр; пробуждать дух спортивного соперничества между учениками на тренировке; вовремя пошутить, к месту рассказать

 

краткую притчу, проявлять находчивость и изобретательность в общении с учениками; переключать внимание в процессе группового общения с одного ученика на другого и видеть по возможности лица всех учеников группы; разбираться в настроении ученика, его желании тренироваться на данном занятии с полной отдачей и т. д.

Несколько слов о трудностях, с которыми тренеру приходится сталкиваться в общении с юными спортсменами. Опрос тренеров ДЮСШ (оценивалась степень трудности в общении различного характера) показал следующее. Наибольшие затруднения, по мнению тренеров, имеющих стаж работы с юными пловцами более 5 лет, возникают в общении воспитательного характера с одним учеником. Степень трудности в общении предметного характера с одним учеником или группой учеников, а также в общении воспитательного характера с группой учеников практически одинакова и заметно ниже, чем в первом случае. Это следует учитывать в работе над повышением профессионально-педагогического мастерства.

Дополнительный материал о различных сторонах педагогического общения тренера с детьми и подростками можно найти в следующей литературе издательства «Физкультура и спорт»:

Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М., 1981. 375 с.

Макаренко Л. П. Юный пловец. М., 1983. 288 с.

Станкин М. И. Спорт и воспитание подростков. М., 1983. 104 с.

 

 

МЕДИЦИНА И ПЛАВАНИЕ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОМЕГА-МЕТРИИ
ДЛЯ СРОЧНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
СОСТОЯНИЯ ПЛОВЦОВ

   
О. И. Пастухов, врач ДЮСШ
«Динамо» (Краснодар)
 

В современном спорте управление тренировочным процессом становится все более сложным делом, требующим срочной информации о функциональном состоянии организма спортсмена, его готовности к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок. Провести

 

срочную оценку функционального состояния органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма спортсмена, можно по данным регистрации омега-потенциала по методу, который был предложен А. Г. Сычевым и Н. И. Щербаковой.

Library   33   Up


Contents

 

Home
 

Методика регистрации такова: спортсмен обследуется до начала тренировочного занятия. Садится в удобной позе, глаза закрыты — в покое в течение 6 — 7 мин. Активный электрод (+) — неполяризующийся хлорсеребряный ЭВЛ-1-М1 — устанавливается на теменной области головы; аналогичный электрод со знаком минус устанавливается в контактную колодку, на которую ложится основание большого пальца правой кисти. Для усиления регистрируемого потенциала можно использовать любой усилитель постоянного напряжения с входным сопротивлением более двух мегаом.

После определения исходного омега-потенциала обследуемый по команде открывает глаза, встает, делает одно полное приседание (темп индивидуален) и вновь садится. В момент приседания включается секундомер, и через каждые 30 с в течение 6 мин фиксируется показатель омега-потенциала.

Считается, что увеличение этого показателя в первые 30 с в пределах 25 — 50%, далее снижение величины до исходного уровня через 1,5 мин после приседания и вновь нарастание величины до 40% от исходных значений через 3,5 — 4 мин после прекращения нагрузки свидетельствуют об оптимальном включении соответственно нервных, гемообменных, гуморальных и эндокринных механизмов регуляции при формировании ответной реакции организма на функциональную нагрузку.

В результате болезни, чрезмерных тренировочных нагрузок, неблагоприятных бытовых условий и т. п. может развиться состояние перенапряжения. При оценке резервных возможностей организма особо важные данные об уровне омега-потенциала через 4 — 6 мин после однократной функциональной нагрузки. Значительное его снижение (более 50%) является признаком наступающего истощения эндокринных процессов регуляции. Результативность тренировочной и соревновательной деятельности в таких случаях низкая.

При динамическом наблюдении омегаметрия является хорошим индикатором исходного функционального состояния, адаптивных возможностей организма к тренировочным нагрузкам, эффективности восстановительных мероприятий.

В ДЮСШ плавания Краснодарского краевого совета «Динамо» омега-метрическое наблюдение проходят пловцы разной квалификации — от III разряда до мастера спорта СССР. Возраст обследуемых 12 — 18 лет.

Как показывает практика, оптималь-

 

но проводить омега-метрию два раза в неделю: например, в понедельник по данным динамики омега-потенциала можно судить об эффективности отдыха и восстановительных мероприятий, решать вопрос о нагрузках на предстоящие дни; в четверг проводить динамическое наблюдение, коррекцию нагрузок и отдыха.

Хотелось бы поделиться теми наблюдениями, которые накопились за период использования омега-метрии при наблюдениях за пловцами.

Во время учебного года реже определяется нормальная омега-грамма в связи со значительными нагрузками в общеобразовательной школе, нарушениями в режиме отдыха и питания. Если при использовании омега-метрии в течение 6 мин не устанавливается исходный уровень, часто это является признаком начинающегося острого респираторного заболевания.

При получении омега-грамм без активации на 4 — 5-й мин (показатели омега-потенциала около исходного уровня) не следует рекомендовать снижение нагрузок. Это сообразуется с выводами А. А. Виру и П. К. Кырге о том, что при выполнении дозированных физических нагрузок в процессе адаптации к систематической мышечной деятельности в эндокринной системе организма спортсмена происходят незначительные сдвиги (длительный ЭКГ-контроль у спортсменов отклонений не выявил).

Если в течение 3 — 4 недель подряд регистрируются омега-граммы типа при сохранении объема и интенсивности тренировочной работы, необходимо направлять спортсменов на ЭКГ и СКГ, чтобы проверить, нет ли признаков дистрофии миокарда из-за постоянного перенапряжения. Наблюдения за спортсменами, переболевшими эпидемическим гепатитом (болезнь Боткина), показали, что при регистрации подобных омега-грамм в течение нескольких месяцев (при полном отказе от тренировок) признаки дистрофии миокарда не обнаруживаются.

Данные омега-метрии имеют прогностическое значение. Приведу такой пример. Перворазрядница 13 лет два-три раза в год болела простудными заболеваниями. С 3 по 10 декабря 1984 г. она перенесла острый ринофарингит. Температура колебалась в пределах 36,9 — 37,1°. Тренировок не прекращала, готовилась к участию в соревнованиях. С 11 декабря жалоб не было, температура была нормальной. По словам спортсменки, тренировочные нагрузки она переносила хорошо. 17 декабря при омега-мет-

 
Library   34   Up


Contents

 

Home
 

рическом обследовании было выявлено перенапряжение эндокринных процессов регуляции, 24 декабря — дальнейшее ухудшение. Тренировки спортсменка не прекращала, снижение нагрузок перед соревнованиями проводилось, как и у

 

других пловцов. Через несколько дней в соревнованиях она показала низкие результаты. 8 января 1985 г. при ЭКГ обследовании по электрокардиограмме были выявлены признаки дистрофии миокарда I степени.

 

 

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПЛОВЦА НА ДИСТАНЦИИ 100 м

   
Н. Р. Чаговец, ЛНИИФК
Л. И. Иванов, ЛГПИ
 

Задача настоящей работы состояла в выявлении ключевых факторов соревновательной деятельности пловцов-спринтеров высокого уровня подготовленности, лимитирующих работоспособность на дистанции. С этой целью мы исследовали некоторые компоненты рабочей деятельности и энергетического обмена в ходе соревнований на дистанции 100 м.

Согласно данным, полученным нами ранее, у пловцов-спринтеров, показывающих лучшие результаты в ответственных соревнованиях, на финише отмечается высокая степень гиперлактацидемии и повышенное содержание глицерина в крови, что свидетельствует об усиленной мобилизации всех энергопоставляющих систем организма.

Для более детального суждения об участии различных компонентов энергообмена в выполнении избранной соревновательной дистанции необходимо было проанализировать работу пловца на ее отдельных отрезках. Шесть мастеров спорта были ориентированы на предельное проплывание 100 м вольным стилем в спарринге. На каждом 25-метровом отрезке мы фиксировали время и темп; определение ЧСС и исследование биохимических параметров крови проводили на финише, а также после отрезков 25, 50 и 75 м, для чего спортсменов, ориентированных на проплывание целой дистанции, неожиданно останавливали, в конце нужного отрезка. Таким образом, оказалось возможным оценить не только суммарные функциональные сдвиги, которые наблюдаются на финише, но и изменения, происходящие по ходу выполнения соревновательной нагрузки.

Пробы крови брали на 3-й мин после прекращения работы; в крови определяли содержание лактата (по Штрому), параметры кислотно-щелочного равновесия (по микрометоду Аступа), содержание глицерина (по микромодификации П. И.

 

Маршева) и глюкозы (по биотесту «La Chema», ЧССР).

Говоря о педагогических характеристиках прохождения дистанции, следует отметить, что скорость максимальная отмечается на первом, стартовом 25-метровом отрезке. На последующих отрезках она снижается, а количество гребков в единицу времени возрастает, что свидетельствует, по-видимому, об уменьшении силы каждого гребка, которую спортсмен для удержания скорости пытается компенсировать увеличением темпа. Максимальный темп отмечается на последнем, финишном отрезке, когда несколько возрастает и скорость. Однако она существенно ниже показанной на первых 25 м дистанции.

Результаты биохимических исследований показывают, что проплывание первого отрезка дистанции (25 м) не сопровождается значительным увеличением концентрации лактата в крови спортсмена. С этим полностью согласуется и состояние кислотно-щелочного равновесия крови — активная реакция (рН крови) не обнаруживает отклонений от физиологической нормы (7,34 — 7,40), понижение избытка оснований крови (BE) очень незначительно ( –3,9 мМ против 2,5 мМ в состоянии покоя). Величины напряжения углекислоты в крови (pCO2), как и содержания глюкозы и глицерина, не отличаются от показателей, свойственных дорабочему состоянию.

Все это говорит о том, что стартовый отрезок дистанции обеспечивается преимущественно резервами креатинфосфата мышц — наиболее быстро мобилизуемого и используемого источника энергии мышечной деятельности. Очевидно, с использованием креатинфосфата, обладающего высокой энергетической мощностью, связана максимальная скорость передвижения пловца на стартовом участке в течение первых 11 — 15 с работы.

Library   35   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало