|
||||
том, высокой профессиональной компетентностью, культурой, доброжелательным (нередко доверительным), неформальным характером взаимоотношений с ними. Чаще всего педагогическое общение направлено на решение конкретных задач воспитательного и учебно-тренировочного характера в создаваемых тренером благоприятных психологических условиях. Око должно протекать на определенном эмоциональном фоне, затрагивать не только сознание, но и чувства ученика. Лишь в этом случае педагогическое общение эффективно. Образная, эмоциональная речь, умение говорить, разнообразить речь шуткой, доброжелательной иронией, дополнять ее жестами; умение подавать себя в общении с воспитанниками (здесь имеют значение и пластика движений, и осанка, и выражение лица, и взгляд, и спортивный костюм, и прическа) — все это усиливает воспитательное воздействие на учеников слов и действий тренера. Следует добавить еще способность тренера чувствовать эмоциональное состояние воспитанника, «читать по лицу» и понимать, что скрывается за мимикой и другими внешними признаками поведения ученика, иными словами — ставить себя на место юного спортсмена в самых различных ситуациях, ощущать его душевное состояние. Мы предприняли попытку оценить практическую значимость отдельных умений педагогического общения в работе тренера ДЮСШ. В ходе бесед с тренерами (слушателями факультета усовершенствования при ГЦОЛИФКе) был определен список из 24 пунктов, составляющих умения педагогического общения, которые тренер использует в работе с пловцами групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп. Затем на одной из всесоюзных конференций тренеров и специалистов по юношескому плаванию с помощью массового анкетного опроса (опрошено было более 120 человек) все эти умения были расставлены в порядке убывания их практической значимости. На первое место необходимо было поставить наиболее значимое, затем сравнительно менее значимое умение и т. д. Приводим 12 наиболее высоко оцененных умений в той последовательности, которая была придана им в группе тренеров со стажем работы в ДЮСШ плавания более пяти лет: 1. Умение создавать на занятиях мажорный эмоциональный фон личным поведением, манерой общения; словом, |
жестом, действием снимать психологическую напряженность. 2. Умение кратко давать на занятиях установку, создавая положительный эмоциональный фон, пробуждая интерес к выполнению заданий; кратко подводить итоги занятия, создавая положительный или негативный (по необходимости) эмоциональный отклик. 3. Умение по ходу занятия входить в контакт, проявляя внимание и доброжелательность, с каждым учеником бригады не менее двух-трех раз. 4. Умение использовать по ходу тренировки различные приемы (не менее трех) мотивации, одобрения или осуждения. 5. Умение подать себя в общении для повышения своего тренерского авторитета, уровня коммуникативных отношений, используя положительные особенности своих личностных качеств. 6. Умение входить в контакт с учеником в крайне затрудненной ситуации (ученик раздражен, возбужден и т. д.), терпеливо выслушивать его. 7. Умение быстро ориентироваться в личности и настроении ученика, давать ему правильную характеристику. 8. Умение управлять своим поведением в процессе общения в условиях напряженной эмоциональной обстановки соревнований или тренировок, контролировать свои эмоции, действия, движения, мимику, речь. 9. Умение видеть свое поведение глазами учеников, давать себе объективную характеристику. 10. Умение использовать иносказания, движения, сравнения для формирования правильных нравственных или предметных установок. 11. Умение проводить краткую воспитательную беседу по горячим следам событий; говорить экспромтом на этические темы. 12. Умение правильно создавать актив: лидера, юмориста-затейника, интеллектуала и т. д.; отмечать «отверженных». Когда мы анализировали ответы тренеров, нас заинтересовал следующий вопрос. Есть ли различия в оценке названных умений тренерами в зависимости от стажа работы в спортивной школе? Оказалось, что небольшие различия есть. Например, молодые тренеры по сравнению со своими старшими коллегами более высоко оценивают умение входить в контакт со всеми учениками (соответственно первое и третье место), входить в контакт с учеником в крайне затрудненной ситуации (соответственно четвертое |
|||
32 |
|
||||
и шестое место), намечать актив (соответственно шестое и двенадцатое место). Это указывает, как мы думаем, на несколько более демократический стиль общения молодых тренеров со своими учениками. Хорошо это или плохо? Приглашаем читателя к самостоятельному поиску возможного ответа. В педагогической литературе отмечается, например, что молодые учителя общеобразовательных школ нередко судят о своих учениках и отношениях между ними точнее, чем опытные (молодые как бы лучше понимают своих воспитанников). В то же время стереотипность педагогических умений опытных учителей имеет тенденцию увеличиваться со стажем работы. Не так ли и в среде тренеров детских спортивных школ? К приведенному перечню можно добавить следующие умения: устанавливать правильные отношения с коллегами, администрацией спортивной школы, родителями юных спортсменов; предотвращать и разрешать конфликты между юными спортсменами, управлять их общением между собой; провести неформальную беседу с учениками в процессе совместных бытовых действий (в спортивном лагере, например); использовать краткий групповой ритуал (традиционную форму группового общения учеников перед соревнованиями); проводить воспитательную беседу с юными спорт. сменами в присутствии родителей; использовать краткое речевое и неречевое общение с учениками в процессе совместных подвижных и спортивных игр; пробуждать дух спортивного соперничества между учениками на тренировке; вовремя пошутить, к месту рассказать |
краткую притчу, проявлять находчивость и изобретательность в общении с учениками; переключать внимание в процессе группового общения с одного ученика на другого и видеть по возможности лица всех учеников группы; разбираться в настроении ученика, его желании тренироваться на данном занятии с полной отдачей и т. д. Несколько слов о трудностях, с которыми тренеру приходится сталкиваться в общении с юными спортсменами. Опрос тренеров ДЮСШ (оценивалась степень трудности в общении различного характера) показал следующее. Наибольшие затруднения, по мнению тренеров, имеющих стаж работы с юными пловцами более 5 лет, возникают в общении воспитательного характера с одним учеником. Степень трудности в общении предметного характера с одним учеником или группой учеников, а также в общении воспитательного характера с группой учеников практически одинакова и заметно ниже, чем в первом случае. Это следует учитывать в работе над повышением профессионально-педагогического мастерства. Дополнительный материал о различных сторонах педагогического общения тренера с детьми и подростками можно найти в следующей литературе издательства «Физкультура и спорт»: Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М., 1981. 375 с. Макаренко Л. П. Юный пловец. М., 1983. 288 с. Станкин М. И. Спорт и воспитание подростков. М., 1983. 104 с. |
|||
МЕДИЦИНА И ПЛАВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОМЕГА-МЕТРИИ |
||||
О. И. Пастухов, врач ДЮСШ «Динамо» (Краснодар) |
||||
В современном спорте управление тренировочным процессом становится все более сложным делом, требующим срочной информации о функциональном состоянии организма спортсмена, его готовности к выполнению тренировочных и соревновательных нагрузок. Провести |
срочную оценку функционального состояния органов и систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма спортсмена, можно по данным регистрации омега-потенциала по методу, который был предложен А. Г. Сычевым и Н. И. Щербаковой. |
|||
33 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |