|
||||||||
жде всего благодаря жировому компоненту. У спортсменок с невысоким уровнем максимальных функциональных возможностей интенсивные прибавки в весе в короткие сроки лишают их тех преимуществ, которые раньше формировали механизмы адаптации систем энергообеспечения организма к тренировочным нагрузкам. Формированию такого механизма, напомним, способствовала временная ретардация полового созревания. Небольшая масса тела при довольно большой его длине в сочетании с присущими плаванию особенностями водной среды (передвижение в условиях облегченной гравитации) позволяли им достигать относительно высокого уровня специальной тренированности благодаря более высоким величинам относительных показателей, характеризующих деятельность систем энергообеспечения. Интенсивное нарастание веса в короткие сроки приводило к тому, что величина МПКотн в этот период у отдельных спортсменок снижалась до 38 — 40 мл/мин на 1 кг веса. Такая неблагоприятная динамика показателей, характеризующих развитие аэробных процессов, сопровождалась снижением уровня специальной тренированности, особенно на средних и длинных дистанциях. В ответ на это многие тренеры увеличивают интенсивность упражнений, снижая при этом объем, что только усугубляет сложившееся положение. Полученные при тестировании юных пловцов в гидроканале высокие показатели максимального кислородного долга (у девушек в среднем 8,8 л, или 160 мл/кг, у юношей 12 л, или 182 мл/кг) позволяют думать об излишне большой роли анаэробных процессов в обеспечении их работоспособности. |
Динамические наблюдения за юными спортсменами, о которых шла речь, полностью подтвердили необходимость повышения резервных возможностей организма любыми способами в течение всего периода пубертатного развития. Так, повторное обследование пловцов через полгода показало, что ранг сильнейших у большинства юношей в большой степени сохранился. У девушек же наблюдался существенный сдвиг в ранге сильнейших спортсменок в своей возрастной группе. Отсев из их числа произошел за счет тех спортсменок, у которых показатели общей работоспособности и максимальных аэробных возможностей были наиболее низкие (независимо от принадлежности к выделенным группам). Резко снизили также темпы роста результатов и спортсмены, выступавшие успешно лишь на дистанции 100 м. Показатели аэробного энергообмена у сохранивших статус сильнейших в возрастной группе приведены в табл. 2. Данные показывают, что у юношей-пловцов средний паспортный возраст практически остался прежним. Следовательно, в этой возрастной группе быстрее прогрессируют спортсмены, имеющие меньший паспортный возраст и меньшую биологическую зрелость. Таким образом, в период полового созревания пловцы могут показывать относительно высокие спортивные результаты при невысоком уровне развития аэробных возможностей. Преимущество имеют спортсмены с определенным типом биологического развития. Среди юношей высокие спортивные результаты показывают пловцы с ускоренными темпами полового созревания и более высоким уровнем функциональных возможностей; среди девушек — спортсменки с замедлен- |
|||||||
Таблица 2
Показатели биологической зрелости и максимального аэробного обмена у
|
||||||||
30 |
|
||||||||||||
ным темпом развития (присущие им особенности биологического развития позволяют выполнять большой объем тренировок в воде). Некоторые спортсменки при небольшой массе тела не способны развивать достаточно мощные рабочие движения, поэтому даже при выполнении довольно большого объема упражнений в воде у них слабо развивается кардиореспираторная система, а следовательно, и аэробный механизм энергообеспечения. После 15 — 16 лет нарастание массы тела и завершение процессов полового созревания приводит к тому, что отсеиваются в первую очередь те спортсмены, особенности биологического развития и характер тренировки которых не позволял им иметь требуемый уровень развития аэробных возможностей. Отсев происходит прежде всего тех спортсменов, которые имели признаки крайних типов развития (выраженная акселерация или ретардация). Основной ошибкой в подготовке пловцов следует считать преждевременную специализацию и соответствующее ей построение тренировочной программы. Спортивная подготовка, идущая по пути |
стихийного приспосабливания к индивидуальным особенностям биологического развития, ведет к преждевременному снижению темпов роста спортивных результатов и ранней стабилизации их на дистанциях избранной специализации. Попытки изменить направленность тренировок не всегда дают положительный эффект, — к этому времени организм проходит период наибольшей пластичности систем и их тренируемости. Поскольку роль системы аэробного энергообеспечения начинает проявляться в полной мере при приближении к завершающей фазе полового созревания, контроль за динамикой развития должен осуществляться на всем протяжении спортивной тренировки. В практической работе тренер может ориентироваться на такой интегральный показатель, как индекс выносливости. В табл. 3 даны индексы выносливости на всех четырех дистанциях с учетом специализации спортсмена. В тренировках юных пловцов следует ориентироваться на границы индексов для спортсменов, специализирующихся в плавании на средние и длинные дистанции. |
|||||||||||
Таблица 3
Индексы выносливости у пловцов высокой квалификации в зависимости от
|
||||||||||||
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
||||||||||||
Л. П. Макаренко, ГЦОЛИФК |
||||||||||||
Педагогическое общение — один из видов профессиональной деятельности тренера в сфере его взаимодействий с юными спортсменами, их родителями, коллегами по работе, администрацией и другими лицами, с которыми он контактирует в процессе своей деятельности. Это способность устанавливать правиль- |
ные отношения с отдельными учениками и группой в целом, проявлять искреннее внимание к воспитанникам, убеждать, заинтересовывать, увлекать и вести за собой. Это также способность к внушению, непосредственному волевому влиянию на воспитанника, умение влиять на ребят силой своего примера, а вторите- |
|||||||||||
31 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |