Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

снизился процент неудовлетворительных оценок (с 8,3 до 0,6%), средний результат 30-минутного плавания вырос с 713 до 836 м, количество отличных и хороших оценок увеличилось (с 50% до 69%), более чем в 2 раза вырос групповой индекс качества.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило целесообразность комплектования групп с учетом типологических особенностей занимающихся и проведения занятий в них по дифференцированным методикам. Такая организация позволила при том же лимите времени значительно поднять уровень

 

плавательной подготовки всех студентов, занимающихся на курсе обучения плаванию, повысить их интерес к занятиям, оптимизировать работу преподавателя, сократить количество психологических срывов у обучаемых, значительно повысить их успеваемость. В результате по окончании курса каждый студент хорошо плавает, свободно сдает нормативы ГТО, разбирается в технике спортивного способа, владеет основами методики обучения, знает правила поведения на воде и может оказать первую помощь пострадавшему.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

   
Т. С. Тимакова,
А. Ф. Шубабко (Москва)
 

Современная методика подготовки юных пловцов направлена прежде всего на повышение резервных возможностей организма, и в частности — систем энергообеспечения. Уровень развития последних оценивают по показателям максимального потребления кислорода (МПК), максимальной легочной вентиляции (МЛВ), максимальному кислородному долгу (МКД), а также по величине максимального кислородного пульса (МКП) и порогу анаэробного обмена (ПАНО). Чем выше максимальные значения указанных характеристик энергообмена (особенно аэробного его компонента), тем эффективнее и экономичнее работает организм спортсмена, тем выше его резервные возможности. Активное влияние современной спортивной тренировки на развитие процессов аэробного обмена, в частности, подтверждает следующий факт. Еще не так давно авторы в своих работах определяли генетическую обусловленность показателей, характеризующих максимальные аэробные возможности спортсменов, в 70 — 90%. Однако в последние годы эти значения снизились до 50 — 60%, тем самым повышалась значимость функциональной подготовки в процессе многолетней тренировки.

Как известно, на уровень развития процессов энергообеспечения помимо физических нагрузок влияет морфофункциональное состояние кардиореспираторной системы, характер формирования организма, размеры и масса тела. Наши исследования также показали, что инди-

 

видуальные особенности протекания процессов биологического развития определенным образом влияют и на формирование адаптационных механизмов организма. При этом сложившийся в период наиболее активного биологического роста характер адаптации организма к физической нагрузке оказывает в дальнейшем существенное влияние на темпы роста спортивных результатов и в целом на перспективность спортсмена. Последнее было установлено при сравнении данных комплексного обследования квалифицированных пловцов — взрослых и сильнейших в своей возрастной группе. Анализ строился на антропометрических измерениях, оценке биологической зрелости *, а также на целом ряде энергохарактеризующих показателей, полученных при выполнении ступенчато возрастающей нагрузки «до отказа».

Тестирование пловцов в естественной для них среде способствовало выявлению чрезвычайно повысившихся требований спортивного плавания к уровню максимальных аэробных возможностей **. Так,

 


* Биологическая зрелость оценивается по 9-балльной шкале (см. в кн.: Научное обеспечение пловца. М.: ФиС, 1983, с. 96).

** Использование гидроканала дало возможность тестировать функциональные возможности энергообеспечивающих систем организма пловцов в естественных условиях. Специальная дыхательная маска и автоматизированная газоаналитическая аппаратура позволили непрерывно регистрировать газовый состав выдыхаемого воздуха. ЧСС определялась с помощью телеметрической аппаратуры. Начальная скорость плавания устанавливалась в зависимости от пола, возраста

Library   27   Up


Contents

 

Home
 

у сильнейших пловцов, отличающихся крупными размерами тела (рост 188 — 194 см, вес 84 — 88 кг) и успешно выступающих на дистанциях 100 и 200 м, показатели МПК достигают 6200 — 6800 мл/мин при МКП 32 — 35 мл/уд. При этом значения легочной вентиляции составляют 200 — 240 л/мин, ПАНО — 70 — 80% от МПК. В пределах такого режима деятельности кардиореспираторной системы организм пловцов может работать до 1,5 — 2 мин. Сильнейшие пловцы, успешно выступающие на дистанциях 400, 800 и 1500 м, имея меньшие размеры тела (рост 176 — 186 см, вес 74 — 80 кг), соответственно имеют меньшую мощность аэробных процессов: МПК у них составляет 5000 — 5600 мл/мин, при МКП 28 — 32 мл/уд, легочная вентиляция в условиях МПК — 160 — 200 л/мин и ПАНО — 80 — 90% от МПК. Однако в таких условиях организм спортсменов может работать в течение 3 — 5 мин.

Пловчихи-женщины по показателям максимального аэробного обмена существенно уступают мужчинам, но сильнейшие спортсменки также отличаются весьма высокими их значениями. Так, МПК у некоторых спортсменок достигало 4600 — 5000 мл/мин при показателях МКП 24 — 26 мл/уд и легочной вентиляции в условиях МПК 120 — 150 л/мин.

Анализ факторной структуры модельных характеристик пловца также подтвердил высокую значимость показателей, отражающих максимальный уровень развития процессов аэробного энергообеспечения. Наряду с тотальными размерами тела и динамометрическими показателями они сформировали первый фактор (33% от общего вклада в дисперсию признаков)*.

Тестирование сильнейших пловцов 14 — 15 лет не выявило столь однонаправленных тенденций, которые были отмечены у взрослых квалифицированных спортсменов. Обследование было проведено накануне ответственных выступлений. Анализ проводили по данным двух групп. В первую группу (сильнейшие)


и специализации пловца. Нагрузка увеличивалась каждые две минуты на 0,1 м/с. При тестировании в гидроканале у пловцов высокой квалификации получены наибольшие значения по сравнению с другими эргометрическими пробами.

* Второй фактор образовали семь показателей, характеризующих морфофункциональное состояние сердца (по данным эхокардиолокации); третий фактор составили показатели, отражающие аэробную выносливость. Только четвертый и пятый факторы сформировали признаки, характеризующие специальные качества пловца и его специальную тренированность.

 

вошли спортсмены, успешно выступившие на этих соревнованиях; во вторую (остальные) — те юные пловцы, которые не были включены в состав команды или выступили неудачно. Тестирование максимальных функциональных возможностей проводили с помощью велоэргометра. Обратил на себя внимание тот факт, что девушки, отличающиеся от юношей более высокой спортивной квалификацией, имели в целом невысокие показатели общей работоспособности и максимальных аэробных возможностей. Более того, результаты о выполненном объеме и предельной мощности работы у них уступали данным десятилетней давности, полученным аналогичным методом у спортсменок такой же квалификации и той же возрастной группы. Тем не менее уровень спортивных результатов у девушек был существенно выше, а суммарный объем выполненных за год упражнений в воде был даже больше, чем у сверстников-юношей. Сравнение показателей, характеризующих максимальные аэробные возможности у девушек двух разных групп, также не выявило каких-либо существенных различий. Объяснение этому факту в определенной степени дают данные, характеризующие особенности физического развития, биологического созревания и специальной тренированности у юных пловцов (табл. 1).

Данные табл. 1 говорят о том, что сильнейшие юноши-пловцы 14 — 15 лет отличаются ускорением процессов полового созревания. Практически при одном и том же возрасте они имеют более высокий балл биологической зрелости по сравнению с девушками. Сопоставление групповых значений биологического возраста с его средневозрастными величинами позволило оценить сильнейших девушек-пловчих по степени биологической зрелости как 13-летних, а юношей-пловцов как 16-летних. Об этом свидетельствуют также сроки наступления у девушек первой менструации (менархе).

Сравнение показателей абсолютного уровня функциональных возможностей со средневозрастными значениями по истинному, биологическому, возрасту позволило оценить их как выше «среднего» у девушек и «средний» у юношей. Сравнение же величин, характеризующих максимальные аэробные возможности в пересчете на 1 кг веса тела, практически выявило отсутствие различий между девушками и юношами этой возрастной группы.

Следовательно, выявленные различия в уровне общей работоспособности и

 
Library   28   Up


Contents

 

Home
 

Таблица 1

Показатели физического развития, биологической зрелости специальной
тренированности пловцов 14 — 15 лет (М ± )

Группа

Показатель

Девушки

Юноши

сильнейшие

остальные

сильнейшие

остальные

Возраст, лет

14,7±0,46

14,8±0,35

14,9±0,32

15,0±0,21

Биологическая зрелость, балл

5,23±0,44

5,27±0,87

6,10±0,26

6,24±0,31

Рост, см

170,5±3,0

169,2±4,0

182,0±5,1

177,4±3,1

Вес, кг

54,4±2,3

55,6±6,7

68,2±4,2

65,4±5,2

ЖЕЛ, л

4,1±0,36

4,0±0,63

5,5±0,63

5,1±0,1

Сила кисти, кг

3],0±3,8

28,1±2,3

42,4±6,3

42,0±3,4

ИВ1*, м

92,7±1,7

91,4±1,2

92,1±1,6

92,7±1,6

ИВ2, м

92,6±1,5

88,2±3,6

91,8±2,9

91,8±1,6

ИВ3, м

86,2±2,6

83,8±4,5

87,5±1,8

82,8±2,2

ИВ4, м

82,8±2,3

78,0±3,8

Объем упражнений за год, км

1672±349

1306±323

1455±228

1238±334

* Так называемые индексы выносливости (ИВ) рассчитаны по отношению времени проплывания эталонной дистанции к времени проплывания самой дистанции для мужчин:

2 x t100
ИВ1 = ————          t100

2 x t100
ИВ2 = ————          t200
4 x t100
ИВ3 = ————          t400
15 x t100
ИВ4 = ————          t1500

— результат (в секундах). Полученное число умножается на 100.

 

 

максимальных функциональных возможностей между ними объясняются в значительной степени особенностями их биологического развития. Такая направленность в характере биологического созревания у сильнейших юных пловцов — девушек и юношей может быть объяснена двумя основными причинами. Уровень спортивных результатов (и квалификационных нормативов) у юношей существенно выше, чем у девушек. Поэтому адаптация организма к современным тренировочным нагрузкам у девушек идет по типу стайеров. У юношей требования, предъявляемые к мощности рабочих движений пловца и к функциональным возможностям, выше, и адаптация организма к тренировочным нагрузкам у Них идет по типу спринтеров. Поэтому спортсменки с признаками отставания в развитии (ретардации), имеющие меньший рост и вес, способны выполнять значительный объем упражнений в воде. Однако большая степень биологической зрелости у юношей позволяет иметь и относительно большую специальную тренированность. На это указывают индексы выносливости пловцов разных групп, особенно на средних и длинных дистан-

 

циях (см. табл. 1). Следовательно, высокий уровень спортивных достижений у юношей в этом возрасте требует наличия преимуществ в уровне общей и специальной работоспособности.

Дальнейший рост функциональных возможностей юных пловцов, в том числе базирующихся на максимальной производительности аэробных процессов, тесно связан с особенностями протекания завершающей фазы пубертатного периода. Явное преимущество имеют те спортсмены, у которых темпы полового созревания более медленные, а сама продолжительность завершающей фазы биологического (физического и полового) созревания больше. Такие особенности развития чаще присущи юношам, особенно тем, у которых первые две фазы процессов полового созревания (пред-пубертатная и собственно пубертатная) отличались особо интенсивным протеканием. Выраженное отставание процессов полового созревания, которое мы наблюдали у сильнейших юных пловчих-девушек, нередко сменяется ускорением биологического развития. Последнее, как правило, сопровождается интенсивным нарастанием у девушек массы тела, пре-

Library   29   Up


Contents

 

Home
 

жде всего благодаря жировому компоненту.

У спортсменок с невысоким уровнем максимальных функциональных возможностей интенсивные прибавки в весе в короткие сроки лишают их тех преимуществ, которые раньше формировали механизмы адаптации систем энергообеспечения организма к тренировочным нагрузкам. Формированию такого механизма, напомним, способствовала временная ретардация полового созревания. Небольшая масса тела при довольно большой его длине в сочетании с присущими плаванию особенностями водной среды (передвижение в условиях облегченной гравитации) позволяли им достигать относительно высокого уровня специальной тренированности благодаря более высоким величинам относительных показателей, характеризующих деятельность систем энергообеспечения. Интенсивное нарастание веса в короткие сроки приводило к тому, что величина МПКотн в этот период у отдельных спортсменок снижалась до 38 — 40 мл/мин на 1 кг веса.

Такая неблагоприятная динамика показателей, характеризующих развитие аэробных процессов, сопровождалась снижением уровня специальной тренированности, особенно на средних и длинных дистанциях. В ответ на это многие тренеры увеличивают интенсивность упражнений, снижая при этом объем, что только усугубляет сложившееся положение. Полученные при тестировании юных пловцов в гидроканале высокие показатели максимального кислородного долга (у девушек в среднем 8,8 л, или 160 мл/кг, у юношей 12 л, или 182 мл/кг) позволяют думать об излишне большой роли анаэробных процессов в обеспечении их работоспособности.

 

Динамические наблюдения за юными спортсменами, о которых шла речь, полностью подтвердили необходимость повышения резервных возможностей организма любыми способами в течение всего периода пубертатного развития. Так, повторное обследование пловцов через полгода показало, что ранг сильнейших у большинства юношей в большой степени сохранился. У девушек же наблюдался существенный сдвиг в ранге сильнейших спортсменок в своей возрастной группе. Отсев из их числа произошел за счет тех спортсменок, у которых показатели общей работоспособности и максимальных аэробных возможностей были наиболее низкие (независимо от принадлежности к выделенным группам). Резко снизили также темпы роста результатов и спортсмены, выступавшие успешно лишь на дистанции 100 м. Показатели аэробного энергообмена у сохранивших статус сильнейших в возрастной группе приведены в табл. 2.

Данные показывают, что у юношей-пловцов средний паспортный возраст практически остался прежним. Следовательно, в этой возрастной группе быстрее прогрессируют спортсмены, имеющие меньший паспортный возраст и меньшую биологическую зрелость.

Таким образом, в период полового созревания пловцы могут показывать относительно высокие спортивные результаты при невысоком уровне развития аэробных возможностей. Преимущество имеют спортсмены с определенным типом биологического развития. Среди юношей высокие спортивные результаты показывают пловцы с ускоренными темпами полового созревания и более высоким уровнем функциональных возможностей; среди девушек — спортсменки с замедлен-

 

Таблица 2

Показатели биологической зрелости и максимального аэробного обмена у
сильнейших пловцов 15 — 16 лет (М±)

Показатель

Девушки (10 чел.)

Юноши (10 чел.)

Паспортный возраст, лет

Биологический возраст, балл

Вес, кг

МПК, л/мин

МПК, мл/кг

МЛВ (в условиях МПК), л/мин

МКП, мл/уд

ЧСС в условиях МПК, уд/мин

15,2±0,27

5,71±0,40

59,7±3,73

3609±217

60,5±4,08

111,7±11,7

19,6±1,18

184,0±.8,0

15,1±0,40

6,25±0,25

71,6±4,64

4549±656

63,5±4,50

153,1±19,5

24,6±1,72

184,7±4,8

Library   30   Up


Contents

 

Home
 

ным темпом развития (присущие им особенности биологического развития позволяют выполнять большой объем тренировок в воде). Некоторые спортсменки при небольшой массе тела не способны развивать достаточно мощные рабочие движения, поэтому даже при выполнении довольно большого объема упражнений в воде у них слабо развивается кардиореспираторная система, а следовательно, и аэробный механизм энергообеспечения.

После 15 — 16 лет нарастание массы тела и завершение процессов полового созревания приводит к тому, что отсеиваются в первую очередь те спортсмены, особенности биологического развития и характер тренировки которых не позволял им иметь требуемый уровень развития аэробных возможностей. Отсев происходит прежде всего тех спортсменов, которые имели признаки крайних типов развития (выраженная акселерация или ретардация).

Основной ошибкой в подготовке пловцов следует считать преждевременную специализацию и соответствующее ей построение тренировочной программы. Спортивная подготовка, идущая по пути

 

стихийного приспосабливания к индивидуальным особенностям биологического развития, ведет к преждевременному снижению темпов роста спортивных результатов и ранней стабилизации их на дистанциях избранной специализации. Попытки изменить направленность тренировок не всегда дают положительный эффект, — к этому времени организм проходит период наибольшей пластичности систем и их тренируемости. Поскольку роль системы аэробного энергообеспечения начинает проявляться в полной мере при приближении к завершающей фазе полового созревания, контроль за динамикой развития должен осуществляться на всем протяжении спортивной тренировки.

В практической работе тренер может ориентироваться на такой интегральный показатель, как индекс выносливости. В табл. 3 даны индексы выносливости на всех четырех дистанциях с учетом специализации спортсмена. В тренировках юных пловцов следует ориентироваться на границы индексов для спортсменов, специализирующихся в плавании на средние и длинные дистанции.

 

Таблица 3

Индексы выносливости у пловцов высокой квалификации в зависимости от
специализации (оптимальные значения)

Специализация

50
ИВ
——     

100

100
ИВ
——     

200

100
ИВ
——     

400

100
ИВ
——     

1500

Спринтеры

Средневики

Стайеры

92 — 96

94 — 98

92 — 96

90 — 94

94 — 98

94 — 96

80 — 86

88 — 92

88 — 94

75 — 82

80 — 85

86 — 92

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ТРЕНЕРА ДЮСШ

   
Л. П. Макаренко, ГЦОЛИФК
 

Педагогическое общение — один из видов профессиональной деятельности тренера в сфере его взаимодействий с юными спортсменами, их родителями, коллегами по работе, администрацией и другими лицами, с которыми он контактирует в процессе своей деятельности. Это способность устанавливать правиль-

 

ные отношения с отдельными учениками и группой в целом, проявлять искреннее внимание к воспитанникам, убеждать, заинтересовывать, увлекать и вести за собой. Это также способность к внушению, непосредственному волевому влиянию на воспитанника, умение влиять на ребят силой своего примера, а вторите-

Library   31   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало