|
||||
сещаемость и успеваемость студентов при такой организации занятий очень низка. Поэтому первой ступенькой в улучшении организации обучения было введение обязательного курса и аттестация по окончании его. В результате и посещаемость и успеваемость у нас значительно улучшились. До 1975 г. в качестве основного способа привития навыка плавания мы использовали кроль на спине, а как дополнительный — кроль на груди. Однако, наблюдая за поведением студентов в открытом водоеме, мы заметили, что они плохо ориентируются в воде и не владеют техникой дыхания. Тогда мы отказались от кроля на спине и в качестве основного способа выбрали брасс, который имеет большое прикладное значение. Курс обучения плаванию, состоящий из 26 занятий по единой для всех методике, был разбит на три этапа. На первом этапе, продолжительностью 4 занятия, студенты осваивались с водой, разучивали дыхание с выдохом в воду, получали представление о способе плавания в целом. На втором этапе, в течение 12 занятий, разучивались элементы техники плавания способом брасс, старты и повороты. На заключительном этапе, 10 занятий, совершенствовалась техника плавания способом брасс, разучивались дополнительные способы плавания, правила поведения в воде и оказания первой помощи пострадавшему. Одно занятие продолжительностью 90 минут отводилось теоретической и практической подготовке в зале (35 — 40 минут) и 45-минутному занятию в воде. В 1978 г. об опыте работы по обучению студентов плаванию брассом был сделан доклад на конференции по плаванию в Ленинграде. Специалисты дали ему высокую оценку. В дальнейшем работа со студентами показала, что не все одинаково овладевают навыком плавания при обучении по единой методике за ограниченное курсом время. Выяснилось, что около 30% обучающихся не получают достаточно прочного навыка за то время, что отводится на обучение. Изучение опыта ведущих специалистов показало, что одним из неиспользованных резервов повышения эффективности массового обучения плаванию является разработка дифференцированных методик, отвечающих типологическим особенностям каждого человека. Работая по единой методике, преподаватели обратили внимание, что наиболее трудным обучение плаванию было для студентов, проявляющих повышенную тре- |
вожность, водобоязнь, имеющих неуравновешенную нервную систему, а также заторможенных, необщительных, трудно осваивающихся в новой для них обстановке. Для проверки наших педагогических наблюдений мы провели эксперимент, в процессе которого все студенты, не умеющие плавать, ответили на анкету но Г. Айзенку. С помощью специального опросника мы смогли дифференцировать их на типологические группы в зависимости от степени эмоциональной стабильности, тревожности (нейротизма) и степени общительности (экстраверсии). Все студенты обучались по единой методике, и результаты обучения оценивались тестами. Тестом 5-минутного плавания разученным способом на дальность проплываемого расстояния оценивалась динамика обучения. Этот тест мы проводили через одно занятие. Он позволял фиксировать степень закрепления навыка плавания. Для определения устойчивости приобретаемого навыка был предложен тест 30-минутного плавания на дальность проплываемого расстояния. При выборе этого теста мы исходили из задачи научить студентов плавать долго и экономично, основываясь на рекомендациях медицинского комитета Междунарной федерации плавания, который на основе многочисленных экспериментов доказал, что только 30 — 45-минутное плавание спортивным способом без остановок дает организму человека оздоровительный эффект. Кроме того, выполнив однажды этот тест, студент получает психологический заряд, способствующий закреплению навыка плавания. Сам по себе тест не столь уж трудный, что доказали 5 тыс. студентов, успешно справившихся с ним. Сдавая этот тест, студент получал оценку за приобретенный навык плавания: «отлично» — если он проплывал более 1000 м, «хорошо» — от 700 до 1000 м, «удовлетворительно» — от 400 до 700 м, «неудовлетворительно» — менее 400 м. Отношение суммы хороших и отличных оценок к сумме плохих и посредственных мы принимали в качестве группового индекса качества для каждой типологической группы (см. таблицу на стр. 26). Студенты с низкой степенью экстра-версии и высокой степенью нейротизма значительно отстают от студентов других типологических групп. Эти типоло- |
|||
25 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица
Плавательная подготовка студентов с различной степенью экстраверсии и нейротизме при обучении по единой методике
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
гические группы имеют наибольший процент неудовлетворительных оценок, и групповой индекс качества у них в 2 раза ниже среднего уровня. Их результаты подтвердили вывод о том, что предложенная методика была для этих групп неадекватной. Она требовала изменений не только в организационном и конструктивном планах, но и в коммуникативном. Были разработаны дифференцированные методики, отвечающие индивидуальному стилю деятельности и эмоциональной сферы студентов этих групп. Например, для студентов с высокой степенью тревожности период освоения с водой был увеличен до 8 занятий, в структуре урока предусматривалось устранение монотонных упражнений, увеличивалась доля игровых, вводились отвлекающие паузы, которые позволяли в |
значительной мере снимать нервное напряжение. Для студентов этой типологической группы была введена аутогенная тренировка, способствующая более быстрому освоению с водой и понижающая общий уровень тревожности. Для студентов с низкой общительностью было предусмотрено увеличение времени на освоение с водой и разучивание элементов техники плавания до 19 занятий за счет сокращения периода совершенствования. Увеличивалась доля теоретической подготовки, сокращалось количество задач, одновременно решаемых на уроке, увеличивалось количество повторений, отводимых на каждое упражнение. Проведенное нами исследование эффективности применения дифференцированного подхода в обучении студентов плаванию показало, что значительно |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
|
||||
снизился процент неудовлетворительных оценок (с 8,3 до 0,6%), средний результат 30-минутного плавания вырос с 713 до 836 м, количество отличных и хороших оценок увеличилось (с 50% до 69%), более чем в 2 раза вырос групповой индекс качества. Таким образом, проведенное исследование подтвердило целесообразность комплектования групп с учетом типологических особенностей занимающихся и проведения занятий в них по дифференцированным методикам. Такая организация позволила при том же лимите времени значительно поднять уровень |
плавательной подготовки всех студентов, занимающихся на курсе обучения плаванию, повысить их интерес к занятиям, оптимизировать работу преподавателя, сократить количество психологических срывов у обучаемых, значительно повысить их успеваемость. В результате по окончании курса каждый студент хорошо плавает, свободно сдает нормативы ГТО, разбирается в технике спортивного способа, владеет основами методики обучения, знает правила поведения на воде и может оказать первую помощь пострадавшему. |
|||
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ У ЮНЫХ ПЛОВЦОВ |
||||
Т. С. Тимакова, А. Ф. Шубабко (Москва) |
||||
Современная методика подготовки юных пловцов направлена прежде всего на повышение резервных возможностей организма, и в частности — систем энергообеспечения. Уровень развития последних оценивают по показателям максимального потребления кислорода (МПК), максимальной легочной вентиляции (МЛВ), максимальному кислородному долгу (МКД), а также по величине максимального кислородного пульса (МКП) и порогу анаэробного обмена (ПАНО). Чем выше максимальные значения указанных характеристик энергообмена (особенно аэробного его компонента), тем эффективнее и экономичнее работает организм спортсмена, тем выше его резервные возможности. Активное влияние современной спортивной тренировки на развитие процессов аэробного обмена, в частности, подтверждает следующий факт. Еще не так давно авторы в своих работах определяли генетическую обусловленность показателей, характеризующих максимальные аэробные возможности спортсменов, в 70 — 90%. Однако в последние годы эти значения снизились до 50 — 60%, тем самым повышалась значимость функциональной подготовки в процессе многолетней тренировки. Как известно, на уровень развития процессов энергообеспечения помимо физических нагрузок влияет морфофункциональное состояние кардиореспираторной системы, характер формирования организма, размеры и масса тела. Наши исследования также показали, что инди- |
видуальные особенности протекания процессов биологического развития определенным образом влияют и на формирование адаптационных механизмов организма. При этом сложившийся в период наиболее активного биологического роста характер адаптации организма к физической нагрузке оказывает в дальнейшем существенное влияние на темпы роста спортивных результатов и в целом на перспективность спортсмена. Последнее было установлено при сравнении данных комплексного обследования квалифицированных пловцов — взрослых и сильнейших в своей возрастной группе. Анализ строился на антропометрических измерениях, оценке биологической зрелости *, а также на целом ряде энергохарактеризующих показателей, полученных при выполнении ступенчато возрастающей нагрузки «до отказа». Тестирование пловцов в естественной для них среде способствовало выявлению чрезвычайно повысившихся требований спортивного плавания к уровню максимальных аэробных возможностей **. Так,
* Биологическая зрелость оценивается по 9-балльной шкале (см. в кн.: Научное обеспечение пловца. М.: ФиС, 1983, с. 96). ** Использование гидроканала дало возможность тестировать функциональные возможности энергообеспечивающих систем организма пловцов в естественных условиях. Специальная дыхательная маска и автоматизированная газоаналитическая аппаратура позволили непрерывно регистрировать газовый состав выдыхаемого воздуха. ЧСС определялась с помощью телеметрической аппаратуры. Начальная скорость плавания устанавливалась в зависимости от пола, возраста |
|||
27 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |