Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
         

 

ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЛОВЦОВ-СПРИНТЕРОВ
В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ТРЕНИРОВКИ

   
С. М. Гордон, кандидат педагогических
наук, доцент,
П. М. Прилуцкий, ГЦОЛИФК
 

Для рационального построения подготовки пловцов важно знать количественные показатели, позволяющие объективно оценить состояние спортсмена. К числу таких показателей в первую очередь относятся результаты на основной дистанции специализации и на дополнительных дистанциях. Знание динамики результатов на основной дистанции позволяет судить о становлении спортивной формы пловца, а на коротких и длинных отрезках — о развитии скоростных качеств и выносливости.

На примере тренировки группы пловцов-спринтеров в течение годичного цикла, в которую входили кандидаты в мастера, мастера спорта и мастера спорта международного класса, проследим динамику результатов.

Планирование проводилось по двухцикловой схеме. Первый цикл завершался на 25-й неделе, второй — на 49-й, т.е. к моменту наиболее ответственных соревнований года. Каждый цикл имел подготовительный (с 1-й по 16-ю неделю в первом цикле и с 26-й по 40-ю неделю во втором) и соревновательный период (с 17-й по 25-ю неделю первого цикла и с 41-й по 49-ю неделю второго). Каждые две недели спортсмены стартовали в полную силу на дистанциях 25, 50, 100, 800, 3000 м или 25, 50, 200, 400, 1500 м.

Представляет интерес уже сама по себе возможность построения тренировки с таким количеством стартов. Тренировка планировалась таким образом, что в подготовительном периоде происходило преимущественное нарастание объемов при незначительном увеличении интенсивности. Поэтому наилучших результатов на длинных дистанциях пловцы достигли к окончанию подготовительного периода. На дистанции 800 м результат вырос в первом цикле до 106%, во втором — до 108,5%; на дистанции 3000 м соответственно до 105,5 и 107,1%.

В соревновательном периоде планировалось увеличение скоростей в тренировочных упражнениях при стабилизации и некотором уменьшении объема нагрузки. В этот период наиболее высоких результатов спортсмены добились на дистанциях специализации. Здесь результат на

 

дистанции 25 м вырос в первом цикле до 106,1%, во втором-до 109%; на дистанции 50 м соответственно до 106,2 и 108,4%; на дистанции 100 м — до 104,9 и 107,3%; на дистанции 200 м — до 107,1 и 109,5%. В соревновательном периоде результаты на дистанциях аэробной зоны стабилизировались или несколько снижались.

Наглядно динамику скорости плавания можно рассмотреть по рисунку, на котором выделяются периоды ускоренного роста и замедления. Наибольшие темпы роста на длинных дистанциях совпадают с окончанием подготовительного периода. По мере исчерпания адаптационных возможностей на данном этапе подготовки рост скорости замедляется. На коротких дистанциях в зоне анаэробного энергообеспечения наибольший рост результатов наблюдался в соревновательном периоде, по к концу его он также снижался. Такой характер адаптационных процессов может быть описан логистической кривой.

Оценивать развитие скорости и выносливости можно и по выполнению тренировочных упражнений «до отказа». Спортсмены, входившие в группу, выполняли тринадцать комбинаций тренировочных упражнений от длинных отрезков (200, 300, 400 м) до коротких (25, 50, 100 м) с отдыхом 15 с между ними. В этом случае изменения средней скорости в упражнениях по периодам такие же, как и на отдельных дистанцияx.

По окончании соревновательного периода первого цикла и перед началом подготовительного периода второго цикла на всех дистанциях наблюдается некоторое ухудшение результатов. Так, на дистанции 25 м скорость плавания снизилась на 2,8%, на дистанциях 400 и 1500 м соответственно на 2,1 и 2,5%. Снижение результатов в этот период на коротких дистанциях было больше, чем на длинных. Это можно объяснить тем, что при тренировке на коротких дистанциях показатели анаэробного энергообеспечения не столь устойчивы, как при работе аэробного характера.

Во втором цикле пловцы показывали более высокий уровень результатов, чем

Library   22   Up


Contents

 

Home
  49844-3.jpg

График изменения скорости плавания на различных дистанциях у пловцов-спринтеров (п=22) на этапах годичного цикла подготовки (сплошной линией обозначены расчетные данные, линией с точками — фактические данные)

 

в первом. Так, на дистанции 3000 м в подготовительном периоде скорость была во втором цикле выше, чем в первом, на 1,6%, на дистанции 25 м к концу соревновательного периода на 2,2%.

В годичном цикле результаты на дистанциях разной длины можно рассчитать с помощью коэффициентов, приведенных в таблице, — они были получены при обработке данных о динамике результатов у пловцов нашей группы. Высокий уровень квалификации пловцов группы и большой процент роста достижений позволяют рекомендовать соотношение скоростей в годичном цикле.

Например, при планировании результата 54 с у пловца, специализирующегося на спринтерских дистанциях, результаты на других дистанциях для 44-й не-

 

дели будут рассчитаны следующим образом:

t50 = t100 : К1 = 54 : 2,162 = 24,98 с;

t25 = t50 : К1 = 24,98 : 2,162 = 11,55 с;

t200 = t100 x К1 = 54,0 x 2,162 = 116,75 с (1.56,75);

t400 = t200 x К2 = 116.75 х 2,183 = 254,87 с (4.14,87);

t1500 = t400 x К3 = 254.87 х 4,104 = 1045,99 с (17.25,99);

t3000 = t1500 x К4 = 1045,99 х 2,094 = 2190,30 с (36.30,30).

Library   23   Up


Contents

 

Home
 

Таблица

Рекомендуемые коэффициенты

Неделя

Отношение времени (t) на дистанциях

t200
K1 = ——         

t100

t400
K2 = ——         

t200

t1500
K3 = ——         

t400

t3000
K4 = ——         

t1500

8-я

2,162

2,180

4,081

2,092

12-я

2,152

2,170

4,064

2,086

16-я

2,157

2,149

4,066

2,084

20-я

2,160

2,152

4,089

2,089

24-я

2,161

2,195

4,110

2,098

26-я

2,154

2,198

4,092

2,093

30-я

2,156

2,163

4,059

2,085

34-я

2,160

2,145

4,041

2,081

38-я

2,161

2,144

4,091

2,084

44-я

2,162

2,183

4,104

2,094

 

Таким образом, планирование динамики результатов пловцов-спринтеров в течение года целесообразно проводить с опережающим совершенствованием выносливости и соответственно с улучшением результатов на длинных дистанциях. Наивысший их уровень будет наблюдаться за 7 — 8 недель до завершения каждого полугодичного цикла. Оставшееся время целесообразно отводить развитию специальной выносливости, выносливости на дистанциях 100 и 200 м, стабилизации выносливости в аэробной зоне.

Скорости на дистанциях при условии опережения развития аэробных способностей могут быть рассчитаны в соответ-

 

ствии со средними коэффициентами, представленными в таблице.

Наряду с проплываннем основных дистанций для оценки состояния спортсмена целесообразно выполнять стандартные тренировочные упражнения «до отказа» с заданной величиной отдыха. В этом случае скорость плавания будет отражать соотношение результатов на разных дистанциях. Например, для пловцов-спринтеров средняя скорость проплывания серии 4x50 м с отдыхом 15 с близка к скорости на дистанции 100 м, а средняя скорость проплывания серии 10x100 м с отдыхом 15 с близка к скорости на дистанции 400 м.

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД —
РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

   
Б. А. Навроцкий, Ю. Н. Шувалов, Политехнический институт (Тула)
 

Плавание — не только вид спорта. Это жизненно важный прикладной навык, прекрасное средство разностороннего физического развития, имеющее ярко выраженную оздоровительную направленность. К сожалению, еще многие студенты, поступающие на первый курс института, не владеют этим навыком.

Тульский политехнический институт занимается массовым обучением плаванию студентов с 1972 г. За эти годы прошли курс и сдали зачетные нормативы более 14 тыс. человек.

 

Массовое обучение плаванию в высшем учебном заведении имеет свои особенности — ведь приходится учить уже взрослого человека. У одних выработался своеобразный психологический барьер в результате многочисленных и безуспешных попыток научиться плавать, другие страдают водобоязнью, не уверены в своих силах и возможностях.

Приступив к обучению плаванию студентов в 1972 г., мы, как и многие другие вузы, организовали факультативный курс. Однако вскоре убедились, что по-

Library   24   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало