Для рационального построения подготовки пловцов важно знать количественные показатели, позволяющие объективно оценить состояние спортсмена. К числу таких показателей в первую очередь относятся результаты на основной дистанции специализации и на дополнительных дистанциях. Знание динамики результатов на основной дистанции позволяет судить о становлении спортивной формы пловца, а на коротких и длинных отрезках — о развитии скоростных качеств и выносливости.
На примере тренировки группы пловцов-спринтеров в течение годичного цикла, в которую входили кандидаты в мастера, мастера спорта и мастера спорта международного класса, проследим динамику результатов.
Планирование проводилось по двухцикловой схеме. Первый цикл завершался на 25-й неделе, второй — на 49-й, т.е. к моменту наиболее ответственных соревнований года. Каждый цикл имел подготовительный (с 1-й по 16-ю неделю в первом цикле и с 26-й по 40-ю неделю во втором) и соревновательный период (с 17-й по 25-ю неделю первого цикла и с 41-й по 49-ю неделю второго). Каждые две недели спортсмены стартовали в полную силу на дистанциях 25, 50, 100, 800, 3000 м или 25, 50, 200, 400, 1500 м.
Представляет интерес уже сама по себе возможность построения тренировки с таким количеством стартов. Тренировка планировалась таким образом, что в подготовительном периоде происходило преимущественное нарастание объемов при незначительном увеличении интенсивности. Поэтому наилучших результатов на длинных дистанциях пловцы достигли к окончанию подготовительного периода. На дистанции 800 м результат вырос в первом цикле до 106%, во втором — до 108,5%; на дистанции 3000 м соответственно до 105,5 и 107,1%.
В соревновательном периоде планировалось увеличение скоростей в тренировочных упражнениях при стабилизации и некотором уменьшении объема нагрузки. В этот период наиболее высоких результатов спортсмены добились на дистанциях специализации. Здесь результат на
|
|
дистанции 25 м вырос в первом цикле до 106,1%, во втором-до 109%; на дистанции 50 м соответственно до 106,2 и 108,4%; на дистанции 100 м — до 104,9 и 107,3%; на дистанции 200 м — до 107,1 и 109,5%. В соревновательном периоде результаты на дистанциях аэробной зоны стабилизировались или несколько снижались.
Наглядно динамику скорости плавания можно рассмотреть по рисунку, на котором выделяются периоды ускоренного роста и замедления. Наибольшие темпы роста на длинных дистанциях совпадают с окончанием подготовительного периода. По мере исчерпания адаптационных возможностей на данном этапе подготовки рост скорости замедляется. На коротких дистанциях в зоне анаэробного энергообеспечения наибольший рост результатов наблюдался в соревновательном периоде, по к концу его он также снижался. Такой характер адаптационных процессов может быть описан логистической кривой.
Оценивать развитие скорости и выносливости можно и по выполнению тренировочных упражнений «до отказа». Спортсмены, входившие в группу, выполняли тринадцать комбинаций тренировочных упражнений от длинных отрезков (200, 300, 400 м) до коротких (25, 50, 100 м) с отдыхом 15 с между ними. В этом случае изменения средней скорости в упражнениях по периодам такие же, как и на отдельных дистанцияx.
По окончании соревновательного периода первого цикла и перед началом подготовительного периода второго цикла на всех дистанциях наблюдается некоторое ухудшение результатов. Так, на дистанции 25 м скорость плавания снизилась на 2,8%, на дистанциях 400 и 1500 м соответственно на 2,1 и 2,5%. Снижение результатов в этот период на коротких дистанциях было больше, чем на длинных. Это можно объяснить тем, что при тренировке на коротких дистанциях показатели анаэробного энергообеспечения не столь устойчивы, как при работе аэробного характера.
Во втором цикле пловцы показывали более высокий уровень результатов, чем |