Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

казать, что на первом отрезке его энергия оказалась пропорциональной значению

             903
Э
1 = ————  = 266,924 м32.
          52,262

Энергия, которую он израсходовал на всей дистанции (390 м), пропорциональна параметру Э = 1181, 270 м32 (сумме всех Эн; см. табл., последний столбец).

Когда пловец в действительном заплыве на всей дистанции Д благодаря энергии Э покажет время П, то с той же энергией, но следуя идеальной тактике, он способен показать идеальный результат:

       ___
Т
ид =Д Д/Э.  (3)

Используя данные, учитывающие влияние старта для идеального времени, получаем значение Тид= 390390/1181,27 = 224,09 с, которое на 0,08 с лучше действительного времени П = 224,17 с, показанного на дистанции Д = 390 м. Разница между результатами действительной и идеальной тактики ПТид = 0,08 с точно совпадает с уже определенным значением общей потери С, рассчитанным по формуле (2).

Метод оценки потерь на основе формулы (3) и его большая точность хороши тем, что не надо предварительно рассчитывать график идеальной тактики. Преимущество метода, основанного на формулах (2) и (1) еще и в том, что он позволяет определять не только общую потерю в заплыве, но и потери на отдельных отрезках соревновательной дистанции.

 

Используя формулы (1) и (3), можно проанализировать тактику на любой дистанции, в любом индивидуальном виде плавания (кроме комплексного). Например, с помощью формул (1), (2) и поправки 4,15 с на влияние старта, анализируя тактику, с которой В. Сальников в заплыве на 1500 м вольным стилем установил новый мировой рекорд 14.54,76 (график этого заплыва по 100-метровым отрезкам см. в предыдущем сб. «Плавание», стр. 83), можно показать, что повышением скорости после преодоления 1100 м он компенсировал предшествующее отставание от идеального графика на 3,54 с. Самая большая потеря (0,15 с) у него была на финишном участке из-за опережения идеальной тактики на 2,46 с. Отклонения от идеальной тактики на всей соревновательной дистанции вызвали у пловца потерю 0,21 с.

Значение идеальной тактики равномерного проплывания всей соревновательной дистанции не следует ни переоценивать, ни недооценивать. Сильнейшие пловцы могут, совершенствуя свою тактику, улучшить результат на несколько десятых секунды. А этого можно добиваться только повышением количества расходуемой энергии в заплыве, а не только ее более равномерным распределением. Тот, кто проплывает дистанцию на доли секунды лучше других, способен выиграть и вопреки не совсем идеальной тактике. Роль тактики важна в борьбе равных соперников, результаты которых отличаются на десятые доли секунды.

 

 

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПЛАВАНИЯ


НОВЫЕ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (1984 — 1985 гг.)

   
В. Я. Лопухин, кандидат
педагогических наук, доцент
ГЦОЛИФКа
 

Петухов С. И. «Структура тренировочных нагрузок на различных этапах многолетней подготовки пловцов 9 — 14 лет». Работа выполнена во ВНИИФКе под руководством доктора педагогических наук, профессора М. Я. Набатниковой.

Работа посвящена совершенствованию структуры тренировочных нагрузок юных пловцов на этапах начальной спор-

 

тивной специализации и углубленной тренировки. В задачи работы входило: изучение динамики физической и функциональной подготовленности пловцов 9 — 14 лет в зависимости от направленности тренировочных нагрузок; определение рационального соотношения тренировочных нагрузок на рассматриваемых этапах подготовки и выявление роли факторов, определяющих специальную физиче-

Library   16   Up


Contents

 

Home
 

кую подготовленность пловцов в зависимости от направленности тренировочных нагрузок на этапе углубленной спортивной тренировки.

Исследования позволили установить, что на этапе начальной спортивной специализации преимущественный удельный вес должны иметь нагрузки аэробной направленности, способствующие как действенному росту общей выносливости, так и эффективному развитию скоростно-силовых качеств. Допустимый объем плавания в годичном цикле подготовки для спортсменов 9 — 10 лет — 500 — 600 км, 10 — 11 лет — 750 — 850 км и 11 — 12 лет — 950 — 1100 км. При этом 65 — 70% должны составлять упражнения в аэробном, 25 — 30% — в смешанном и 3 — 5% — в анаэробном режимах. Отмечается, что увеличение доли анаэробных нагрузок более чем на 8 — 12% при продолжительном их использовании в подготовке пловцов III — II разрядов приводит к неблагополучным изменениям в ЭКГ и ухудшает реакцию сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

На этапе углубленной тренировки допустимый объем плавания в годичном цикле для спортсменов 12 — 13 лет — 1200 — 1400 км, 13 — 14 лет — 1500 — 1700 км. Рационально следующее соотношение нагрузок различной интенсивности в общем объеме: 10 — 12% — низкая, 50% — средняя, 25 — 30% — большая, 4 — 7% — высокая и 2 — 3% — максимальная.

На этапе углубленной тренировки выявлены факторы, определяющие специальную физическую подготовленность юных пловцов: общая выносливость, специальная выносливость, специально-силовая подготовка, устойчивость к утомлению.

Определено, что значение этих факторов меняется с ростом мастерства пловцов и в зависимости от направленности тренировочного процесса. В тренировках годичного цикла, где до 20 — 24% отводится нагрузкам высокой и максимальной интенсивности, уменьшается доля подготовки, направленной на развитие общей выносливости с 42% до 25,3%, до 11,5% увеличивается доля специально-силовой подготовки и до 4% — специальной. При преобладании нагрузок аэробного режима доля каждого фактора остается стабильной.

 

Литвиненко Т. С. «Оптимизация программ тренировочных занятий, направленных на развитие скоростно-силовых качеств пловцов». Работа выполнена в

 

Киевском ГИФК под руководством доктора педагогических наук, профессора В. Н. Платонова.

В работе систематизированы средства скоростно-силовой подготовки пловцов в воде и определены возможности использования дополнительных педагогических к физических средств предварительной стимуляции и восстановления работоспособности.

Автор рекомендует скоростно-силовые упражнения, применяемые в подготовке квалифицированных пловцов в воде, разделять на специальные и специально-подготовительные, направленные на совершенствование старта и поворота (в целом и в отдельных компонентах), специальные и специально-подготовительные, направленные на совершенствование скоростных способностей при проплывании отрезков дистанционного плавания (в координации и при различном сочетании движений рук, ног и дыхания), упражнения с дополнительными средствами (плавание с тормозными устройствами или на привязи, в гидроканале или с принудительным лидированием). Систематизированы скоростно-силовые упражнения, выполняемые в воде для развития взрывной силы, максимальной силы и силовой выносливости, при выполнении старта, поворота и на отрезках дистанционного плавания.

Определено, что при изолированном применении педагогических (специальные скоростно-силовые упражнения, выполняемые на суше и в воде с сопротивлением и в облегченных условиях, упражнения аэробного характера и т. д.) и физических (различные виды массажа, гидропроцедуры, кратковременное прогревание в сауне и т. д.) средств стимуляции скоростно-силовых качеств воздействие факторов педагогического характера проявляется лучше при выполнении первых упражнений тренировочных серий, а физических — последних. Наибольший эффект дает совместное использование педагогических и физических средств стимуляции работоспособности, особенно когда физические средства предшествуют педагогическим и объем тех и других не превышает 50 — 70% от планируемого (при изолированном их применении).

Исследованием доказано, что применение средств предварительной направленной стимуляции приводит к более полной реализации скоростно-силовых возможностей спортсмена и не сказывается отрицательно на уровне развития выносливости и способности использования силовых качеств.

 
Library   17   Up


Contents

 

Home
 

Красильников В. Л. «Управление техническим мастерством юных пловцов на основе применения тренажерных устройств». Работа выполнена в ГДОИФК (Ленинград) под руководством кандидата педагогических наук, доцента К. К. Молинекого.

Цель настоящей работы — изучение кинематики гребка руками юных дельфинистов и определение путей совершенствования техники плавания.

Исследования показали, что техника гребка руками у дельфинистов 9 — 14 лет нестабильна и по траектории движения и амплитуде отличается от модельной. Большинство недостатков в гребке у юных пловцов встречаются в фазах «входа рук в воду», «захвата» и «подтягивания». Выполняют гребок они и с неко-

 

торым смещением в сторону от продольной оси тела.

Разработанная автором методика применения тренажеров, моделирующих кинематику гребка спортсменов высокого класса, позволяет увеличить амплитуду гребка (на 99,1% по отношению к модельной у 11 — 12-летних пловцов и на 99,8% у 13 — 14-летних), силу тяги в воде при плавании «на руках», скорость проплывания контрольного отрезка и длину «шага». Достигнутая таким путем рационализация техники гребка у юных пловцов способствовала достоверному улучшению их спортивных результатов.

Автор рекомендует методику совершенствования техники гребка руками при плавании способом «дельфин» для 11 — 12-летних пловцов.

 
 

Неделя

Задачи

Условия занятий

Дозировка

Контроль за выполнением задач

1-я

Создание представлений о рациональной технике гребка

Работа на суше

4 — 5 повторений по 70 с

Правильное выполнение движений во всех фазах

2-я

Освоение оптимального темпа движений с равномерным наращиванием скорости

Работа на суше

5 повторений по 100 с

Выполнение движений в темпе 50 — 60 циклов в минуту

3-я

Обеспечение переноса на воду двигательного навыка, освоенного на суше

Работа на суше и в воде с лопаточками

3 повторения по 120 с, 2 повторения по 100 с. Пульс 150 уд/мин

Правильное освоение движения в воде при темпе 25 циклов в минуту

4-я и 5-я

Создание у пловцов оптимального темпа в соответствии с индивидуальной физической подготовленностью

Работа в воде с лопаточками

4 — 5 повторений по 100 с

Выполнение движений в темпе 30 — 40 циклов в минуту

6-я и 7-я

Устранение излишнего напряжения при выполнении гребков. Отработка вариантов вдоха

Работа в воде с лопаточками

5 повторений по 110 с. Пульс 170 уд/мин

Движения без излишних мышечных напряжений

8-я

Освоение движений в соревновательном темпе

Работа в воде без лопаточек

7 повторений по 40 — 45 с

Выполнение движений в темпе 55 — 60 циклов в минуту

 

Борисова Е. И. «Оптимизация режимов выполнения основных плавательных упражнений пловцов-спринтеров». Работа выполнена в ГДОИФК (Ленинград) под руководством кандидата педагогических наук, доцента К. К. Молинского.

 

Исследование посвящено совершенствованию методики повышения скоростных возможностей и развития специальной выносливости квалифицированных пловцов. В частности, ставились задачи: разработать методику индивидуализации

Library   18   Up


Contents

 

Home
 

режимов тренировочной работы и отдыха; определить целесообразное количество повторений отрезков в сериях, повышение точности самоконтроля спортсменов за восстановлением ЧСС и обосновать эффективность методики управления интенсивностью плавания, режимами тренировочной работы и отдыха, а также суммарным количеством повторений отрезков в сериях упражнений.

Автор считает нецелесообразным применять интервалы отдыха равной для всех продолжительности и регламентировать паузы отдыха с помощью одинаковых величин ЧСС.

Исследование позволило установить, что характер восстановления ЧСС и специальной работоспособности пловцов-спринтеров после проплывания с соревновательной скоростью отрезков 50 и 75 м волнообразный. До восстановления ЧСС на 80% отмечается тесная связь между ЧСС и специальной работоспособностью. Затем наступает фаза повышенной работоспособности, вновь сменяемая снижением.

Результаты исследований позволили автору рекомендовать серии специально-подготовительных упражнений, а также методику планирования и управления тренировочной нагрузкой при специальной подготовке пловцов-сприитеров высокой квалификации.

Щербин В. А. «Организационное обеспечение подготовки спортсменов высшей квалификации (на материале спортивного плавания УССР)». Работа выполнена в Киевском ГИФК под руководством кандидата педагогических наук, доцента А. И. Кудряшова.

В работе обосновывается комплексная система оценки и совершенствования организации подготовки пловцов в УССР, проанализирован процесс формирования спортивного плавания на Украине с 1917 по 1956 г., выявлены современные проблемы обеспечения подготовки пловцов высшей квалификации, даны рекомендации по проектированию спортивного центра подготовки пловцов.

Исследования показали, что высшие достижения в плавании больше всего лимитируются количеством действующих и подготавливаемых в СДЮШОР и ПЦ мастеров спорта, количеством мастеров спорта, превысивших норматив на 5% и более, наличием кандидатов в мастера спорта и пловцов первого разряда.

Для оценки существующих и вновь создаваемых спортивных организаций предлагается эталонная модель спортивного центра. Как более организационно совершенные, рекомендуются одноведом-

 

ственные спортивные центры но одному виду спорта, созданные как самостоятельные спортивные организации PC ДСО с автономным финансированием и юридическими правами.

Литвинова А. А. «Системно-структурный анализ развития плавательного спорта в СССР». Работа выполнена в ГДОИФК (Ленинград) под руководством кандидата педагогических наук, доцента Т. М. Каневца.

Автором проведено теоретическое обоснование путей развития плавательного спорта на базе системно-структурного изучения его эволюции. Перед исследованием были поставлены задачи: выявить структуру и функции отдельных подсистем спортивного плавания, обосновать выбор параметров развития подсистем и определить критерии их эволюции, уточнить этапы развития плавательного спорта, выявить слабые звенья в системе спортивного плавания в СССР и дать рекомендации для повышения эффективности ее работы.

Рассмотрение спортивного плавания как относительно самостоятельной подсистемы физической культуры позволило автору представить структуру плавательного спорта как совокупность блока управления, блока обеспечения и блока непосредственной реализации целей спортивного плавания. При этом в блоке обеспечения выделены: материально-техническое, кадровое, научно-методическое обеспечение и система обеспечения занимающихся плаванием. Для этих систем обеспечения определены параметры, наилучшим образом отражающие их работу.

Дырко В. В. «Методика определения спортивной перспективности юных пловцов на основе динамики специальных силовых показателей». Работа выполнена в ГЦОЛИФК под руководством доктора педагогических наук, профессора Н. Ж. Булгаковой.

Целью исследования являлось совершенствование методики отбора на основе выделения наиболее информативных показателей силовой подготовленности пловцов 11 — 15 лет. В задачи работы входило: выявить возрастную динамику силовой подготовленности пловцов разного возраста и уточнить возрастные зоны наибольших темпов их роста; установить взаимосвязь между различными сторонами силовой подготовленности и результатом в плавании в разных возрастных группах; определить стабильность индивидуальных уровней прогнозирования спортивной перспективности юных пловцов.

 
Library   19   Up


Contents

 

Home
 

Исследования выявили показатели силовой подготовленности, которые связаны непосредственным образом со спортивными достижениями, — дополнительная сила тяги в гидроканале при скорости встречного потока воды 0,6 — 1,6 м/с и сила тяги при плавании в полной координации на привязи. В меньшей степени связаны показатели статической силы тяги, регистрируемые на суше; скоростно-силовой и силовой выносливости при работе на тренажерах; силы тяги при плавании с помощью движений рук и ног.

Установлено, что силовые показатели больше растут в зимний период, нежели в летний. Эта закономерность особенно заметно проявляется с увеличением возраста спортсменов.

Анализ возрастной динамики силовых показателей выявил, что каждая из исследовавшихся возрастных групп, достигнув возраста предыдущей, почти полностью повторяла ее данные. Особенно согласуются с возрастом показатели статической силы тяги в начале и середине

 

гребка, скоростно-силовой выносливости в 30-секундных упражнениях на тренажерах «Хюттель», результаты прыжков вверх и в длину с места. Наиболее вариативными в возрастном аспекте оказались относительная сила тяги пловца на суше и коэффициент использования силовых возможностей.

Стабильность, повышающуюся с возрастом и имеющую устойчивую связь с результатами в плавании, имеют такие показатели: дополнительная сила тяги, сила тяги при нулевой скорости и суммарный показатель силовых возможностей. Эти критерии рекомендованы автором для оценки перспективности юных пловцов.

Для практического использования разработаны специальные нормативные шкалы оценки уровня общей физической и специальной силовой подготовленности пловцов 11 — 15 лет, позволяющие, как показали исследования, прогнозировать уровень развития силовых показателей на 1,5 — 2 года.

 

 

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ

   
И. П. Никитин, кандидат
медицинских наук,
В. П. Шукаев, кандидат
биологических наук,
Е. Н. Лычак, кандидат биологических
наук (Смоленск)
 

Опыт работы показывает, что выявить подлинно талантливого пловца невозможно без проведения направленного массового изучения на разных этапах отбора морфометрических данных, уровня развития двигательных качеств и спортивных результатов. До последнего времени эта система отбора оправдывала себя. Однако сегодня, когда в плавании ярко выражена тенденция на омоложение при неуклонном росте объема и интенсивности тренировочных нагрузок, ориентировка в отборе только на педагогические тесты недостаточна.

Мы предприняли попытку разработать модель перспективного пловца с медико-биологической направленностью. На протяжении нескольких лет работы с юными пловцами изучали ряд медико-биологических показателей (более 30), которые, как нам представлялось, важны для оценки перспективности юных плов-

 

цов. В результате обследования более 200 юных пловцов, часть которых входила в состав олимпийского резерва сборной страны, мы установили, что состояние здоровья у преобладающей их части не препятствует использованию современной системы тренировки, достижению вершин спортивного мастерства. В 16% случаев все же имелись нарушения в состоянии здоровья (хронический холецистит — 7%, субкомпенсированная форма хронического тонзиллита — 9%). Эти пловцы в дальнейшем оказались неперспективными. У перспективных пловцов заболевания, ограничивающие функциональные возможности организма, отсутствовали.

Темпы полового созревания чаще ускорены у менее перспективных пловцов. По мнению Т. С. Тимаковой, у пловцов, отличающихся некоторым отставанием процессов биологического созревания при

Library   20   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало