Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

— начинать упражнения с проплывания коротких отрезков;

— применять (в пределах одного занятия) упражнения с постепенным нарастанием сложности режима (эффект постепенного врабатывания);

— частично использовать в обычной тренировке более жесткий режим.

Опыт использования таблицы напряженности тренировочных режимов позволил сделать и ряд выводов:

1. В течение одного учебного года (сезона) безболезненно можно освоить две (иногда я три) следующие смежные степени напряженности.

2. Значительно увеличивается объем плавательных упражнений.

 

3. Высокими темпами повышаются физические качества пловца — быстрота, специальная и общая выносливость.

4. Достигается высокий уровень тренированности и рост спортивных результатов.

5. Появляется возможность вариативно использовать средства и методы тренировки.

6. Работа с таблицей в сочетании с регистрацией пульсометрии и другими биологическими и педагогическими пробами (а также с врачебными наблюдениями) помогает объективному контролю за состоянием здоровья и развитием функций спортсмена.

7. Лаконизм данных таблицы облегчает ведение рабочих записей спортсменов, тренеров и организационных работников при планировании, учете и контроле реализации тренировочных нагрузок.

 

 

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПЛАВАНИЯ


НОВЫЕ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

   
В. Я. Лопухин, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК
 

Диссертационная работа В. Р. Соломатина «Особенности воздействия тренировочных нагрузок различной направленности на юных пловцов» выполнена в ГЦОЛИФКе под руководством доктора педагогических наук, профессора Н. Ж. Булгаковой и кандидата биологических наук, доцента Н. И. Волкова.

Автором проведено сравнительное изучение эффективности методов непрерывного и интервального плавания при подготовке юных спортсменов. При этом определялись: степень реализации аэробных и анаэробных способностей пловцов при плавании в гидроканале и при работе на велоэргометре; особенности воздействия этих методов на организм пловцов и зависимость срочного тренировочного эффекта непрерывной и интервальной работы от индивидуального уровня развития максимальных аэробных и анаэробных способностей.

Важными для правильной оценки аэробных и анаэробных способностей пловцов являются полученные автором данные о различиях этих показателей при плавании в гидроканале и при работе на велоэргометре (табл. 1).

Основываясь на этих данных, автор рекомендует при оценке максимальных аэробных и анаэробных способностей пловцов использовать только стандартные лабораторные процедуры тестирования, а специальные тесты в воде применять дополнительно для оценки производительности организма спортсмена в конкретных условиях плавания.

 

Таблица 1

 

Различия функциональных изменении в организме юных пловцов при выполнении работы со ступенчато-возрастающей нагрузкой на велоэргометре и в гидроканале

 

Показатели

Тип упражнения

на вело- эргометре

в гидро- канале

Уровень потребления кислорода, мл/мин.кг

68,2

60,18

Уровень легочной вентиляции, л/мин

128,55

70,82

Порог анаэробного обмена, л/мин

2,01

1,66

Уровень выделения «неметаболического излишка» CO2, л/мин

1,061

0,726

 

Проведенным исследованием установлено, что непрерывное плавание на критической скорости в наибольшей степени способствует развитию аэробной мощности юных пловцов, а плавание на субкритической скорости — развитию аэробной эффективности. Интервальное плавание наиболее эффективно для развития аэробных качеств, если длительность упраж-

Library   19   Up


Contents

 

Home
 

нений не превышает 15 с. При более продолжительных рабочих периодах степень воздействия интервальной тренировки на аэробные и анаэробные функции зависит от скорости проплывания отрезков и величины пауз отдыха. Выявлено, что индивидуальный уровень развития максимальных аэробных и анаэробных способностей пловцов определяет срочный тренировочный эффект от непрерывного и интервального плавания.

Автор рекомендует пловцам с высокими абсолютными величинами максимального кислородного потребления и выделения «неметаболического излишка» CO2 специализироваться в плавании на короткие дистанции, а с высокими показателями аэробной эффективности — на длинные дистанции.

Диссертационная работа В. И. Чепелева «Оптимизация построения программы занятий в процессе тренировки пловцов высокой квалификации» выполнена в Киевском ГИФКе под руководством доктора педагогических наук, профессора В. Н. Платонова.

В работе исследовалась динамика специальной работоспособности и функционального состояния организма пловцов при тренировках с большими нагрузками различной направленности. В частности, изучалась фазовость изменения работоспособности основных функциональных систем организма пловца в состоянии преодолеваемого утомления и устойчивого состояния, а также целесообразность увеличения максимальных объемов тренировочной работы за счет увеличения количества занятий с большими нагрузками.

В результате проведенных исследований была определена длительность периодов врабатывания, устойчивого состояния и преодолеваемого утомления при выполнении большой тренировочной нагрузки различной преимущественной направленности (табл. 2).

Изучив тренировочные нагрузки пловцов, автор оценил их так: малая — до наступле-

 

ния периода устойчивого состояния (10,77% — 21,27% общего объема тренировочной работы); средняя — до окончания периода устойчивого состояния (50,68% — 59,04% общего объема тренировочной работы), значительная — тренировочная работа в состоянии преодолеваемого утомления (47,4% — 76,67% общего объема тренировочной работы большой нагрузки); большая — до окончания периода преодолеваемого утомления и наступления явного утомления. Работа в условиях преодолеваемого утомления приходится на вторую половину занятия и составляет 40,96% — 49,32% от общего объема нагрузки. Автор подчеркивает, что в тренировочном процессе спортсменов высокого класса в основном должны проводиться занятия с большими нагрузками, так как подобные нагрузки особенно способствуют росту спортивных результатов. Рост суммарного объема тренировочной работы за счет увеличения общего количества занятий при уменьшении нагрузок в отдельных занятиях не приводит к повышению эффективности тренировочного процесса.

Изучение восстановительных процессов у пловцов высокой квалификации после занятий с большими нагрузками показало: повышение скоростно-силовых и анаэробных возможностей приводит к выраженным сдвигам в функциональном состоянии пловца в ближайшем периоде восстановления, но сам период менее продолжителен; развитие выносливости аэробного характера приводит к тому, что сдвиги в функциональном состоянии в ближайшем периоде восстановления менее выражены, но сам период продолжительнее. Длительность восстановительного периода у пловцов после занятий с большими нагрузками скоростно-силовой, анаэробной и аэробной направленности — 48 ч, а занятий со средними нагрузками той же направленности — 6 ч.

Диссертационная работа А. Б. Куделина «Микроциклы с различной динамикой и

 

Таблица 2

Продолжительность фазовых изменений в тренировочных занятиях различной преимущественной направленности (в % от общего объема работы до наступления явного утомления)

Направленность занятия

Фазы изменения работоспособности X±Sx

врабатывание

устойчивое состояние

преодолевавмое утомление

Развитие скоростно-силовых возможностей

13,27±1,50

45,76±1,77

40,96±2,05

Развитие выносливости при работе анаэробного характера

10,77±0,38

39,91±1,92

49,32±2,02

Развитие выносливости при работе аэробного характера

21,27±1,10

33,75±1,29

44,98±1,81

преимущественной направлен- ностью нагрузок в тренировке квалифицированных пловцов» выполнена в Смоленском ГИФКе под руководством доктора педагогических наук, профессора В. Н. Платонова.

В задачи данной работы входили: исследования динамики функционального состояния организма пловцов в процессе выполнения и после окончания программ тренировочных микроциклов с различным распределением нагрузок по дням цикла, а также с различным количеством занятий.. проводимых в течение дня;

Library   20   Up


Contents

 

Home
 

исследования характера воздействия на организм пловцов «ударных» микроциклов, преимущественно направленных на развитие скоростных возможностей и выносливости: разработка рекомендаций по сочетанию программ микроциклов с различной динамикой и направленностью.

Установлено, что программа малого цикла тренировки, построенная с постепенным увеличением, а затем снижением нагрузок, оказывает более глубокое воздействие на организм пловца по сравнению с воздействием программы тренировки с трехкратным возрастанием и убыванием нагрузки. Программа недельного микроцикла с двумя большими и двумя значительными нагрузками, построенная по принципу последовательного возрастания нагрузок от первого к последнему дню недели, вызывает более глубокое утомление (от 2,78±0,47% до 4,18±0,95% по отношению к исходным данным) и большую продолжительность восстановления функционального состояния организма пловцов (72 ч). В микроцикле же с обратной последовательностью возрастания нагрузок изменения специальной работоспособности происходят в пределах от 0,36±0,30% до 2,32±1,13% по отношению к исходным данным, а восстановление функционального состояния организма — через 24 ч. Эти данные автор рекомендует учитывать при определении оптимальных вариантов чередования микроциклов в мезоцикле.

Определено принципиально различное влияние на функциональное состояние пловцов «ударных» микроциклов тренировки различной преимущественной направленности нагрузок. Преимущественно скоростная направленность воздействия вызывает значительное понижение скоростных возможностей, которые восстанавливаются только спустя 72 ч. Способности же к проявлению выносливости при работе различного рода оказываются высокими уже через 24 — 48 ч. Воздействие микроциклов, направленных на повышение выносливости аэробного и анаэробного характера, также значительно снижает скоростные возможности и их восстановление. Скоростные возможности, не обеспечивающие реализации основного объема нагрузки микроцикла, снижаются меньше и восстанавливаются уже через 12 — 48 ч. Наиболее широкое воздействие на функциональное состояние спортсменов оказывают «ударные» микроциклы комплексной направленности. При этом отмечается менее выраженное утомление спортсмена по отношению к одному из развиваемых качеств, чем при воздействии «ударного» микроцикла избирательной направленности.

На основании этих данных диссертант рекомендует в тренировке квалифицированных пловцов больше внимания уделять программам «уд арных» микроциклов избирательной направленности, так как они оказывают глубокое

 

и относительно локальное воздействие на организм спортсмена и потому особенно мощно стимулируют рост тренированности.

Диссертационная работа Е. И. Силантьевой «Структура тренировочного процесса пловцов на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям» выполнена в ленинградском ГДОИФКе им. П. Ф. Лесгафта под руководством кандидата биологических наук, доцента С. А. Разумова и кандидата педагогических наук, доцента И. О. Шухардина.

В диссертации рассматриваются вопросы построения предсоревновательной подготовки спортсменов-пловцов с разными психофизиологическими особенностями. Доказано, что достижения пловцов улучшаются в результате применения дифференцированных вариантов тренировки (на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям), разработанных в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов; предсоревновательной разминки, построенной с учетом личностных особенностей спортсменов и их устойчивости к эмоциональному стрессу; контроля за уровнем эмоционального напряжения в период подготовки к соревнованиям и оперативной коррекции основных параметров тренировочного процесса на основе использования его результатов. На основе обобщения и анализа передового опыта практической работы определена типовая схема построения тренировки квалифицированных пловцов. Предсоревновательная подготовка спортсменов-экстравертов должна отличаться от типовой схемы уменьшением эмоциональной насыщенности занятий, снижением объема упражнений (выполненных в анаэробном режиме), а также уменьшением количества занятий с большими нагрузками и контрольных стартов при одновременном увеличении объема работы аэробной направленности. Разминка должна включать значительный объем равномерного плавания с умеренной скоростью и относительно небольшим объемом спринтерских упражнений.

Для спортсменов-интравертов целесообразно использовать нарастание эмоциональной насыщенности занятий предсоревновательной подготовки в сочетании с увеличением объема скоростного плавания, общего количества занятий с большими нагрузками и контрольных стартов. Разминка должна отличаться меньшим суммарным объемом упражнений при их более высокой интенсивности.

Диссертационная работа И. Г. Кремневой «Рациональное соотношение средств общей и специальной физической подготовки пловцов на этапе начальной специализации» выполнена во ВНИИФКе под руководством доктора педагогических наук, профессора М. Я. Набатниковой.

Исследователь поставил перед собой задачу обосновать унифицированную систему контроля общей и специальной физической

 
Library   21   Up


Contents

 

Home
 

подготовки пловцов разной квалификации и определить оптимальное соотношение средств общей и специальной физической подготовки и эффективность повышения физической подготовленности пловцов (в зависимости от направленности занятий на суше).

В результате исследования разработана унифицированная система контроля физической подготовленности юных пловцов спортивной квалификации от III разряда до мастера спорта. В нее вошли следующие упражнения: по ОФП — бег 60 м и 2000 м, метание набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы в положении сидя, выпрыгивание вверх без помощи рук, прыжок в длину с места, измерение становой силы, силы правой кисти, сгибание и разгибание рук в упоре лежа; по СФП — плавание 4x50 м основным способом (со скоростью 90% от максимальной и интервалом отдыха между заплывами 15 с), плавание 800 м вольным стилем, измерение силы тяги в воде в координации, силы тяги на суше, суммарной абсолютной силы четырех мышц рук, время преодоления поворотного и стартовых участков.

Этот единый комплекс контрольных испытаний автор рекомендует для широкого практического применения.

Интегральная оценка физической подготовленности пловцов позволила выявить изменения соотношения (в %) ОФП и СФП по мере роста спортивного мастерства пловцов: у спортсменов III, II, I разрядов и кандидатов в мастера спорта — 51 : 49, у мастеров спорта — 48 : 52.

В результате педагогического эксперимента выявлено влияние различной направленности ( занятий на суше на развитие физических качеств. По степени прироста показателей физической подготовленности наиболее эффективна тренировочная программа, развивающая преимущественно скоростно-силовые качества.

В годичном тренировочном цикле эффективное повышение физической подготовленности достигается при применении комплексной тренировки, в которой на развитие скоростно-силовых качеств отводится 40% времени от общей физической подготовки на суше, силовых качеств и общей выносливости — 20%; скоростных качеств и гибкости — 10%.

Диссертационная работа Т. В. Ермиловой «Методика начального обучения плаванию учащихся младших классов общеобразовательных школ» выполнена в ленинградском ГДОИФКе им. П. Ф. Лесгафта под руководством доктора педагогических наук, профессора В. В. Белорусовой.

Автор разработала методику начального обучения плаванию учащихся 1 — 3-х классов общеобразовательной школы на уроках физического воспитания, которые проводятся «.на воде». В задачи исследования входили также разработка критериев оценки плавательных на-

 

выков; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на качество обучения; определение влияния уроков плавания на физическую подготовленность и психическое развитие учащихся.

В результате педагогического эксперимента (с уточнением на каждом этапе оптимальных целей, задач, средств, методов и приемов обучения) были выявлены основные ограничения, мешающие успешному овладению плавательными навыками. Это большие нагрузки, потеря интереса к занятиям плаванием, заболевания, длительный перерыв между занятиями плаванием и теоретическим курсом. Замечено, что учащиеся различного пола и возраста неодинаково усваивают учебный материал по плаванию. В первом классе девочкам требуется больше времени для изучения подготовительных упражнений, способствующих освоению водной среды. При изучении техники способа кроль на груди и спине девочки быстрее и качественнее осваивают материал. В следующем классе процесс освоения учебного материала по плаванию проходит примерно одинаково. В третьем классе девочки быстрее осваивают подготовительные упражнения, а вот при изучении техники кроля на груди и спине отстают по всем показателям. Т. В. Ермилова рекомендует учитывать эти обстоятельства при составлении планов и при комплектовании однородных учебных групп. Она предлагает различные формы организации учеников на уроках плавания: для сильных — поточную и самостоятельную, для средних — фронтальную и групповую (в парах), для слабых — фронтальную и индивидуальную.

Наиболее эффективным (Р < 0,001) методом обучения плаванию, по ее мнению, являются самостоятельное разучивание учебного материала, взаимопомощь и взаимоконтроль на занятиях, самостоятельная разработка и проведение игр. Уроки физического воспитания по плаванию в общеобразовательной школе оказывают положительное воздействие на физическое развитие школьников, а также на познавательные психические процессы.

Диссертационная работа В. В. Мерзлякова «Пути повышения эффективности формирования двигательных навыков в процессе обучения технике плавания способом брасс» выполнена в Московском областном ГИФКе под руководством доктора педагогических наук, профессора В. А. Парфенова.

Цель работы заключалась в разработке и обосновании новых, более эффективных средств обучения технике спортивного плавания брассом. Для этого исследовались: морфологические особенности, физическое развитие и кинематические характеристики техники пловцов-брассистов разной спортивной классификации и возраста, а также степень взаимосвязи изучаемых качеств и кинематических характеристик со спортивным результатом. Разрабаты-

 
Library   22   Up


Contents

 

Home
 

вались и проверялись комплексы подводящих и специально-направленных упражнений, способствующих повышению эффективности формирования двигательных навыков при обучении технике плавания брассом.

Установлено, что на ранних этапах спортивной подготовки пловцов-брассистов (11 — 12 лет) разной квалификации наблюдаются значительные различия в антропометрических показателях и уровне развития физических качеств (силе, гибкости). С 15 — 16 лет и старше степень различий уменьшается как по морфологическим признакам, так и по уровню развития физических качеств.

Наибольшее влияние на спортивный результат оказывают: из морфологических показателей — длина рук; из показателей физического развития — абсолютная и относительная сила тяги в воде при плавании с полной координацией и уровень развития подвижности в голеностопных суставах при разгибании стопы и ротации голени наружу; из кинематических характеристик техники движений брасса — внутрицикловое распределение времени выполнения рабочих и подготовительных движений, положение отдельных частей тела относительно оси абсцисс, взаимная согласованность движений рук с работой ног.

Делается вывод, что дальнейшее повышение эффективности формирования двигательных навыков в процессе обучения и совершенствования техники плавания брассом возможно, если подбор и разработка новых средств обучения технике плавания этим способом будут основываться на комплексном исследовании уровня физического развития, возраста и квалификации спортсменов, а также на учете кинематических характеристик движений и их воздействия на спортивный результат.

Быстрее осваивать технику согласования работы рук с работой ног и дыханием позволяет применение в процессе обучения тренажера «Устройство для тренировки пловцов», разработанного автором диссертации (авторское свидетельство № 961722). Автор рекомендует тренажер, который прост в изготовлении и удобен для применения как при массовом обучении способу брасс, так и при совершенствовании техники спортсменов ДЮСШ.

Диссертационная работа Ю. М. Крюкова. «Совершенствование техники плавания на основе оценки специальных физических качеств, проявляющихся в гребковых движениях пловцов» выполнена в Киевском ГИФКе под руководством кандидата биологических наук, доцента Э. Г. Черняева.

В диссертации изучались: структура движений в плавании на спине у высококвалифицированных пловцов; характер и динамика компенсаторно-приспособительных реакций в гребковых движениях пловцов на дистанции; структура проявления специальных физических

 

качеств в гребковых движениях на различных отрезках спринтерской дистанции; методика комплексной педагогической оценки технического мастерства пловцов в плавании на спине.

В результате анализа гребковых движений в плавании на спине у квалифицированных пловцов определены элементы, имеющие наибольшую значимость и обусловливающие всю системную взаимосвязь структуры плавательных движений в каждом из периодов цикла. I период — пронационное движение левой рукой назад-вниз (в момент отталкивания); II период — движение правой рукой снизу-вверх-назад (в момент подтягивания); движение этой же рукой назад (в момент отталкивания); III период — пронационное движение правой рукой назад-вниз (в момент отталкивания); IV период — движение левой рукой снизу-вверх-назад (в момент подтягивания); движение этой же рукой назад (в момент отталкивания). I и III периоды определены, как периоды совместных рабочих движений, где одна рука выполняет вход в воду — подтягивание, другая — отталкивание — подъем к поверхности воды. II и IV — как периоды рабочих и подготовительных движений, где одна рука выполняет гребок, а другая — пронос.

Установлено, что уровень технического мастерства пловца в момент достижения им максимальной скорости достаточно полно характеризуют следующие структуры его гребкового цикла: а) ритмическая структура — отношение длительности периодов гребковых взаимодействий рук (I, III) к периодам компенсаторных и подготовительных движений (II, IV) как 1 : 1,5; б) пространственная структура — угол сгибания руки в локтевом суставе в момент максимального усилия в гребке — 112°, в момент входа в воду разноименной руки — 145°; в) динамическая структура — акцентированные усилия в фазе подтягивания к отталкивания, соотносящиеся как 1 : 2; г) пространственно-временна я структура — перепады внутрицикловой скорости с закономерным проявлением максимальных значений в периодах гребковых взаимодействий рук и минимальных в периодах компенсаторных и подготовительных движений. Определено, что ведущими элементами в периодах гребковых взаимодействий рук является пронационное движение рукой назад-вниз (в момент отталкивания), а в периодах компенсаторных и подготовительных движений — движение рукой снизу-вверх-назад (в момент подтягивания) и движение рукой назад (в момент отталкивания).

На формирование экономичной техники движений пловца существенно влияет соотношение длительности периодов гребковых взаимодействий и периодов компенсаторных и подготовительных движений, которое должно

 
Library   23   Up


Contents

 

Home
 

составлять 1 : 1. Наибольшее влияние на скорость движения пловца на первом и втором 25-метровых отрезках 100-метровой дистанции оказывают его скоростные возможности (r = 0,84, r = 0,79). Аэробная производительность оказывает влияние на уровень скорости движения пловца на четвертом финишном отрезке дистанции (r = 0,76).

Разработанная автором методика комплексной оценки и совершенствования технического мастерства пловцов, основанная на сопоставлении индивидуальных характеристик технических действий с характеристиками, способствующими оптимальному проявлению специальных физических качеств в движениях спортсмена на дистанции, позволяет улучшить результат на 100-метровой дистанция (P < 0,05).

Диссертационная работа В. А. Аикина «Возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники стартового прыжка в спортивном плавании» выполнена в Омском ГИФКе под руководством кандидата педагогических наук, доцента В. Н. Попкова.

Целью данного исследования являлось создание научно обоснованной методики обучения и дальнейшего становления техники старта с тумбочки с учетом особенностей формирования его биомеханических элементов у пловцов разного возраста.

В результате проведенных исследований выделены следующие показатели эффективности стартового прыжка. Для фазы толчка — коэффициент реактивности опорных реакций г продольном направлении, для фазы полета и скольжения под водой — величина угла атаки в момент входа в воду.

Определено, что ускоренный прирост коэффициента реактивности происходит от 7 к 8,

 

от 11 к 12 и от 15 к 16 годам. Сенситивными периодами для совершенствования времени толчка является возраст с 7 до 8 лет, для латентного периода слухомоторной реакции — с 9 до 10 и с 13 до 14 лет и для динамических характеристик техники старта — с 7 до 8, с 11 до 12, с 13 до 14 и с 15 до 16 лет. Ускоренное развитие элементов биомеханической системы старта происходит в 8, 10, 12, 14 и 16 лет.

В результате педагогического эксперимента установлено, что при обучении старту быстрее осваиваются те элементы техники, которые имеют самые высокие естественные темпы развития. На основании этого проведена возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники старта с тумбочки. Доказано, что для пловцов 7 — 8 лет при выполнении старта с тумбочки оптимальным является угол 40 — 55°. Это объясняется тем, что у них наблюдается низкий уровень горизонтальной скорости тела в фазе полета. Вход в воду под меньшим углом приводит к удару о поверхность воды, что и вызывает страх перед прыжком. У более квалифицированных пловцов, имеющих высокий уровень физической подготовленности, при стартовом прыжке в фазе полета горизонтальная скорость выше. Это позволяет уменьшить угол входа в воду до 20 — 25°. В период начального обучения старту автор рекомендует строго придерживаться принципа постепенного усложнения упражнений и осваивать все варианты стартового прыжка. Это способствует развитию координационных возможностей пловца и более правильному формированию индивидуального варианта старта.

 

 

МАССОВАЯ РАБОТА ПО ПЛАВАНИЮ


ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ-ОБЩЕСТВЕННИКОВ

   
Н. Ж. Булгакова, профессор, ГЦОЛИФК
 

В течение 15 лет кафедра плавания ГЦОЛИФКа ежегодно организует подготовку инструкторов плавания, работающих в летних пионерских лагерях МГСПС.

Двухнедельный семинар перед началом летнего сезона проводят кафедры плавания институтов физической культуры, кафедры физического воспитания вузов, тренерские советы (или методические кабинеты) бассейнов.

Слушателям семинара сначала предлагается теоретический, а затем практический курс.

 

Плавательная подготовка слушателей (к занятиям в семинаре допускаются те, кто умеет проплыть не менее 50 м любым, даже самобытным способом) проверяется на первом практическом занятии в бассейне (одновременно в воде должно находиться не более двух человек в расчете на одного преподавателя; входить в воду только прыжком вниз ногами из положения сидя на бортике).

Для изучения рекомендуется минимум основных упражнений, цель которых добиться

Library   24   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало