Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

составлять 1 : 1. Наибольшее влияние на скорость движения пловца на первом и втором 25-метровых отрезках 100-метровой дистанции оказывают его скоростные возможности (r = 0,84, r = 0,79). Аэробная производительность оказывает влияние на уровень скорости движения пловца на четвертом финишном отрезке дистанции (r = 0,76).

Разработанная автором методика комплексной оценки и совершенствования технического мастерства пловцов, основанная на сопоставлении индивидуальных характеристик технических действий с характеристиками, способствующими оптимальному проявлению специальных физических качеств в движениях спортсмена на дистанции, позволяет улучшить результат на 100-метровой дистанция (P < 0,05).

Диссертационная работа В. А. Аикина «Возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники стартового прыжка в спортивном плавании» выполнена в Омском ГИФКе под руководством кандидата педагогических наук, доцента В. Н. Попкова.

Целью данного исследования являлось создание научно обоснованной методики обучения и дальнейшего становления техники старта с тумбочки с учетом особенностей формирования его биомеханических элементов у пловцов разного возраста.

В результате проведенных исследований выделены следующие показатели эффективности стартового прыжка. Для фазы толчка — коэффициент реактивности опорных реакций г продольном направлении, для фазы полета и скольжения под водой — величина угла атаки в момент входа в воду.

Определено, что ускоренный прирост коэффициента реактивности происходит от 7 к 8,

 

от 11 к 12 и от 15 к 16 годам. Сенситивными периодами для совершенствования времени толчка является возраст с 7 до 8 лет, для латентного периода слухомоторной реакции — с 9 до 10 и с 13 до 14 лет и для динамических характеристик техники старта — с 7 до 8, с 11 до 12, с 13 до 14 и с 15 до 16 лет. Ускоренное развитие элементов биомеханической системы старта происходит в 8, 10, 12, 14 и 16 лет.

В результате педагогического эксперимента установлено, что при обучении старту быстрее осваиваются те элементы техники, которые имеют самые высокие естественные темпы развития. На основании этого проведена возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники старта с тумбочки. Доказано, что для пловцов 7 — 8 лет при выполнении старта с тумбочки оптимальным является угол 40 — 55°. Это объясняется тем, что у них наблюдается низкий уровень горизонтальной скорости тела в фазе полета. Вход в воду под меньшим углом приводит к удару о поверхность воды, что и вызывает страх перед прыжком. У более квалифицированных пловцов, имеющих высокий уровень физической подготовленности, при стартовом прыжке в фазе полета горизонтальная скорость выше. Это позволяет уменьшить угол входа в воду до 20 — 25°. В период начального обучения старту автор рекомендует строго придерживаться принципа постепенного усложнения упражнений и осваивать все варианты стартового прыжка. Это способствует развитию координационных возможностей пловца и более правильному формированию индивидуального варианта старта.

 

 

МАССОВАЯ РАБОТА ПО ПЛАВАНИЮ


ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ-ОБЩЕСТВЕННИКОВ

   
Н. Ж. Булгакова, профессор, ГЦОЛИФК
 

В течение 15 лет кафедра плавания ГЦОЛИФКа ежегодно организует подготовку инструкторов плавания, работающих в летних пионерских лагерях МГСПС.

Двухнедельный семинар перед началом летнего сезона проводят кафедры плавания институтов физической культуры, кафедры физического воспитания вузов, тренерские советы (или методические кабинеты) бассейнов.

Слушателям семинара сначала предлагается теоретический, а затем практический курс.

 

Плавательная подготовка слушателей (к занятиям в семинаре допускаются те, кто умеет проплыть не менее 50 м любым, даже самобытным способом) проверяется на первом практическом занятии в бассейне (одновременно в воде должно находиться не более двух человек в расчете на одного преподавателя; входить в воду только прыжком вниз ногами из положения сидя на бортике).

Для изучения рекомендуется минимум основных упражнений, цель которых добиться

Library   24   Up


Contents

 

Home
 

понимания слушателями направленности их воздействия, умения правильно выполнять, замечать и устранять типичные ошибки.

При изучении общеразвивающих упражнений основное внимание уделяется упражнениям, которые формируют правильную осанку и подводят к изучению техники плавания.

Во время освоения воды особое внимание уделяется скольжениям на груди и спине, выдохам в воду и открыванию глаз в воде.

При изучении техники плавания (проводится в конце каждого занятия) обращается внимание на знание правильных исходных положений (и. п.) при выполнении основных упражнений, фиксируются типичные ошибки, возникающие при их выполнении, и даются методические указания по исправлению. От слушателей требуется умение правильно показывать эти упражнения на суше, а также знание правил практического применения игр и развлечений на уроках плавания, правил безопасности при проведении простейших прыжков в воду и нырянии (каждое практическое занятие завершается разбором допущенных ошибок с объяснением, как их устранить).

В процессе занятий постепенно повышается физическая и плавательная подготовленность слушателей — совершенствуется техника плавания, увеличиваются проплываемые ими расстояния, улучшается методическая подготовка. Техника самобытных способов плавания, которой владеют слушатели, приводится в соответствие с техникой спортивного плавания: плавающие «саженками» или «по-собачьи» осваивают кроль на груди или на спине; плаванию на боку «по-лягушачьи» — брасс.

Вот как может выглядеть примерный план занятий семинара.

Теоретический курс (6 ч)

1. Организация занятий по плаванию в естественных водоемах (2 ч). Плавание в советской системе физического воспитания и комплексе ГТО, оздоровительное, прикладное и спортивное значение плавания. Выбор и оборудование места для занятий. Санитарно-гигиенические требования. Подготовка инвентаря и зоны купания. Применение поддерживающих средств группового и индивидуального назначения. Глубина и температура воды. Продолжительность занятий. Дисциплина и соблюдение правил безопасности на занятиях. Мероприятия по предупреждению травм и несчастных случаев. Спасательные средства и способы их применения. Содержание и организация работы по обучению плаванию в пионерском лагере. Комплектование учебных групп. Урок плавания. Организация учебной и воспитательной работы. Оздоровление и закаливание детей. Подготовка актива помощников из вожатых и пионеров, хорошо умеющих плавать. Подготовка к сдаче норм комплекса ГТО. Организация и проведение соревнований.

 

2. Методика начального обучения плаванию (2 ч). Педагогические принципы обучения п воспитания. Методы обучения (словесные, наглядные и практические), особенности их применения при работе с детьми. Средства обучения (основные группы физических упражнений и направленность их воздействия). Общеразвивающие и специальные упражнения для общего физического развития. Совершенствование координации движений, силы, гибкости, выносливости. Подготовительные упражнения для освоения воды. Игры и простейшие прыжки в воду как средство повышения эмоциональности занятий. Повторение разученных упражнений. Последующее освоение элементов прикладного плавания и стартового прыжка. Упражнения для изучения техники плавания — методическая последовательность изучения техники определенного способа плавания.

3. Обучение плаванию кролем на груди и на спине (2 ч). Краткое описание техники способов плавания кроль на груди и на спине (положение тела и головы, движения ног, рук, дыхание, согласование движений). Техника выполнения стартов и поворотов. Методический разбор упражнений для изучения техники плавания кролем на груди и спине. Общее методическое правило изучения техники спортивного способа плавания (постепенное уменьшение площади опоры при разучивании каждого упражнения). Последовательность в изучении техники плавания (движения ног, рук, отработка дыхания, сочетание отдельных движений с дыханием и между собой). Совершенствование техники плавания кролем на груди и спине. Основные ошибки, их предупреждение и исправление.

Практический курс (24 ч)

1. Общеразвивающие и специальные физические упражнения (2 ч). Характеристика и задачи, которые решаются при помощи этих упражнений, их место и значение в уроке. Упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, координации движений, умения чередовать напряжение и расслабление мышц. Методические принципы составления комплексов упражнений. Составление и проведение комплексов упражнений, облегчающих освоение техники плавания кролем на груди, на спине, брассом. Тренировка в самостоятельном проведении комплексов, показе упражнений, исправление ошибок, подаче команд на начало и окончание каждого упражнения. Методический разбор занятия.

2. Подготовительные упражнения для освоения воды (2 ч). Основные группы упражнений. Применение подготовительных упражнений в играх, включающих элемент соревнования: «кто дольше пролежит на воде», «кто дальше про скользит», «кто больше сделает выдохов в воду» и др. Тренировка в самостоятельном проведении упражнений, показе уп-

 
Library   25   Up


Contents

 

Home
 

ражнений, подаче команд и исправлении ошибок. Методический разбор занятия.

3. Изучение техники плавания кролем на груди и на спине (8 ч). Основные упражнения для освоения кроля на груди и на спине. Последовательность изучения. Направленность воздействия. Типичные ошибки при выполнении. Методические указания для предупреждения и исправления недостатков в технике. Объяснение, показ и выполнение упражнений для изучения движений ног, рук, дыхания, согласования движений на суше и в воде. И. п. при выполнении каждого упражнения. Наиболее трудновыполнимые элементы. Подсчет. Методические указания и команды. Упражнения для изучения старта из воды и поворота. Совершенствование техники в плавании по элементам и с полной координацией в условиях: 1) поочередного проплывания длинных и коротких отрезков (например, плавание вдоль п поперек бассейна); 2) попеременного проплывания отрезков на наименьшее количество гребков с плаванием в заданном темпе; 3) чередование плавания в облегченных и в усложненных условиях в заданном темпе (например, плавание по элементам и с полной координацией; плавание по элементам с поддержкой и без поддержки; плавание с задержкой дыхания и с полной координацией). Тренировка в самостоятельном объяснении и показе упражнений, исправлении ошибок, подаче методических указаний. Методический разбор занятия.

4. Ознакомление с техникой плавания брассом (2 ч). Краткое описание техники плавания способом брасс. (Упражнения для изучения брасса осваиваются в такой же последовательности, как и кроль на груди и на спине, методический разбор проводится в конце занятия.) Тренировка в самостоятельном объяснении и показе упражнений, исправлении ошибок, командах, подсчете и др. Обращается внимание на освоение слушателями плавания брассом на спине при помощи ног, а также совершенствование толчковых движений ногами брассом и на боку. Это необходимо для выполнения элементов прикладного плавания — ныряния в глубину и в длину, для транспортировки пострадавшего. Методический разбор занятия.

5. Игры, развлечения и простейшие прыжки я воду (2 ч). (Выбор игры зависит от педагогических задач обучения и от условий, в которых проводится игра: глубина и температура воды, наличие берега, количество и возраст занимающихся, уровень их плава-

 

тельной подготовки. Должны участвовать все, кто находится в воде.) В игру включаются только те упражнения и движения, которые известны детям. Соскоки вниз ногами и спады в воду выполняются из положения сидя на бортике и стоя согнувшись. Необходимые требования и правила безопасности при проведении прыжков в воду. Стартовый прыжок. Методический подбор игр, развлечений и прыжков в воду (в зависимости от содержания учебного материала конкретного урока). Игры в преодолении сопротивления воды, с погружением под воду и открыванием глаз, всплыванием и лежанием на воде, выдохами в воду, скольжением и плаванием, игры с мячом и прыжками в воду. Сюжетные и командные игры. Методический разбор занятия.

6. Ныряние в глубину и в длину (2 ч). Правила безопасности и страховка при нырянии в глубину и в длину. Гипервентиляция легких и задержка дыхания при нырянии. Упражнения для ныряния в глубину с поверхности воды. Выполнение ныряний в длину. Анализ техники ныряния в глубину и в длину различными способами в зависимости от практических задач и условий для ныряния. Методический разбор занятия.

7. Приемы освобождения от захватов и транспортировка пострадавшего (2 ч). Освобождение от захватов «тонущего» спереди и сзади за руки, шею, туловище, ноги (упражнения в парах — на суше, затем в воде). Поочередно «спасатель» и «тонущий» меняются ролями. Упражнения в транспортировке «пострадавшего» различными способами плавания и разными вариантами поддержки. Методический разбор занятия.

8. Мероприятия по «оживлению» пострадавшего (2 ч). Анализ причин случившегося. Характеристика различных видов несчастных случаев на воде. Клиническая смерть. Оказание помощи человеку, потерявшему сознание. Упражнения для подготовки пострадавшего к проведению искусственного дыхания. Упражнения в проведении искусственного дыхания способом «изо рта в рот». Упражнения в проведении непрямого массажа сердца. Признаки «оживления» и последовательность их проявления. Дальнейшие действия спасателя по оказанию доврачебной помощи «пострадавшему». Методический разбор занятия.

9. Теоретический зачет по программе семинара и выполнение практических нормативов (2 ч): проплыть 50 м спортивным способом; нырнуть на глубину 3 м; нырнуть в длину на расстояние не менее 15 — 20 м.

 
Library   26   Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало