При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна! |
||||
составлять 1 : 1. Наибольшее влияние на скорость движения пловца на первом и втором 25-метровых отрезках 100-метровой дистанции оказывают его скоростные возможности (r = 0,84, r = 0,79). Аэробная производительность оказывает влияние на уровень скорости движения пловца на четвертом финишном отрезке дистанции (r = 0,76). Разработанная автором методика комплексной оценки и совершенствования технического мастерства пловцов, основанная на сопоставлении индивидуальных характеристик технических действий с характеристиками, способствующими оптимальному проявлению специальных физических качеств в движениях спортсмена на дистанции, позволяет улучшить результат на 100-метровой дистанция (P < 0,05). Диссертационная работа В. А. Аикина «Возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники стартового прыжка в спортивном плавании» выполнена в Омском ГИФКе под руководством кандидата педагогических наук, доцента В. Н. Попкова. Целью данного исследования являлось создание научно обоснованной методики обучения и дальнейшего становления техники старта с тумбочки с учетом особенностей формирования его биомеханических элементов у пловцов разного возраста. В результате проведенных исследований выделены следующие показатели эффективности стартового прыжка. Для фазы толчка — коэффициент реактивности опорных реакций г продольном направлении, для фазы полета и скольжения под водой — величина угла атаки в момент входа в воду. Определено, что ускоренный прирост коэффициента реактивности происходит от 7 к 8, |
от 11 к 12 и от 15 к 16 годам. Сенситивными периодами для совершенствования времени толчка является возраст с 7 до 8 лет, для латентного периода слухомоторной реакции — с 9 до 10 и с 13 до 14 лет и для динамических характеристик техники старта — с 7 до 8, с 11 до 12, с 13 до 14 и с 15 до 16 лет. Ускоренное развитие элементов биомеханической системы старта происходит в 8, 10, 12, 14 и 16 лет. В результате педагогического эксперимента установлено, что при обучении старту быстрее осваиваются те элементы техники, которые имеют самые высокие естественные темпы развития. На основании этого проведена возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники старта с тумбочки. Доказано, что для пловцов 7 — 8 лет при выполнении старта с тумбочки оптимальным является угол 40 — 55°. Это объясняется тем, что у них наблюдается низкий уровень горизонтальной скорости тела в фазе полета. Вход в воду под меньшим углом приводит к удару о поверхность воды, что и вызывает страх перед прыжком. У более квалифицированных пловцов, имеющих высокий уровень физической подготовленности, при стартовом прыжке в фазе полета горизонтальная скорость выше. Это позволяет уменьшить угол входа в воду до 20 — 25°. В период начального обучения старту автор рекомендует строго придерживаться принципа постепенного усложнения упражнений и осваивать все варианты стартового прыжка. Это способствует развитию координационных возможностей пловца и более правильному формированию индивидуального варианта старта. |
|||
МАССОВАЯ РАБОТА ПО ПЛАВАНИЮ |
||||
Н. Ж. Булгакова, профессор, ГЦОЛИФК |
||||
В течение 15 лет кафедра плавания ГЦОЛИФКа ежегодно организует подготовку инструкторов плавания, работающих в летних пионерских лагерях МГСПС. Двухнедельный семинар перед началом летнего сезона проводят кафедры плавания институтов физической культуры, кафедры физического воспитания вузов, тренерские советы (или методические кабинеты) бассейнов. Слушателям семинара сначала предлагается теоретический, а затем практический курс. |
Плавательная подготовка слушателей (к занятиям в семинаре допускаются те, кто умеет проплыть не менее 50 м любым, даже самобытным способом) проверяется на первом практическом занятии в бассейне (одновременно в воде должно находиться не более двух человек в расчете на одного преподавателя; входить в воду только прыжком вниз ногами из положения сидя на бортике). Для изучения рекомендуется минимум основных упражнений, цель которых добиться |
|||
24 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |