|
||||
технической оснащенности пловцов. Налицо тяга к классическому стилю — более экономному по сравнению с силовым или темповым. Иначе говоря, тяга к такому варианту техники, который позволяет спортсмену достигать высокие спортивные результаты не за счет максимального темпа в ущерб качеству гребковых движений, а, наоборот, путем снижения частоты движений с одновременным повышением их качества, что конкретно выражается в увеличении «шага». Такую технику ярко продемонстрировали ряд зарубежных и советских спортсменов: И. Войте (ГДР), Б. Барон (Швеция), Б. Краузе (ГДР), В. Сальников, С. Копляков, Л. Крылов (СССР) и др. Значения КЭТ у перечисленных пловцов соответственно равны: 0,67; 0,70; 0,75; 0,69; 0,63, 0,72, что свидетельствует о владении ими высокой или очень высокой техникой. Одновременно это говорит о том, что КЭТ, образно выражаясь, тонко «улавливает» подобное изменение техники, ибо увеличение его значения не что иное, как показатель улучшения качества техники, повышения эффективности. Подобный вывод подтверждают и результаты специально проведенного исследования с использованием биорадиотелеметрической методики регистрации частоты сердечных сокращений ЧСС у пловцов, разработанной В. А. Терещенко. В эксперименте спортсмены проплывали 50-метровые отрезки с одинаковой соревновательной скоростью, но в одних случаях с большим темпом и меньшим «шагом», а в других, наоборот, с меньшим темпом и большим «шагом». Одновременно регистрировалась ЧСС за 5 с перед финишем каждого отрезка. В подавляющем большинстве случаев показатели ЧСС были меньше тогда, когда пловцы проплывали отрезки с большим «шагом» и меньшим темпом. При этом значения КЭТ будет более высоким. Оценка и анализ техники. По нормативным значениям КЭТ осуществляется интегральная оценка эффективности техники пловца. Такая оценка очень важна для тренера и спортсмена. Если, например, у пловца КЭТ равен 0,45 и на этом основании эффективность техники считается «ниже средней», то тренировка должна быть направлена в первую очередь на совершенствование в технике. И, наоборот, если КЭТ равен 0,64, или, иначе говоря, у пловца эффективность техники «высокая», то первоочередной задачей будет дальнейшее повышение функциональных возможностей. После определения общего уровня эффективности техники по значениям КЭТ переходят к анализу, т. е. устанавливают недостатки и намечают пути дальнейшего совершенствования в технике. Для этого используются данные объективной регистрации движений пловца в воде при помощи электротензометрии, киносъемки, видео магнитофонной съемки и др. В со- |
четании с такими методами следует применять и визуальное наблюдение. Тогда анализ техники будет более глубоким и достоверным. При отсутствии подобной аппаратуры тренер, зная интегральную оценку эффективности техники по КЭТ, может управлять техническим мастерством, используя для этого данные визуального наблюдения и субъективной оценки достоинств и недостатков техники своих учеников. Управление техническим мастерством. Оно осуществляется на основе общих принципов управления и в соответствии с целями и задачами макроцикла тренировки. Предлагаемый вариант управления предусматривает следующую методическую последовательность (алгоритмическое предписание): 1) установить уровень технического мастерства (УТМ) пловца в состоянии пика спортивной формы, совпадающего с временем участия в главном соревновании предыдущего спортивного сезона (макроцикла), по значениям средней соревновательной скорости на основной дистанции, темпа, «шага» и КЭТ, а также по времени выполнения старта и проплывания 7-метрового отрезка после него, поворота (поворотов) и проплывания 5-метрового отрезка после него (для женщин соответственно старта и 6-метрового отрезка, поворота (поворотов) и 4-метрового отрезка). При наличии, например, тензометрической аппаратуры следует зарегистрировать (накануне или после участия в соревновании) кинематические и динамические характеристики техники при проплывании тестового отрезка (15 — 20 м) с соревновательной скоростью. Установленный по такой программе УТМ является исходным; 2) выполнить повторное тестирование УТМ (по программе, указанной в пункте 1) после переходного периода тренировки (периода временной утраты спортивной формы), т. е. в начале очередного макроцикла; 3) провести сравнительный анализ показателей УТМ, установленных в конце предыдущего и в начале очередного макроцикла; 4) на основе результатов проведенного сравнительного анализа определить основные задачи и направления тренировки по восстановлению исходного УТМ; 5) восстановить исходный УТМ, контролируя ход такой работы по результатам повторных тестирований; 6) разработать модельный УТМ для выхода пловца на новый планируемый рубеж спортивных результатов; 7) повысить УТМ до модельного, контролируя ход выполнения такой задачи по результатам повторных тестирований; 8) обеспечить сохранение устойчивого УТМ, совпадающего по времени с участием в главном соревновании и необходимого пловцу для выполнения запланированного спортивного результата; |
|||
10 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сравнивая значения УТМ, приведенные в табл. 2, пункты 1 и 2, можно сделать следующее заключение. У спортсмена в результате перерыва в тренировке произошла временная утрата спортивной формы, в том числе одного из ее основных компонентов — технического мастерства. Произошло падение средней скорости на дистанции в целом и ее отрезках в результате значительного уменьшения «шага», что свидетельствует об отрицательном влиянии перерыва в тренировке на технику, на ее качественную сторону. Одновременно увеличился темп, при помощи которого пловец стремился компенсировать потери в качестве техники, что ему не совсем удалось. Ухудшилась также эффективность техники, что объективно под- |
тверждается уменьшением значений КЭТ. Снизились временные показатели выполнения старта и поворота. Анализ зарегистрированных при помощи электротензометрической аппаратуры особенностей техники показал увеличение колебаний внутрицикловой скорости, снижение силы первой половины гребка (подтягивания), разные по силе гребковые движения кистями неритмичную работу ног, увеличение углов сгибания рук в локтях, соскальзывание кистей с опоры при гребке и др. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
11 |
|
||||
На основании результатов сравнительного анализа были определены задачи и направления по восстановлению исходного УТМ (до количественных значении, указанных в табл. 2, в пункте 1). Ход восстановления контролировался по результатам повторных тестирований. Данные тестирования, проведенного в конце подготовительного периода тренировки, показали, что УТМ наряду с другими компонентами спортивной формы был восстановлен (см. пункт 3 в табл. 2). Срок восстановления может быть другим. Он зависит в первую очередь от времени решения данной задачи. После тщательного анализа тренировки в подготовительном периоде, учета состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, достигнутого УТМ, спортивной специализации (кролист-спринтер) и других факторов был разработан модельный УТМ, который необходим этому пловцу для выхода на новый планируемый рубеж спортивных результатов (см. пункт 4 в табл. 2). В соответствии с этими конкретными задачами, имеющими количественное выражение, осуществлялось дальнейшее повышение УТМ одновременно с выполнением других задач тре- |
нировки в соревновательном периоде. Ход и степень решения их контролировались по результатам повторных тестирований. Пловец Э. О. достиг модельного УТМ к концу первого этапа соревновательного периода тренировки (см. пункт 5 в табл. 2). В течение второго (предсоревновательного) этапа осуществлялась задача по сохранению и стабилизации достигнутого УТМ. Результаты заключительного тестирования в день участия в основном соревновании подтвердили, что УТМ был сохранен. Такой уровень и успешное решение других задач тренировки позволили пловцу показать с некоторым превышением запланированный спортивный результат (см. пункт 6 в табл. 2). Аналогичным образом осуществляется управление техническим мастерством пловцов, специализирующихся в плавании кролем на спине, брассом и дельфином. Результаты апробации и внедрения в практику рекомендуемого варианта управления техническим мастерством квалифицированных пловцов показали значительную его эффективность. |
|||
|
||||
А. Ф. Красиков, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР |
||||
Современное развитие плавательного спорта требует от пловцов-брассистов наравне с высоким уровнем физической подготовленности качественного владения рациональной техникой движений. При правильном построении тренировочного процесса физическая и техническая подготовка должна расти у пловца параллельно, иначе возникают противоречия. Эти противоречия выражаются в том, что двигательные навыки, освоенные и закрепленные при определенном уровне развития физических качеств, будут препятствовать дальнейшему росту спортивных результатов даже при возросших функциональных возможностях. Следовательно, необходимо постоянное соответствие между развитием физических качеств и технических навыков, а также между объемом выполняемой нагрузки (упражнений на суше и в воде) и достижением спортивного результата. Техника плавания должна постоянно совершенствоваться с учетом вносимых коррективов на различных этапах подготовки спортсмена. Важно, с одной стороны, уметь обнаруживать наличие ошибок в технике спортсмена, с другой — правильно устанавливать причины их возникновения. Поскольку каждое |
движение в воде (как рабочее, так и подготовительное) складывается из множества взаимосвязанных элементов, целесообразно сначала разучить, а в дальнейшем лишь совершенствовать каждый отдельный элемент техники. Сошлемся на примеры работы тренеров, которые в течение всего года уделяют очень много внимания технической подготовке спортсменов. Они считают, что работа над техникой должна проводиться 30 — 40 мин ежедневно (примерно 20% годовой работы, как в «свежем» состоянии спортсмена, так и после тяжелой тренировочной нагрузки. Главные признаки технического мастерства — эффективные, качественные, с большим «шагом», экономичные и надежные плавательные движения, выполняемые в оптимальном темпе и ритме с максимальным использованием энергетических и физических возможностей спортсмена. Они способствуют обеспечению высокого уровня спортивных результатов у пловца и соревновательной стабильности в любых ситуациях. Работу над техникой следует планировать, так же как объем и интенсивность. В каждом периоде тренировок решаются свои задачи: в |
|||
12 |
Назад Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |