|
||||
сборной команды страны Л. Д. Капшученко, В. Г. Смеловой, А. М. Денисова, Б. Е. Вишнякова и Е. И. Иванченко, в которых было значительное недовыполнение плановых заданий по объему плавания и силовой подготовке, естественно, не смогли выполнить в 1983 г. плановых заданий по достижению их учениками технических результатов. Это урок на будущее. Вывод напрашивается сам собой: повышение интенсивности тренировочного процесса может привести к высоким стабильным результатам только при сохранении высоких объемов плавательной подготовки и качественной специальной физической подготовке, при систематическом повышении эффективности всех тренировочных упражнений. |
Без трудоемкой и качественной работы, без жесткой требовательности тренеров к себе и к своим ученикам добиться успеха в современном спорте невозможно. Необходимо глубоко проанализировать допущенные в 1981 — 1984 гг. ошибки, сделать правильные выводы и как можно скорее ликвидировать недостатки. В настоящее время мы располагаем огромными материальными возможностями для дальнейшего выявления одаренных пловцов и повышения их мастерства. В таких условиях можно и должно решать задачи, связанные с достижением наивысшего уровня мастерства советских пловцов. |
|||
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА УПРАВЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИМ МАСТЕРСТВОМ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ |
||||
В. Г. Полевой, аспирант ГЦОЛИФКа |
||||
С позиций кибернетики процесс тренировки рассматривается как сложная динамическая система, в которой роль управляющей системы выполняет тренер, а управляемой — спортсмен. По своей сути управление — это процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на его переменные. Подобное общее положение, касающееся управления тренировочным процессом, распространяется на все составляющие его подсистемы, к числу которых относится и подсистема управления техническим мастерством. Несмотря на то что под влиянием кибернетики наметился количественный подход к решению вопросов управления, получение объективной информации по каналам обратной связи, проблема целенаправленного управления техническим мастерством пловцов находится еще в стадии своего первоначального решения. Это многогранная и сложная проблема. Предметом нашего исследования явилась разработка одного из возможных вариантов управления техническим мастерством квалифицированных пловцов в макроцикле тренировки. Исследования проводились в три этапа. На первом разрабатывались критерий эффективности техники и его нормативные значения, на втором — метод оценки и анализа техники, на третьем — оригинальный (нетрадиционный) вариант управления техническим мастерством квалифицированных пловцов. Критерий эффективности техники (КЭТ). Применение рациональных способов спортивного плавания: кроля на груди, кроля на спи- |
не, брасса и дельфина — позволяет достигать высоких спортивных результатов. Рациональность этих способов заключается в горизонтальном, обтекаемом положении тела и головы, эффективном выполнении гребковых движений, четком согласовании дыхания с движениями рук, в целесообразной координации всех движений, ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц при выполнении движений в воде. Следует отметить и такую важнейшую деталь техники, как умение хорошо опереться на воду во время гребковых движений руками. При этом чем меньше руки (в основном кисти) будут проскальзывать в толще воды назад, тем результативнее окажутся гребки. Пловцы высокой квалификации, находящиеся в состоянии хорошей спортивной формы, отличаются от новичков прежде всего тем, что умеют лучше выполнять данный элемент техники. У них, как говорится, в большей степени развито «чувство воды», а это не что иное, как тонкое ощущение силы сопротивления воды, позволяющее выполнять эффективные движения. Можно предположить, что самым идеальным вариантом выполнения гребковых движений будет такой, при котором отсутствует проскальзывание конечностей назад, обусловленное подвижностью водной среды. С этой точки зрения, например, наиболее эффективным, теоретически допустимым вариантом техники плавания кролем на груди может быть такой, когда одна рука, а вслед за ней и другая будет выполнять гребок, опираясь не на воду, а на жесткую неподвижную опору. В этом случае кролист «проплыл» бы расстояние, равное |
|||
8 |
Дальше К содержанию На главную В библиотеку В начало |