Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

На основании результатов сравнительного анализа были определены задачи и направления по восстановлению исходного УТМ (до количественных значении, указанных в табл. 2, в пункте 1). Ход восстановления контролировался по результатам повторных тестирований. Данные тестирования, проведенного в конце подготовительного периода тренировки, показали, что УТМ наряду с другими компонентами спортивной формы был восстановлен (см. пункт 3 в табл. 2). Срок восстановления может быть другим. Он зависит в первую очередь от времени решения данной задачи.

После тщательного анализа тренировки в подготовительном периоде, учета состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, достигнутого УТМ, спортивной специализации (кролист-спринтер) и других факторов был разработан модельный УТМ, который необходим этому пловцу для выхода на новый планируемый рубеж спортивных результатов (см. пункт 4 в табл. 2).

В соответствии с этими конкретными задачами, имеющими количественное выражение, осуществлялось дальнейшее повышение УТМ одновременно с выполнением других задач тре-

 

нировки в соревновательном периоде. Ход и степень решения их контролировались по результатам повторных тестирований.

Пловец Э. О. достиг модельного УТМ к концу первого этапа соревновательного периода тренировки (см. пункт 5 в табл. 2).

В течение второго (предсоревновательного) этапа осуществлялась задача по сохранению и стабилизации достигнутого УТМ. Результаты заключительного тестирования в день участия в основном соревновании подтвердили, что УТМ был сохранен. Такой уровень и успешное решение других задач тренировки позволили пловцу показать с некоторым превышением запланированный спортивный результат (см. пункт 6 в табл. 2).

Аналогичным образом осуществляется управление техническим мастерством пловцов, специализирующихся в плавании кролем на спине, брассом и дельфином.

Результаты апробации и внедрения в практику рекомендуемого варианта управления техническим мастерством квалифицированных пловцов показали значительную его эффективность.

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ПЛОВЦОВ-БРАССИСТОВ

   
А. Ф. Красиков, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР
 

Современное развитие плавательного спорта требует от пловцов-брассистов наравне с высоким уровнем физической подготовленности качественного владения рациональной техникой движений. При правильном построении тренировочного процесса физическая и техническая подготовка должна расти у пловца параллельно, иначе возникают противоречия. Эти противоречия выражаются в том, что двигательные навыки, освоенные и закрепленные при определенном уровне развития физических качеств, будут препятствовать дальнейшему росту спортивных результатов даже при возросших функциональных возможностях.

Следовательно, необходимо постоянное соответствие между развитием физических качеств и технических навыков, а также между объемом выполняемой нагрузки (упражнений на суше и в воде) и достижением спортивного результата. Техника плавания должна постоянно совершенствоваться с учетом вносимых коррективов на различных этапах подготовки спортсмена. Важно, с одной стороны, уметь обнаруживать наличие ошибок в технике спортсмена, с другой — правильно устанавливать причины их возникновения. Поскольку каждое

 

движение в воде (как рабочее, так и подготовительное) складывается из множества взаимосвязанных элементов, целесообразно сначала разучить, а в дальнейшем лишь совершенствовать каждый отдельный элемент техники. Сошлемся на примеры работы тренеров, которые в течение всего года уделяют очень много внимания технической подготовке спортсменов. Они считают, что работа над техникой должна проводиться 30 — 40 мин ежедневно (примерно 20% годовой работы, как в «свежем» состоянии спортсмена, так и после тяжелой тренировочной нагрузки.

Главные признаки технического мастерства — эффективные, качественные, с большим «шагом», экономичные и надежные плавательные движения, выполняемые в оптимальном темпе и ритме с максимальным использованием энергетических и физических возможностей спортсмена. Они способствуют обеспечению высокого уровня спортивных результатов у пловца и соревновательной стабильности в любых ситуациях.

Работу над техникой следует планировать, так же как объем и интенсивность. В каждом периоде тренировок решаются свои задачи: в

Library

12

    Up


Contents

 

Home
 

подготовительном — ликвидация крупных ошибок, в предсоревновательном — выявление и устранение более мелких ошибок и общая шлифовка техники. За 1 — 2 недели до соревнований лучше всего в технике ничего не изменять.

От недели к неделе управление процессом совершенствования технического мастерства предусматривает переход двигательных систем организма на новый, более высокий уровень качественной деятельности.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ошибки. Для удобства примем следующие обозначения: А — положение тела, Б — положение ног после подтягивания, В — положение стопы после удара ногами, Г — положение рук перед выводом вперед, Д — положение ног в момент подтягивания, Е — положение вытянутых рук при скольжении.

Физический смысл этих технических погрешностей в, воде схематически изображен на рис. 1. Поясним ошибку А. Положение тела по отношению к поверхности воды находится под углом а. В цикле плавательного движения этот угол постоянно сильно изменяется. Чем горизонтальнее положение тела, тем меньшее сопротивление испытывает пловец при передвижении вперед. Следовательно, угол а можно назвать «углом сопротивления».

Исправление данной ошибки в брассе возможно за счет: более позднего вдоха, более быстрого поднимания ног после гребка, более быстрого опускания плеч после вдоха. Во время цикла движений тело должно по времени как можно меньше находиться под большим углом к поверхности воды. Все рабочие движения (ногами и руками) необходимо стремиться выполнять при максимально горизонтальном положении тела.

На рис. 1, Б изображено положение пловца в фазе после подтягивания ног. В этой позиции возникают самые большие силы сопротивления (не потому ли брасс самый «тихоходный» способ плавания?). Их уменьшение возможно за счет укороченного подтягивания бедра под себя, т. е. благодаря увеличению угла между туловищем и бедром. Исследования, выполненные Ю. И. Родыгиным (1977 г.), показали, что при подтягивании ног и изменении угла в тазобедренных суставах от 160 — 165 до 115 — 120° встречное сопротивление увеличивается на 28 — 32%.

Наиболее качественным этот вариант бывает тогда, когда подготовительные движения ногами начинаются с подтягивания стопы (голени), а основное гребущее — с движения колена (бедра), т. е. происходит с опережающим сгибанием и разгибанием в коленных суставах по отношению к тазобедренным. Намного лучше это движение удается тем спортсменам, у которых голень короче бедра. Данную особенность следует учитывать при отборе брассистов. Достаточно надежными упражнениями здесь бу-

 

Рис. 1. Типичные ошибки (А — Е) у пловцов-брассистов
Сплошная линия — до исправления, штриховая — после него

дут: на воде — плавание брассом на спине; на суше — приседания со скамейки, держась руками за гимнастическую стенку.

Рисунок 1, В указывает на возникающее сопротивление при недостаточном выпрямлении

 
Library

 

 

13

Up


Contents

 

Home
   

Рис. 2. Внутрицикловая скорость у пловцов-брассистов

стоп в голеностопных суставах после выполнения удара ногами.

Основные средства исправления этих ошибок: на суше — применять различные упражнения на развитие гибкости (подвижности) в голеностопных суставах; на воде — добиваться, чтобы после старта, поворота и каждого удара ногами оттягивались носки с минимальным напряжением мышц; плавать с движениями только ног дельфином, кролем на груди и на спине.

Выведение рук вперед снизу (рис. 1, Г) является тормозом, который исчезает при заключительном движении гребка руками (скрытие), когда кисти почти достают подбородок и из этого положения выводятся вперед. Хорошо исправляет ошибку имитация движений перед зеркалом.

Широкое подтягивание ног (рис. 1, Д) создает дополнительное сопротивление при продвижении тела пловца. Для исправления ошибки надо пытаться более узко и плавно подтягивать ноги, чтобы они попадали в проекцию тела.

Выведение рук вперед с несоединенными кистями (рис. 1, Е) после каждого цикла движений, особенно в точках наивысшей скорости (после старта, поворота и длинного гребка), создает «тройное» сопротивление (плечо + голова + плечо).

Уменьшение тормозящего эффекта в каждом из положений от А до Е значительно повышает скорость пловца.

 

При планировании средств исправления ошибок примем h за величину сопротивления тормоза). Например, перед спортсменом ставится задача исправить ошибку Б. Планируем работу на какой-то срок (скажем, на 2 недели): изменить сопротивление с h1 до h2, затем в дальнейшем с h2 до h3 и т. д. Аналогично следует поступать и с целью исправления других ошибок (А Е).

Ведущим, пусковым элементом в координации движений пловца-брассиста (особенно при плавании на 100 м) является положение «X» (между руками и ногами), которым создается слитность сцепления и хорошее взаимодействие гребущих верхних и нижних конечностей, а также обеспечивается надежное согласование ритмичных движений. Наиболее универсальное упражнение для выработки этого элемента — плавание на привязи с резиновым амортизатором.

В круг проблем, которые решаются в процессе совершенствования техники, входит изучение внутрицикловой скорости (рис. 2), которая колеблется в циклах, причем у каждого спортсмена по-разному.

В способе брасс внутрицикловая скорость наиболее контрастна по отношению к другим способам (от 0 до 2 м/с и более). Анализ циклограмм показал, что средняя внутрицикловая скорость (Vcp.) будет расти за счет: 1) удлинения времени нахождения в точках самой высокой внутрицикловой скорости (позиция I на рис. 2); 2) сокращения времени между подтягиванием и толчком ногами (позиция II); 3) уменьшения западения скорости во время под-

Library

14

    Up


Contents

 

Home
 

тягивания ног (позиция III). Кстати, самую высокую скорость в этой точке показал из советских брассистов М. Хрюкин — 1 м/с (Р. Хальянд, 1975). Обычная величина ее колеблется в пределах 0,2 — 0,62 м/с; 4) повышения скорости в результате движений ног (позиция IV; 5) повышения скорости в результате движений рук (позиция V); 6) более плавного падения скорости (которое неизбежно) при подтягивании ног и выведении рук (позиция VI).

Задача тренера — повысить у пловца среднюю скорость в цикле с Vcp до Vcp2 и более. При этом следует всегда помнить о том, что медленное длительное плавание приводит к разрушению согласования движений при быстром плавании. Вот почему в период соревнований очень важно умение поддерживать оптимальные характеристики техники (темп, ритм, амплитуду движения, величину усилия, режим мышечной работы, длину шага, количество движений) в течение всего времени прохождения дистанции. Техника здесь должна подчиниться соревновательной дистанции. Даже при проплывании 100-и 200-метровой дистанции спортсмен выполняет разные движения как по форме, так и по содержанию.

Как известно, время цикла в начале и в конце дистанции резко изменяется. С увеличением темпа движений наступает процесс утомления, падает скорость (Т. М. Абсалямов, 1968). При этом темп не должен «забивать» качество выполнения движения. У призеров олимпийских игр он был равен 62 — 66 движений в 1 мин. Дальнейший прогресс повышения скорости будет происходить за счет возрастания качества и мощности гребковых движений.

Максимальное динамическое усилие ногами достигается при углах в тазобедренных суставах 140 — 160° и в коленных 50 — 60° (Е. И. Иванченко, 1974). Начальную фазу гребка руками необходимо сразу использовать для продвижения пловца вперед. Считаем, что примененный в 1971 г. юным пловцом В. Тарасовым гребок руками с поднятыми локтями можно рассматривать как новый этап в развитии техники советского брасса. Конечная фаза гребка (фаза «скрытия») должна завершаться движением кистей сбоку-снизу к подбородку мощным эффективным ускорением. По данным Р. Хальянда (1979), в этот момент создается самая высокая внутрицикловая скорость (до 2,16 м/с). Исследованиями Б. И. Оноприенко, Г. Я. Прокопенко (1975) показано, что в каж-

 

дом цикле движении брассиста удары ногами задают «условно» первую скорость, гребки руками подхватывают ее и выводят продвижение пловца на вторую скорость.

Как видим, очень важным моментом в технике брассиста является передача гребковых усилий с ног на руки и с рук на ноги. Считаем, что вариант, в котором работа рук и ног имеет одинаковое значение для продвижения пловца вперед, является наиболее рациональным.

Практика показала, что достаточно надежным способом закрепления навыка явилось применение «опережающего» метода. Суть его состоит в том, что движение в определенном объеме безошибочно имитируется на суше, а уже затем закрепляется при выполнении его в воде. Но тут надо иметь в виду, что при многократном повторении движений на суше, не сходных по форме и нервно-мышечной структуре с движениями при плавании, наступают устойчивые отрицательные изменения в технике.

Таким образом, уровень технического мастерства пловцов-брассистов повысится, если тренеры будут постоянно уделять внимание совершенствованию техники плавания. Разумеется, техническое совершенствование органически связано с оптимизацией тренировочного процесса. Этому будут способствовать специализированные залы в бассейнах с набором приборов для: совершенствования силы и силовой выносливости (тренажеры, блоки, «мини-джи», штанги и др.), технической имитации (зеркала), развития гибкости и подвижности в суставах и др.

Желательно, чтобы спортивные бассейны были оборудованы смотровыми окнами и специальной аппаратурой для совершенствования техники плавания: подводной синхронной киносъемки сбоку, спереди и снизу с получением подводной и надводной видеозаписи в виде «экспресс»-информации; специальными устройствами для измерения силы, силовой выносливости на суше и в воде и др. Чтобы сделать эффективнее тренировочный процесс, тренерам необходимо тщательнее анализировать индивидуальную технику своих учеников (в плане качественного выполнения движений, именно им присущих). Экономная техника позволит значительно повысить как объем, так и интенсивность тренировочных нагрузок и будет являться хорошим стимулом для развития функциональных возможностей пловцов-брассистов.

 
Library

 

 

15

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало