|
тягивания ног (позиция III). Кстати, самую высокую скорость в этой точке показал из советских брассистов М. Хрюкин — 1 м/с (Р. Хальянд, 1975). Обычная величина ее колеблется в пределах 0,2 — 0,62 м/с; 4) повышения скорости в результате движений ног (позиция IV; 5) повышения скорости в результате движений рук (позиция V); 6) более плавного падения скорости (которое неизбежно) при подтягивании ног и выведении рук (позиция VI).
Задача тренера — повысить у пловца среднюю скорость в цикле с Vcp до Vcp2 и более. При этом следует всегда помнить о том, что медленное длительное плавание приводит к разрушению согласования движений при быстром плавании. Вот почему в период соревнований очень важно умение поддерживать оптимальные характеристики техники (темп, ритм, амплитуду движения, величину усилия, режим мышечной работы, длину шага, количество движений) в течение всего времени прохождения дистанции. Техника здесь должна подчиниться соревновательной дистанции. Даже при проплывании 100-и 200-метровой дистанции спортсмен выполняет разные движения как по форме, так и по содержанию.
Как известно, время цикла в начале и в конце дистанции резко изменяется. С увеличением темпа движений наступает процесс утомления, падает скорость (Т. М. Абсалямов, 1968). При этом темп не должен «забивать» качество выполнения движения. У призеров олимпийских игр он был равен 62 — 66 движений в 1 мин. Дальнейший прогресс повышения скорости будет происходить за счет возрастания качества и мощности гребковых движений.
Максимальное динамическое усилие ногами достигается при углах в тазобедренных суставах 140 — 160° и в коленных 50 — 60° (Е. И. Иванченко, 1974). Начальную фазу гребка руками необходимо сразу использовать для продвижения пловца вперед. Считаем, что примененный в 1971 г. юным пловцом В. Тарасовым гребок руками с поднятыми локтями можно рассматривать как новый этап в развитии техники советского брасса. Конечная фаза гребка (фаза «скрытия») должна завершаться движением кистей сбоку-снизу к подбородку мощным эффективным ускорением. По данным Р. Хальянда (1979), в этот момент создается самая высокая внутрицикловая скорость (до 2,16 м/с). Исследованиями Б. И. Оноприенко, Г. Я. Прокопенко (1975) показано, что в каж-
|
|
дом цикле движении брассиста удары ногами задают «условно» первую скорость, гребки руками подхватывают ее и выводят продвижение пловца
на вторую скорость.
Как видим, очень важным моментом в технике брассиста является передача гребковых усилий с ног на руки и с рук на ноги. Считаем, что вариант, в котором работа рук и ног имеет одинаковое значение для продвижения пловца вперед, является наиболее рациональным.
Практика показала, что достаточно надежным способом закрепления навыка явилось применение «опережающего» метода. Суть его состоит в том, что движение в определенном объеме безошибочно имитируется на суше, а уже затем закрепляется при выполнении его в воде. Но тут надо иметь в виду, что при многократном повторении движений на суше, не сходных по форме и нервно-мышечной структуре с движениями при плавании, наступают устойчивые отрицательные изменения в технике.
Таким образом, уровень технического мастерства пловцов-брассистов повысится, если тренеры будут постоянно уделять внимание совершенствованию техники плавания. Разумеется, техническое совершенствование органически связано с оптимизацией тренировочного процесса. Этому будут способствовать специализированные залы в бассейнах с набором приборов для: совершенствования силы и силовой выносливости (тренажеры, блоки, «мини-джи», штанги и др.), технической имитации (зеркала), развития гибкости и подвижности в суставах и др.
Желательно, чтобы спортивные бассейны были оборудованы смотровыми окнами и специальной аппаратурой для совершенствования техники плавания: подводной синхронной киносъемки сбоку, спереди и снизу с получением подводной и надводной видеозаписи в виде «экспресс»-информации; специальными устройствами для измерения силы, силовой выносливости на суше и в воде и др. Чтобы сделать эффективнее тренировочный процесс, тренерам необходимо тщательнее анализировать индивидуальную технику своих учеников (в плане качественного выполнения движений, именно им присущих). Экономная техника позволит значительно повысить как объем, так и интенсивность тренировочных нагрузок и будет являться хорошим стимулом для развития функциональных возможностей пловцов-брассистов. |
|