|
Степень усилий пловца:
а — кривые усилий пловца, полученные с помощью тонзиодинамографа: первая кривая (сверху) — при выполнении на суше усилия в изометрическом режиме, вторая кривая — то же, но в динамическом режиме (с «мини-джи»), третья кривая — в воде «на привязи» жестким тросом, нижняя кривая — в воде при обычном плавании. Вертикаль — степень усилия, горизонталь — время; б — сравнительная величина взрывной силы у мастера спорта В. Белова: штриховая линия —
1980 г., сплошная — 1981 г.
ния руки пловца будет большей, чем во время плавания на привязи, а следовательно, и «потолок» усилия окажется ниже. Такая предполагаемая кривая показана на рисунке штриховой линией. В этом случае уже возможно достижение «потолка» усилия во время гребка, но при одном условии: если наклон кривой возрастания усилия будет достаточно крут. При этом чем он круче, тем больше будет «наполнен» усилиями гребок. В самом деле, картина усилий в гребке следующая: с начала захвата до конца гребка усилие нарастает к только в самом конце достигает «потолка». Очевидно, чем раньше усилие достигнет этого «потолка», тем большая часть гребка будет «наполнена» максимальными усилиями. Следовательно, все сводится к крутизне нарастания усилий. Но ведь эта крутизна есть не что иное, как взрывная сила пловца в гребке! Отсюда следует практически важный вывод: чем больше взрывная сила в гребке, тем выраженнее его эффективность.
В ростовском ПЦ проводится периодически исследование качества усилий пловцов на привязи в воде с помощью тензодинамографа. Было замечено, что по мере роста результатов пловцов крутизна нарастания усилий в гребке, а также величина их «потолка» непрерывно увеличиваются. Вот, например, как изменялись усилия у пловца-дельфиниста В. Белова, записанные в октябре 1980 и 1981 гг. (рис., б).
В 1980 г. импульс силы имел треугольную форму. В то же время пловец не мог из-за
|
|
слабой взрывной силы достигнуть «потолка» — максимум силы оказывался как бы за гребком. Результат пловца в плавании на 100 м дельфином был равен в то время 58,94 с. В 1981 г. импульс имел уже иную форму, напоминающую трапецию: вершина импульса была не острой, а имела «плато», т. е. пловец уже мог использовать «потолок». При этом наблюдалась более выраженная крутизна усилий — взрывная сила. Результат на той же дистанции был равен 55,87. На рисунке для наглядности импульс, который отмечался в
1980 г., совмещен с импульсом, измеренным в
1981 г. (штриховая линия). Наглядно видна разница в крутизне нарастания усилия в гребке.
На этом примере видно, что взрывная сила в гребке — качество вполне тренируемое.
Тренировку проводят как на суше, так и в воде.
На суше используются изометрические упражнения: пловец кладет кисти на перекладину изоджима в позе, в которой он обычно выполняет захват во время гребка, и по команде тренера мгновенно включает мышцы на 1 — 2 с, а затем отдыхает 10 — 12 с (серии по 6 — 8 раз). На тренажере конструкции Хютгеля пловцу предлагаются серии по 8 — 10 движений в предельно быстром темпе с сопротивлением, близким к предельному (~90%). Расположение лопаток в начале движения должно совпадать с позой захвата в воде. Очевидно, что в этом упражнении пловец вынужден быстро включать свои усилия в нужных позах руки.
В воде, при проплывании пловцом коротких отрезков (12,5 — 25 м) с лопатками в полную силу, ему дается установка на «мгновенный захват». При этом лопатки подбираются такой величины, чтобы не искажалась техника гребка. Упражнения с лопатками применяются и в комбинации с тормозами (буксировка пластмассовых плетеных корзин на тугом резиновом тросе). Помимо отягощений пловец должен обязательно использовать буксировку или самобуксировку. Для увеличения скорости плавания и скорости проведения самого гребка такие упражнения лучше выполнять с ластами на ногах. При этом пловцу дается установка на «мгновенный захват». В работе над техникой гребка без использования приспособлений проплываются отрезки 25 — 50 м на планируемой скорости с установкой на «мгновенный захват».
С помощью этих упражнений растет не только взрывная сила, но одновременно и «потолок» максимальных усилий (как на суше, так и в воде). Разумеется, эту работу необходимо выполнять круглогодично, акцентируя на этапах реализации накопленного потенциала внимание на специальной ее части.
В заключение хотим подчеркнуть одно
|
|