Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Тренажер для развития у пловцов специальной силы:

А — общий вид тренажера, Б — последовательность изготовления «звездочек»; В составные части стержня и капроновый шнур; Г — крепление «звездочки» и стержня

 

той способ изготовления приспособлений типа «экзер-джени» из металлической проволоки диаметром 2 — 3 мм и отрезка трубы диаметром 15 — 25 мм (рис. В, Г).

 

Тренажер состоит из «звездочки» (способ ее изготовления указан на рисунке), стержня (составные части его изображены на рисунке Б) и капронового шнура длиной 1,5 — 2 м. Крепление «звездочки» и стержня осуществляется при помощи деревянного клина (рис. Г).

Изменение величины силы трения происходит за счет перебрасывания шнура с одного сегмента «звездочки» на другой.

Несмотря на простоту изготовления, тренажер надежен в эксплуатации.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ПРЕДЛАГАЕМ


НУЖНА ЛИ ПЛОВЦУ ВЗРЫВНАЯ СИЛА?

   
Р. А. Расулбеков, заслуженный
тренер РСФСР, Р. А. Фомин,
В. Ю. Чулков, тренеры,
В. И. Чудовский, тренер-методист,
Ростов-на-Дону
 

На вопрос «нужна ли пловцу взрывная сила?» отвечают утвердительно, имея в виду, что он делает быстрый стартовый прыжок и сильный толчок ногами на поворотах. Но в данной статье речь идет о взрывной силе в гребке.

Тренеры обычно считают, что пловец должен выполнять гребок плавно, мягко, без рывков. Где здесь взрывная сила? На первый взгляд в гребке ее нет, однако это не совсем так.

Вопрос о взрывной силе в гребке тесно связан с «переносом» абсолютной силы, показанной на суше, в силу гребка в воде. Поэтому необходимо кратко остановиться на теории вопроса.

Известно, что мышца не может мгновенно развить и достигнуть потолка своего напряжения — для этого необходимо некоторое время. Какое же время нужно мышцам руки пловца для достижения максимального усилия в гребке? Мы провели необходимые исследования в группе пловцов нашего ПЦ. Определяли время достижения максимума усилия с помощью тензодинамографа с быстродействующим самописцем: а) на суше — в изометрическом режиме, когда пловец лежал на скамейке, а его рука в положении для гребка тянула лопатку, соединенную с датчиком тензодинамографа; б) на суше — в динамическом режиме, когда пловец тянул лопатку силового тренажера «мини-джи» (скорость движения лопатки — 1 м/с); в) в воде — пловец был привязан за пояс жестким тросом.

 

Оказалось, что у разных пловцов время достижения максимума усилия находилось в пределах 1 — 1,5 с при изометрическом режиме на суше, 0,7 — 1,1 с при динамическом режиме на суше, 0,5 — 0,8 с в воде. Сопоставим это время с продолжительностью основной части гребка, в которой пловец показывает максимальное усилие. Известно, что гребок (с момента «захвата» до конца основной части) длится 0,3 — 0,4 с. Значит, пловец не может за время гребка достигнуть максимума свои». усилий!

Рисунок (а) поясняет сказанное. На нем изображены три совмещенные кривые нарастания усилий: вначале все они совпадают, а затем разветвляются, достигая максимума на разных уровнях: верхняя кривая — при изометрическом режиме на суше; вторая сверху кривая — при динамическом режиме на суше; третья кривая получена в воде, причем во всех случаях пловец делал максимальное усилие. Это явление объясняется известной зависимостью «сила — скорость» (А. Хилл), заключающейся в том, что чем выше скорость сокращения мышцы, тем меньше ее сила тяги. За время гребка (0,4 с) пловец не достигает максимума своих усилий ни в одном из перечисленных режимов. Из полученных максимальных импульсов силы за время гребка как бы вырезается только небольшой треугольник (на рис. а заштрихован), в котором сила не достигает максимума ни на одной кривой.

Однако следует иметь в виду, что вовремя плавания в полную силу скорость движе-

Library

 

 

57

Up


Contents

 

Home
   

 

Степень усилий пловца:

а кривые усилий пловца, полученные с помощью тонзиодинамографа: первая кривая (сверху) при выполнении на суше усилия в изометрическом режиме, вторая кривая то же, но в динамическом режиме (с «мини-джи»), третья кривая — в воде «на привязи» жестким тросом, нижняя кривая в воде при обычном плавании. Вертикаль — степень усилия, горизонталь время; б сравнительная величина взрывной силы у мастера спорта В. Белова: штриховая линия 1980 г., сплошная — 1981 г.

 

ния руки пловца будет большей, чем во время плавания на привязи, а следовательно, и «потолок» усилия окажется ниже. Такая предполагаемая кривая показана на рисунке штриховой линией. В этом случае уже возможно достижение «потолка» усилия во время гребка, но при одном условии: если наклон кривой возрастания усилия будет достаточно крут. При этом чем он круче, тем больше будет «наполнен» усилиями гребок. В самом деле, картина усилий в гребке следующая: с начала захвата до конца гребка усилие нарастает к только в самом конце достигает «потолка». Очевидно, чем раньше усилие достигнет этого «потолка», тем большая часть гребка будет «наполнена» максимальными усилиями. Следовательно, все сводится к крутизне нарастания усилий. Но ведь эта крутизна есть не что иное, как взрывная сила пловца в гребке! Отсюда следует практически важный вывод: чем больше взрывная сила в гребке, тем выраженнее его эффективность.

В ростовском ПЦ проводится периодически исследование качества усилий пловцов на привязи в воде с помощью тензодинамографа. Было замечено, что по мере роста результатов пловцов крутизна нарастания усилий в гребке, а также величина их «потолка» непрерывно увеличиваются. Вот, например, как изменялись усилия у пловца-дельфиниста В. Белова, записанные в октябре 1980 и 1981 гг. (рис., б).

В 1980 г. импульс силы имел треугольную форму. В то же время пловец не мог из-за

 

слабой взрывной силы достигнуть «потолка» — максимум силы оказывался как бы за гребком. Результат пловца в плавании на 100 м дельфином был равен в то время 58,94 с. В 1981 г. импульс имел уже иную форму, напоминающую трапецию: вершина импульса была не острой, а имела «плато», т. е. пловец уже мог использовать «потолок». При этом наблюдалась более выраженная крутизна усилий — взрывная сила. Результат на той же дистанции был равен 55,87. На рисунке для наглядности импульс, который отмечался в

1980 г., совмещен с импульсом, измеренным в

1981 г. (штриховая линия). Наглядно видна разница в крутизне нарастания усилия в гребке.

На этом примере видно, что взрывная сила в гребке — качество вполне тренируемое.

Тренировку проводят как на суше, так и в воде.

На суше используются изометрические упражнения: пловец кладет кисти на перекладину изоджима в позе, в которой он обычно выполняет захват во время гребка, и по команде тренера мгновенно включает мышцы на 1 — 2 с, а затем отдыхает 10 — 12 с (серии по 6 — 8 раз). На тренажере конструкции Хютгеля пловцу предлагаются серии по 8 — 10 движений в предельно быстром темпе с сопротивлением, близким к предельному (~90%). Расположение лопаток в начале движения должно совпадать с позой захвата в воде. Очевидно, что в этом упражнении пловец вынужден быстро включать свои усилия в нужных позах руки.

В воде, при проплывании пловцом коротких отрезков (12,5 — 25 м) с лопатками в полную силу, ему дается установка на «мгновенный захват». При этом лопатки подбираются такой величины, чтобы не искажалась техника гребка. Упражнения с лопатками применяются и в комбинации с тормозами (буксировка пластмассовых плетеных корзин на тугом резиновом тросе). Помимо отягощений пловец должен обязательно использовать буксировку или самобуксировку. Для увеличения скорости плавания и скорости проведения самого гребка такие упражнения лучше выполнять с ластами на ногах. При этом пловцу дается установка на «мгновенный захват». В работе над техникой гребка без использования приспособлений проплываются отрезки 25 — 50 м на планируемой скорости с установкой на «мгновенный захват».

С помощью этих упражнений растет не только взрывная сила, но одновременно и «потолок» максимальных усилий (как на суше, так и в воде). Разумеется, эту работу необходимо выполнять круглогодично, акцентируя на этапах реализации накопленного потенциала внимание на специальной ее части.

В заключение хотим подчеркнуть одно

 
Library

58

    Up


Contents

 

Home
 

важное обстоятельство, влияющее на величину «потолка» усилий как на суше, так и в воде, обнаруженное нами во время измерений усилий рук пловцов-дельфинистов. Если пловец тянул лопатку одной рукой с усилием, например, в N кг, то при тяге двумя руками лишь у некоторых пловцов усилие равнялось 2 N кг, у других же — только 1,5 N — 1,2 N и даже 1 N кг! Это парадоксальное явление объясняется весьма просто: в формировании усилия руки участвуют не только мышечные группы, непосредственно связанные с рукой, но и мышцы брюшного пресса, продолжающие «мышечную цепь» от руки до таза, и мышцы спины, фиксирующие таз. И если в этой цепи обнаруживается слабое звено, то общий эффект, т. е. усилие руки, оказывается ослаб-

 

ленным. Действительно, у тех пловцов, которые не могли произвести удвоенное усилие двумя руками, а выполнили только усилие с «коэффициентом» 1,5 — 1,1 — 1, оказались весьма слабые мышцы брюшного пресса. Естественно, эти слабые мышцы еще как-то могли «обеспечить» силой одну руку, но на две руки их силы было уже недостаточно. Следовательно, мышцы и брюшного пресса и спины должны обладать высокой не только абсолютной, но и взрывной силой, чтобы наиболее полно реализовать усилия рук в воде. Поэтому в комплекс упражнений пловцов на суше и в воде необходимо включать упражнения на развитие взрывной и абсолютной силы мышц спины и брюшного пресса.

 

 

ПЛЕНУМЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПЛАВАНИЯ


ПЛЕНУМ (1983 г.) СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПЛАВАНИЯ СССР

     

Очередной пленум совета Федерации плавания СССР состоялся в Москве 10 марта 1983 г. В нем приняли участие представители всех республик, гг. Москвы, Ленинграда, большинства всесоюзных и республиканских ДСО, министерств и ведомств страны. Пленум был посвящен рассмотрению двух основных вопросов: 1) состоянию и путям дальнейшего развития в стране массовой работы по плаванию в свете требований сентябрьского (1981 г.) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» и 2) плана подготовки советских пловцов к XXIII Олимпийским играм.

По первому вопросу обзорный доклад сделал председатель Федерации плавания СССР З. П. Фирсов, а в обсуждении его доклада и с предложениями выступили председатели республиканских федераций плавания Ю. А. Хазанов (Киргизская ССР) и О. З. Цеховский (Азербайджанская ССР), представители республиканских и городских советов по массовому обучению населения плаванию Р. А. Дмитриев (Белорусская ССР), А. Э. Кийски (Эстонская ССР), В. С. Мовчин (г. Харьков), члены президиума Федерации плавания СССР А. Г. Елисейкин («Советский спорт»), Ю. А. Семенов и В. В. Медяников, заместитель начальника Управления плавания Спорткомитета СССР В. А. Агальцов.

Как отметил пленум, за последнее время в республиках и на местах заметно активизировалась массовая работа по плаванию, что

 

привело к некоторым положительным сдвигам важнейших показателей этой работы. Так, если, по официальным отчетным данным, в 1980 г. обучение плаванию велось в стране на 12,4 тыс. оборудованных для этого местах, то в 1982 г. уже на 17,3 тыс.; число штатных тренеров и преподавателей, проводивших обучение плаванию, выросло за эти два года с 10 931 до 19 636, а общественных инструкторов по плаванию — с 62 758 до 87614. Ими было обучено плаванию в 1980 г. 10,2 млн. человек, в 1982 г. уже 12,8 млн., т. е. на 25% больше.

Отрадно отметить, что такое расширение массового обучения плаванию привело к заметному в стране сокращению в 1982 г. (на 21% по сравнению с 1981 г.) гибели людей от утопления в открытых водоемах.

Рост сети дешевых учебных бассейнов при детских садах (с 273 в 1980 г. до 574 в 1982 г.) и улучшение в них постановки учебной работы по плаванию привели к значительному (более чем в 2,5 раза) увеличению количества обученных плаванию дошкольников: с 123 тыс. в 1980 г. до 330 тыс. в 1982 г. Выросло (хотя и не так заметно) число обученных плаванию школьников.

Пленум отметил, что на протяжении 1982 — 1983 гг. в стране все более накапливался передовой опыт организации и проведения массовой работы по плаванию по ее основным направлениям.

Так, в Волгодонске был введен в строй 53-й детский плавательный бассейн, и к сере-

Library

 

 

59

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало