Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

важное обстоятельство, влияющее на величину «потолка» усилий как на суше, так и в воде, обнаруженное нами во время измерений усилий рук пловцов-дельфинистов. Если пловец тянул лопатку одной рукой с усилием, например, в N кг, то при тяге двумя руками лишь у некоторых пловцов усилие равнялось 2 N кг, у других же — только 1,5 N — 1,2 N и даже 1 N кг! Это парадоксальное явление объясняется весьма просто: в формировании усилия руки участвуют не только мышечные группы, непосредственно связанные с рукой, но и мышцы брюшного пресса, продолжающие «мышечную цепь» от руки до таза, и мышцы спины, фиксирующие таз. И если в этой цепи обнаруживается слабое звено, то общий эффект, т. е. усилие руки, оказывается ослаб-

 

ленным. Действительно, у тех пловцов, которые не могли произвести удвоенное усилие двумя руками, а выполнили только усилие с «коэффициентом» 1,5 — 1,1 — 1, оказались весьма слабые мышцы брюшного пресса. Естественно, эти слабые мышцы еще как-то могли «обеспечить» силой одну руку, но на две руки их силы было уже недостаточно. Следовательно, мышцы и брюшного пресса и спины должны обладать высокой не только абсолютной, но и взрывной силой, чтобы наиболее полно реализовать усилия рук в воде. Поэтому в комплекс упражнений пловцов на суше и в воде необходимо включать упражнения на развитие взрывной и абсолютной силы мышц спины и брюшного пресса.

 

 

ПЛЕНУМЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСТАНОВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПЛАВАНИЯ


ПЛЕНУМ (1983 г.) СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПЛАВАНИЯ СССР

     

Очередной пленум совета Федерации плавания СССР состоялся в Москве 10 марта 1983 г. В нем приняли участие представители всех республик, гг. Москвы, Ленинграда, большинства всесоюзных и республиканских ДСО, министерств и ведомств страны. Пленум был посвящен рассмотрению двух основных вопросов: 1) состоянию и путям дальнейшего развития в стране массовой работы по плаванию в свете требований сентябрьского (1981 г.) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» и 2) плана подготовки советских пловцов к XXIII Олимпийским играм.

По первому вопросу обзорный доклад сделал председатель Федерации плавания СССР З. П. Фирсов, а в обсуждении его доклада и с предложениями выступили председатели республиканских федераций плавания Ю. А. Хазанов (Киргизская ССР) и О. З. Цеховский (Азербайджанская ССР), представители республиканских и городских советов по массовому обучению населения плаванию Р. А. Дмитриев (Белорусская ССР), А. Э. Кийски (Эстонская ССР), В. С. Мовчин (г. Харьков), члены президиума Федерации плавания СССР А. Г. Елисейкин («Советский спорт»), Ю. А. Семенов и В. В. Медяников, заместитель начальника Управления плавания Спорткомитета СССР В. А. Агальцов.

Как отметил пленум, за последнее время в республиках и на местах заметно активизировалась массовая работа по плаванию, что

 

привело к некоторым положительным сдвигам важнейших показателей этой работы. Так, если, по официальным отчетным данным, в 1980 г. обучение плаванию велось в стране на 12,4 тыс. оборудованных для этого местах, то в 1982 г. уже на 17,3 тыс.; число штатных тренеров и преподавателей, проводивших обучение плаванию, выросло за эти два года с 10 931 до 19 636, а общественных инструкторов по плаванию — с 62 758 до 87614. Ими было обучено плаванию в 1980 г. 10,2 млн. человек, в 1982 г. уже 12,8 млн., т. е. на 25% больше.

Отрадно отметить, что такое расширение массового обучения плаванию привело к заметному в стране сокращению в 1982 г. (на 21% по сравнению с 1981 г.) гибели людей от утопления в открытых водоемах.

Рост сети дешевых учебных бассейнов при детских садах (с 273 в 1980 г. до 574 в 1982 г.) и улучшение в них постановки учебной работы по плаванию привели к значительному (более чем в 2,5 раза) увеличению количества обученных плаванию дошкольников: с 123 тыс. в 1980 г. до 330 тыс. в 1982 г. Выросло (хотя и не так заметно) число обученных плаванию школьников.

Пленум отметил, что на протяжении 1982 — 1983 гг. в стране все более накапливался передовой опыт организации и проведения массовой работы по плаванию по ее основным направлениям.

Так, в Волгодонске был введен в строй 53-й детский плавательный бассейн, и к сере-

Library

 

 

59

Up


Contents

 

Home
 

дине 1983 г. из 56 детских садов этого города 50 имели свои искусственные «лягушатники», а 6 пользовались ими у соседей. Стало возможным впервые в нашей стране начать в Волгодонске всеобщее обучение дошкольников плаванию и проведение закаливания с помощью плавания детей ясельного и дошкольного возраста. По охвату всех детей города оздоровительным плаванием и по количеству действующих при детских садах бассейнов (в процентах к общему числу детских садов) Волгодонск вышел на 1-е место в стране.

По общему количеству введенных в строй малогабаритных учебных бассейнов при детских садах 1-е место среди областей и краев заняла Ростовская область: всего здесь насчитывалось в 1983 г. 315 детских бассейнов (293 открытых, с подогревом воды, и 22 крытых), в том числе 156 — в областном центре, 53 — в Волгодонске, по нескольку в 13 других городах области и в ряде районов.

Продолжали сооружаться в 1982 — 1983 гг. и новые бассейны при общеобразовательных школах. Например, в Белоруссии (в Минске) вошел в строй 24-й пришкольный учебный бассейн. Теперь по числу школьных бассейнов (в пересчете на каждые 100 тысяч школьников) Белорусская ССР вышла на 2-е (после Эстонской ССР) место в стране.

Продолжала расти сеть плавательных бассейнов для сельских тружеников. В строй вошли новые крытые учебные бассейны 25-метровой длины в одном из колхозов Шауляйского района Литвы, такой же бассейн, но еще и с «лягушатником» — в колхозах «Урожай» и «Победа» (Краснодарский край) и др.

Был сооружен в Паланге (Литовская ССР) на побережье Балтийского моря и летом 1983 г. начал эксплуатироваться первый 50-метровый плавательный бассейн с подогревом воды на пляже, специально предназначенный для массового обучения плаванию отдыхающих.

Б Баку открылся новый комплекс бассейнов «Угдуз», в котором помимо спортивной тренировки сильнейших пловцов республики широко развернулось массовое обучение населения плаванию.

Количество введенных в строй типовых сборных 25-метровых летних бассейнов «ОСВОД-1» и «ОСВОД-2», в которых велось массовое обучение плаванию в пионерских лагерях и в других летних базах, увеличилось за 2 года со 107 (1980 г.) до 366 (1982 г.). Московский центр олимпийской подготовки в Измайлове, имеющий самый большой в СССР комплекс (из 12 открытых и крытых бассейнов), завершил сооружение своего 13-го бассейна под крышей с 33-метровой ванной и сауной. Начал также работать медицинский центр, в котором трудятся 20 врачей и ряд других медработников. Теперь все занимаю-

 

щиеся в бассейнах, в том числе и обучающиеся плаванию новички, находятся под медицинским контролем Олимпийского центра.

Рост материальной базы позволил в более широких масштабах накапливать и выявлять передовой опыт массовой работы по плаванию. В подтверждение этого на пленуме приводились следующие примеры:

— В стране продолжает множиться число городов и районов, осуществляющих по системе «класс — группа» общее обязательное обучение плаванию учеников вторых или третьих классов общеобразовательных школ. В их число включились (в дополнение к перечисленным ранее — см. сб. «Плавание», вып. I, 1983, стр. 8) Тирасполь, Минск, Гомель, Витебск, Харьков, Днепропетровский и некоторые другие районы Киева, Анапа и прилегающие к ней сельские районы, Кемерово, Норильск, Южно-Сахалинск и др.

— Во многих городах страны по ряду причин не удается на протяжении учебного года обучать плаванию в имеющихся бассейнах всех школьников вторых или третьих классов. Из этого трудного положения Гомель нашел следующий выход: до начала летних каникул все не умеющие плавать школьники берутся на учет и их в первую очередь направляют в пионерские лагеря городского типа, прикрепленные к одному из крытых бассейнов города, или в загородные лагеря, имеющие условия для обучения плаванию. В Харькове, где с 1981 г. введено всеобщее обучение плаванию второклассников всех общеобразовательных школ, за отводимые на это 16 — 18 ч примерно 10 — 12% не успевают овладеть плавательным навыком. Они берутся на учет, и их доучивают в тех же городских бассейнах в дни летних школьных каникул. В Эстонской ССР пошли по иному пути: все отставшие или не успевающие в плавании ученики вторых и третьих классов наверстывают упущенное в четвертом классе, для чего школьной учебной программой введено для обязательных уроков плавания дополнительно 12 ч.

— Появились первые в стране «десятитысячники» — преподаватели и инструкторы, обучившие плаванию по 10 и более тысяч человек. Так, в Таллине Ютта Эллеровээ и Хелье Коппель обучили вдвоем за 1967 — 1982 гг. около 25 тыс. школьников, в Ялте Михаил Цимберов обучил в условиях ялтинских пляжей свыше 11 тыс.

— Созданы новые очаги по распространению плавания среди детей грудного возраста (Ленинград, Ростов-на-Дону, Новороссийск и др.).

— Разработана оптимальная дозировка оздоровительного плавания (см. данный сборник, стр. 38).

— Выявились плавательные бассейны с подлинно массовой организацией оздорови-

 
Library

60

    Up


Contents

 

Home
 

тельного плавания. Так, в «Олимпийском» бассейне Москвы в первой половине 1983 г. насчитывалось более 600 «групп здоровья», в которых регулярно занимались оздоровительным плаванием свыше 20 тыс. человек. В 50-метровом бассейне магнитогорского «Металлурга» на протяжении всего 1982/83 учебного года выделялось по 4 ч ежедневно для оздоровительного плавания 1900 обученных плаванию дошкольников, представлявших 36 детских садов.

— Определилась подтвержденная достаточным опытом работы в 50-метровых бассейнах Волгограда, Магнитогорска и Тулы методика успешного начального обучения плаванию детей в условиях «глубокого бассейна» (см. данный сборник, стр. 50).

— Литовская ССР первой среди союзных республик осуществила учет всех умеющих и не умеющих плавать школьников и ввела оценку массовой работы по плаванию в городах и районах в зависимости от степени снижения числа погибших в открытых водоемах людей. В соответствии с этими показателями даются на очередной год конкретные плановые задания по обучению плаванию школам и другим учебным заведениям, пионерским лагерям, физкультурным организациям и коллективам. В течение 1982 г. плановые задания были выполнены и перевыполнены. Так, 60 пионерских лагерей республики, имеющие у себя оборудованные места для занятий по плаванию и штатных инструкторов, при задании в 17 тыс. фактически обучили за один летний сезон 17 820 пионеров. Перевыполнен годовой план и школами Литвы. В итоге в 1982 г. по сравнению с 1981 г. уменьшилось на 37,5% число утонувших школьников в этой республике.

В Ленинграде по инициативе местной федерации плавания горспорткомитет издал приказ, разрешавший всем 33 плавательным бассейнам города, независимо от ведомственной принадлежности, иметь только четыре типа занимающихся групп: ДЮСШ, начального обучения школьников (по системе «класс — группа»), учебных заведений и абонементных «групп здоровья», запретив предоставление бассейнов в аренду другим организациям. Это мероприятие позволило усилить внимание в массовых занятиях по плаванию к детскому и молодежному контингенту, свести до минимума работу тренеров по совместительству.

— Ширится в стране движение «Семьями в бассейн!». Вслед за бассейнами Воркуты, Норильска, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в это движение включились многие бассейны Москвы, Ленинграда и Мурманской области. Так, по первой программе Всесоюзного телевидения в 1983 г. было проведено несколько получасовых передач «Веселые старты семейных эстафет» из «Олимпийского» бас-

 

сейна столицы и телепередача «Папа, мама и, конечно, я», в которой участвовали, показывая свое плавательное мастерство, семьи (вместе с детьми) Иконниковых, Федоровых, Карифановых, Зозули, Ивановых, Голиулиных и др., из старейшего ленинградского бассейна, находящегося на Разночинной улице Петроградской стороны.

— В связи с летними каникулами и отъездом многих школьников на юг и временным прекращением обязательных занятий «Всей школой — в бассейн» (см. сб. «Плавание», вып. I, 1983, стр. 8) в плавательном комплексе Мурманского облспорткомитета успешно осуществлена летом 1983 г. новая массовая форма работы «Всем коллективом — в бассейн». Под этим девизом успешно прошел а Мурманской области первый областной месячник плавания. Он ознаменовался различными мероприятиями. В бассейнах Мурманска,. Никеля, Кандалакши, Заполярных Зорь, Североморска и других городов далекого Севера было организовано массовое обучение плаванию пионеров, отдыхающих в летних лагерях городского типа, а также оставшихся в городах школьников младших классов. Крупнейшие московские, киевские, харьковские и минские бассейны предоставлялись в летние месяцы пионерским лагерям городского типа.

В Новороссийске, Ростове-на-Дону, Ленинграде, Паневежисе и в некоторых других городах открылись при детских поликлиниках новые школы плавания для детей грудного возраста.

— Все больше накапливается в стране опыт работы общественных межведомственных советов по массовому обучению населения плаванию, созданных в соответствии с постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегий Министерства просвещения СССР и Спорткомитета СССР от 31 августа 1979 г. Особенно выделяются хорошо поставленной работой межведомственные советы при спорткомитетах Украинской и Белорусской ССР. Они активно решают самые разнообразные вопросы, связанные с массовым развитием в своих республиках плавания: принимают активные меры для расширения сети учебных бассейнов, по планированию массового обучения плаванию в дошкольных учреждениях, в школах и в других учебных заведениях, налаживают учебную работу по плаванию в пионерских и других летних лагерях, расширяют подготовку общественных и штатных инструкторов по плаванию, используют все средства массовой информации для пропаганды оздоровительной и прикладной роли плавания, добиваются планомерного сокращения числа населения, не умеющего плавать, и, следовательно, неуклонного снижения количества людей, гибнущих от несчастных случаев на воде. При среднем годовом по всей стране коэффициенте гибели лю-

 
Library

 

 

61

Up


Contents

 

Home
 

дей 11 (выведен за 1978 — 1982 гг.) в 1982 г. на Украине он был равен 8, а в Белоруссии — 9. Один из факторов активной работы общественных советов этих республик — умелый подбор с широким представительством его членов, среди которых можно видеть ответственных руководителей всех республиканских организаций, от которых зависит массовое развитие плавания: Совета профессиональных союзов, Комитетов ЛКСМ, министерств просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, физкультурных организаций, редакций газет и журналов, радио и телевидения, ДОСААФа, ОСВОДа, государственной службы спасания на водах и др.

— Активными участниками работы по массовому обучению населения плаванию являются республиканские и местные советы ОСВОДа, а особенно в этом отношении выделяется районный совет Анапы, председателем которого является Дмитрий Филиппович Чеботенко. Возглавляемый им совет принял на себя всю организацию массового обучения плаванию более чем в 75 пионерских лагерях, расположенных почти на 100-километровом побережье Анапского района: оборудование мест для обучения плаванию, подбор и подготовку инструкторов по плаванию и контроль за их работой, оказание помощи в организации занятий по плаванию, обеспечение наглядной агитации, учет отчетности и многое другое.

Все перечисленные выше примеры работы по плаванию пленум признал возможным включить в число подлежащих широкому заимствованию на местах.

Вместе с тем пленум отметил наличие в массовой работе по плаванию целого ряда серьезных недостатков, тормозящих использование богатых резервных возможностей страны для более широкого внедрения оздоровительного и спортивного плавания в быт советских людей. Вот некоторые из главных недостатков:

— В ряде республик (например, в Армянской, Таджикской, Туркменской) плохо выполняются требования постановления Секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегий Министерства просвещения СССР и Спорткомитета СССР от 31 августа 1979 г. «О мерах по дальнейшему улучшению массового обучения населения плаванию», особенно в части, касающейся: налаживания работы по плаванию в общеобразовательных школах, на пляжах и в пионерских лагерях; осуществления учета всех не умеющих плавать и конкретных мер по планомерному снижению их числа; расширения материальной базы в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных школах и в пионерских лагерях; налаживания активной работы межведомственных общественных советов по массовому обучению плаванию; использования та-

 

кого морального стимула повышения массовости и качества работы по плаванию, как награждение лучших преподавателей плавания медалью «За успехи в обучении плаванию».

— Далеко не все плавательные бассейны, принадлежащие различным спортивным организациям, включились во всеобщее обучение плаванию детей младшего возраста. Организация занятий по плаванию с дошкольниками и воспитанниками детских садов в большинстве республик (за исключением РСФСР, Украины, Эстонии), по существу, еще не начиналась, сооружение дешевых малогабаритных бассейнов («лягушатников») при детских садах является редкостью. Многие бассейны плохо выполняют решение о постоянном выделении времени (ежедневно не менее 4 ч) для обязательного обучения плаванию школьников вторых-четвертых классов по системе «класс — группа». Например, весной 1983 г. в расположенном в центре Вильнюса спортивном бассейне «Жальгирис» школьники младших классов вовсе не занимались, хотя различным другим организациям этот бассейн охотно сдавали в аренду, принося своему ДСО большую чистую прибыль.

— Большинство пионерских лагерей (более 80%) не имеет оборудованных мест для обучения плаванию. Например, на всю Азербайджанскую ССР летом 1982 г. приходилось только 6 пионерских лагерей, которые вели регулярные занятия по плаванию.

Ежегодно в нашей стране неустанно растет число людей, умеющих плавать. Только за 3-летний период (1980 — 1982 гг.), по официальным данным республик, было обучено более 30 млн. человек, причем свыше половины падает на взрослое население. Однако лишь незначительная часть этой многомиллионной массы пловцов (принятые в ДЮСШ, занимающиеся в низовых секциях плавания и плавательных центрах, в «группах здоровья» плавательных бассейнов — всего примерно 2 млн. человек) окружена определенными заботами федераций плавания и других физкультурных организаций. Подавляющее же большинство умеющих плавать, особенно те, кто продолжает летом заниматься оздоровительным плава­ нием на пляжах, в различных открытых водоемах или в пионерских лагерях, предоставлены сами себе. Федерации плавания не сообщают им через средства массовой информации, наглядные формы агитации, как и сколько нужно плавать, чтобы максимально извлечь пользу для укрепления здоровья и повышения работоспособности. По этой причине десятки миллионов советских людей плавают мало, неумело, обкрадывая свое здоровье.

— Объявленный в 1982 г. Федерацией плавания СССР и редакцией журнала «Физкультура и спорт» ежегодный Всесоюзный конкурс пляжей на лучшую постановку массовой ра-

 
Library

62

    Up


Contents

 

Home
 

боты по плаванию большинством республиканских федерации (кроме РСФСР, Грузии, Эстонии, Латвии) игнорировался.

— Самым узким местом в дальнейшем расширении материальной базы для плавания является сооружение учебных бассейнов при общеобразовательных школах. Ряд республик, например Азербайджанская, Туркменская, Таджикская, Киргизская, имеют всего по 1 — 2 пришкольных бассейна. Опыт Эстонской и Белорусской республик, имеющих по 20 — 25 дешевых школьных бассейнов, ими не используется.

Пленум отметил далее, что главными причинами этих и многих других недостатков, тормозящих дальнейшее развитие в стране массового плавания, являются: плохой контроль со стороны спорткомитетов и федераций плавания за деятельностью общественных советов по массовому обучению населения плаванию, разобщенность в работе различных организаций, слабое участие в ней некоторых ОСВОДовских и ДОСААФовских организаций (например, в Казахской ССР и Ленинграде), плохое изучение и распространение передового опыта, отсутствие планомерной пропаганды плавания через местные средства массовой информации.

По всем главнейшим вопросам массовой работы по плаванию пленум совета Федерации плавания СССР принял развернутое постановление, в котором, в частности, одобрены ранее выдвинутые предложения президиума Федерации плавания СССР (см. предыдущий сб. «Плавание», стр. 44 — 45), а также рекомендовано еще следующее:

1. Определить, что в работе всех республиканских, краевых, областных, городских, районных и ведомственных (при советах ДСО и ведомств) федераций плавания основное место должно быть уделено мероприятиям, направленным на реализацию сентябрьского (1981 г.) постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» и неукоснительное выполнение требований постановления Секретариата ЦК ВЛКСМ, Коллегий Министерства просвещения СССР и Спорткомитета СССР от 31 августа 1979 г. «О мерах по дальнейшему улучшению массового обучения населения плаванию». При этом основное внимание федераций плавания должно быть обращено на выполнение и улучшение трех следующих конкретных показателей массового обучения населения плаванию:

— по всеобщему обучению плаванию детей младшего возраста — добиваться ежегодно прироста количества учеников четвертых классов общеобразовательных школ, определяя абсолютное число получивших положительную отметку по предмету «плавание» (проплывших самостоятельно не менее 25 м

 

без учета времени) и в процентах к общему числу четвероклассников данного района, города, области, края, республики;

— по плавательной подготовке допризывной молодежи — определять общее количество сдавших плавательные нормы ГТО юношей 18-летнего возраста и в процентах ко всей численности допризывников;

— по массовому обучению плаванию всего населения — определять общее количество вновь обученных плаванию за данный год, число умеющих плавать в процентах к общей численности населения и количество людей, погибших от утопления за данный год (в пересчете на каждые 100 тыс. населения).

2. Среди уже умеющих плавать (особенно среди занимающихся оздоровительным плаванием на пляжах, в прибрежных местах «зон здоровья», в пионерских и других летних лагерях, на турбазах и в домах отдыха, «группах здоровья» плавательных бассейнов) федерации должны развернуть повседневную агитационно-пропагандистскую работу (беседы и лекции, выступления по местной радиосети пляжей и пионерских лагерей спортивных врачей, чемпионов по плаванию, специалистов, публикация статей в местной и республиканской прессе, проведение телевизионных передач, наглядная агитация на пляжах и др.), направленную не только на обучение плаванию новичков, но и адресованную уже умеющим плавать с целью повышения их плавательных знаний и привития умения плавать правильно, с максимальной пользой для здоровья, осваивая оптимальную дозировку плавания (см. данный сборник, стр. 38). Вместе с этим следует шире внедрять среди родителей, имеющих грудных детей, оздоровительные занятия с ними плаванием в своих домашних ваннах, привлекая к этому в качестве методических центров детские поликлиники.

3. В целях расширения массового обучения плаванию детей, допризывной молодежи и всего советского населения, а также в целях самого широкого внедрения в быт народа оздоровительного плавания федерации плавания должны:

— добиваться расширения сети плавательных бассейнов, в первую очередь при детских садах, в пионерских лагерях, в общеобразовательных школах и в других учебных заведениях;

— создавать учебные пункты по обучению плаванию на водных станциях, пляжах и в других местах массового отдыха трудящихся, в пионерских лагерях и туристских базах, добиваясь организации абонементных групп и курсов по обучению населения плаванию, используя при этом опыт Анапы (см. сб. «Плавание», вып. I, 1981, стр. 22) и опыт М. Б. Цимберова (см. данный сборник, стр. 46);

 
Library

 

 

63

Up


Contents

 

Home
 

— рекомендовать местным ДСО, институтам и техникумам физкультуры, бассейнам и спортклубам брать шефство над пляжами для оказания им практической помощи в налаживании работы по начальному обучению плаванию (особенно детей) * и по внедрению среди отдыхающих на пляжах знаний и умения правильно, с максимальной пользой для здоровья, заниматься оздоровительным плаванием. Федерациям плавания шире вовлекать пляжи во Всесоюзный конкурс на лучшую постановку массовой работы по плаванию;

— организовать повсеместный учет умеющих и не умеющих плавать в коллективах физкультуры, общеобразовательных школах, ПТУ, техникумах и вузах, в пионерских и других летних лагерях, в соответствии с результатами такого учета давать им ежегодные плановые задания по обучению плаванию.

4. Для успешного осуществления перечисленных выше задач привлечь в составы всех федераций плавания представителей не только спортивных организаций, но и профсоюзных, комсомольских организаций, органов просвещения, здравоохранения, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства, ДОСААФа и ОСВОДа, средств массовой информации.

5. Шире пропагандировать и использовать передовой опыт работы по организации массового обучения плаванию:

— Эстонской ССР и Москвы — по сооружению дешевых пристроек с учебными бассейнами к зданиям общеобразовательных школ (см. предыдущий сборник «Плавание», стр.48);

— Гомельской области — по первоочередному направлению всех не умеющих плавать школьников в пионерские лагеря, базирующиеся на имеющихся крытых и открытых бассейнах;

— гг. Ленинграда, Пскова, Воркуты, Североморска, Северодвинска, Тирасполя, Харькова, Паневежиса, Ухты, Кемерова — по осуществлению всеобщего обучения плаванию школьников вторых и третьих классов путем организации с ними обязательных годичных занятий по плаванию в крытых бассейнах;

— гг. Волгодонска, Ростова-на-Дону, Донецка, Кемерова — по строительству сети оздоровительных малогабаритных бассейнов («лягушатников») в детских садах;


* Постановлением коллегии Спорткомитета СССР от 29 августа 1983 г. («О работе физкультурных организаций Таллина по массовому обучению населения плаванию») предложено всем спорткомитетам страны организовывать обучение плаванию на пляжах.

 

— детского сада «Голубые дорожки» (Волгодонск) — по методике обучения плаванию дошкольников (см. стр. 42 настоящего сборника) и методике обучения плаванию школьников младших классов в глубоком бассейне Тулы (см. стр. 50 настоящего сборника);

— гг. Ленинграда, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Мурманска и Воркуты — по созданию в бассейнах абонементных групп «Плавать всей семьей»;

— редакции спортивных передач Всесоюзного телевидения — по широкому показу плавания в рубриках «Веселые старты» и «Папа, мама и, конечно, я»;

— г. Ленинграда — по введению твердой системы распределения учебного времени в бассейнах города.

По второму вопросу, рассмотренному на пленуме, — о плане подготовки советских пловцов к XXIII Олимпийским играм — доклад был сделан главным тренером олимпийской команды заслуженным тренером СССР А. А. Пименовым.

Пленум в целом одобрил этот план, но обратил особое внимание Всесоюзного тренерского совета, главного тренера и тренеров сборной олимпийской команды страны по плаванию на необходимость устранения основных причин невыполнения советскими пловцами контрольных заданий по завоеванию золотых медалей на IV чемпионате мира (в Эквадоре): плохого качества стартового прыжка в воду и поворотов; слабой интенсивности выполнения на тренировках плавательных упражнений и низкой плотности тренировочных занятий; недостаточной психологической подготовленности; плохо поставленного в команде контроля за выполнением индивидуальных планов тренировочных нагрузок.

Пленум обратил внимание председателей федераций плавания г. Москвы (Н. Ж. Булгаковой), г. Ленинграда (Ю. П. Цанева), Украинской ССР (В. Н. Платонова), спортивных клубов Вооруженных Сил (В. А. Шубабко) и «Динамо» (В. Я. Гречко) на значительное недовыполнение в 1982 г. заданий сводного плана подготовки мастеров спорта СССР. Пленум предложил всем республиканским федерациям плавания принять необходимые меры по обеспечению в будущем безусловного выполнения аналогичных годовых заданий.

Пленум ввел в президиум Федерации плавания СССР В. В. Медяникова (Спорткомитет СССР) и В. Н. Юрдашева (ПЦ «Динамо», г. Москва).

 
Library

64

    Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало