Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

Освоение навыков плавания по целостной методике обучения

Участники экспери-мента

Занятия

1-е

2-е

3-е

4-е

5-е

6-е

7-е

8-е

9

10-е

11-е

12-е

13-е

14-е

Д. С.

Т

Т

С

25

50

100

100

200

400

500

Р. А.

Т

Т

С

15

25

50

100

150

200

300

400

500

Г. А.

Т

Т

Т

С

Т

10

15

25

50

Б. С.

Т

Т

С

5

10

15

50

75

100

150

Я. И.

Т

Т

С

10

10

10

25

25

50

100

3. В.

Т

Т

Т

Т

С

С

С

10

15

20

25

100

М. Р.

Т

Т

Т

С

15

50

100

150

200

300

500

О.И.

Т

Т

Т

Т

С

С

С

10

75

100

100

200

3. А.

Т

Т

Т

Т

С

С

С

10

25

100

Г. О.

Т

Т

Т

С

С

С

15

25

50

100

150

К. Г.

Т

Т

Т

Т

С

10

15

25

25

75

200

В. И.

Т

Т

С

10

25

50

75

150

200

200

300

500

П. А.

Т

Т

Т

Т

С

С

10

75

100

150

200

Ш. Т.

Т

Т

С

15

20

25

50

100

200

300

400

500

600

Примечание. В таблице даны следующие обозначения: Т — обучение на устройстве; С — обучение скольжению в воде; 1П, 2П и т. д. — количество правильно выполненных полных циклов движений; 5, 10, 15 и т. д. — расстояние (м), проплываемое без остановки с полной координацией движений.

 

 

Только при необходимости перед обучением скольжению используются традиционные подводящие упражнения, но в большинстве случаев не требуется применять подводящие упражнения. На обучение скольжению обычно отводят одно-два занятия. Можно обучать скольжению и до обучения на тренажерном устройстве.

После освоения скольжения переходят к обучению только одному движению рук в согласовании с дыханием. После освоения этого производится обучение всему циклу движений в сочетании с дыханием.

Выполнение всего цикла движений в сочетании с дыханием должно проходить при глубине воды до уровня груди обучаемого, так как при первом выполнении этих движений обучаемый после вдоха погружается в воду и на мелком месте может задеть ногами дно.

 

Цикл движений при плавании стилем брасс отличается от цикла движений, выполняемых на устройстве, только работой ног. В воде ноги сгибаются не только в коленных суставах, но и в тазобедренных; кроме того, движения в стороны происходят по более широкой траектории, чем на устройстве.

Описанные методика обучения и тренажерное устройство испытаны в Рижском медицинском институте на большом контингенте студентов. Процесс обучения одной из групп показан в таблице. Как следует из ее данных, после освоения всего цикла движений в сочетании с дыханием дальность плавания резко увеличивается от занятия к занятию.

Изложенное выше позволяет рекомендовать для практики целостный метод обучения плаванию стилем брасс с применением тренажерного устройства.

 

ПРОСТЕЙШИЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ПЛОВЦОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛЫ

   
И. П. Карташов, аспирант ГДОИФКа имени П. Ф. Лесгафта
 

Арсенал приспособлений для развития специальной силы пловца с каждым годом пополняется. Однако многие тренажеры весьма сложны в изготовлении, что затрудняет их внедрение в практику. Важным и перспектив-

 

ным является поиск простых модификаций существующих тренажеров.

В последнее время широкую популярность у спортсменов получили тренажеры против сил трения. Нами предложен сравнительно прос-

Library

 

 

55

Up


Contents

 

Home
   

 
Library

56

    Up


Contents

 

Home
 

Тренажер для развития у пловцов специальной силы:

А — общий вид тренажера, Б — последовательность изготовления «звездочек»; В составные части стержня и капроновый шнур; Г — крепление «звездочки» и стержня

 

той способ изготовления приспособлений типа «экзер-джени» из металлической проволоки диаметром 2 — 3 мм и отрезка трубы диаметром 15 — 25 мм (рис. В, Г).

 

Тренажер состоит из «звездочки» (способ ее изготовления указан на рисунке), стержня (составные части его изображены на рисунке Б) и капронового шнура длиной 1,5 — 2 м. Крепление «звездочки» и стержня осуществляется при помощи деревянного клина (рис. Г).

Изменение величины силы трения происходит за счет перебрасывания шнура с одного сегмента «звездочки» на другой.

Несмотря на простоту изготовления, тренажер надежен в эксплуатации.

 

 

ОБСУЖДАЕМ, СПОРИМ, ПРЕДЛАГАЕМ


НУЖНА ЛИ ПЛОВЦУ ВЗРЫВНАЯ СИЛА?

   
Р. А. Расулбеков, заслуженный
тренер РСФСР, Р. А. Фомин,
В. Ю. Чулков, тренеры,
В. И. Чудовский, тренер-методист,
Ростов-на-Дону
 

На вопрос «нужна ли пловцу взрывная сила?» отвечают утвердительно, имея в виду, что он делает быстрый стартовый прыжок и сильный толчок ногами на поворотах. Но в данной статье речь идет о взрывной силе в гребке.

Тренеры обычно считают, что пловец должен выполнять гребок плавно, мягко, без рывков. Где здесь взрывная сила? На первый взгляд в гребке ее нет, однако это не совсем так.

Вопрос о взрывной силе в гребке тесно связан с «переносом» абсолютной силы, показанной на суше, в силу гребка в воде. Поэтому необходимо кратко остановиться на теории вопроса.

Известно, что мышца не может мгновенно развить и достигнуть потолка своего напряжения — для этого необходимо некоторое время. Какое же время нужно мышцам руки пловца для достижения максимального усилия в гребке? Мы провели необходимые исследования в группе пловцов нашего ПЦ. Определяли время достижения максимума усилия с помощью тензодинамографа с быстродействующим самописцем: а) на суше — в изометрическом режиме, когда пловец лежал на скамейке, а его рука в положении для гребка тянула лопатку, соединенную с датчиком тензодинамографа; б) на суше — в динамическом режиме, когда пловец тянул лопатку силового тренажера «мини-джи» (скорость движения лопатки — 1 м/с); в) в воде — пловец был привязан за пояс жестким тросом.

 

Оказалось, что у разных пловцов время достижения максимума усилия находилось в пределах 1 — 1,5 с при изометрическом режиме на суше, 0,7 — 1,1 с при динамическом режиме на суше, 0,5 — 0,8 с в воде. Сопоставим это время с продолжительностью основной части гребка, в которой пловец показывает максимальное усилие. Известно, что гребок (с момента «захвата» до конца основной части) длится 0,3 — 0,4 с. Значит, пловец не может за время гребка достигнуть максимума свои». усилий!

Рисунок (а) поясняет сказанное. На нем изображены три совмещенные кривые нарастания усилий: вначале все они совпадают, а затем разветвляются, достигая максимума на разных уровнях: верхняя кривая — при изометрическом режиме на суше; вторая сверху кривая — при динамическом режиме на суше; третья кривая получена в воде, причем во всех случаях пловец делал максимальное усилие. Это явление объясняется известной зависимостью «сила — скорость» (А. Хилл), заключающейся в том, что чем выше скорость сокращения мышцы, тем меньше ее сила тяги. За время гребка (0,4 с) пловец не достигает максимума своих усилий ни в одном из перечисленных режимов. Из полученных максимальных импульсов силы за время гребка как бы вырезается только небольшой треугольник (на рис. а заштрихован), в котором сила не достигает максимума ни на одной кривой.

Однако следует иметь в виду, что вовремя плавания в полную силу скорость движе-

Library

 

 

57

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало