Contents

При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!

Home
 

ственных показателей работоспособности под влиянием курса ГБО достигается не за счет перенапряжения функциональных систем организма, а за счет экономизации их деятельности, увеличения внутренних резервов организма у пловцов.

В результате исследований установлено, что использование гипербарической оксигенации способствует ускоренному протеканию восстановительных процессов и повышению их эффективности. Курс ГБО позволяет без существенного увеличения физиологических затрат организма спортсменов повысить на 25 — 60% интенсивность тренировочной нагрузки;

 

применение ГБО экономизирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, помогает спортсменам добиться более высоких результатов на ответственных соревнованиях.

Таким образом, результаты проведенных испытаний свидетельствуют о целесообразности и возможности применения гипербарической оксигенации в качестве эффективного способа восстановления у пловцов функционального состояния организма и улучшения спортивных результатов (и не только в плавании, но и в других видах спорта).

 

 

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО


ЦЕЛОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ БРАССОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРЕНАЖЕРНОГО УСТРОЙСТВА

   
И. И. Упитис, Рижский медицинский институт
 

Предлагаемый нами метод обучения плаванию стилем брасс с применением тренажерного устройства включает три этапа:

1) обучение на тренажерном устройстве всему циклу движений в согласовании с дыханием;

2) освоение скольжения в воде;

3) обучение целостным методом всему циклу движений в воде в согласовании с дыханием.

Устройство тренажера и работа на нем показаны на рисунке*.

Перед началом имитации движений на устройстве в эластичный мешок наливается вода. Опора 1 с помощью разъемных элементов устанавливается по росту обучаемого. Он ложится на опору таким образом, чтобы колени свисали, и прижимает лицо к отверстию маски-сосуда. Руки находятся на изогнутой трубке. Обучаемый нажимает головой маску-сосуд вниз. Вода из эластичного мешка переходит в маску-сосуд. Теперь лицо обучаемого находится в воде. Высоту подъема воды регулирует сам обучаемый. Чем ниже опускается маска-сосуд, тем выше поднимается вода. Цикл движений начинается с разворота ладоней наружу. Руки выполняют гребок в стороны, вниз, назад, голова приподнимается за счет разгибания в шее. Одновременно выполняется выдох (через нос и рот). Можно так-


* Устройство может быть использовано а без изогнутой трубки, определяющей траекторию движений рук, и без рычагов для имитации движений ног.

 

же начинать выдох одновременно с опусканием лица в воду. Выдох — полный, продолжительный, с акцентом на завершающей части. Заканчивается выдох при выходе рта из воды. Это позволяет полностью освободиться от воды, попадающей в рот. Сразу после выдоха, когда руки заканчивают гребок, производится короткий вдох, выполняемый только через рот. После вдоха в цикле дыхания происходит пауза, во время которой голова опускается в воду, руки двигаются вперед, а стопы подтягиваются к ягодицам за счет сгибания ног в коленных суставах и при начале движения назад-в стороны разгибаются, обхватывая рычаги. После движения назад-в стороны ноги соединяются, а рычаги благодаря противовесам возвращаются в исходное положение. Руки завершают движение вперед, и голова опускается в воду. После паузы начинается следующий цикл движений.

При обучении с использованием устройства надо стремиться по возможности быстрее переходить к выполнению всего цикла движений, соединенного с дыханием, не автоматизируя отдельные движения. Сначала, конечно, осваиваются только движения руками, потом — движения ногами, затем — согласование этих движений; далее — опускание головы в воду, выполнение выдоха в воду, согласование дыхания с движениями рук и, наконец, согласование движений рук и ног с дыханием. При необходимости в начальных стадиях выполнения согласования движений с дыханием можно поднимать воду только до уровня но-

Library

 

 

53

Up


Contents

 

Home
 

 

Тренажерное устройство для обучения плаванию (общий вид сбоку):

1 рама; 2 ось вращения; 3 подковообразный рычаг; 4 опора; 5 — пружина; 6 крючок; 7 маска-сосуд; 8 отверстие для лица; 9 эластичный мешок; 10 — изогнутая трубка, определяющая траекторию движения рук; 11 опора для туловища; 12 вынимаемые части; 13 кронштейн; 14 ось вращения; 15 рычаг; 16 противовес. Штриховыми линиями обозначено крайнее положение рычагов.

Внизу показана имитация движений на устройстве для обучения плаванию

 

са и в процессе овладения упражнением постепенно доводить уровень воды до лба.

Всю эту «программу» можно пройти уже на первом занятии. Исправлять ошибки целесообразно в основном при целостном выполнении упражнения. Главное внимание надо уделять согласованию движений и правильной постановке дыхания. Укажем основные ошибки, требующие пристального внимания: 1) ладони не разводятся наружу в начале имитации гребка руками; 2) выполняется не плавный выдох с акцентом на завершающей части, а сразу слишком сильный; 3) производятся слишком быстрые или, наоборот, медленные движения руками; 4) выполняется очень длинный вдох; 5) слишком широко разводятся локти при движении рук вперед; 6) перед началом движения ног назад-в сто-

 

роны не разводятся пятки; 7) после движения ног назад-в стороны ноги не соединяются; 8) нет различия между скоростью подтягивания и движением ног назад (надо стремиться медленнее подтягивать ноги и быстрее выполнять движение назад-в стороны с последующим соединением); 9) ноги начинают подтягиваться одновременно с движением рук (для исправления этой ошибки рекомендуется начинать движения ногами, когда руки уже закончили движение).

Обучение на устройстве требует двух-четырех занятий по 45 мин каждое. Когда обучаемый сможет делать на устройстве полные 10 — 20 циклов движений в сочетании с дыханием, поднимая воду до уровня лба, нужно переходить к следующему этапу обучения — освоению скольжения в воде.

Library

54

 

 

Up


Contents

 

Home
 

Освоение навыков плавания по целостной методике обучения

Участники экспери-мента

Занятия

1-е

2-е

3-е

4-е

5-е

6-е

7-е

8-е

9

10-е

11-е

12-е

13-е

14-е

Д. С.

Т

Т

С

25

50

100

100

200

400

500

Р. А.

Т

Т

С

15

25

50

100

150

200

300

400

500

Г. А.

Т

Т

Т

С

Т

10

15

25

50

Б. С.

Т

Т

С

5

10

15

50

75

100

150

Я. И.

Т

Т

С

10

10

10

25

25

50

100

3. В.

Т

Т

Т

Т

С

С

С

10

15

20

25

100

М. Р.

Т

Т

Т

С

15

50

100

150

200

300

500

О.И.

Т

Т

Т

Т

С

С

С

10

75

100

100

200

3. А.

Т

Т

Т

Т

С

С

С

10

25

100

Г. О.

Т

Т

Т

С

С

С

15

25

50

100

150

К. Г.

Т

Т

Т

Т

С

10

15

25

25

75

200

В. И.

Т

Т

С

10

25

50

75

150

200

200

300

500

П. А.

Т

Т

Т

Т

С

С

10

75

100

150

200

Ш. Т.

Т

Т

С

15

20

25

50

100

200

300

400

500

600

Примечание. В таблице даны следующие обозначения: Т — обучение на устройстве; С — обучение скольжению в воде; 1П, 2П и т. д. — количество правильно выполненных полных циклов движений; 5, 10, 15 и т. д. — расстояние (м), проплываемое без остановки с полной координацией движений.

 

 

Только при необходимости перед обучением скольжению используются традиционные подводящие упражнения, но в большинстве случаев не требуется применять подводящие упражнения. На обучение скольжению обычно отводят одно-два занятия. Можно обучать скольжению и до обучения на тренажерном устройстве.

После освоения скольжения переходят к обучению только одному движению рук в согласовании с дыханием. После освоения этого производится обучение всему циклу движений в сочетании с дыханием.

Выполнение всего цикла движений в сочетании с дыханием должно проходить при глубине воды до уровня груди обучаемого, так как при первом выполнении этих движений обучаемый после вдоха погружается в воду и на мелком месте может задеть ногами дно.

 

Цикл движений при плавании стилем брасс отличается от цикла движений, выполняемых на устройстве, только работой ног. В воде ноги сгибаются не только в коленных суставах, но и в тазобедренных; кроме того, движения в стороны происходят по более широкой траектории, чем на устройстве.

Описанные методика обучения и тренажерное устройство испытаны в Рижском медицинском институте на большом контингенте студентов. Процесс обучения одной из групп показан в таблице. Как следует из ее данных, после освоения всего цикла движений в сочетании с дыханием дальность плавания резко увеличивается от занятия к занятию.

Изложенное выше позволяет рекомендовать для практики целостный метод обучения плаванию стилем брасс с применением тренажерного устройства.

 

ПРОСТЕЙШИЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ПЛОВЦОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИЛЫ

   
И. П. Карташов, аспирант ГДОИФКа имени П. Ф. Лесгафта
 

Арсенал приспособлений для развития специальной силы пловца с каждым годом пополняется. Однако многие тренажеры весьма сложны в изготовлении, что затрудняет их внедрение в практику. Важным и перспектив-

 

ным является поиск простых модификаций существующих тренажеров.

В последнее время широкую популярность у спортсменов получили тренажеры против сил трения. Нами предложен сравнительно прос-

Library

 

 

55

Up

 

   Prev Назад   Next Дальше   Contents К содержанию   Home На главную   Library В библиотеку   Up В начало